Главная страница
Новости
Дуэли
Голосования
Партнеры
Помощь сайту
О сайте
Регистрация
Вход
Проверка слова
www.gramota.ru
Ангкор. Греко-буддизм в Камбодже. Затворки Империи (страница 1 из 2)
Тип: Заметки
Сборник: Необычные истории городов
Автор: Батарин В.
Баллы: -1
Читатели: 172
Внесено на сайт: 10.02.2015

Альбом

Предисловие:
Моё видение истории Азии. автор - Батарин Владислав.

Ангкор. Греко-буддизм в Камбодже. Затворки Империи

Ангкор. Греко-буддизм в Камбодже. Затворки Империи.



                1. Что мы знаем сегодня про Ангкор.
         Ангкор- это крупнейший храмовый комплекс Юго-Восточной Азии, являющийся главной достопримечательностью Камбоджи. Находится в 7 км к северу от города Сиемриап.
По официальной версии: строительство столицы Кхмерской империи начато здесь в 9 в., а наиболее значительные постройки сооружены в 12-13 веках. До 12 века храмы посвящались божествам индуистского пантеона, с конца 12 века в государстве был официально принят буддизм. В 15 веке, после разрушения сиамцами, город был покинут и постепенно поглощен джунглями. Считается, что название Ангкор («столица») происходит от санскритского понятия Nagara («город») (возможно просто звучит славянское «град» или «на горе»).
 Краткие описания некоторых храмов можно посмотреть в конце статьи.
Вторично, уже для современной цивилизации, был  открыт французом Анри Муо в 1860, с 1907- в составе Камбоджи. Европейское «открытие» Ангкора в 1860-х годах Анри Муо стало международной сенсацией. К 1870-м годам он был посмертно признан открывателем затерянного города-храма Камбоджи. Однако фактом является и то, что французский миссионер, известный как Шарль-Эмиль Буйево, посетил Ангкор за 10 лет до Муо и опубликовал свой собственный отчет о находках. Он был полностью проигнорирован. Считается также, что  португальские (или вполне возможно- османские из Порты) путешественники в XVI в. тоже проходили через Ангкор, упоминая его как «окруженный стенами город».
В XVII в. японский паломник нарисовал детальный план Ангкор Вата, хотя он по ошибке заключил, что видел его в Индии, а не в Камбодже. Но это совсем туманное событие! В 1911 году в Японии была обнаружена копия документа, на котором изображен детальный чертеж некого храма, в котором «узнали» Ангкор Ват. По легенде: японский сёгун послал того паломника японского в Индию («Далёкую» страну), в святое для буддистов место Джаватана. Но тот добрался, вроде как, до Камбоджи, составил чертеж  Ангкор Вата, подписал Джаватана (Jetavana-vihara) и отдал сёгуну. Существуют следующие версии: либо паломник всех обманул: выдал индуистский храм  в Камбодже за буддистский в Индии, чтоб не быть казнённым за бесцельно потраченные денежные гранты на экспедицию, либо и не был совсем в Камбодже, и аналогия этих двух храмов приблизительная (развалины и есть развалины-чем то похожи, хоть и грандиозны, а описания тоже приблизительные). И вообще, в Азии (и не только) многие храмы часто строились по некоторым общепринятым канонам. Так ли и иначе, до Шарль-Эмиль Буйево и прочих французов (то сеть до 19 века!) ДОСТОВЕРНЫХ сведений или чертежей Ангкора, вроде как, и нет!
Хотя, можно сформулировать и ещё одну версию: та самая японская схема Храма-оригинал, или иная схема  Храма, даже вполне реального существующего  и не Камбодже, а в Индии или в другой «Далёкой стране», могла быть использована французами в 19 веке для возведения новых сооружений, реставрации старых на базе имеющихся развалин.
«Зачем это французам, и разве они смогли бы!?»- спросит любой неискушенный читатель. То, что «смогли бы»- тут и особых доказательств не надо: достаточно вспомнить, как вольно интерпретировали и корректировали египетскую историю во времена похода Наполеона в Египет. Иногда использовали пушки- военные, стреляя по Пирамидам и Сфинксу в Гизе, иногда зубила- археологи, сбивая «ненужные» надписи. Как только поступил политический заказ, то сразу и всё смогли «объективные» археологи, живущие на гранты французского правительства. Но зачем это надо было французам именно в Камбодже? Соображения об этом ниже.
Вообще говоря, первые карты, где представлены изыскания Муо, опубликованы только в 1966 году. Известно также, что Пра Кхан, Та Пром и ряд  других сооружений не упоминались во французском издании Муо. Известно, что в старых картах  было много несоответствий современному состоянию зданий, подобных, например, смещению центра Байона, которые признали ранними ошибками, исправили в картах только в начале 20 века.  [1.]
Возможно,  просто Муо что-то не обнаружил, что нашли другие или обнаружил не то, что принято считать сегодня. Вопросы к колониальной администрации Франции и археологам того времени по этим позициям встают нешуточные. Раскроются ли когда-нибудь архивы тех времён? Или время скроет правду?
Французские археологи того времени не скрывали, что целью их путешествий в колониальную Камбоджу являлось подтверждение присутствия здесь Франции и подтверждения её могущества. То есть цели изысканий были политическими в ПЕРВУЮ очередь.  Франция в Азии не обладала до тех пор колониями с грандиозными «древними» постройками и артефактами подобных тем, чем владели британцы в Индии. Возможно, у французов был на этот счет «комплекс неполноценности», который они хотели преодолеть всеми возможными способами. И ради этого пойти порой на некоторые подлоги. Тем более египетский опыт то был. И повод тоже. Воспользовались ли? Могли, обрадовавшись найденным достаточно грандиозным развалинам, чтоб утереть нос соперникам-британцам, что-то восстановить, а что-то и достроить, превратив религиозное сооружение в город. По мнению политиков тех времен: сила Империи не только во владении богатыми колониями, но и колониями, богатыми историей и древними артефактами. А если есть грандиозные артефакты, то их нужно защищать (в том числе и от разрушения), а защищать их может только сильное государство, подобное Франции, а не слабые азиатские правители Сиама или Камбоджи. [1.]
Не всё так просто и с официальной хронологией, предложенной, в основном французами.
Не было согласия между французами. В 1927, например, Филипп Стерн ставил под сомнение общую хронологию кхмерского искусства и методы, её фиксирующие. Он предлагал использовать различные методы датирования. Датировку событий, применяемую ранее, считал несовершенной.
Еще один штрих: при чтении традиционной истории Камбоджи ловишь себя на мысли, что ранняя история Камбоджи порой напоминает библейские сюжеты Нового Завета и историю становления централизованного государства на Руси. Интересны  «звучащие» на санскрите имена кхмерских правителей и воителей, и  такие, вроде как мелочи: свечи в храмах; наличие мест для пожертвования денег; обрызгивание кисточками водой, как в христианстве. В Таиланде (пример буддизма и людного туристического места), около Храма Изумрудного Будды  можно даже взять цветок- лотос, похожий на кисточку, и обрызгать своих друзей и родных (смотри на фото. автор.). Колоколов в Храмах Камбоджи не видел, но они широко представлены, например, в буддистских Храмах соседнего Таиланда. Ещё к слову: в Храм Изумрудного Будды можно войти только в длинных брюках, женщинам- в одежде с покрытыми плечами. Такие ограничения по одежде и в Камбодже. История Изумрудного Будды интересна: он веками путешествовал по всей Азии, в том числе и в Лаосе, и в Камбодже.
На барельефах далекого от Ангкора, но тоже камбоджийского храма Бантеай  Тьхмар видим узнаваемые сцены попадания грешника в ад. На барельефах южной стороны внутренней галереи: котел с кипящей смолой, куда бросают грешников. Этот котел, кстати, напоминает современные котлы, в котором кхмеры готовят еду на большие праздники, кладя тушу животного целиком в котёл. Позади, есть другие сцены наказания провинившихся грешников.
Вполне возможно: история Великого Рима и Иерусалима, привнесенная в эти «Далекие земли», в том числе и Александром Македонским («Защитником из Македонии»), могла, как это было не раз в других дальних от Рима районах, исказиться и трансформироваться в местные верования, мифы и легенды, под которые строились храмы, подбирались местные ландшафты при национализации порой чужой истории. И как это было и в других «дальних» от центра Империи (Римско-греческой) районах, местная история соединилась с внешней (чужой или когда то общей) и развивалась уже самостоятельно, пока в 19 веке не заявились французы, запутавшие всё ещё больше...
                      2. Библейские и греческие сюжеты в Ангкоре.
    2.1 Немного штрихов.

Картинка на барельефе. «Женщина с колыбелью в помещении».
Всё это ничего бы не значило особенного, но сверху мы видим рыб, а рыба, как известно: символ  Иисуса Христа. Рыб вокруг много- они бросаются в глаза, не давая забыть про них. А слева мы видим дерево, которое в христианстве часто означало тоже, что и Крест Спасителя. Справа: склонившиеся перед колыбелью люди.  Если всё остальное верно, то не волхвы-цари ли это- двое из трех? Говорят, что «древние» скульпторы старались везде, где можно, изображать сценки из повседневной жизни кхмеров. Причем рядом с изображениями Великих военных сражений.  Почему, там, где по логике должны быть изображены только выдающиеся события из истории, тем более это стены королевского дворца или города-монастыря, мы видим якобы события из «повседневной» жизни, не связанные с рядом изображенными выдающимися сражениями. Может эта изображенная «повседневная» жизнь- и есть тоже ВЫДАЮЩЕЕСЯ событие, только неправильно трактуемое, или забытое со временем. Как возможно и остальные с виду невинные  и «однозначно-бытовые» сценки из жизни. Видимо стоит посмотреть повнимательнее на некоторые из них, попробовать привязать к ряду известных событий, иначе интерпретировать  или более точно оценить их «древность»? Тогда «ловля рыбы» и так далее смогут обозначить и что-нибудь иное. Или применить иную логику к рассмотрению «сцен из мирной жизни». Вот возьмём «сцены из мирной жизни» Байона на  барельефах галереи первого этажа. Мирная жизнь здесь явно показана не с целью: обрисовать быт простых граждан, а с целью: донести до потомков государственное устройство того времени. Здесь явно обозначена и задокументирована структура, возможно кастовая, «кхмерского» государства. А это уже иной уровень подачи информации о жизни в Камбодже. На барельефе показано существование государства на трёх уровнях, разделенных деревьями с птицами (прям- «райскими садами»). На первом: элита и её приближенные, возможно обожествлённый правитель. На втором: возможно религиозная или ученая составляющая общества, монахи. С боку- армия. На третьем: простолюдины с их заботами и работой.
Конь с человеческими ногами- Троянский конь.
Небольшой храм Neak Pean короля  Jayavarman VII (возможно латинизированное имя короля: звучащее, как король из династии «Георгиев-завоевателей», но может и не так). Название Храма означает: «переплетенные змеи». Перед храмом стоит статуя лошади Balaha (по кхмерской легенде эта лошадь спасала праведников во время всемирного потопа или просто от кораблекрушения). Напрашивается аналогия с Троянским Конем из Илиады и произведений про взятие Трои. «Данайцы отплыли в море, когда сожгли свой стан, оставив в Коне героев». А «переплетенные  змеи» отдаленно напоминают сюжет про  Лаокоона (Лаокоонта) оттуда же. После того, как Лаокоон призвал троянцев не верить «данайцам» и стукнул копьём по бокам деревянного коня, «на море показались два чудовищных змея. Быстро плыли они к берегу, извиваясь бесчисленными кольцами своего тела на волнах моря. Высоко поднимались красные как кровь гребни на их головах. Глаза сверкали пламенем. Выползли змеи на берег около того места, где Лаокоон приносил жертву богу моря Посейдону. В ужасе разбежались троянцы. Змеи же бросились на двух сыновей Лаокоона и обвились вокруг них. Поспешил на помощь сыновьям Лаокоон, но и его обвили змеи…». Это предзнаменование настолько тревожит спутников Энея, что они во главе с героем уходят на гору Иду. Возможно, посвящение этого храма как то связано с выдающимся событием «древнего» мира- с «войной за Трою» или каким-то периодом этой Войны. Рассказы о котором докатились до самых окраин Империи.
Статуя крылатого коня Балахи, который является одной из инкарнаций Авалокитешвары, приведена на фотографиях. В восточноазиатском буддизме он известен в женских ипостасях под именами Гуань Инь в Китае и Каннон в Японии; и является одним из самых почитаемых представителей буддийского пантеона.
                     2.2 Греко-Буддизм. Нимб.
Интересные факты из истории Камбоджи.
В 1942 г. на раскопках города  Бапнома-Окео нашли римские и парфянские монеты, а также предметы РИМСКОГО прикладного искусства. Как утверждают архитекторы: отдельные элементы эллинистической архитектуры нашли место в украшении  построек этого портового года.  В принципе сейчас это объясняется широкими торговыми связями Камбоджи с Римской Империей и только. Но есть ещё интересные аналогичные находки. Есть статуя Будды из музея Пномпеня и две буддийские статуи, найденные в Ват Рамлоке(«Рим+…») в Ангкор Борей. Черты лица у всех трех статуй(БУДДЫ!) не кхмерские, в них можно найти эллинистические или гандхарские черты. Здесь мы наталкиваемся на так называемый в традиционной истории- «Греко-буддизм». Ниже приведены, как примеры, фото индийской и пакистанской скульптур Будды в этом стиле. Европейские черты лица, одежда греко-римская, христианский НИМБ над головой.
Как утверждают археологи: расшифровку черт многих найденных статуй Будды в Камбодже сильно затрудняло то, что многие их них были обезглавлены, прям как наши «скифские бабы» (и как нам говорят-это типично кхмерская традиция: обезглавливать статуи врагов). И я ещё могу понять, когда обезглавливают статуи мужчин и чужих Богов, объясняя это тем, что хотят отнять тем самым силу у своих врагов, но как это объяснение работает в отношении женских статуй? Если это просто мщение врагам, то почему отрубают только головы, оставляя остальное? Что такого было в головах врагов? Да и обезглавленные Боги были часто ОБЩИМИ! Почему их лица раздражали? Или раздражали греческие европейские черты и иные «некорректные» исторические знаки, например, христианский НИМБ над головой?
Приведу примеры обезглавленных кхмерских «баб». С их фото можно ознакомиться по книге Н.И. Рыбаковой [3.]:
1. Пном Бакхенг. Женское божество в нише храма.  Глава 2.
2. «Черная» дама из Прасат Неанг. Глава 2.
3. На самом деле и другие там же, но без имени.
Есть ещё обезглавленный торс Вишну, хранящийся ныне в Париже. «Тело с великолепно проработанной мускулатурой…». С проработанной мускулатурой много статуй и здесь и по Азии. Тут интересно другое:  скульптору для создания такого произведения необходимы знания строения тела, его мышц. А для этого порой необходимо, чтобы был накоплен опыт вскрытий тел местными хирургами, и при этом местные священнослужители были бы не против! В Европе церковь много лет противилась хирургическим вскрытиям, и поэтому европейские скульптуры с прорисованной мускулатурой: либо являются произведениями поздних веков; либо, если считаются древними, скорее всего, неправильно датированы. А вот как обстояло дело  с хирургией и религиозными запретами в этой области в Камбодже в древности и средних веках- я не знаю. Это вопрос к  специалистам. Но что-то говорит мне, что статуи с «великолепно проработанной мускулатурой» не могут быть сильно древними.
     Греко-буддизм- это  смешение греческой культуры с религией буддизма. Считается, что греко-буддизм существовал

Послесловие:

Оценка произведения:
Разное:
Подать жалобу
Обсуждение