Заметка «Никто не забыт! Страница №2.»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 46
Читатели: 633 +1
Дата:
Предисловие:
Мне везет по жизни,  потому что встречаю  интересных людей .
Среди них - мои учителя.

Никто не забыт! Страница №2.

                                 Страница №2   "Афанасий Николаевич Котеченков"

      Была в нашей  школе-восьмилетке  такая традиция:  каждый год проводить слеты отличников.  Вся школа готовилась к празднику,  составлялась концертная программа,  оформлялись  выставки поделок  прикладного творчества, приглашались родители, шефы хлопчато-бумажного комбината, ветераны войны и передовики производства, писались стенгазеты, а заканчивался праздник апофеозом - сам директор школы вызывал отличников поименно и вместе с похвальным листом вручал подарки - книги о дружбе, о героях Великой Отечественной войны, о природе родного края, о городе-орденоносце-труженике, и обязательно с автографом Афанасия Николаевича и пожеланиями своим ученикам . Как давно это было, и книги, к сожалению, затерялись...
     В восьмом классе, когда директор читал у нас историю, мы узнали, кем был  этот человек.

     Одним из свидетелей  исторического события, подписания акта безоговорочной капитуляции нацистской Германии 9 мая 1945 года в Берлине, был  инспектор войск 5-й ударной армии майор Афанасий Котеченков.
     Во время войны, рассказывал ветеран,  ему запомнился такой случай.
     Новый 1945-й  победный год встречали  в Польше. Командующий нашей армией генерал-полковник Николай Берзарин знал, что я играю на музыкальных инструментах, поэтому пригласил к себе в гости. Помню, приехал к нему где-то за 40 минут до Нового года, взял баян и заиграл мелодию «В землянке» . Неожиданно услышал позади  голос: «Товарищ майор, вы немного сфальшивили. Дайте маршалу сыграть!» - Я вскочил, тогда-то впервые и услышал, как играет Маршал  Жуков.  У Берзарина в ту ночь он пробыл недолго.

      В семье фронтовика хранятся снимки, сделанные Афанасием Николаевичем в Берлине . На одной из фотографий  двухэтажный домик  с черепичной крышей в Карлхосте,  восточной части Берлина,  он многим  знаком. Именно это здание бывшего немецкого военно-инженерного училища было избрано для церемонии подписания акта капитуляции Германии.
     7 мая в штаб Николая Эрнестовича Берзарина, который ещё 16 апреля был назначен комендантом Берлина, приехал Георгий Константинович Жуков . Котеченков был свидетелем их разговора.  Маршал и комендант осматривали помещение инженерного училища, которое готовилось для подписания исторического акта. Берзарин предложил привезти  мебель из императорской канцелярии. «Командуйте!» – сказал ему Жуков. В течение ночи два взвода готовили зал для подписания акта капитуляции и банкетный зал. Из канцелярии привезли даже ковер длиной около ста метров. 7 мая в городе Реймсе немцы подписали акт безоговорочной капитуляции. Тогда, буквально, «горели» телефоны в Москве, Вашингтоне, Лондоне и Париже.
    Сталин настоял, чтобы капитуляция была подписана в Берлине перед верховным командованием всех стран антигитлеровской коалиции.
Чтобы попасть  на церемонию подписания акта, А. Н. Котеченков проявил инициативу  и ему повезло - дали пропуск. В зале, где проходило подписание акта, негде было яблоку упасть. Ровно в полночь в зал вошли представители верховного командования. От Советского Союза были Георгий Константинович Жуков,  Андрей Вышинский,  Константин Телегин,  Василий Соколовский и другие. От союзных войск – английский маршал авиации Артур Теддер, командующий стратегическими воздушными силами США генерал Карл Спаатс и главнокомандующий французской армией генерал Делатр де Тассиньи. Потом пригласили представителей немецкого главного командования. Первым зашел генерал-фельдмаршал Кейтель. Похоже, что он сразу узнал ковер, по которому столько раз ходил. За ним вошли генерал-полковник Штумпф и адмирал флота фон Фридебург. Г. К. Жуков попросил предъявить полномочия для подписания акта капитуляции. Кейтель предоставил документ, подписанный гросс-адмиралом Деницем. Представителям немецкого командования Маршал предложил подойти к столу и подписать акт. От имени союзников акт подписали Георгий Жуков и Артур Теддер, другие же подписывали,  как свидетели.
Когда все подписались,  Жуков сказал: «А теперь – что нам военторг прислал…» - И попросил перейти в банкетный зал. Когда много лет спустя эти слова  Маршала задумали озвучить в фильм о нем, необходимо было, как минимум, четыре свидетеля для подтверждения.  В Херсоне была старшая дочь Георгия Константиновича Маргарита. Она  встречалась с Афанасием Николаевичем , и он подтвердил сказанные  Маршалом слова.
Послесловие:
С Афанасием Николаевичем  Котеченковым мы   постоянно встречались на акциях-пробегах по местам боевой славы времен войны, на вечерах-встречах c ветеранами  Великой Отечественной,  на торжественных линейках Памяти  и заседаниях  комсомольского штаба. До 1984 года он вручал комсомольские билеты самым лучшим ребятам района у памятного камня на месте переправы Советских войск через Днепр в марте 1944 года.
После смерти ветерана  мы с ребятами  несколько раз проведывали его жену  в доме  по улице Сакко и Ванцетти и  всё  казалось, что из  соседней  комнаты выйдет  Афанасий Николаевич, сядет за пианино и споёт "Бьется в тесной печурке огонь..."

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     08:54 01.12.2017 (1)
 Добрый день!
 К сожалению, лозунг "Никто не забыт! Ничто не забыто!" не более чем фальшивая декларация, провозглашающая пустое бахвальство власти, когда большинство жертв СССР не просто забыты, но напрочь вычеркнуты из истории, а их подвиги приписали себе их палачи...
 Когда Вы вторите этим фальшивкам, то прикрываете власть, потому что Ваша память о Ваших близких - это малое исключение из общего правила ... Но мёртвые и забытые роптать не могут ...
 Когда Вы пишите статьи о замечательных людях, постарайтесь не использовать обощения, чтобы Ваша память служила не оправданием палачам, а осуждением тем, кто за пафосной речью игнорирует память о голодоморе, ГУЛАГ-е, Ржеве, Ленинграде, бездарных военных операциях, миллионах ребятишек, оставшихся беспризорными и т.д.
 Разве справедливо, что Вы упоминаете рядом имена палачей Сталина, Жукова (который в СССР был официально назван мародёром), Вышинского  в качестве неких победителей и освободителей ...
     09:34 01.12.2017 (1)
Ержан, я никого не прикрываю. Я пишу о том, что рассказывал учитель, которого я уважала. На моих глазах он наравне с родителями и шефами нашей фабрики строил школу. До этого надо было пройти более 5 километров по грязи и бездорожью, чтобы сесть за парту во вторую смену в соседнем поселке, а это почти 400 человек.
     09:52 01.12.2017 (1)
 Помните, как Павка Корчагин строил узкоколейку?
 Также рабы строили пирамиды для фараонов.
 Важно не то, что кто-то где-то что-то выстроил. Важно, что они строили и для чего. А в той школе, которую при советской власти строили якобы на словах для просвещения (хотя в Гражданскую именно носителей просвещения власть истребляла едва ли не первыми) позже превратили в важнейший источник и орган пропаганды, где народ обучали рабству. Ну а их грамотность нужна была советской власти, чтобы легче доводить людям свои преступные законы. Знания технических предметов требовались для создания новых видов вооружений ...
 Так что строительство школ само по себе ничего абсолютно положительного не несло.
 Советская власть таким образом (натуральным обманом) эксплуатировала энтузиазм рабов, слепо поверивших в пропаганду.
 Так что и фабрика, и школы были в числе прочих инструментами преступной политики советской власти.
 Вот только варвары, захватившие власть, не учли силы гениальных литераторов, которые вопреки агитации заражали сознание умных людей бациллой свободомыслия ...
 Вы, когда пишите эти материалы, невзначай, неосознанно оправдываете уголовников, которые мучают современных правозащитников (Ю.Дмитриева), прикрываясь памятью о неизвестных фронтовиках на примере Ваших близких.
 Я за то, чтобы Вы помнили о замечательных людях, но я против лозунга "Никто не забыт!", ибо забыты миллионы ...
     19:54 01.12.2017
Может, Вы и правы. Только я не забыла и пока живу не забуду.
     12:54 18.05.2016 (1)
1
И каждый миг их жизни - неповторим!
     17:40 18.05.2016 (1)
2
Сколько можно было бы записать воспоминаний... где мозги были?
     18:43 18.05.2016 (1)
Это ты правильно отметила. Время упустили, многих нет и не спросишь. С одной стороны забывали о тех, кто воевал, с другой, о тех, кто подрастал. Мне очень понравилось, что у вас зарница есть. Только не допускать вражды.
     21:08 18.05.2016 (1)
1
Не допускать вражды?  Глупа я, не пойму о чем ты.  Ни нам, ни вам не получится быть "чистыми", слишком много горя с двух сторон пролито и клейма поганого наставлено, ненависть с ложью правят миром и ухмыляются: "То ли еще будет."
     21:17 18.05.2016
1
Политика политикой, а мы же люди, разве не сможем найти общее? В том беда, что на крючок попались. Мы первые горя хлебнули. И сейчас не сладко, может у вас лучше, я знать не могу. Только когда друзья стали меня лично обвинять во всех грехах - было обидно. Готовы убить? Вот от чего плясать надо. Тогда и всё встанет на свои места. Понять друг друга. Лично. Ни ты, ни я ни в чём не запачканы. И драться не с руки. Вообще время покажет. И зависит от людей. Информацию просеивать надо и верить друзьям.
     16:03 18.05.2016 (1)
Спасибо, Света.
     17:39 18.05.2016
2
cпасибо. что прочитали
     00:34 18.05.2016 (1)
АСИ спасибо, что поделилась воспоминаниями.
     00:37 18.05.2016 (1)
2
Варя, думаю. не мне, а им надо сказать спасибо, что были в нашей жизни
     00:42 18.05.2016
2
Это несомненно  
Реклама