Заметка «Демин и его "гиперборея" (Критика)»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: Азбука начинающего язычника
Автор:
Читатели: 663 +1
Дата:
Предисловие:
Автор имеет свое мнение обо всем, в том числе о ваших увлечениях, религиозных и политических взглядах, ваших друзьях и, возможно, вас лично. Потому прочтение данного творчества может оскорбить ваши чувства. Если вы предполагаете, что произведение может что-то оскорбить или разжечь - лучше не читайте.

Демин и его "гиперборея" (Критика)

Что касается, В. Н. Демина, то в качестве примера могу предложить выдержки из работы (написанной, в данном случае совместно с С. Н. Зеленцовым) - «Загадки российской цивилизации. Сакральная история, география, этнография». Хотя указанный труд не делает сильного акцента на Гиперборею и прочие, столь любимые некоторыми вольные измышления, а всего лишь предполагает географический обзор России, знакомство Демина с излагаемым предметом и степень его дружбы с логикой вполне можно проследить.

1) «…не говоря уже об устных преданиях (последние, как показывает пример все тех же Вед, могут фиксировать события и факты какой угодно временной глубины).» («откуда взялось название «Россия»)

И какой угодно лжи? Несмотря на то, что многие авторитетные исследователи (Рыбаков, Пропп) находили в фольклорных источниках сведения, восходящие к палеолиту (что, кстати, тоже не «какая угодно глубина», а порядка 10-15 тысяч лет), я бы остерегся говорить в таком контексте про срок, измеряемый в «сколько угодно» или еще более вольных выражениях. Следует также помнить, что устные предания имеют свойство изменяться с течением времени до неузнаваемости, разбиваться на несколько самобытных сказаний, менять или терять сюжет… Змей-Горыныч из дошедших до современности сказок, мало что подсказал бы нам о существовании, облике и повадках мамонтов (наоборот, это наши знания о мамонтах на основе археологии и палеонтологии помогли узнать в них (по одной из возможных версий) знакомого с дества трехголового сказочного персонажа).
Веды сформировались во II – начале I тысячелетия до нашей эры. Потому сложно предполагать, что они объективно описывают, например, ледниковый период.

2) « …Его ездовую рыбу зовут Макара – чем не русский Макар? (Вообще-то русское имя Макарий греческого происхождения и означает «блаженный, счастливый» - откуда название Макарийские острова – корелята легендарной Гипербореи, однако греческий язык, как и русский, ведет начало из одного и того же общеиндоевропейского лингвистического источника.)»

«…Варуна вместе с мудрецом (риши) Васиштхой (по-русски – Васей) всходит на свой могучий корабль и выводит его на середину океана. Интересно, кто были гребцами на том корабле? И как прозывались те гребцы? Может быть, варяги? В подобном предположении нет ничего невероятного, если допустить, что имя служителей Варуны происходит от имени самого патрона демиурга».

В тех случаях, когда то или иное высказывание не стоит даже критиковать, ибо оно само себя дискредитирует, исследователи пишут слово «Sic»! В данном случае оно как никогда более подходит под ситуацию. А еще хотелось бы процитировать самого Демина, сказавшего в той же книге, что подобные вещи происходят «…(из-за зловредной русской привычки все искажать или переделывать на свой лад)…» Как говорится – сам себя и посадил в лужу.

3) «Но история России уходит в еще более глубокие времена. Населяющие ее народы (как, впрочем и подавляющее большинство других современных этносов) – прямые потомки древней цивилизации, именуемой гиперборейской, нордической, арктической, циркумполярной и т.п.»

«… анализ ученых показал, что в таких священных книгах, как индийская Ригведа и иранская Авеста, в тибетских и китайских исторических хрониках, в германском, тюркском, монгольском эпосе, скандинавских сагах в многочисленных мифах и легендах разных народов описывается северная прародина с полярными реалиями (полярная ночь и день, северное сияние и северное звездное небо…»
За Ригведу и Авесту не поручусь, но про скандинавские, китайские и монгольские предания мне есть что сказать.
а) Скандинавские саги в данном случае – источник спорный, поскольку скандинавы веками жили в областях, как минимум, граничащих с теми, в которых есть и полярная ночь, и северное сияние, и северное звездное небо.
б) В китайских преданиях лишь в «Ои-фэй» можно встретить фразу «Все это творится ниже первых небес; выше же их царствует безмятежный покой и тишина в межнебесных пространствах, освещаемых во время празднеств небожителей таинственным священным сиянием владыки севера — Чжэн-убэй-цзи (Северного полюса)». Но горы Кунь-лунь, поддерживающие все небеса, легенда размещает не на севере, а «на крайнем Западе». Обычно «священная сторона света» того или иного народа отождествляется со стороной, откуда те вышли. И если так, то китайцы имеют западные корни, а рассказы о северном сиянии могли быть более поздней вставкой в легенду, скорее всего через посредничество близких соседей-палеоазиатов - чукчей, ительменов и коряков.
в) В легендах монголов лишь в сказке «О появлении Большой Медведицы» можно увидеть следующее: «после этого семеро товарищей удалились на большую гору, где построили монастырь. Тут, вдали от злых людей, начальник обучил их всем наукам. Когда они научились даже летать, они оставили нашу землю и улетели на небо, где образовали семь звезд Большой Медведицы.
В то время было очень холодно, так как в созвездии Мичит (Плеяды) было шесть звезд. Товарищи отобрали у них одну звезду, и с тех пор стало гораздо теплее на земле. Звезда, которую они взяли, и есть та маленькая, которая находится около второй звезды хвоста Большой Медведицы».
Но созвездие Большой медведицы видно всем народам Северного полушария Земли и упоминание о нем не может служить доказательством памяти монголов о Гиперборейской прародине, тем более, что о ней ничего не говорится в иных базовых легендах («О сотворении мира», «Как была сотворена Земля», и «О происхождении народов»)90.


4) «… Должно быть, слова «суровый» и «с(у)рьезный» того же происхождения [от Сурьи]».
Слово «сурьезный» - просторечивое безграмотное искажение сродни «пиньджак» и «транвай». И еще: разве у вас вызывают серьезность и суровость какие либо ассоциации с солнцем? Предполагаю, что людей с такой особенностью восприятия найдется немного.

5) «В результате Куликовкой битвы Москва стала самостоятельной политической единицей (…) Целая эпоха в истории нашей страны была определена как эпоха Куликовской и после Куликовской битвы.»
А это ничего, что через два года после Куликовской битвы хан Тохтамыш захватил Москву и еще почти на сто лет восстановил монголо-татарское иго?



6) «Варуна – великий судия. Он приходит к потомкам и судит их по делам: кому-то вручает подарок, а кого-то сурово наказывает. Чем не Дед Мороз из сказки? Этому божеству Варуне соответствует древнеиранское божество Ахурамазда. Согласно священным текстам Авесты, Ахурамазда требует от тех, кто ему поклоняется, приносить все жертвы и совершать все обряды у истоков священной двойной реки Ардви, впадающей в Молочное море. А санскритское слово «дви» переводится на русский язык как «два». Что вам напоминает слово Ардви? Ар-дви, где «дви» – это два. Дви-на! То есть река Двина. Именно с этой рекой – Северной Двиной, - образовавшейся от слияния двух рек (Сухоны и Юга), связывает священную арийскую реку Ардви кандидат исторических наук и этнолог Светлана Жарникова, автор концепции программы «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Вот так российский Дед Мороз и приобретает глубокие арийские, а далее славянские языческие корни».
Три слабых места. Первое: если единственный представленный в качестве обоснования домысел типа «чем не оно?» считать состоятельным аргументом, то чем же рот не огород, а я не действующий князь Ладожско-Петроградский? Второе: Демиург Вселенной Ахурамазда если и идентичен рядовому богу воды Варуне, то только в весьма незначительных деталях. Третье: тождественность Ардви и Двины у Демина, мягко говоря, доказана лишь на основе экзальтированного восприятия любого слова, схожего с санскритским чередованием половины букв.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама