Заметка «Как создавался "подводный терминатор"»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 6
Читатели: 456 +1
Дата:
«подводный терминатор Лира»

Как создавался "подводный терминатор"

Советская атомная подлодка проекта 705 "Лира" стала вершиной пищевой цепочки в подводном мире.

Как акула.

Благодаря революционным техническим решениям субмарина могла догнать и поразить любую цель, ее же не мог поразить никто.

Создание Alfa (имя АПЛ по классификации НАТО) изменило мировую тактику подводного боя, скоростные торпеды и ракето-торпеды США появились на свет благодаря подлодке.

Единственным вооружением 705-го проекта были торпеды, шесть аппаратов в носу.

Подлодка создавалась для охоты за вражескими субмаринами и дуэльных ситуаций.

В авиации такие аппараты называют истребителями.

Перед конструкторами поставили задачу: создать субмарину, способную уходить от средств поражения.

Для этого специальным постановлением ЦК и Совмина СССР СКБ-143 (сейчас СПМБМ "Малахит") разрешалось отступать от норм и правил военного судостроения, если они докажут необходимость подобных мер.

Конструкторы задачу выполнили.

Лодка получилась небольшая, водоизмещением чуть более 3000 тонн, с одним винтом и компактной обтекаемой рубкой.

Стремительными очертаниями "Лира" напоминает крупного морского хищника - например, косатку.

Титановый корпус снижал заметность и массу подлодки, резко увеличивая скорость и маневренность.

В конструкции субмарины применены революционные на тот момент решения.

Реактор был с металлическим теплоносителем.

Это создало массу проблем с поддержанием его рабочей температуры, зато полный ход с места лодка развивала за минуту.

Силовая установка получилась легкой - масса реактора на 300 тонн меньше, чем у других АПЛ, - и компактной.

При этом сложность конструкции "Лиры" вошла в легенды.

Виртуозные сварщики "Севмаша" гнули электроды и использовали зеркала, чтобы вести шов в мешанине кабелей и трубопроводов.

Управление подлодкой максимально автоматизировали (механизировали даже камбуз), благодаря чему экипаж по сравнению с обычными АПЛ сократился втрое.

Отсутствовали вахтенные в отсеках - контроль всех систем параметров осуществлялся из центрального поста.

А боевая смена состояла из восьми человек.

На "Лире" впервые появилась спасательная капсула - при аварии экипаж переходил во всплывающую рубку.

За 20 лет эксплуатации субмарин этого типа на них не погибло ни одного человека.

- У нас были высокопрофессиональные экипажи: 24 офицера, шесть мичманов и матрос-кок.

А когда у пульта акустиков сидит не матрос-первогодок, а прошедший огонь, воду и медные трубы капитан третьего ранга - он обнаруживает такие цели, которые не засечет никакая электроника, - рассказал Алексей Потехин, восемь лет командовавший одной из "Лир".

Хорошую рекламу подлодке сделал американский беллетрист Том Клэнси.

В его романах Alfa описывалась как злой гений американских подводников, неуязвимый и смертельно опасный.

Способная уйти от вражеской торпеды и легко догнать любой корабль "Лира" заслужила такую репутацию.

Под водой "Лира" за минуту разгонялась с места до 41 узла и на полном ходу могла за 42 секунды развернуться на 180 градусов.

Любимым развлечением советских летчиков Дальней авиации было пугать американские авианосцы.

Выследив ордер где-нибудь в Атлантике, Ту-95 на бреющем подкрадывался и с ревом проходил над летной палубой.

Авиаторы фотографировали вражью технику и показывали в иллюминаторы дружеские жесты.

Подводным аналогом забавы (и боевой задачей заодно) было преследование американских субмарин.

У побережья США "Лира" приклеивалась к вышедшему на боевое дежурство ракетоносцу и неделями преследовала его, не давая выйти в район назначения.

Специально для "Лиры" создали новые пневматические торпедные аппараты, позволявшие стрелять с любой глубины, и ставшие впоследствии знаменитыми ракето-торпеды "Шквал".

Рассматривался вариант оснащения АПЛ баллистическими ракетами, но он требовал серьезных изменений конструкции субмарины и от стратегической версии отказались.

"Лира" осталась подводным истребителем, титановой акулой.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     13:42 05.02.2016
Дмитрий, вы забыли указать годы создания и функционирования этого подводного чуда.

И ещё, что-то мне говорит, что прилагательное "пищевая" (пищевая цепочка) в первом предложении несколько  диссонирует, что ли...
Реклама