Произведение «Литературные портреты. Александр Городницкий»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Темы: литературапоэзияСССРпеснибардыстудентыГородницкиймагнитиздатблатное
Сборник: Литературные портреты
Автор:
Баллы: 43
Читатели: 1846 +1
Дата:
«Литературные портреты. Александр Городницкий» выбрано прозой недели
25.07.2016
«Городницкий»
Предисловие:
Эти заметки публиковались к юбилеям писателей и поэтов, получивших признание в советское время и оставшихся в литературе новой эпохи.  

Литературные портреты. Александр Городницкий

Александр Городницкий отмечает 80-летие
Александр Городницкий отмечает 80-летие. Дата была 20-го, но торжества многодневные. Предстоит юбилейный концерт в Кремлевском Дворце. Словом бардовская песня взяла главную сцену страны. Не знаю, как обстоят дела с освоением современным искусством творчества Городницкого, но из Владимира Высоцкого таких «хоралов» понаделали…
Посему, так и мнится, что выйдет на официальные подмостки капелла, да как грянет в правительственную ложу:
От злой тоски не матерись,
– Сегодня ты без спирта пьян...

Когда эта песня появилась, с магнитофонами было весьма туго, самиздат для широких народных масс только налаживался, посему автор был неизвестен. Но понималось, что не блатное, что слова идут от мастера.
Ходила легенда, что урки вычислили-таки создателя, приставили нож и строго спросили: «Твоя малява?» «Ну, моя», – отважно признался тот. «Спасибо тебе. Наша песня», - ответствовали. Только песня, конечно, была не ихняя. В конце 60-ых она была, можно сказать, студенческим гимном. Если не гимном, то обязательной на любой пирушке школяров. Под гитару, а то и без неё. И пели с вызовом, что-то протестное в ней было. Посылали, естественно, по адресу «Перекаты» с их замечательными строчками:
Люблю тебя я до поворота,
А дальше – как получится…

Те, кто посентиментальнее, полояльнее, те, конечно, заводили про лебедя на Чистых прудах, про атлантов.
Скажем прямо, Городницкий не был и в те годы равновелик Высоцкому и Окуджаве. Тогда-то порядок был такой: Окуджава – Высоцкий. Скажем вдумчиво, что один из первых наших бардов не был вполне бардом, ибо гитарой не владел. Но он, несомненно, в числе бардов, которых можно назвать по-простому: «поэт». Не всякий бард дорос до такого панибратства. Впрочем, гитарного поэта отличить от настоящего просто. Надо текст напечатать. Вот Высоцкого напечатали и все сразу поняли, что он великий русский поэт. Творчество Александра Городницкого также выдержало такую проверку.
Заметка от 22.03.13
Послесловие:
Смотри также
Литературные портреты. Евгений Евтушенко
Летературные портреты. Александр Проханов
Литературные портреты. Эдуард Лимонов
Памяти СССР. Портреты вождей. Никита Хрущёв
Памяти СССР. Портреты вождей. Леонид Брежнев

© Copyright: Александр Зарецкий, 2015 г.
© Рукописи из сундука. № 14. М., 2015 г.
УДК 378.4(470-25).096:070(091)
ББК 74.58(2-2 Москва)+76.01(2-2 Москва)
Р 85
ISBN 5-98405-020-X

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     09:33 03.09.2015 (1)
4
Впрочем, гитарного поэта отличить от настоящего просто. Надо текст напечатать.


ОСТРОВ ГВАДЕЛУПА

Пусть годы с головы дерут за прядью прядь,
Пусть грустно от того, что без толку влюбляться,-
Не страшно потерять уменье удивлять,
Страшнее - потерять уменье удивляться.

Так пусть же даст нам Бог, за все грехи грозя,
До самой смерти быть солидными не слишком,
Чтоб взрослым было нам завидовать нельзя,
Чтоб можно было нам завидовать мальчишкам.

27 апреля 1970, 'Дмитрий Менделеев'
     09:45 03.09.2015 (1)
3
Это он под псевдонимом?
Но это мы не пели.
     11:15 03.09.2015 (1)
3
Честно говоря, это и мы тоже не пели, я это прочел в его сборнике стихов, а вот еще мои родители пели "У Геркулесовых столбов", "Над Канадой, над Канадой", а тесть пел "Пират, забудь о стороне родной", "В промозглой мгле ледоход, ледолом", "Кожаные куртки", ну, и, само собой, "Перекаты". Наша классная ( во всех смыслах) руководительница, таскала нас на сборы, начиная со старших классов, там, вечерами, пелись и "Атланты", и "Брусника".
     11:24 03.09.2015 (1)
3
У меня вопрос был ещё такой. Это было напечатано?
Но "На материк" считалась как бы "песней протеста". Тогда гитарные компашки делились по принципу - "сантименты" или "протест". Конечно, сейчас это кажется наивным.  
Городницкий выдержал даже абсолютное всевластие Окуджавы и Высоцкого. Это я про свою среду.
     11:47 03.09.2015 (1)
4
А.Городницкий
Да, было напечатано, сборник назывался «Новая Голландия» (Стихи. Л.: Лениздат, 1971).
Насчет деления компашек все верно, бывал я и в тех, и в других, песни протеста все же были ярче у Галича и Высоцкого, мудрец Окуджава преподносил их мягче, за исключением, разве что, "Черного кота", "Дураком быть выгодно, да очень не хочется" и "Мне в моем метро никогда не тесно". Кстати, Юрий Визбор, на мой взгляд, тоже, с присущим ему мягким юмором, протестовал, от лица технолога Петухова.
     12:12 03.09.2015 (2)
3
Окуджава ж написал "Моцарт на старенькой скрипке..."
Визбор был. Одно время значительно, но как-то скукожился.
Кстати, из всех самым доступным для лицезрения был Высоцкий. И кино, и Таганка.
     12:44 03.09.2015 (1)
4
У нас Визбор всегда был очень ярким, он был нам знаком и по передачам об авторской песне в "Кругозоре", чуть-чуть по фильмам, но песни его, как и Высоцкого, проникали очень глубоко, и альпинистские, и военные, и  юморные, и просто лирические.
Доступность лицезрения была только у Кукина и Клячкина, они часто давали совместные концерты, в первом отделении Кукин смешил до упаду, во втором Клячкин умиротворял зал.
     12:50 03.09.2015 (1)
3
Окуджава к нам приезжал. Не помню, куда именно. На Моховую или на Воробьевы.
Высоцкого не было. На Большой Никитской был студенческий театр и ещё залы. Они, порой подвергались таким диким аншлагам. Когда с переводом показывали "Сладкую жизнь" двери в зал сносили трижды. А сеанс не был объявлен публично.
     13:35 03.09.2015 (1)
4
Сноса двери не было, но ломились знатно на два фильма: "Золото Маккены" и "Новые центурионы", молва быстро донесла до нас, тогда еще пацанов, что показывают обнаженку, а табличку "дети до шестнадцати", по недосмотру, не повесили))).
     14:02 03.09.2015
3
"Золото Маккены" и "Новые центурионы"

Это фильмы из проката. А "Сладкую жизнь" тогда показывали почти "нелегально".
Я как-то попал на предпремьерный прогон на Таганке. Премьера не состоялась. Вернее состоялась через несколько лет.
     12:14 03.09.2015 (1)
3
Кстати. вот любопытные воспоминания
     12:33 03.09.2015 (1)
4
Поучительно, весьма. Вспомнилась песня Градского про старый чердак, в который упомянуты и Высоцкий, и Окуджава, и Визбор, явно написанная под влиянием "Старого пиджака"..
     12:43 03.09.2015 (1)
3
Автор это раз десять переделывал и получилось, действительно, несколько назидательно.
Я это вариант внимательно не читал, но, кажись он убрал любопытную деталь, что Окуджава стряхивал пепел с сигареты на пол, а не в стоящую под рукой пепельницу. Вернее, не стряхивал, а пепел просто падал.
     12:47 03.09.2015 (1)
4
Я прочитал, знаменитый окурочек там лишался пепла безадресно, на пол.
     20:38 03.09.2015
1
Лёва сейчас возглавляет "Левада-центр".
Он был сурьёзным парнем.
     16:21 03.09.2015 (1)
1
Всё-таки это не портреты, так "штрихи к портретам" скорее.) Рубрика интересная, но название обязывает к более глубокому анализу, которого невольно ждёшь, начиная читать.

Я бы поменял название рубрики на более игриво-легкомысленное.)
     19:07 03.09.2015
2
Конечно, штрихи. Но у меня все эти "циклы" имеют предисловие.
Всё, размещенное под этой рубрикой, крайне субъективно. Но иного не дано.
Это не анализ творчества, не жизнеописание и даже не оценка вклада героя в российскую словесность.
Это сугубо личное восприятие автором и его окружением места и роли литератора в советское и постсоветское время.

А всё остальное есть в "Википедии"
Кстати, подали хорошую идею. Надо последнюю фразу всюду добавить.
Гость      14:00 19.12.2014 (1)
Комментарий удален
     14:54 19.12.2014 (1)
3
Было время гитарной песни.
Авторов были тьмы и тьмы и тьмы.
Да, многие были для народа бесфамильны.
От большинства осталось по одной песне, а то и по одной строчке.
Высоцкий стал национальным поэтом.
Окуджава, Галич, Городницкий..., пожалуй, Визбор сейчас известны.
     11:57 03.09.2015 (1)
3
От Кима останется более одной строчки, хотя бы из песен к кинофильмам, когда он вынужден был писать под псевдонимом Михайлов.
     12:19 03.09.2015 (1)
2
Ким, как-то нас не затронул.
     12:48 03.09.2015 (1)
3
В каждой избушке...
     12:51 03.09.2015 (1)
2
Да. Это так.
Было что-то вроде местной "цензуры".
     13:30 03.09.2015 (1)
3
А Вера Матвеева? Меня с ее песнями познакомили москвичи, но уже в достаточно зрелом возрасте.
     13:37 03.09.2015 (1)
2
Наверное, Новелла Матвеева?
Да. Она была представлена. Пожалуй, будучи женщиной, попадала в первый ряд.  
Но она была всё ж больше "обычным" поэтом.
Я сейчас осилил вспомнить строчку: "Какой большой ветер напал на наш остров". Но, может, и промахнулся.
     13:42 03.09.2015 (1)
3
В том то и дело, что речь об обеих! Новеллу пели мало, в основном, "Любви моей ты боялся зря". Вера была очень интересным открытием.
     13:44 03.09.2015 (1)
2
Интересно. Вера Матвеева в моей памяти не сохранилась. Надо глянуть.
Поскольку мы тогда почти не имели дела с печатными текстами, то не исключено, что две дамы слились в одну.
     14:05 03.09.2015
3
Глянул Веру Матвееву. Судя по всему, в магнитиздате она была плохо представлена.
     12:37 03.09.2015 (1)
3
Спасибо, Саша.
     12:44 03.09.2015 (1)
1
С писателями я почти иссяк. Всё остальное в недоработанном.
     12:47 03.09.2015
3
Подождем... Ведь есть что показать!
     04:28 04.11.2014 (3)
3
Хотя бы одну песню Городницкого стоило бы привести.
===========================================
Это бы оживило эту заметку.
======================
Не владел он гитарой. Что ж...
Вообще не владел. Три блатных аккорда не смог сыграть. Но песни его остались.
Особенно та, что про атлантов.
     20:38 04.11.2014 (1)
2
Перекаты
Пусть будет эта. Эта более студенческая. И неоднократно переделанная под "слова народные". В переделанном виде долгое время была гимном нашего факультета. Пока молодёжь не пленилась "шлягером" Гвердцители.
     21:10 04.11.2014
Мы пели "От злой тоски..."
В "Перекатах" была очень хорошая строчка. И жизненная, что "люблю тебя я до поворота..." Девочкам нравилась.
     13:03 04.11.2014 (3)
3
Что значит "не владел"?
Александр Городницкий, слава те господи, жив!
Хотя, да, гитарой не владеЕТ по-прежнему.
     19:39 06.11.2014
2
Тебе ж Зарецкий всё сказал.
И Пенки)))
Я тоже начинал учиться игре на гитаре. Со своим другом.
А потом - разом бросили. И... дела пошли намного успешнее))). Правда, у Сашка они и вовсе
не пошли.
=================================================
Городецкий жив. Но это не значит, что он овладеет гитарой, как Ричи Блэкмор).
=============================================================
     20:34 04.11.2014 (1)
1
В смысле: ещё может овладеть! ))
     20:36 04.11.2014 (1)
Кто знает. Он же всё же учёный. Они хитрые.
     20:40 04.11.2014
2
Думаю, как у настоящего учёного, у Городницкого обязательно есть рояль в кустах!
     15:38 04.11.2014 (1)
Но он, уверяют, учился. Или начал учится. Или начинал. И у меня была гитара в юности. И я начал учиться. Это уже не принципиально. В бардовскую песню, в литературу он вошёл.
Не думаю, что он сейчас концертно активен.
     15:49 04.11.2014 (1)
3
Он выступает. И песни пишет новые.
Невзирая на почтенный возраст.
     15:54 04.11.2014
Дай-то бог.
Может, он вообще последний из бардов той поры.
     12:53 04.11.2014
Ему подыгрывали. Или a cappella.
Конечно, Городницкий не столь масштабен. Но разнообразен.
     10:57 16.11.2013 (1)
Визбора песни также весьма душевны...О Сереге Санине, например... и классическое : " Ты у меня одна"...
     15:15 16.11.2013 (1)
1
Да. Был и Визбор. И, думается, что он останется. "Душевны" уместное слово. Но он употреблялся ограниченно. Всё ж слишком традиционен, без фронды, со слащавостью.  
Пели "Бригантину", но правки Визбора к тексту Когана признали лишь частично. Всё ж: "Пьём за яростных, за непохожих" - это лучше, чем за "непокорных".
А вот "три дня искали мы в тайге капот и крылья" превратилось в расхожую шутку.  
От тогдашнего обилия имён не так уж много осталось в памяти. Или остались строчки без имён.
     15:25 16.11.2013 (1)
Летуны. например, в суровом Батагае, живя в общагах и крутя эту песню на " Комете" не ржали и уходя в рейсы  знали, что он может быть последним...Кстати. для справки... в этом заполярном порту " капоты и крылья " валяются на всех близлежайших сопках., детишки там в индейцев играют,. слишком сложные метео и пр. условия для посадки "птичек", от Аннушки до  24-го...
     15:54 16.11.2013 (1)
1
Песня-то нормальная. Мы её иногда пели. Поэтому строка и стала шаблоном для фольклора.
Кстати, на тему авиакатастроф и падающих самолётов можно вспомнить не одну сотню анекдотов.
     15:58 16.11.2013 (1)
Самый пошлый: когда командир лайнера с парашютом за спиной и сигретой в зубах через аварийный люк покурить выходит , на глазах у сотен пассажиров...
     16:20 16.11.2013 (1)
1
Не хрен, было нашим начальничкм запрещать людям труда курить на рабочих местах.
     16:24 16.11.2013 (1)
Особенно Жириновскому...Ух и злобен когда в дебатах перерыва на перекур нет!
     17:30 16.11.2013 (1)
1
Жириновский прошёл славную дрессировку. А поскольку он и сам человпек талантливый, то играет хорошо.  
Возможно, курить вредно. Я, правда, курю с детского сада, в котором никогда не был, но почти. Но у нас любое, возможно, и полезное дело доведут до идиотизма. А качество работы наших избранцев и нулём оценить много.
     17:36 16.11.2013 (1)
Сегодня хрень по телику услыхал , что нардепы ваши москаутские порешат с будущего года в поездах дальнего следования НЕ  курить! Совсем! Дядю что посадят за сожженый вагон , ежели он  выживет куря под одеялом? Идиоты! На кол сук!!:-)
     17:54 16.11.2013 (1)
1
Да, это входит в программу усиления идиотизма. Причем, в самолётах в бизнес-классе курить разрешено.  И на корабликах хотят запретить.
     18:18 16.11.2013 (1)
На корабликах правильно,  ибо Титаник от незатушенного бычка боцмана оверкиль  утворил, айсбергу дорогу не уступая...:-)
     19:40 16.11.2013 (1)
1
"Титаник" просто ошибся айсбергом. Он должен был не только установить рекорд, поэтому и попёр таким маршрутом, но и утопить специально подготовленный айсберг, показав свою неуязвимость. Но не исключено, что рулевой отошёл от штурвала, чтобы трубку набить.
     19:50 16.11.2013 (1)
Угу! Айсберг заметил маневр рулевого и дал ему прикурить!:-)
     20:18 16.11.2013 (1)
1
Тёмная история. Не случайно, все выжившие были на особом счету и пользовались привилегиями почти во всех странах.
     20:48 16.11.2013
-1
И Кэмерон это заметил...
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама