Редакторская статья «ФИГУРЫ В ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ. Анаколуф и солецизм.»
Тип: Редакторская статья
Автор:
Читатели: 8964 +1
Дата:

ФИГУРЫ В ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ. Анаколуф и солецизм.

 

В поэтических строчках поэтов нередко можно встретить несоответствие падежных, временных и глагольных   форм, а так же и нарушение морфологических или грамматических норм литературного языка. Некоторые из них допустимы, а от других надо уходить.

  У истоков русской поэзии, когда формировался литературнный стих и заканчивался процесс становления русского литературного языка, для поэтов  18-го века было типично нарушение  языковых, синтаксических, метрических и других норм.  Одни из них принимались, другие рекомендовались, третьи отвергались полностью.

  Время шло. В поэзии появлялись гениальные поэты, ширился и изменялся язык, вносились новые нормы, повышались требования к русскому слову и слогу, менялась сама поэзия...

  Сейчас 21 век. А в произведениях современных поэтов до сих пор встречаются всё те же поэтические фигуры, от которых никак не уйдёт наша поэзия, и время от времени нам напоминает её истоки. И всё так же какие-то из этих фигур остаются приемлемы, а какие-то режут слух и с ними надо расставаться.

  Если поэт поставил задачу писать стихи не себе в тумбочку, то он, как уважающий себя,  должен знать эту скучную науку и писать грамотно, "дабы потомки удивлённо не тыкали указкой в его строку...", писать грамотно и владеть лексикой и запасом слов в языке, на котором он пишет.

 Что же это за поэтические фигуры?

  1.  АНАКОЛУФ - (от греч.- непоследовательный, несогласный) - синтаксическая несогласованность членов предложения, не  з а м е ч е н н а я   автором или  д о п у щ е н н а я   у м ы ш л е н н о   для придания фразе харакиерной остроты ( например, в бытовой речи или речи взволнованного человека).

     Однако, неправильная конструкция анаколуфной фразы не затемняет смысла, что наблюдается при амфиболии.

     Анаколуф встречается у больших мастеров литературы - у А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Тютчева, С.Есенина, Б.Пастернака и др.

                              Усердно помолившись богу,
                              Лицею прокричав ура,
                              П р о с т и т е,  б р а т ц ы,  м н е  в  д о р о г у,
                              И  в а м  в  п о с т е л ь  у ж е  п о р а.
                                                                        (А.Пушкин)

      Здесь между первым и вторым двустишием пропущены слова ("я говорю"), второе двустишие не взято в кавычки, как прямая речь. И АНАКОЛУФ заключается в том, что деепричастные обороты первых двух строк соединены со вторым двустишием без посредствующего звена к речи, которая прозвучит во втором
двустишии.

    Следующие примеры:

                        К о г д а  с  у г р о з а м и  и  с л ё з ы  н а  г л а з а х,
                        Мой проклиная век, утраченный в пирах,
                        Она меня гнала...                  (А.Пушкин)



                        К губам поднесу и прислушаюсь,-
                             Всё ли один на свете,-
                        Г о т о в ы й  н а вз р ы д  п р и  с л у ч а е,-
                             И л и  е с т ь  с в и д е т е л ь.
                                                                 (Б.Пастернак)


    Вот пример АНАКОЛУФА у В.Маяковского:


                       ...Но скажите,
                                     вы,
                                        калеки и калекши,
                       где,
                           когда,
                                 к а к о й  в е л и к и й  в ы б и р а л
                       п у т ь,
                            ч т о б ы  п р о т о п т а н н е й
                                                             и  л е г ш е.

    А вот С.Есенин:

                       Но мечтать о другом, о новом,
                       Непонятном земле и траве,
                       Ч т о  н е  в ы р а з и т ь  с е р д ц у  с л о в о м
                       И  н е  з н а е т  н а з в а т ь  ч е л о в е к.

    Есенинский АНАКОЛУФ вполне заменим выражением более простой конструкции: "чего сердце не выразит словом, и что человек не знает, как назвать".


    Как явление синтаксической несогласованности в предложении, АНАКОЛУФ следует отличамть от амфиболии и солецизма, являющихся нарушением морфологических и грамматических норм литературного языка.
                                                         


    2. С О Л Е Ц И З М ( от гшреч.СОЛ, древней афинской колонии в Киликии, где вследствие национальной пестроты греческий язык утратил свою чистоту)- термин античной риторики, н а р у ш е н и е   м о р ф о л о г и ч е с к и х   или  г р а м м а т и ч е с к и х   н о р м   литературного языка  б е з   у щ е р б а  для значения данного слова или выражения.

Например: "С к о л ь к о   в р е м я?" (вместо сколько времени)

Излюбленная форма пушкинских солицизмов, это деепричастие настоящего времени несовершенного вида с приставкой, придающейзначение прошедшего времени.

                       ...Как на тебя взор острый  п р и г в о з д я (вместо  пригвоздив),
                       Качает он с прзреньем головою.

                       Мой друг, доколе не увяну.
                       В разлуке чувство  п о г у б я (вместо  погубив),
                       Боготворить не перестану
                       Тебя, мой друг, одну тебя.


     У В.Мяковского тоже встречаются глагольные  СОЛЕЦИЗМЫ:
                       Хотя
                           усов
                               и не полагается ей,
                       Но водит
                               по губке,
                                        усы  в о з о м н я( вместо возомнив),-
                       Дескать - готово,
                                        наточил и брей.
   
     М.Лермонтов:
                 Из п л а м я  и света  ( вместо  из пламени)
                 Рождённое слово.

                 ...в его кудрях волнистых
                 Не выглянет  д о  в р е м я  седина. (вместо  до времени)
                         

     Есть и у меня такие примеры  в  "Журавлиной верности":
                     
                 Журавль очень долго кружил над кладбИщем,
                 Стоял у оградки  ч а с ы... (вместо часами)


     Как фигура, СОЛЕЦИЗМ является одним из нарушений литературного языка, но, как не приносящая ущерба слову или выражению, оставляет за собой право БЫТЬ, и часто встречается в произведениях современных авторов.


      С уважениям к читателям. В случае возникновения вопросов, обращайтесь.
       Людмила Непорент      

Разное:
Реклама
Обсуждение
     15:13 23.11.2015
Интересно! А сам Пушкин знал что он употреблял Анаколуф? Или это уже современники, подогнали его, стихи под правила стихосложения?
     17:31 08.07.2015
Спасибо огромное. Очень познавательно.
Тропы в речи - вообще целый мир.
Анжабеман, ассонанс, аллитерация, панторифма - звучит как музыка.

С уважением. Ляман Багирова.
     21:40 14.05.2012 (1)
Цитата.

"А в произведениях современных поэтов до сих пор встречаются всё те же поэтические фигуры, от которых никак не уйдёт наша поэзия, и время от времени нам напоминает её истоки."

Конец цитаты.

Фигуры встречаются, поэзия не уйдёт, время от времени... А кто напоминает, фигуры? Тогда "напоминают". Поэзия? Тогда без запятой после неё. Если поэзия - объект, то "напоминает О СВОИХ истоках" и с прописной буквы: Поэзия. Если она - на одних весах с истоками, то "напоминает ЧЕМ? тем ЧТО?.." Упс. Истоки. Дерево напоминает его корни. Дерево ПОХОЖЕ НА СВОИ корни, а поэзия - НА СВОИ истоки. То есть, сейчас она - поэзия, а прежде была истоками. Врача, скорее: мне хорошо.

Видимо, всё же "напоминаЮт", всего одна букевь. Хотя Вы правы: какой Дюма, себя прочесть успеть бы. Я Вас прочесть не смог, при всём при том любя, как любит Бахус рог, вином усы моря; как не смогли и Вы прочесть хотя бы раз свой пост о праве Мы на следованье Вас.
     01:42 15.05.2012
Уважаемый дядюшка!
Вы считаете, что всё то, о чем Вы так старательно язвили, исказило мою статью? Так ведь нет же!
Ну, а если знаний у Вас больше, так пишите сами, и значительно лучше. А мы у Вас поучимся.

"А в произведениях современных поэтов до сих пор встречаются всё те же поэтические фигуры, от которых никак не уйдёт наша поэзия, и время от времени нам напоминает её истоки."

На Вас моей грамотности не хватило. Но мне 73 года, и я ещё сижу за компьютером. И стараюсь поделиться тем, что знаю, возможно где-то и недостаточно верно выразив свою мысль.
Но повторяю, сути статьи, её цели это не исказило. Считайте, тот же самый СОЛЕЦИЗМ.

А грамотность приветствую! И не прячу своей фамилии. Всего Вам доброго! Л.Непорент
     01:43 23.04.2012
Вот стихотворение. Что Вы  можете сказать по поводу: "Поэт замёрзнул над словом"?



Давай играть

В Летнем саду, где Янус,
Где дождь, вечный, как время,
Где вечная, будто Лета,
Нева несётся вспять,
Давай в любовь играть.

Где в дворике полусветлом
На каменном пьедестале
Поэт замёрзнул над словом
И рифмы не может подобрать,
Давай в любовь играть.

На набережных каналов
Брусчатых, будто тёрки,
Давай в любовь играть.
Давай, давай играть!
Чтоб было о чём вспоминать.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама