Произведение «Кое-что о психологии литературного творчества»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Баллы: 64
Читатели: 1161 +1
Дата:
Произведение «Кое-что о психологии литературного творчества» самая комментируемая(27) работа за сутки
30.12.2021

Кое-что о психологии литературного творчества

                         


Как я провалил защиту докторской диссертации по использованию игровой концепции Станиславского в литературном творчестве.



              Признаюсь сразу – я не поэт и не писатель. Моя профессия – психология. Но для раскрытия психологических механизмов литературного творчества мне пришлось на время (так мне тогда казалось) стать как бы литератором. Года 3 или 4 я писал всяческую галиматью, прикидываясь поэтом и прозаиком. Вначале получалось совсем плохо, особенно в лирике. Никак не мог уловить, что же в ней такого особенного? И, главное, - чем рифмование отличается от настоящего творчества.

          А тут еще, поднаторев в теории стихосложения, выяснил, что существует некая ипостась – чувство слова. Понятие, которое окончательно загнало в тупик начинающего автора. Нигде не смог найти расшифровки этой абракадабры. Чувство знаю, слово тоже знаю, а как их вместе склеить – так и не нашёл внятного и научно обоснованного ответа. От современных корифеев литературы, с которыми в процессе моего исследования пришлось пообщаться, слышал только нотации: либо у вас есть чувство слова, либо нет. Интересно, у меня, написавшего множество статей, брошюр, да кандидатскую диссертацию, в конце концов, нет и быть не может этого мифологического чувства слова?! И тут я разозлился. Просто озверел. Как же так? Стал думать, в результате чего пришёл к выводу о необходимости… заполучить это ЧС в свой мыслительный багаж. А вот каким именно способом – это стало уже темой моей докторской диссертации, чтоб ей неладно было.

          Конечно, я изучил всю (или почти всю) философскую и психологическую литературу по проблемам творческой деятельности. Перечислять труды, которые прочёл, смысла нет. Там было всё, начиная от Платона и Гегеля до Рубинштейна, Выготского и Ананьева. Естественно, не забыл поучения Манна, Моэма, Маяковского, Паустовского и проч., проч. И что бы вы думали? А ничего. Вроде всё понятно и о личности пишущего, и о самом процессе написания, а ответа на вопрос: КАК, КАКИМ ОБРАЗОМ это делается –  не нашёл. Сплошные рассуждения о гениях или, на худой конец, талантах. Тогда я рассердился не на шутку.

          Давно известно, что многие открытия совершаются на стыке наук. Если от состыковки философии, психологии и теории литературы ничего путного не получилось, надо искать что-то ещё. Когда-то давно мне довелось прочесть прелюбопытную книжицу Станиславского «Работа актёра над собой». Ну, прочел и прочёл, не актёр же я, в самом деле. В подсознании содержание осталось.  И однажды вытеснилось наружу в четкую и нетривиальную мысль: не использовать ли театральные формулы в деятельности писателя? Сказано – сделано. Хотя основная мысль умещалась на листке тетради (прямо как теория относительности Эйнштейна), пришлось писать введение, главы, заключение, гигантский список литературы. Хуже всего дело обстояло с утверждением темы. Моя «родная» кафедра была не профильной по этой проблематике, пришлось искать на стороне необходимый учёный совет. Как относятся к чужакам всем, конечно, известно. Но тему утвердили и назначили дату защиты. Естественно, что монография была подготовлена и напечатана в какой-то шарашкиной конторе, сейчас с этим проблем нет, не то, что во времена любимого СССР.

          День защиты выдался ненастным. Нехорошие предчувствия вкупе с противным моросящим дождиком дополняли общую картину произошедшего от 12 до 15 часов по местному времени осенним днём …надцатого года. Пятнадцать минут четкого доклада, который по понятным причинам никто не слушал (учёных мало волнуют проблемы, не касающиеся их лично), пролетели незаметно. Выступили официальные оппоненты, зачитали заранее подготовленные им (мною, разумеется) тексты. Задали дежурные вопросы, получили не менее дежурные ответы. Вдруг совершенно неожиданно поднимается с места невзрачного вида, в засаленном пиджачке старикашка с гигантскими линзами вместо глаз, и просит слова.
- Так-так, батенька! На какую же методологию вы опираетесь в вашей концепции? – Ехидно спрашивает профессор.
- Основной упор делается на взаимодействие писателя с образом его литературного героя. – Выпаливаю я. 
Старичок не успокаивается.
- А что уважаемый соискатель имеет в виду под предметом исследования?
- Естественно, результат взаимодействия субъекта и объекта посредством вживания в роль, т.е. образ и поступки литературного героя.
- Очень забавно, сударь! Так вы полагаете, что, применяя теорию Станиславского, можно научиться творить настоящую литературу? Да вы с ума сошли! Творить способны лишь гении! А вы подсовываете ученому совету какое-то пособие для графоманов. Неужели вы и вправду думаете, что творчеству можно научиться?

          У меня внутри всё похолодело. Вот противный старикан! Видимо, он здесь в авторитете, ибо аудитория зашумела, послышались одобрительные выкрики: «Правильно, Сергей Сергеевич! Нечего плодить графоманов, их и так много развелось! А тут ещё и псевдоученые!»

          Защита была провалена вчистую. После подсчёта «шариков» выяснилось, что в мою поддержку не было ни одного голоса!  Пропали деньги, время,  огромный труд. Чувство полной опустошённости охватило меня. Я ушёл с твёрдой уверенностью забросить навсегда психологию и стать, наконец, настоящим писателем…


         

       

          Уважаемый читатель! Прости грешника. Ничего из описанного мною в действительности не происходило. Выдумал – от начала до конца. Но над применением теории К.С. Станиславского к работе в области литературы всё-таки не мешает призадуматься.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     14:50 11.01.2022 (1)
Ну, правильно решил!

Я как-то приехал к психологу...  Спрашивает, какие проблемы?  Говорю, сможешь мне дать штуку баксов и безвозмездно - я на них успокоительного куплю
и, заодно, путёвку в Египет, а то нервы, понимаете ли, плохой и фрагментарный сон, и да и, вообще, чувствую, психом становлюсь постепенно и неотвратимо.
Он задумчиво посмотрел мне в глаза: - Хотите поговорить об этом? - и взгляд его, как мне показалось, был на редкость издевательский и оскорбляющий
моё достоинство абсолютно психически здорового человека.
Со словами "ах ты, сука иезуистская!" я дал ему в морду и поехал домой с твёрдой уверенностью стать, наконец, настоящим писателем.

Привет!
     17:49 11.01.2022
Ну хорошо, что прочитал. А вот откуда вылезла приведённая тобой ассоциация надо бы разобраться. Предполагаю, что хроническая нехватка денег спровоцировала синдром попрошайничества в крайне агрессивной форме. Рекомендуется срочная госпитализация в спецучреждение закрытого типа с последующей лоботонией.
Гость      22:15 29.12.2021 (1)
Комментарий удален
     23:45 29.12.2021
     20:19 29.12.2021 (1)
Четверть прочитал, и сразу понятно - не известно вам, батенька, что пишутся стихотворения(или проза) очень просто - когда душа просит, и если она устроена соответствующе... У меня тоже были знакомые профессоры, которые верили временами, что деревья нужно окапывать, например... (Я в сельхозе учился), а потом пришли к выводу, что нет ничего лучшего, чем дёрн... Семьдесят лет думали... И людей с толку сбивали... Так и стихи так. Хорошо написал, сам, и точку поставив, сказал - ТО. Вот и стихотворение... Чо об нём думать??.
     20:20 29.12.2021 (1)
Согласен. Много думать вредно.
     20:35 29.12.2021 (1)
Так и сон потерять можно...
     20:41 29.12.2021 (1)
Ты опять прав. Бессонница, зараза, часто бывает в гостях у меня.
     21:04 29.12.2021 (1)
Надо по улице гулять больше .. а не сидеть возле своего компьютера. Появляется эмоций много, хорошо пишется..
     21:07 29.12.2021 (1)
Вот и сын мне это постоянно твердит.
     21:13 29.12.2021 (1)
Ну вот, хватит дымить - на улице ёлок полно новогодних... хвоёй воняет местами... игрушки, огоньки... В магазине рядом - пивцо лёгкое, сосиски... Можно даже в сугробе посидеть с удовольствием, пока детей нету рядом...
     21:15 29.12.2021 (1)

хвоёй воняет

Возьму в рамочку и повешу над изголовьем.
     21:16 29.12.2021 (1)
     21:17 29.12.2021
     20:48 29.12.2021 (1)
вообще в работе с писательством следует
держаться томам ленина о революции
и карла маркса капитал
мол пиши не пиши, а всё равно бедным будешь
     20:58 29.12.2021 (1)
А сколько томов у Ленина?
     21:01 29.12.2021 (1)
незнаю много
Красилов вроде знает
     21:03 29.12.2021 (1)
И ты какие-то читал? А "Капитал" весь изучил?
     21:10 29.12.2021 (1)
а что там изучать копи капитал
 и всё тут
я такое не читаю
     21:13 29.12.2021
Но советуешь следовать заветам Маркса и Ленина. Ты как Чапаев.
     20:03 29.12.2021 (1)
А я чуть было не поверила...))
     20:06 29.12.2021 (1)
Так и задумано, поэтому текст внизу очень мелкий.
     20:22 29.12.2021 (1)
от ты хитрюга....)))
     20:33 29.12.2021 (1)
Извини, но я не писатель. Так вышло случайно.
     20:44 29.12.2021 (1)
А ты пиши ещё)
Хоть и не писатель)
     20:47 29.12.2021 (1)
Что я и делаю по настроению.
     20:47 29.12.2021 (1)
 обнимашки коту))
     21:04 29.12.2021
     22:32 17.11.2019 (2)
Читаю второй раз, а  то, что мелким шрифтом написано, прочла только сейчас.
     20:06 29.12.2021
 и я почти купилась))
Жорж пишет убедительно)))
     01:17 18.11.2019
На это и был расчет.
     19:58 28.12.2021 (1)
1
Очень интересно и главное поучительно, графоманов много, творцов мало, но есть, а гениев в наше время просто нет... 
С*огласен с постулатом точно на все сто
О*днажды стих создав свой первый,
Г*орят поэзией и бредят как никто,
Л*егко сложив стих одной левой,
А* толку в этом нет большого, ведь поток
С*тихов пустых и разных перлов,
Е*два успеешь сделать воздуха глоток,
Н*е будет каждый бред шедевром...
Н*ет также и среди поэтов наших дней
Е*динственного из Великих,
Т*аких, как Пушкин иль Есенин был Сергей,
Ш*ок от стихов которых дикий,
Е*два готовы люди удержать в себе,
Д*илеммы быть не может точно,
Е*сенина не встретишь в нынешней судьбе,
В*округ всё больше тех, кто склочно
Р*исуется, стараясь показаться всем,
О*днажды, написав свои стишата,
В*еликим. Здесь не обойтись без мата!

     20:05 28.12.2021 (1)
Во накатал! А проверку ты в какой-то программе делаешь? * - знакомо показалось. Экспромт принят. Я по ним замечаний не пишу. Но если надо - скажу.
Спасибо, что прочёл. А в самом низу мелкий текст видел?
     22:40 28.12.2021 (1)
Это скорее не ЭКС, а так домашняя заготовка
А программами не пользуюсь принципиально, сам пишу в удовольствие
     23:38 28.12.2021
Заготовка хорошая, как черновик. А программами для проверки ритма, грамматики и проч. пользоваться не зазорно. Хотя сам редко это делаю, полагаясь на слух.
     15:37 04.11.2021 (1)
Юмор удался! 

Можно только радоваться, что литература сама по себе — не наука. В отличие от филологии.
Хотя все признаки, которые сопровождают "научное" признание, в наличии: и союзы, и советы, и рецензирование, и издания, и корифеи, и соискатели.
И практика, которая критерий истины, упирается в ту же экономическую выгоду и историческую славу.

Как-то раз невольно оказалась на грани того, чтоб сыграть роль Сергея Сергеевича из миниатюры. Была кафедральная предзащита у некого весьма авторитетного (как потом оказалось) соискателя докторской степени. Я — практик, и степенями интересовалась мало, чего не сказать о представителях "академической" среды. Область исследований достаточно специфичная, мир которой очень узкий и весьма закрытый, потому назову её просто "Х", не желая опускаться на личности и разрушать инкогнито. Она не важна для кейса.

Знакомый профессор пригласил: "Ты же специалист в области Х, приходи на предзащиту на кафедру — тебе будет интересно".
Пришла. Тема пространная: "Применение новых технологий в Х".
Прослушала докладчиков, формальные вопросы, ответы — все "в общем", практики ноль.
После приглашения к присутствующим задать свои вопросы спросила простой, но всем очевидный вопрос: "Вы сказали, что достигли показателей в НН процентов в части решения Такой-то задачи, это так?" — "Так!" — "Удивлена и поражена. Ведь во всем мире это является недостижимым результатом. Не могли бы Вы поделиться, как именно?" Диссертант поплыл и пошёл пятнами, совет зароптал...

После знакомый донёс его отзыв обо мне: "Что это была за сука?... Потрудитесь сделать так, чтоб она ни в коем случае не оказалась на моей защите!"
И ведь защитился...
     02:10 05.11.2021
Поучительный у Вас рассказ. Мне доводилось быть оппонентом и писать отзывы на диссертации. Иногда делал отрицательные выводы. Результат - мой отзыв меняли на другой, положительный. Почти как история с диссертацией Путина, списанной с двух англоязычных источников.
     01:41 04.11.2021 (1)
А неплохая штука. 
Рад, что прочел это.
     01:43 04.11.2021 (1)
Вот видишь, и от меня может быть польза.
     01:47 04.11.2021 (1)
Да, написано неплохо.
Зайду. Закину в избранное чтоб не искать.
     01:49 04.11.2021 (1)
Ты мне льстишь. Я не поэт и не писатель.
     01:54 04.11.2021 (1)
Я никому никогда не льщу.
Тексты не пустые. И не злые.
Люблю такие переклички - это жизнь стихов. Плохо когда все как в музее.
Я на себя собираю и пародии (если интересные), и всякие эпиграммы. Коллекционирую.
Ну, конечно, если тупость - то не беру в коллекцию.
А так - диалоги шуточные и все такое.
Это всегда интересно - потому что живое.
     01:58 04.11.2021 (1)
Даёшь идею написать на твоё пародию? Подумаю.
     02:10 04.11.2021
Я ж говорю. У меня коллекция. Кое-что тут есть - не всё, но некоторые интересные штуки. Всё никак не соберусь собрать всё. Вдруг умру - сохранятся хоть пародии на меня и всякое такое прикольное, ахаха)))
     16:34 24.09.2019 (1)
1
Пусть история и выдуманная, но не лишена реальности. Я думаю, что чувство слова всё-таки существует. Как чувство ритма или слух. Они даются при рождении, но открыть их в себе удаётся не каждому. Проще говоря: внимание и практика могут творить волшебные вещи, когда они в совокупности друг с другом. Написано очень хорошо. Так и хочется сказать: Верю!
     17:02 24.09.2019 (1)
1
Рад стараться!
     17:13 24.09.2019 (1)
Старайтесь и далее. Я Вас буду навещать. 
     13:32 25.09.2019
1
Пока не могу, нет настроения что-либо писать, ну кроме рецензий.
Реклама