Заметка «Нужна ли нам критика, и какая?»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 22
Читатели: 818 +1
Дата:

Нужна ли нам критика, и какая?

    Постараюсь не быть многословным.
   
    Критика в пределах литсайтов существует в виде
  • обзоров, составляемых отдельными знатоками дела самочинно, по просьбе редакции или прочих авторов;
  • рецензий, испрашиваемых авторами у штатных рецензентов, назначаемых, опять же, из общей массы писателей;
  • разрозненных комментариев с дельными или бездельными советами, нередко удаляемых авторами произведений.

       По факту, продуктивной критики на литсайтах не существует.
       Во-первых, потому, что анализ всего спектра произведений, как правило, выполняется дилетантами или специалистами сугубо узкого профиля (например, бывшими газетными или журнальными редакторами, если не сотрудниками меньшего масштаба, среди которых найдутся люди недюжинных дарований, но вряд ли проявится Белинский).
       Во-вторых, потому, что критика не имеет системы, а потому и не ведёт к какому-либо обще ценному благому результату. Отдельные искры в литературной золе, не более того.
       В-третьих, потому что критическому разбору нередко, по просьбе авторов, подвергаются откровенно бездарные произведения, при этом, расплёскивая воду, даже сквозь микроскоп бывает трудно усмотреть какого-либо младенца.

        Выводы, по тем же пунктам.
        Первое. Желательна профессиональная, непредвзятая критика совне литсайта.
        Второе. Критике должен быть посвящен особый, систематически ведущийся раздел (для этого не нужно пересматривать структуру сайта, достаточно создать площадку для общения в формате, близком к формату конкурсов).
        Третье. Критическому разбору должны подвергаться объективно лучшие произведения, а не многотомные стенания графоманов, с этой целью работы должны проходить некий предварительный (опять-таки, выходит, что конкурсный) отбор.

         По первой позиции. Где искать критиков? В Литературных институтах, как минимум - на филологических факультетах вузов. Причём, по факту, готовых однократно поработать на благотворительных началах, просто ради дела развития отечественной литературы (литсайт, безусловно, должен воздать каждому такому критику-консультанту подобающую ему честь на своих страницах, в некотором смысле - вывести его из "тени стеллажей с научными трудами", популяризировать его личность, "сделать специалисту рекламу").
         Каков должен быть уровень профессионализма консультанта? Полагаю, ветвление здесь может идти по жанровому принципу (включая малоупотребимые в действующих конкурсах, но по факту присутствующие в конкурсных работах жанры Очерка, Мемуаров, Эссе и т.п.). Может использоваться и принцип "литературных направлений" (в историческом ракурсе и в плане современных исканий, например, мало кому известная Фрактальная Поэзия). Третий принцип - литературных школ (от подражаний признанным мэтрам пера до создания собственных объединений с осознанными авторскими манифестами).
        В частности не вникаю, однако трехчастность "профессионального ведения" критика обозначу штрихами:
  • глубокое знание сути предмета, будь то жанр, литературный стиль или персоналия;
  • способность без напряжения разъяснить суть предмета, популяризировать вопрос, отослав ко внятным, но строго научным источникам в И-нете и на библиотечных полках;
  • желание и возможность дать экспертную оценку трудам авторов литресурса.

        По второй позиции. Необходим специальный конкурс, "бонусом" в котором явится не накопление баллов, цветных значков на авторской странице, грамот и дипломов (хотя и это не отменяется), а именно Литературная Учёба. Публикация высоко оцененных критикой произведений (прислушиваясь к гласу народа) возможна в электронном формате, непосредственно как сборник произведений на самом литресурсе. Призывать дать на такой сборник внешние ссылки будет не стыдно именно тогда, когда каждое произведение будет взвешено и оценено рукой профессионала, а не произвольно избранными присяжными заседателями.
       Помимо сылок на произведения, ведущие на авторские страницы, можно сопроводить такой сборник тематическими иллюстрациями (для читателей-визуалов), раскрывающими смысл и суть написанного. Плюс, безусловно, скомпоновать ссылки на произведения со ссылками на умные критические замечания (не только "внешних" экспертов, но и самих авторов сайта).

       По третьей позиции. Предлагаемый конкурс не должен зависеть от трудов и вдохновения одного автора, каким бы деятельным и боевитым он ни был. Это должно быть общее дело и общая идея, самодвижущаяся по принципу "отряд не заметил потери бойца". Если, конечно, возможность подобного конкурса ценна для литресурса.
        Мне представляется, что для Фабулы данная идея ценна. Посему этой заметкой приглашаю всех заинтересованных авторов к продуктивному полилогу.

       Название площадки, как затравка будущего движения, выкристаллизовалось по прошествии долгого времени: Луч Фабулы, что расшифровывается как Литературная учёба Фабулы.
       Верю, что идея не будет заболтана и погребена, надеюсь на вдумчивый отклик Мелькора и всех авторов, желающих не столько себя показать, сколько узнать новое и научиться лучшему в мире литературы.

       С равным уважением к читавшему и к закрывшему без прочтения,
       В.А.

  • Оценка произведения:
    Разное:
    Реклама
    Обсуждение
         18:30 25.01.2016
    1
    Критика  критикой, но за  базаром  следить  надо.
         16:31 22.01.2016 (1)
    Я прочитал сей труд как фантастический рассказ....
    Всё верно, но это не более мечтаний персонажа великого романа Гоголя...
    Аноним      17:16 22.01.2016 (1)
    Павла Чичикова? Или Тараса Бульбы?
         17:25 22.01.2016 (1)
    Яйценоса с порошнёй!
         17:50 22.01.2016 (1)
    Дядя Петя, без них никак? Ну взрослый же человек, не вынуждайте вновь вас ЧС-ить.
    За сравнение с фантастическим рассказом - отдельное спасибо!
         18:05 22.01.2016 (1)
    Брат, да ты обидчив? Воля твоя, я всего лишь мнение высказал...
         20:29 22.01.2016
    Да и я всего лишь за базаром слежу. Какие могут быть обиды!  
         02:37 22.01.2016 (2)
    Реклама?!  Нет. А вот имидж автора Да. Если автор сам того желает. Критика и желаем имидж могут идти в одном направлении, а могут... Ну как -то так...
         13:02 22.01.2016
    Хотя я склоняюсь к тому, что курс обучения в школах имиджмейкеров слишком уж... Напоминает роль хорошей жены.
         13:00 22.01.2016
    Имидж -престиж! Вот Где-то так. Престиж - имидж - его произведения, его деяния, его участие в жизни страны, его политические взгляды, его отношение к происходящему в стране, его религиозные убеждения и много что можно сюда добавить. Включая и современный подход к понятию ''имиджа ''.
         22:39 21.01.2016 (2)
    2
    Критика нужна тому, кто хочет этого. Заказывайте рецензии, если Вам критика нужна.
    И все дела.
         22:49 21.01.2016 (1)
    1
    А по существу дела: рецензия - это обязательный и утомительный "подробный разбор полётов", одна из малопродуктивных ипостасей литературной критики. Понимаю, что Вам этот рабский труд на галерах мил и приятен, ибо Вы втянулись. По-своему это неплохо.
    Но.
    1. Критика должна быть свободна как по источнику своего происхождения, так и по своему объёму, который волен устанавливать сам критик, а не "заказчик музыки" (виноват, рецензии).
    2, Хорошая критика должна вести к всеобщей литературной учёбе заинтересованных лиц, а не к частным разборкам разборам произведений.
    Многие ли читают Ваши рецензии, кроме самих заказавших авторов? Высок ли Ваш КПД? Хотите ли Вы достигнуть большего, раздвинуть горизонты, как автора, так и свои? Или все мы довольствуемся данной нам свыше монополией на критические обзоры, так и не вникая глубоко в суть проблемы?
         23:04 21.01.2016 (2)
    2
    КПД маленький, может мне уйти мне с этой должности?
    Но кем она заказана, может пойдёт на пользу?
    Вы говорите ни о чём. Одна теория.
    Извините.
         01:22 22.01.2016
    1
    "Кому арбуз, кому свиной хрящик" (С) Народная пословица.
    "Пусть цветут все цветы, пусть соперничают сто школ" (С) Мао Цзэ Дун.
    Хай живе рецензент Яремчук! (С) Без иронии.
         01:19 22.01.2016
    Никто Вас с должности не гонит, никто не ущемляет Ваших границ. Но совещаться о теории, которая вскоре может стать практикой - удел людей с ожидаемо высоким КПД.
         22:42 21.01.2016
    Правильная реклама - уже полдела! (Я правильно написал слово "полдела"?)

    Головка сахара, три рубля денег, хороший мулла - и делу конец! (С)
         22:41 21.01.2016 (3)
    2
    Всё правильно.
         23:16 21.01.2016 (1)
    2
    ВСЁ неправильно.
         01:12 22.01.2016
    Если КАПСЛОКОМ, то да!
         23:05 21.01.2016 (1)
    2
    А я рассчитывал на тебя Красилов (почти С)
         01:16 22.01.2016
    "Пустое Вы сердечным ты..." (С) ??
         22:42 21.01.2016
    Спасибо, Александр! Я на Вас рассчитывал.
         23:17 21.01.2016 (1)
    Полностью согласен с тем, что сказал Владимир Алексеев в заметке и в комментариях и поддерживаю!!!
         01:15 22.01.2016
    Благодарю, Сергей! Будем стремиться дальше. Всё сколько-нибудь стоящее начинается с малого, несмотря на попутные усмешки.
         22:15 21.01.2016 (1)
    ВЛАДИМИР ВОТ БЫ САМИ ВЗЯЛИСЬ И СТАЛИ КРИТИКОМ
         22:27 21.01.2016 (1)
    АНДРЕЙ, ЗА МНОЙ НЕ ЗАРЖАВЕЕТ. ТОЛЬКО КТО ПОТОМ ПОСТАВИТ СВЕЧКУ НА ПОМИН МОЕЙ ДУШИ? ))
         22:48 21.01.2016 (1)
    НАДО СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОТКРЫТЬ
    КРИТИК, КОТОРЫЙ ТОЛЬКО КРИТИКУЕТ А ОЦЕНКИ НЕ СТАВИТ
    СВЯЖИТЕСЬ С МЕЛЬКОРОМ ПОПРОСИТЕСЬ В КРИТИКИ МОЖЕТ ОН ДЛЯ ВАС ОТКРОЕТ
    РАЗДЕЛ КРИТИКИ
         22:52 21.01.2016
    МНЕ УДАЛОСЬ СВЯЗАТЬСЯ С АБСОЛЮТОМ МЫСЛИ! ЭТО ДОРОГОГО СТОИТ! Я СЧАСТЛИВ!
    НЕ, АНДРЕЙ, РАЗДЕЛ НЕ НУЖЕН, НУЖЕН ОБДУМАННЫЙ КОНКУРС С КРИТИКОЙ И ЛИТЕРАТУРНОЙ УЧЁБОЙ В КАЧЕСТВЕ СУХОГО ОСТАТКА.
         21:26 21.01.2016 (1)
    Где искать критиков? В Литературных институтах, как минимум - на филологических факультетах вузов.

    Ну, да счас выстроимся в очередь к критикам студентам.Как Вы себе это представляете?Я знаком с одним маститым автором, ему по фиг критики и другая подобная хрень.У него голова болит за то, чтобы наладить сбыт своих книг.Ему нужен хороший литературный агент и покупатель.

    Всё, как всегда - литература такой же продукт  и его надо продавать, ну хотя бы для того,чтобы иметь возможность ей литературой заниматься.

    Верю, что идея не будет заболтана и погребена, надеюсь на вдумчивый отклик Мелькора и всех авторов, желающих не столько себя показать, сколько узнать новое и научиться лучшему в мире литературы.


    Хозяева сайтов такие же предприниматели, а не фантазёры-экспериментаторы.Но Вы можете верить - это Ваше право.
         21:50 21.01.2016
    в очередь к критикам студентам

    Помимо студентов там есть ещё и преподаватели, занимающиеся серьёзной научной работой. Не поверите, не перевелись!
    ему по фиг критики и другая подобная хрень

    И на здоровье! Здесь речь не о "маститых".
    литература такой же продукт  и его надо продавать

    А вы будете покупать несвежее и неопрятно упакованное?
    Хозяева сайтов такие же предприниматели, а не фантазёры-экспериментаторы.

    Вы - хозяин сайта? Поздравляю! Но обобщения вряд ли уместны. Один предприниматель (возьмём для примера сельское хозяйство) увидит выгоду там, где сотня других усмотрит лишь непривлекательную коровью лепёшку. Точно так же и на литсайтах. При чём тут"фантазии"?

    Рад, что откликнулись, Лёха! Вызревали долго и обдуманно, с почином!
         21:51 21.01.2016 (1)
    Искать критиков среди литераторов глупо, так как оные облают все что написано лучше чем это могут они, и расхвалят то, чему цена - помойка. Среди же филологов искать оных еще глупее, там более языковеды чем литературоведы... Лучший критик это читатель. Точнее его наличие... Все остальное лажа.
         21:52 21.01.2016 (1)
    Искать критиков нужно среди критиков. А читателей - среди читателей.

    Благодарю за рациональный отклик!
         21:56 21.01.2016 (1)
    Объективной критики как таковой не существует и не может существовать. Во всяком случае пока. Если критик человек значит критика субъективна изначально. История русской (советской) литературы тому красноречивый пример.
         22:05 21.01.2016
    Не спорю. Но есть объективное соответствие жанру, есть объективное следование литературному направлению, есть объективная принадлежность к литобъединению, выступившему с определённым манифестом. Речь как раз об этом и для тех, кого это искренне интересует. Возможно, не сумел изначально чётко донести предполагаемый посыл.
    Книга автора
    Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
    Реклама