Произведение «Timothy Leary. «Politics of Ekstasy». Рецензия» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Темы: свободакладбищелоботомиякампус
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 962 +1
Дата:

Timothy Leary. «Politics of Ekstasy». Рецензия

КРИТИКА ЭЛИТЫ АВАНГАРДА

Timothy Leary. «Politics of Ekstasy».

Рецензия

«Я не знаю, где здесь пластика, если люди падают ниц».
                 Евгений «Джон» Соловьёв

-1-

Конечно, никому не нужны динозавры. Если есть  интерес – в связи с тем, что происходит в мире здесь и сейчас. Уроки истории должны учить тому, что актуально относится к современности, так или иначе. С другой стороны, все эти потерянные поколения, кокетливо потерянные Хемингуем – дескать, потерянные-то, конечно, потерянные, но...  Также и другие случаи, поколение «хиппи», поколение «шестидесятников», клуб самодеятельной песни – целые букеты субкультуры и контркультуры. Делать-то нечего – со своим поколением, со своей эпохой: это и Dasein, и лягушки, которых резал Базаров; для кого-то это – родина, которая непонятно, с чего начинается и чем кончается.
Переписку Каутского с Энгельсом я не читал, но переписку Гинзбурга с Кероуaком – взял. Я и не гомофоб вовсе, с хорошим гомосексуалистом и на брудершафт выпью. Впрочем, гендерные вопросы вообще за пределами данной статьи. Примем аксиому, что когнитивная сложность не способствует коммуникативной компетентности, и тогда проваливаемся в континуум диалогических социальных миров, когда все друг другу внимают, но каждый вещает для себя, не в интересах истины, но в интересах ипотеки.
Мне сказали, а также я это и прочитал в интернете, что лучшая книга Тимоти Лири – это «Политика Экстаза». По крайней мере по критерию «настольности» для поколения, которое вроде бы и вымерло, но всё-таки ещё реферируется пиаром. Тимоти Лири, недаром что Ph.D., он определение даёт тому, что такое экстаз. Впрочем, именно это определение я цитировать не хочу, и так понятно тому, кто понимает. Там у них была Лига – IFIF –  International Federation For Internal Freedom. Опять же, кому надо, прогуглите, пожалуйста.
Всё, что я писал до сих пор о Тимоти Лири, всё-таки недостаточно полно. Абсолютной полноты, как сказал Гёдель, не бывает, но меня там перепечатывают на leary.ru и scortcher.ru, и даже залили на ebookscenter.co.uk – коль скоро чёрный пиар стал таким нудным – я чувствую желание дополнить свои импрессионистcкие исследования. Дополняя и дополняя, мы приближаемся к так называемой истине. Не к той истине, про которую Пилат спросил – «а что это такое?». И не к той истине, на водоразделе материального и спиритуалистического, для функционирования которого требуется Параматма, и не то, что побудило Хайдеггера уклониться от визита на похороны Гуссерля...  Всё-таки, что есть истина-процесс? Во всяком случае, может, и стоит держаться от неё подальше.
Тимоти Лири кем только не был, а был он и психологом, и первым internet savy – и он изложил учение о нервной системе как божественном устройстве – device – для того, чтобы пользоваться которым, нужно прочитать инструкцию. В Америке, вообще, пишут инструкции везде и приделывают их всюду – это менталитет.  Начиная от инструкции что делать, если – choked – подавился. Или, что сотрудникам кафетерия после посещeния туалета – мыть руки. Эти инструкции какое-то дополнение к свободе. А тут инструкция от профессора Гарвардского университета – что делать с мозгами. В глобальном баре Америки, если вспомнить Rammstein, есть sometimes кока-кола, sometimes война.
Лири – писатель, а вероятно, от писателя ждут предвидений и прогнозов так или иначе. Кое-что он и на самом деле предвидел. Но я хотел бы соотнести предвидения старого времени с последним временем. Замечу, что моё «последнее время» точно также окажется устаревшим через декаду-другую. Всё, что говорилось о так называемой киберкультуре, или cyberspace, в момент зарождения этой киберкультуры – было правильно и точно. Подтвердить это может Cтивен Уилсон – Steven Wilson – из Porcupine Tree. Или Дэвид Бирн – David Byrne – из Talking Heads.
Или вот цитата из канадского поэта:

Теперь я поселился в Монреале, и тут моя работа.
В чём заключается она? Всё, что мы делаем, – сидим в кафе,
И обсуждаем лишь единственную Тему:
A стала ли литература Available for free on the Internet?

                           David McGimpsey, «Моя Жизнь как Жизнь Канадского Писателя».
                           Перевод  автора.

И в чтениях Щедровицкого (а Г.П. Щедровицкий, если кто не знает, – это гений всех советских времён и всех советских народов) упоминается конец «эпохи общественных институтов». Его окончательно признают, когда восстановят СССР.
Что есть общего во всех атаках против общественности и общественных институтов – то, что эти институты больше не нужны, или у нас теперь другие представления – зачем они нужны, кому они нужны, и как они работают в цивилизации. Возвращаясь к Тимоти Лири – тот говорил о конце политики, о переходе от земной политики к политике космической – terrestrial и celestial. Дэвид Бирн называл себя наблюдателем за человечеством, пришельцем из космоса. Cтивен Уилсон – по эстафете, сообщает, что современное искусство, если это мануфактура, никому не в радость, и именно для поколения «хиппи», или поколения «политики экстаза», искусство стало способом существования. Cтивен Уилсон заходит в музыкальный магазин, берёт там в руки пачку аудиодисков – и, как я, утверждает, что интернет и свободный поток – streaming – музыки, который не контролирует музыкальный бизнес, – есть  свобода. Поколение Сети, поколение интернета – преемник свободы «хиппи», которые начали с освобождения тела, в то время как предвидели освобождение нервной системы. И, оказывается, наркотики – частный случай медитации. Что касается литературы, книг – то и тут тема: насколько они стали свободны в интернете, и что теперь является очередными задачами союзов писателей?
У меня есть плохая манера – сливать в ведро несколько тем сразу. Тороплюсь, и, вообще, это можно считать компактным стилем, или импрессионизмом, или мозговым штурмом. Вероятно, кому-то ясно всё, что я пытаюсь сказать, а кому-то даже в медленном темпе не поможет. Но у меня вот такая вторая сигнальная система, можно жаловаться психиатрам. Но и это совершенно двусмысленно – они сами мне жалуются.
Я хотел бы поиграть со своей второй сигнальной системой и сравнить полёты. Полёты в Америке, Get High. И то, что ассоциируется с бригантиной, поднимающей в дальнем синем море паруса – как это они так взяли друг друга за руки, чтобы не пропасть по одиночке – в России. Эпоха одна и та же – 60-е годы двадцатого века. Но пропадали. И в Америке, и в России.
Заметим, между организованным насилием, типа гитлеризма и холокоста, и насилием в Комбинатах имени Кена Кизи, с полётами над кукушкиным гнездом, есть, как говорят в Одессе, две большие разницы. Приведу длинную, но поучительную цитату:

Хребты безумия – тайны психиатрических больниц штата Огайо.
Athens Mental Hospital/Athens Lunatic Asylum.
Афинский центр психического здоровья располагается на холме, по соседству с рекой Хокинг. Он открылся 9 января 1874 года на землях, приобретённых у местного фермера Котса. Больница была построена как дом для ветеранов гражданской войны, страдающих от посттравматического стрессового расстройства. Lunatic Asylum создавалась с философией д-ра Томаса, который верил в проектирование приютов в форме реального дома, чтобы принести знакомый комфорт для своих пациентов. Население быстро выросло с 200 до 2000 в начале 1900-х, правильный уход был даже отдалённо не возможен. В попытке сделать большое количество психически больного населения более управляемым, регулярно проводилась лоботомия в 50-х годах. Доктор Уолтер Джексон Фримен, доктор философии, иначе «Отец трансорбитальной лоботомии», проводит более 200 лоботомий в одиночку.
В последние годы кампус Государственной больницы, также известной как «Хребты», перешёл в распоряжение Университета штата Огайо, и сейчас там располагаются сразу несколько учебных зданий.
Старожилы города помнят старую государственную больницу. Это было внушительное массивное здание, стоявшее на северной стороне Уэст-Брод-стрит. Психиатрическая больничная система была создана в Колумбусе в 1838 году, но главное здание возвели только в 1870-1877 годах. Постройка была настолько огромной, что, по некоторым источникам, стала лидером по площади чуть ли не во всей стране.
Больница для умалишённых просуществовала до 1980-x годов, когда уже почти вся краска слезла со стен, и клетки-комнаты в подвалах давно были заброшены.
Сейчас на этом месте высится новый монстр из стекла и стали – Департамент транспорта штата Огайо. Но остатки старой лечебницы ещё можно кое-где найти.
В Columbus Dispatch за 18 октября 1894 годa была опубликована одна любопытная статья. Надо отметить сразу, что тот отрезок эпохи отличался особыми стандартами журналистики (полная свобода) и медицинской этики. Абсолютно спокойно печаталось содержание предсмертной записки самоубийцы, а порой и убийство из ревности облачалось в романтические цвета. Это был почти особый вид искусства, в котором сплетались тёмные и чарующие нотки. По этой теме даже вышла книга Майкла Леси «Wisconsin Death Trip», по которой в последующем был снят одноимённый фильм.
«Это коллекция фотографий и статей, описывающих жизнь в маленьком городе штата Висконсин. В книге были фотографии младенцев в гробах, сообщения из психиатрических больниц, детали сцен убийств… это невозможно забыть. Книга произвела на меня огромное впечатление». (Уэйн Статик, лидер индастриал-метал группы Static-X)
Так вот, о статье. Она называлась «Капризы разума». В ней врачи лечебницы спокойно раскрыли детали различных психозов своих пациентов, что сейчас является совершенно неприемлемым. Более того, газета опубликовала статью в качестве юмористической колонки.
Приведу самые яркие случаи. Один пациент, совершенно нормальный на первый взгляд, имел лишь одно отклонение: знание о Море смерти. Он утверждал, что это море составляет 18 дюймов в ширину, 150 футов глубиной и тысячи километров в длину. Больше о нём рассказать ничего не мог.
Госпиталю принадлежали четыре кладбища (по другим источникам: три):
– State Old Insane and Penal Cemetery (oldest)
– State Feebleminded Cemetery (second oldest)
– State of Ohio Asylum for the Insane Cemetery (third oldest)
– State New Insane Cemetery (most recent)
State Old Insane and Penal Cemetery.
В списке это самое крупное кладбище, к тому же самое трудно находимое. Оно служило местом захоронения пациентов Государственного института для слабоумных (старое название бывшей психиатрической больницы Колумбуса) и заключённых пенитенциариев Огайо (исправительное учреждение тюремного типа). Исправительная (пенитенциарная) психология изучает психологические основы ресоциализации (восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе).
State Feebleminded Cemetery.
Columbus Developmental Center Cemetery.
Государственное кладбище слабоумных является вторым старейшим местом захоронения при психиатрической больнице Колумбуса. Здесь уже даты начиная с 1906 года. Как вы можете увидеть на фотографиях, здесь почти одни таблички. Пациенты не имели семей, которые могли заплатить за достойное надгробие.
State of Ohio Asylum for the Insane Cemetery.
TICO Cemetery.
Упадок больницы. Убежище неимущих пациентов. Только 75 могил имеют даты и имена, остальные же – только номера. Более того, есть два надгробия, которые сообщают: «Образцы». Образцы чего? Трупы для медицинских экспериментов, а может, всего лишь части?
Существует одна жуткая версия.
Образцы – это дети, посаженные на наркотик


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама