Произведение «Краткое изложение развития европейской философской мысли» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 685 +1
Дата:

Краткое изложение развития европейской философской мысли

2 - 3-е тысячелетия до новой эры.

БИБЛИЯ.

Идея постоянного поиска самосовершенствования как высшего проявления свободы личности. Сюжеты Ветхого Завета Библии направлены на подведение читателя к нравственным выводам, которые, в конечном счете, категорично сформулированы как законы нравственности в форме заветов. В том числе:
- почитай отца твоего и мать твою;
- не убивай;
- не прелюбодействуй;
- не кради;
- не произноси ложного свидетельства на ближнего своего;
- не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего и ничего у ближнего твоего.
Опираясь на закон Моисея, закон Христа, сформулированный в Нагорной
проповеди, обращается к внутреннему миру личности, предлагая средства для исполнения заповедей:
- блаженны нищие духом…;
- блаженны алчущие (веры и истины) ныне, ибо насытятся;
- горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчите. Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачите.
- любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас.
- ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку;
- не противься злому;
- любите врагов ваших;
- не судите, да не судимы будите;
- просящему у тебя дай; просите, и дано будет вам.
По Христу, вся жизнь человека должна быть творением добра, совершаемого
свободно, а не из страха или желания наград, а из любви.

1-е тысячелетие до новой эры (Античная Греция).

Фалес (624 – 547 до н.э.), Анаксимен (588 – 525 до н.э.), Гераклит (544 – 483 до н.э.), Сократ (469 – 399 до н.э.), Демокрит (460 – 370 до н.э.), Платон (427 – 347 до н.э.), Аристотель (384 – 322 до н.э.).
По Платону, бессмертная душа состоит из разума, страстей и чувственных желаний. Разум должен подавлять страсти и чувственные желания.
Совершенное государство должно обладать четырьмя главными доблестями: мудростью, мужеством, сдержанной мерой и справедливостью.
Лучшее из правительств, предполагает Платон, - аристократия человеческих качеств - то есть управление лучшими и мудрейшими лицами в государстве. Эти люди должны выбираться не голосованием граждан, а в процессе дополнительных выборов. Лица, которые уже являются членами правительства или высшего класса, должны принимать к себе дополнительных членов на основе их человеческих качеств. Только лица, продемонстрировавшие свои способности применить теоретические познания в реальном мире, должны быть приняты в высший класс. Более того, в высший класс принимаются только те, кто четко продемонстрировал, что прежде всего заинтересован в процветании общества.
Принадлежность к высшему классу не должна быть привлекательной для всех граждан. Правители не должны быть богатыми. Им следует разрешить иметь лишь минимальное количеств личной собственности и не иметь ни земли, ни собственных домов. Они должны получать фиксированную (и не очень большую) заработную плату.
По Аристотелю, совершенным видом блаженства является научное созерцание, созерцание истины, отрешенное от волнений и тревог практической жизни. Государство имеет лучший строй, когда большинство его населения составляет средний слой, а не бедняки или богатые.
Вселенная не управляется по воле слепого случая, силой магии или причудами капризного божества, а подчиняется рациональным законам; вера в то, что людям следовало бы систематически вникать в сущность каждого явления естественного мира, и убеждение, что мы должны в своих выводах полагаться как на эмпирические наблюдения, так и на логические доказательства.

Средневековье.

Августин Блаженный (354 – 430), Франциск Ассизский (1181 – 1226), Фома
Аквинский (1225 – 1274).
Учение о том, что вера и разум отличаются друг от друга, но при этом образуют

единство, гармонию. Блага земной жизни рассматриваются как средство, необходимое для нормального функционирования духа.

Эпоха Возрождения (гуманизм).

Петрарка (1304 – 1374), Аретино (1374 – 1444), Макиавелли (1469 – 1527), Бруно (1548- 1600).

Отличительная черта культуры – признание интересов и прав человеческой личности, игнорировавшихся религиозной моралью аскетизма. Бог рассматривается как творческое начало. Строить нравственность надо исходя из природы человека, следуя природе. Принятие радостей земного существования. Уклонение от земных забот – измена природе.
Достоинство человека – величие его ума и подвига, духа, гения.
Божественность человека в великих и прекрасных деяниях.
По Макиавелли правитель, заинтересованный в становлении и укреплении своей власти, должен использовать хитрость, коварство, лживость вместе с бесчестным применением военной силы. Если правитель хочет добиться успеха, он должен полностью пренебречь моральными принципами и полагаться только на силу и хитрость. Государь должен быть и любим, и должен внушать страх.

Эпоха просвещения.

Мор (1478 – 1535), Бэкон (1561 – 1626), Кампанелла (1568 – 1639), Гоббс (1588 – 1679), Декарт (1596 – 1650), Локк (1632 – 1704), Спиноза (1632 – 1677), Мелье (1664 – 1729), Монтескье (1689 – 1755), Вольтер (1694 – 1778), Мабли (1709 – 1783), Руссо (1712 – 1778), Дидро (1713 – 1778).

Суть идеологии: убежденность в разумности природы и стремление перестроить общество на принципах разума, т.е. сделать его естественным. Главная сила этого процесса – знание. Свойственным человеку от природы являются: право на жизнь, свободу, сопротивление насилию. Эти права выше законов государства.
Декарт, во-первых, поместил в центр своей философской системы фундаментальный вопрос: «Что есть начальное человеческое познание?» До него философы пытались описать природу мира. Декарт считал, что на этот вопрос нельзя ответить удовлетворительно, кроме как в сочетании с вопросом: «Как я познаю?» Во-вторых, Декарт предположил, что мы должны начинать не с веры, а с сомнения. Он верил, что весь мир — кроме Бога и человеческой души - действует механически и что, следовательно, все природные явления могут быть объяснены механическими методами. Поэтому Декарт отбросил утверждения астрологии, магии и других форм сверхъестественного. Он отверг все телеологические объяснения событий. (То есть Декарт искал прямые механические причины и отвергал мнения, что события происходят, чтобы служить какой-то отдаленной окончательной цели.)
Джон Локк твердо верил, что каждый человек обладает естественными правами, которые включают в себя не только жизнь, но также личную свободу и право иметь собственность. Главная цель правительства, утверждал он, - защищать людей, а также их собственность. Правительство получает власть только с согласия управляемых.
По Вольтеру, самый нелепый и унизительный из деспотизмов – это деспотизм священников, а самое преступное – владычество священников христианской церкви.
По Руссо, главная причина человеческих страданий – противоречие между долгом и склонностями, состоянием и желаниями. Основа религии не разум, а чувства. Главное противоречие цивилизации – имущественное неравенство, связанное с частной собственностью на землю и орудия труда.

Философия и социология конца 18-го – начала 19-го века.

Кант (1724 – 1804), Сен-Симон (1760 – 1825), Гегель (1770 – 1831), Фурье (1772 – 1837), Оуэн (1771 – 1858), Фейербах (1804 – 1872), Вейтлинг (1808 – 1871), Герцен (1812 – 1870), Гобино (1816 – 1882), Маркс (1818 – 1883), Энгельс (1820 – 1895), Чернышевский (1828 – 1889), Ницше (1844 – 1900). Славянофилы.

Кант. Познание основано на том, что вещи воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения. На их основе возникают понятия, суждения и идеи. Возможность разума ограничена сознанием явлений, но проникнуть в сущность мира не дано.
Душа – целостность всех психических явлений.
Мир – совокупность всех причинно обусловленных явлений.
Бог – причина всех обусловленных явлений.
Долг – то, что возвышает человека над самим собой.

Гегель. В основе мира лежит духовное начало (абсолютная идея), независимое от человека, воплощением которого является природа, человек и общество. Абсолютная идея -непрерывно развивающийся процесс познания.
В основе индивидуального сознания лежит нравственность личности – движущая сила правовых, политических и экономических отношений. Религия содержит истину лишь в форме чувственного представления.

Фейербах. Философия должна заменить религию. Бог рождается в человеческих страданиях. Он есть то, чем хочет быть человек (в том числе, не умирать).
Природа – совокупность всех чувственных сил, вещей и существ. Она все то, что представляется чувственно, как основа и предмет жизни (свет, вода, электричество, магнетизм, огонь, земля, животные, растения, человек).

Ницше. Основа жизни – воля к власти, которая присуща человеку как инстинктивное начало. Мир – хаос, развивающийся по кругу. Неравенство людей естественно. Масса – рабы, а каста господ – сверхчеловеков, которые свободны от условностей и моральных требований.
Христианство – религия униженных рабов, отрицающая свободу мышления.

Маркс, Энгельс. Исторический процесс – закономерный поступательный процесс,  определяемый производством и воспроизводством жизни. Экономическое положение – базис, но на ход истории оказывают влияние, во многих случаях определяющее, надстройки: теории, право, религии и т.д. Конечный результат истории – результат столкновения множества отдельных воль и обстоятельств.
Определяющее значение в развитии общества – способ производства материальных благ: производительные силы и производственные отношения. Противоречие между классами – источник развития, а классовая борьба – движущая сила.
«Учение Маркса не доктрина, а метод. Оно дает не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования и метод этого исследования» - Энгельс.

Гобино и Чемберлен определили судьбу человечества как борьбу рас.

Конец 19-го века и начало 20-го.

Сорель (1847 – 1922), Соловьев (1853 – 1900), Фрейд (1856 – 1939), Плеханов (1858 – 1918), Бергсон (1859 – 1941), Вебер (1864 – 1920), Ленин (1870 – 1924), Бердяев (1874 – 1948).

Сорель. Центральным понятием истории является миф. Социальный миф – система человеческих убеждений, в которой царит полный приоритет воли над рассудком. От мифа исходит воодушевление, благодаря которому человечество достигло величия. Масса – миф – вождь. Насилие – это то, что дает будущее, власть – сохраняет прошлое. Культ силы.

Фрейд. Психика человека состоит из трех пластов: различные биологические влечения и страсти, сознательное (Я человека) и идеалы и нормы общества. Человеческое Я вынуждено всё время терзаться между неосознанными побуждениями и нравственно-культурными нормами.  Определяющую роль в развитии человека и общества играют бессознательные влечения и желания. Либидо – неутолимый душевный голод. В животной природе человека источник норм его поведения.
Противоречие между бессознательной сферой рассудка и социальной реальностью приводит к внутренней драме психики. Цель психоанализа – путем рассмотрения неосознанных действий и случайных реакций прийти к осознанию собственных стремлений.
Разум – раб иррациональных, бессознательных импульсов.
Зло в человеке неискоренимо, так как имеет элементарную природу и может быть только направлено в приемлемые социальные формы.

Юнг. Выделил в фрейдовском бессознательном «личностное» бессознательное (отражение в психике индивидуального опыта) и «коллективное»


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама