Стихотворение «Камин. Волшебство и безумие Врубеля.»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Городская лирика
Темы: каминВрубель
Сборник: Третьяковская коллекция.
Автор:
Баллы: 9
Читатели: 457 +1
Дата:
Предисловие:
Живой огонь в печи или камине:
Почти языческая ныне роскошь.
Смотрелся странно бы на ковролине,
На ламинате стоимостью в грош…

Камин. Волшебство и безумие Врубеля.

Камин (из неоконченной поэмы "Волшебство и безумие Врубеля" 06).
  "Третьяковская коллекция".


Живой огонь в печи или камине:
Почти языческая ныне роскошь.
Смотрелся странно бы на ковролине,
На ламинате стоимостью в грош…
***
Иные времена, иные интерьеры.
Наш век помелочней былых веков,
Диктуют обстановку габарит, размеры.
Не до каминов нам, не до шелков.
***
Нет, где-нибудь за городом, на даче
И печь встречается, и мраморный камин.
Эпоха ж в общем обустроена – иначе.
И в очагах огонь погас навек. Аминь!
***
А в Третьяковке, в целом месту чуждый,
Стоит камин вдоль стенки голубой…
Во врубелевском зале. Для тепла ненужный.
Он не горит давно. Зайди да убедись любой.
***
Нам нечто греет душу, что-то – тело.
Огонь, горевший здесь, уже погас.
Но чтоб сегодня даже сердце пело –
Волшебник Врубель нам огня припас.
***
И ведь не сразу объяснишь, в чем дело.
Горит камин, который не горит…
А нужно, чтоб гудело и шумело?!
Ведь зренье тоже что-то говорит!
***
Об изразцах уж сказано немало.
Камин-майолика, камин – услада глаз.
Здесь время русское как будто задремало
Там, где былины древней затевался сказ…
***
Героя два, и два передних плана.
Так не бывает, скажешь ты, изволь:
Под грохот вьюшки или барабана
На сцене первый появляется герой…
***
Он Вольга Святославич (1) из былины,
Он русский богатырь (конечно же, герой!).
Неразличимы под шеломом те седины,
Что волос тронули (сердечек женских рой) …
***
Не в этом главное. Он тот, кто знает, волх,
Он сын таинственной змеи ползучей,
Он птичий в небе легкий изучил полёт,
И волка бег; путь муравья в траве на круче…
***
Конечно, первый план. Конечно, лучший конь.
И грива развивается по ветру. Конь дышит паром.
В глазах, оттенка серого, – горит хмельной огонь,
Да искры красные с подков летят, грозя пожаром…
***
Со стороны другой уходит за свою черту Светило.
Лошадка деревенская скосила любопытный глаз.
И виден со спины мужик, оратай (2); светом освятила
Сама земля-праматерь труд в вечерний этот час.
***
Он вроде не герой, а просто сельский пахарь (3).
Он в глубине, тогда как Вольга явно впереди.
Но то ли так ярка, цветна крестьянская рубаха,
Да то ль бросаются в глаза нам шапка, онучи…
***
Тут символы вступают в бой с наглядностью,
И всяк хотящий угадает результат:
Что явно, с некоторой даже неприглядностью,
Волхв будет мужиком сметён, помят!
***
Все остальное: сирины, (4) драконы, виноград,
И арки, и глазурь, и «гирька» (5) в виде шишки,
Все это – антураж, пусть он и длинноват!
Но вот – огонь потух, а мы всё видим вспышки…


(1) Вольга; Святославич (также Волх Всеславьевич) – богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами этого героя являются способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Отождествление Вольги и Волха не является общепринятым в фольклористике. Возможно, это разные лица, которые в поздний период бытования эпоса стали сливаться в сознании сказителей из-за сходства имён.
(2) Оратай (торж. устар.) – пахарь, ратай. «Оратай жизненного поля.» Баратынский.
(3) Встреча с чудесным пахарем, превзошедшим Вольгу в «хитростях-мудростях». Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича, который пожаловался на сборщиков налогов города Гурчевца, которые дерут с мужика простого втридорога, и наказал их за жадность плёткой. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху. Приехав в города Гурчевец и Ореховец, дали бой и собрали подати.
(4) Сирин (др.-русск. сиринъ, из греч. Σειρῆνες – «сирены») – в древнерусском искусстве и легендах райская птица с головой девы. Считается, что Сирин представляет собой христианизацию языческих русалок – вил. Часто изображается вместе с другой райской птицей, Алконостом, но голова Сирина иногда оказывается непокрытой, а вокруг неё располагается нимб.
(5) Гирька – традиционная архитектурная деталь.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама