Произведение «Любовница» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Баллы: 67
Читатели: 1767 +1
Дата:
«Любовница» выбрано прозой недели
19.03.2012
Предисловие:


Любовница

- Но неужели ничего нельзя сделать? Совсем ничего? - она дрожащим голосом повторила свой вопрос. Артемьев как-будто очнулся от состояния странной задумчивости и впервые посмотрел на нее. Тонкие черты лица, волнистые темные волосы, собранные наверх, изящные черные брови, большие синие глаза, особенно ярко выделяющиеся на побледневшем от волнения лице.
"А она недурна" - подумал он, - "Да просто красотка".
Вера вдруг решительным движением вынула из ушей золотые сережки с бирюзой, рядом с ними положила на стол изящные дамские позолоченные часики, немного помедлив положила рядом золотое обручальное кольцо и золотую цепочку.
- Возьмите, пожалуйста - тихо сказала она - Возьмите. Больше у меня ничего нет, всё уже отдали раньше. Это последнее. Возьмите.
И она снова умоляюще посмотрела на Артемьева.
"Как же они мне все надоели" - тоскливо подумал он - "Всегда одно и тоже". Артемьев встал и, заложив руки за спину, посмотрел в окно. Затем перевел взгляд в напряженные глаза девушки, синие-синие.
- Возьмите обратно, гражданка Рязанцева - сказал он, - Серьги эти Вам больше к лицу, точнее к Вашим красивым синим глазам. И забирайте живее, а то оформлю, как взятку и сами окажетесь в камере.
Девушка, опустив глаза, сгребла со стола свои вещи. Теперь она сидела, глядя куда-то в одну точку, перед собой, как-будто у нее отняли последнюю надежду.
- Но...он же ни в чём не виноват! - вдруг почти вскрикнула она и снова умоляюще посмотрела на Артемьева, - За что же? В чем его вина?
- Гражданка Рязанцева, успокойтесь, - Артемьев сел за стол и в упор посмотрел на нее. Ее маленькие пухлые губы дрожали, в глазах стояли слёзы.
- Если Ваш муж невиновен, то это быстро установят и его освободят. Вам не о чем волноваться.
Вера опустила голову и сидела, нервно сжимая в руках перчатки. Было ясно, что такой ответ - всего лишь формальный равнодушный отказ. Как здесь устанавливается невиновность человека, она тоже хорошо знала - почти каждый день в стенах ЧеКа проводились расстрелы, а на следующий день, точнее уже ночью машина с крытым брезентом фургоном вывозила свой страшный груз за черту города. Артемьев ждал, что она поднимется и уйдет, всё было сказано. Но Вера Рязанцева продолжала сидеть всё также, слегка согнувшись, опустив голову и глядя куда-то перед собой, в пространство. Артемьев поймал себя на мысли, что смотрит на ее вздымающуюся округлую грудь под кремового цвета блузкой. Потом перевел взгляд на ее нежное лицо, пухлые розовые губы.
- Впрочем, - начал он, - Я думаю, что смогу Вам помочь.
Вера с надеждой посмотрела на него.
- Это правда? - спросила она
- Да. Но и от Вас требуется некоторое участие.
Он написал на бумаге адрес и положил перед ней листок. - Приходите завтра к восьми вечера по этому адресу и там мы обговорим всё более детально.
- Вы это называете "обговорить"... , - она судорожно сжала руками узкие длинные перчатки,
-Я...я всё поняла, можете не продолжать.
Вера опустила голову еще ниже, ее плечи дрогнули. Артемьев смотрел на нее в упор. Ему нравилось видеть эту красивую женщину униженной, в его власти. И было интересно, придёт ли она. "Почти уверен, что да" - подумал он. Внутри горячей волной поднималось желание. Прямо сейчас захотелось сжать это юное красивое тело в объятиях, губами впиться в эти чуть припухшие  розовые губы.
Вера молчала. Прямо перед ней лежала бумажка с адресом.
- Ну что ж, Рязанцева, - недовольно прервал молчание Артемьев, - Прошу Вас поторопиться. У меня еще много посетителей, если Вас не устраивают мои слова - всего доброго. И он сделал резкий жест в сторону двери.
- Нет-нет, - тихо прошептала Вера, - Я... я приду. Завтра. До свидания.
И взяв бумажку с адресом она почти выбежала из кабинета.
Артемьев удовлетворенно посмотрел ей вслед.

Весь вечер, пол-ночи и весь следующий день Вера мучилась ужасно. В ней как-будто боролись две силы. С одной стороны, казалось диким, страшным и ненормальным идти к этому человеку самой, как овца на заклание. И в любом случае это была измена. Неважно, какой целью она оправдывалась. А дальше она думала о цели. И вспоминала Сергея, своего мужа, с которым обвенчалась только год назад и которого любила и всё была бы готова отдать, только чтобы он жил. В конце-концов, это чувство пересилило и в семь вечера Вера Рязанцева вышла из своего дома и пешком направилась по указанному адресу.
- А я Вас ждал, - улыбнулся Артемьев, открыв дверь и увидев ее на пороге, - Проходите.
Пререборов внутреннее содрогание, Вера вошла в его квартиру. Медленным движением сняла шляпку, пригладила выбившуюся прядь волос. Взглянула в висевшее на стене большое овальное зеркало. На нее смотрела бледная девушка с потухшим взглядом.
- Вы живете один? - спросила она.
- Да. И проходите, что Вы все еще в прихожей, - крикнул ей Артемьев из комнаты.
- Вас ведь Надя зовут? - спросил он, когда она вошла в комнату. Комната была не очень большая, видимо рабочий кабинет. У окна стоял письменный стол, на стене была какая-то небольшая картина, под ней - черный кожаный диван.
- Меня зовут Вера, - каким-то чужим голосом ответила она.
- А, ну простите, Верочка.  Вера, Надежда, легко перепутать, - засмеялся Артемьев, - Еще и Любовь есть. Красивые имена. Особенно Любовь.
Он стоял и довольно откровенно рассматривал ее фигуру. Вера почувствовала тошноту.
"Еще не поздно попрощаться и уйти" - подумала она. Но тут же вспомнила Сергея. Уйти она не могла.
- Вы обещали мне, что мы обговорим тему, связанную с арестом моего мужа, - тихо, но твердо сказала она.
- Обговорим... конечно, Верочка. Но чуть позже.
Он достал бутылку с красным вином, два высоких бокала из тонкого стекла. Открыл бутылку.
- Налить Вам вина?
- Нет, спасибо, - холодно ответил Вера.
Она сняла перчатки и положила их на столик рядом с бокалом. Вытащила из волос две длинные шпильки и ее пышные темные волосы, которыми всегда так восхищался Сергей, рассыпались по плечам.
- Давайте скорее начнем, - твердо сказала она.
- Какая Вы горячая - язвительно усмехнулся Артемьев, отпил вина из бокала и подошел к ней, - Ладно, Вера, давайте начнем. Он обнял ее за плечи. Вера слегка отшатнулась.
-А можно вина? - вдруг резко спросила она, - Налейте мне, пожалуйста.
- Конечно.- Артемьев налил вино и подал ей бокал.
Пока она пила он опять пристально ее разглядывал. Вера почти залпом выпила целый бокал. Почувствовала, как стало теплее, в голове зашумело. Артемьев опять обнял ее, чужие губы впились ей в шею.
- Я сама... разденусь...ладно?
Вера опустила голову, она не узнавала свой голос. Он был глухим и каким-то сдавленным. И доносился как-будто откуда-то издалека.
-Ну-ну, Вера. Давайте.
Артемьев, как-будто слегка разозлившись, уселся на стул. Вера быстро разделась под его пристальным взглядом.
"Скорей бы закончилась эта пытка", - думала она, когда чужие грубые руки сжимали ее грудь. Чужие губы впились в ее рот и она чуть не задохнулась. Было тяжело и больно.
"Боже, дай мне сил" - думала Вера, - "И прости меня, Сергей. Я делаю это ради тебя."

- Я могу рассчитывать на Вашу помощь? - спросила Вера у Артемьева, уже одевшись, - Вы поможете моему мужу?
- Муж, муж, - улыбнулся Артемьев, - Я ему завидую по-хорошему. Вы восхитительная женщина.
- Вы не ответили на вопрос.
- Конечно, Вера. Я же обещал.
- Он останется жив? - Вера пристально смотрела ему в глаза. Также, как вчера, в приемной ЧеКа.
Артемьев как-то уклончиво ответил, что да, он постарается сделать всё возможное и невозможное. Что Вере не надо переживать, а ей лучше сейчас пойти к себе домой, а окончательное решение он скажет ей послезавтра.
- Мне придти к Вам на работу?
- Нет, приходите сюда. Также в восемь вечера.
Вера почувствовала, как какая-то холодная рука грубо сжала ей сердце. На мгновение всё вдруг стало ясно и понятно. "Теперь он меня не отпустит", - подумала она. Но мысль эта была какой-то безвольной, обреченной. Как-будто, несмотря на чувство тошноты, боль и ненависть к этому человеку, она уже знала, что придет сюда опять.
- Вы обманули меня, - тихо прошептала она.
- Нет, Вера. Но и я не Бог. Но я постараюсь, чтобы Сергея Рязанцева не расстреляли. Кстати, Вы ведь знаете, что и посадили его не просто так. Антибольшевистские высказывания в общественном месте - по голове за такое точно не погладят. Но я постараюсь сделать все, что от меня зависит.
- Вы обещали. Не забудьте, - ответила Вера и вышла за порог.

Все антибольшевистские высказывания Сергея Рязанцева  сводились к одной фразе: "Большевики - сволочи!", которую он крикнул в одном ресторанчике, перебрав спиртного. Побелевшая от испуга Вера пыталась его утихомирить и он действительно почти сразу же замолчал. Но сказанного оказалось достаточно, кто-то из услышавших это, быстро написал донос и Сергей Рязанцев, актер, веселый молодой человек и любитель пошутить, на следующий день был арестован и доставлен в ЧеКа. Неделю он провел в общей камере и за все это время его только один раз вызвали на допрос. Точнее, это был даже не допрос, а формальное удостоверение личности и подтверждение статьи, за которую его арестовали - контрреволюция. Отныне все антибольшевистские высказывания проходили по этой статье.
Но сегодня вечером Сергея почему-то перевели в одиночную камеру, роль которой выполняло небольшое подвальное помещение. А через некоторое время он даже получил тарелку фасолевой похлебки с крошечным кусочком сала, которую в общей камере не давали. Голодный Сергей с жадностью съел теплый жидкий суп и сидя в углу, на грязной соломе, задумался, чем вызвана такая внезапная перемена его участи.
Его размышления прервал шум отворяющегося запора.
- Эй ты, Рязанцев, на выход! Поднимайся, да поживее! - громко крикнул охранник.
"На допрос" - подумал Сергей, поднимаясь по ступенькам, - Или на расстрел"
На выходе его больно ткнули в спину прикладом и куда-то повели по длинному коридору. Как оказалось, в кабинет Артемьева. Сам Артемьев сидел, развалившись за столом и курил сигарету.
- Присаживайтесь, Сергей Владимирович, - обратился он к Рязанцеву.
Рязанцев сел. Вдохнул табачный дым, висевший в воздухе. Нестерпимо хотелось курить.
- Будете? - Артемьев придвинул к нему портсигар.
Рязанцев хотел отказаться, но больно заныло под ложечкой. Он сглотнул и взял дорогую сигарету.
- Спасибо, - сказал он, прикурил и стало как-будто чуть легче.
- Ну вот и славно. - Артемьев откинулся на спинку черного кожаного кресла и в упор посмотрел на Рязанцева, - Что же это Вы, Сергей Владимирович, антисоветские высказывания себе позволяете? Нехорошо. А ведь и работа у Вас хорошая - актер, и роли есть и на гастроли даже с театром своим ездите. И чем же Вам большевики не милы так, а?
- По пьяни чего только не скажешь, - как-то неловко попытался оправдаться Рязанцев.
- По пьяни? А как же тогда быть со словами: "Что у трезвого на уме - то у пьяного на языке"?
А за Вами и раньше не наблюдалось особой лояльности к большевикам. И абсолютно непонятно, почему.
Артемьев кашлянул и открыл папку с какими-то бумагами.
- Но я всё-таки надеюсь, что в Вас еще остались зачатки гражданского сознания, - продолжал Артемьев, - В общем, мы предлагаем Вам в какой-то мере сотрудничество. Вы будете освобождены, Ваше дело пока закроют. От Вас же требуется немного - сообщать нам о


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     19:24 20.06.2018 (1)
1
Захватывает. Очень! Сколько же жертв ком.режима  остались неотомщёнными!
     22:14 20.06.2018
Спасибо большое, что прочитали этот рассказ!
На эту же тему у меня есть еще рассказы "Бумажный ангел", "Дочь" и "Враг народа".
А мстить... может, и не надо. Главное - помнить. И сделать правильный вывод из прошлого...
     22:40 26.05.2018 (1)
2
Очень серьёзная работа! Далеко не всякому хорошему автору по силам раскрытие этой темы. Финал с убийством чекиста здесь один из многих потенциально возможных и где-то даже не самый трагический, я бы сказал, не характерный для реалий тех лет. Подобного рода отмщение, скорее характерно для литературы и кинематографа наших дней. А в те страшные времена традиционный исход - самоубийство или сумасшествие, но не менее печальный и трагический, но ещё более показательный - примирение с действительностью, забвение близких и даже отречение от них, отречение от Веры, Любви, от всего человеческого ради самосохранения. Увы, и такое было, не в пример раскаявшемуся в неосторожно брошенном слове, но не падшему Сергею Рязанцеву.
     23:16 27.05.2018
1
Вячеслав, спасибо большое, что прочитали этот рассказ!
Наверное Вы правы насчет финала, в жизни все было бы прозаичнее.
Но мне хотелось сделать какую-то кульминацию, как бы пробуждение Веры от того оцепенения, в котором она находилась. Насчет Сергея Рязанцева - вопрос в чем-то неоднозначный, все-таки. Самоубийство в любом случае - грех, и даже трагические обстоятельства его не оправдывают, порой. Хотя, конечно, я очень сочувствую своему герою.
И у него был реально существовавший прототип.
Гость      07:15 26.05.2018 (1)
Комментарий удален
     09:20 26.05.2018
1
Спасибо, Ваня!))
     06:48 26.05.2018 (1)
1
я когда начала читать думала, что это наше время....таких гадов и в наше время полно.
     09:18 26.05.2018
Да, и в наше время полно таких подонков.
Времена, т.е. декорации меняются,  а суть людская - нет.
Спасибо Вам за отклик!
     07:17 23.07.2013 (1)
страшное время
Сколько судеб перемололось и развеялось прахом  на нашей несчастной земле
     16:44 23.07.2013 (1)
Да, нам очень повезло, что мы не жили в то время...
Света, спасибо, что прочитали этот рассказ!
     21:45 23.07.2013 (1)
Пока нет времени, а то бы засела за ваши "прошлые" рассказы. Но , надеюсь, я это еще  сделаю.
     23:37 23.07.2013
     22:30 07.05.2012 (2)
Здравствуйте, Ирина.
Очень захватывающее произведение, читала с большим интересом (даже не ответила на телефонный звонок).
Очень удачный прием - при каждом ее свидании, Вы обращаете внимание на сумочку и это не случайно.

Но, у меня возник, все же, один вопрос: как она могла ходить на эти свидания несколько месяцев? И,
выходит, ее только соседка, как буд-то, разбудила от страшного сна. И только тогда Вера приняла
окончательное решение.

Вот на мой взгляд чего-то не хватает, надо объяснить почему она ходила на такое унижение несколько месяцев. Может быть это ее психологическое состояние, может нехватка денег
на пистолет или не знаю, найдите другие варианты. Ну не могла она просто так ходить...

Рассказ, кроме этого ньюанса, просто отличный.
           
С уважением Глаша.
     22:41 07.05.2012 (1)
Да,я подумала об этом варианте...но просто не хотелось...ой, как не хотелось в это верить.
Жаль Веру.
Всего хорошего Вам.
     22:42 07.05.2012
Спасибо Вам. Мне Верочку тоже жаль. Но главное, что она всё-таки нашла в себе силы покончить с этим.
     22:32 07.05.2012
Глаша, спасибо Вам большое, что прочитали и за отклик!
В психиатрии есть такое понятие, например, как "стокгольмский синдром" - тяга жертвы к насильнику. Думаю, это вполне объясняет состояние Веры. Да и сами мы в жизни... всегда ли делаем только то, что хотим?
Поэтому извините, но другие варианты искать не буду)

С уважением,
     16:29 19.03.2012 (1)
Легко читается,сюжет просто потрясающий!Мне бы хотелось многому у вас научиться я стала фанатом данного рассказа.Благодарю за Впечатления которое мне оставило это произведение.
     17:18 19.03.2012
Спасибо большое! Я очень рада, что рассказ Вам понравился))
     20:44 13.03.2012 (1)
Только тополь тюремный качается,
И ни звука - а сколько там
Неповинных жизней кончается...(с)
А.А. Ахматова.
Ирина, тема трагичнейшая. Перемолотые судьбы, искалеченые жизни, безвыходные ситуации.
Каждый для себя решит, права ли Вера. Лично я осуждать её не могу. Особенно - за выстрел в финале.
Но только, заранее извиняюсь: рассказ нужно редактировать. Избавлять от мелодраматичности, от избытка местоимений, от избитых оборотов. Раскрывать характеры глубже. Поверьте, сюжет и персонажи стоят того, чтобы над ними работали.
     21:41 13.03.2012 (1)
Елена, спасибо большое, что прочитали и откликнулись!
Тема действительно очень страшная...но это, увы, наша история и я считаю, что на такие темы НАДО говорить. Как раз, чтобы не было никогда повторения всего этого. Выстрел Веры в финале для меня, наоборот, сильный поступок. И за это я ее совсем не осуждаю. А вот её поведение раньше...Знаете, мне был интересен момент, как человека вдруг начинает тянуть ( даже против его воли) к чему-то нехорошему и темному. Здесь, скорее, уже психология.
А в чём Вы видите меладраматичность? Мне вот наоборот говорили, что слишком жёстко написано)))
Характеры... имхо, если раскрывать их глубже и подробно, то это будет уже не маленький рассказ, а повесть. А я себе такой цели не ставила, повесть мне пока не осилить )
     22:55 13.03.2012 (1)
Как бы Вам сказать... Мне кажется, герои-мужчины у Вас преувеличенно сентиментальны. В сцены Сергея и Артемьева стоит добавить жесткости. Плюс "отпечаток времени" в характерах - поймать его сложно, но попробовать можно.
Кстати, чтобы углубить характеры, не обязательно подробно раскрывать их. Достаточно сделать несколько емких и ярких штрихов - чтобы запоминалось. Важные для Вас моменты акцентируйте ярче.
Потом: "Вера... Моя Вера" (с), выражения вроде "невыносимые страдания", "чужие губы впились" (два раза!) и т.п. - лексика любовного романа. От них лучше текст избавить, поискать свои краски. Вычистить от лишних местоимений (к слову, бич эмоциональных авторов).
На такие темы, безусловно, надо говорить. Поэтому и хочется ,чтобы со временем Вы вернулись к работе над этим рассказом - сюжет того стоит.
     23:04 13.03.2012 (1)
Да, еще. Так как рассказ небольшой, лучше определиться, какой мотив в нем является основным. Репрессии, любовь мужа и жены или все-таки момент, когда человека начинает тянуть ко злу? Выбрав главную тему - педалируйте её. И композиционно, и художественными средствами. Остальное пусть остается в виде штрихов.
Почему пишу Вам об этом. Когда мой самый первый из рассказов стали разбирать опытные читатели, то сразу спросили: "О чем Ваш текст?" Ответить на их вопрос тогда не смогла. Теперь понимаю, что для целостности впечатления в рассказе все же должна звучать основная нота, главная тема. Иначе самый сильный, душещипательный сюжет не вызовет тех эмоций, на которые рассчитывает автор.
С уважением и пожеланием успехов, Елена.
     23:20 13.03.2012
Спасибо за уточнения, Лена!  Насчёт сентиментальности... ну, вот в образе Артемьева мне как раз и хотелось показать, что в нём при общении с Верой и начали пробуждаться все эти эти сентименты, что-то человеческое проснулось, какие-то чувства. А то клише - "чекист - зверь" - как-то слишком уже банально. Здесь не зверюга брутальный, конечно, а просто сентиментальный садист. А в ЧеКа и такие люди работали тоже. Лексика любовного романа... да, есть.. но история о любви вроде))
Насчёт мотива... Основной мотив - я просто хотела показать то время, это просто срез... время, в котором творились все эти ужасы. И человеческая жизнь НИЧЕГО не стоила.
А основная тема - просто разрушенная жизнь двоих людей. Была счастливая пара, люди любили друг друга... Но пришла новая власть и всё (ВСЁ) закончилось. Вообще, это написано по мотивам абсолютно реальных историй. Прототипом Сергея послужил реально существовавший молодой человек - адвокат Солнцев, который имел неосторожность высказать в публичном месте нелояльное отношение к новой власти. Смерть его, правда, была гораздо более страшной. Но всю эту жесткость ( в сцену допроса в частности) -  я всё-таки решила не добавлять, (хотя и было, что добавить). Хотя, вроде сапогом в лицо - и так достаточно жёстко, по-моему...
Да и это всё-таки литературный рассказ, а не хроника деятельности ЧеКа.

Спасибо еще раз!
С ответным уважением,
     08:19 22.02.2012 (1)
Замечательный рассказ! Вы здорово пишете.
     17:56 22.02.2012
Спасибо! Я очень рада, что Вам понравилось  
     11:51 20.02.2012 (1)
Ирочка, прекрасно! Психологическая вещичка, вкусно написана, заставляет переживать, читать, не дыша. Умница!
     15:49 20.02.2012 (1)
Татьяна, СПАСИБО Вам за такой отклик!  
     15:50 20.02.2012
Реклама