Заметка «Беломорье. На Соловках (путевые заметки)»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
«Соловецкий монастырь»
Соловецкие острова (Архангельская область)

Беломорье. На Соловках (путевые заметки)

Сегодня был удивительный день. Удивлению, а еще больше восхищению, увиденному нами, не было конца.
  Сразу же после завтрака в ресторане гостиницы, буквально через пять минут, были уже на борту «Метели». Вчера мы впервые увидели Белое море, а сегодня впервые шли по нему на быстроходном судне. Температура воздуха около десяти градусов тепла, для нас, южан, непривычно такое прохладное лето.
  Белое море – часть Северного Ледовитого океана, его арктическое внутреннее море. Суровость его климата чувствовалось утром на открытой палубе, по пути на Соловецкие острова. Ветер еще сильнее усиливал холод. Волны в море были, но не слишком большие. Стоя на палубе и вглядываясь в море, надеялись увидеть белух. И, как нам показалось, вдалеке мы их увидели. Две крупные белые точки то выпрыгивали из воды, то вновь исчезали. К сожалению, бинокль на палубу в этот раз не взяли, забыли его в рюкзаке внутри судна. Еще мы сегодня впервые отправились в новый для нас регион – в Архангельскую область. Именно ей административно принадлежит Соловецкий архипелаг.
  В пути были около двух часов и вот, наконец, к всеобщей радости, «Метель» причалила к Соловкам. Погода значительно теплее, чем в Карелии, пришлось снимать с себя куртки и спортивные кофты. На берегу нас встретила экскурсовод Анастасия, провела к монастырю и передала в руки другому гиду – девушке Аси. Наше знакомство с Соловецким монастырем началось. Нельзя сказать, что мы обошли его вдоль и поперек, многие его объекты закрыты на реконструкцию  и недоступны для посещения. Но мы увидели очень много: посетили две церкви, посмотрели монастырскую крепость, мельницу, ризницу… Экскурсия сопровождалась интересным  рассказом Аси, она поведала нам об истории Соловецкого монастыря, в которой прослеживается трагическая судьба всей России…
  После экскурсии по монастырским местам мы попрощались с Асей и вновь встретились с Анастасией. С ней отправились на берег Белого моря, к литорали, где заметно влияние приливов и отливов. Пройдя интересное место – пляшущие березки, мы оказались на лабиринтах, сложенных из гладких и замшелых валунов. Возможно, что они, как и беломорские петроглифы, очень древние. Считается, что если загадать желание и пройти по всему лабиринту от начала до конца, не запутавшись, оно непременно сбудется. Вода в море холодная, но мы, закатав брюки до колен, все же прошлись вдоль берега среди знаменитых беломорских водорослей.
  Погуляв по беломорскому берегу, пообедали в ресторане гостиницы «Соло» недалеко от мощных монастырских стен, которых мы обошли полностью, задержавшись немного на берегах Святого озера. Чтоб представить то, что мы увидели, стоит взглянуть на купюру 500 рублей. Вид один в один.
  После обеда пошли самостоятельно знакомиться с Соловецким поселком и его замечательными музеями. У нас в запасе было двух часов, и мы успели побывать сначала в морском музее, потом в музее Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН). Первый музей – бесплатный, вместе с тем очень интересный с точки зрения географии. Его настоящим украшением является огромная цветная рельефная карта, вырезанная из дерева и размещенная на стене. Она рассказывает посетителям о маршрутах  отважных русских мореходов – поморов и их географических открытиях. В центре музея - копия древнего судна, его можно детально рассмотреть с галереи второго этажа. Второй музей – история ГУЛАГа. Рассказ экскурсовода и огромное количество подлинных вещей, представленных в выставочных экспозициях, оставили очень сильное и глубокое впечатление, как в Севастополе - на 35 береговой батарее. Ком у горла стоял от всего увиденного и услышанного в музее.
  После музеев и сувенирных лавок уже на теплоходе «Василий Косяков» отправились в обратную дорогу. Мы обратили внимание на то, что если в Карелии шампуни, косметика, лекарственные препараты сделаны на основе или с содержанием в них шунгита – минерала черного цвета, очень похожего на уголь (его небольшие камешки мы смогли собрать, когда посещали Кижи, он там просто валяется под ногами),  то на Соловках активно для этих целей используют морские водоросли, например, ламинарию (она же – морская капуста). На всем обратном пути в Рабочеостровск пробыли на палубе, кормили голодных чаек, которые выхватывали хлеб прямо из рук, ели вкусные горячие пончики, приготовленные здесь же, на судне. А потом в бинокль по очереди долго всматривались на морскую гладь. И удача нам улыбнулась. Сначала далеко, почти на горизонте увидели двух крупных, высоко выпрыгивающих из воды, белух. Здесь уж точно мы не могли ошибиться, в бинокль они были отчётливо видны. А потом совсем рядом, справа от судна, увидели выглядывающую из воды маленькую мордочку тюленя. Мы рассматривали его, а он, как нам показалось, ни капельки не боясь, рассматривал нас, пока не нырнул под воду. Море вечером, по сравнению с тем, что было утром, спокойнее, а на палубе значительно теплее. На поверхности моря огромными бурыми пятнами плавали водоросли.
  Вернувшись в Рабочеостровск и оставив вещи в гостинице, пошли гулять по поселку. Из местных достопримечательностей,  безусловно, выделяется деревянный дом на берегу Белого моря. Здесь, на окраине Рабочеостровска, проходили съемки российского кинофильма «Остров». Места живописные, красоту им придавал еще и яркий закат. Мы прошли к сохранившемуся после съемок дому практически через весь поселок. С виду вроде ничего особенного, может, чуть высоковат по сравнению с окружающими его поодаль такими же домами местных жителей.  Возвращались назад, когда уже полностью стемнело, под гул надоедливых комаров. На юге Карелии их не было в таком количестве как здесь.
  Завтра наше путешествие по Карелии заканчивается, радует то, что почти весь день еще будем ехать по ее территории через Кемь, Медвежьегорск и, конечно же, Петрозаводск. Надеемся, что «долго будет Карелия сниться…». Надеемся, что еще когда-нибудь сможем увидеть снова этот удивительный по красоте край, достойный того, чтобы полностью войти в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Очень хочется вернуться, ведь не увидели красот Рускеала, не погуляли по улицам Кондопоги и Лахденпохья, посетили еще не все замечательные карельские музеи. Не знаем точно, сможем ли приехать сюда еще раз, но одно мы можем сказать точно уже сейчас: «Мы любим тебя, Карелия!».