Произведение «Духовный смысл сказки о Попе и его работнике Балде.» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Темы: пушкинПопБалда
Сборник: Богословские статьи
Автор:
Баллы: 17
Читатели: 4017 +1
Дата:
«Духовный смысл сказки о Попе и его работнике Балде.» выбрано прозой недели
25.03.2019
Предисловие:
Произведение А.С. Пушкина анализируется исключительно с точки зрения православного христианского догматического богословия.

Духовный смысл сказки о Попе и его работнике Балде.

Духовный смысл сказки о Попе и о его работнике Балде.

Сказка Пушкина О попе и его работнике Балде обычно воспринимается как злая сатира на жадных и глупых священников или просто как кощунство. В советское время атеистическая пропаганда активно использовало это стихотворенье в своих целях, по нему ставились спектакли, снимались мультфильмы, его изучали в школе. Однако внимательному читателю, знакомому с основами православного богословия, открывается глубокий духовный смысл, который совсем не кощунственный и сатирический, а назидательный и душеполезный.

Не так плох поп.

Принято приписывать Попу чрезмерную скупость и жадность, а иногда и другие качества, например, лень и обжорство. Вот пример – аннотация к одноименному мультфильму студии Союзмультфильм 1973г: … один поп, будучи очень алчным и ленивым, пошел на базар с целью найти там себе такого работника, который работал бы на него исправно и много, а денег бы за это брал всего ничего.
Обратимся к оригинальному тексту:

_ Поп ему в ответ: „Нужен мне работник:
_ Повар, конюх и плотник.
_ А где найти мне такого
_ Служителя не слишком дорогого?“

Ни какой жадности, лени и обжорства! Вполне разумное требование рачительного хозяина к работнику! На любом приходе до сих пор требуется повар, водитель и рабочий строительной специальности. Заметьте, поп не просит излишеств (еще быть нянькой к малышу). Так же поп не просит работать бесплатно, или как сейчас модно говорить «во славу Божью». Это Балда предлагает совою плату:

_ Балда говорит: „Буду служить тебе славно,
_ Усердно и очень исправно,
_ В год за три щелка тебе по лбу,
_ Есть же мне давай вареную полбу“.

Надо сказать, что у Попа есть единственный недостаток – недостаток ума:

_ Жил-был поп,
_ Толоконный лоб.

Выражение толоконный лоб означает, что в голове толокно – т.е. мука из толченых зерен. Вероятно, одной этой фразы было достаточно, чтобы православный цензор наложил на это стихотворенье свое вето, так как глупых попов не бывает, ибо если бы они были, то все священнические просьбы, советы и благословения надо было бы анализировать на предмет разумности, а это, не удобно. В то же время атеистическая пропаганда с радостью ухватилась за эту фразу, вероятно думая, что если есть один глупый поп, то все попы дураки и все чему они учат (христианское учение) – глупость.
Так зачем автор упомянул про толоконный лоб? А затем, что Поп именно по глупости совершил ошибки, которые стоили ему здоровья, а не по причине греховных страстей!

Не так хорош Балда.

Принято считать Балду положительным героем – простой, скромный, трудолюбивый мужик удобно противопоставляется жадному и глупому Попу. Атеистическая пропаганда отметила и это. Однако, пропаганда почему то не обратила внимание на имя этого положительного героя. Слово «балда» значит: «глупый человек, дурак» и происходит из тюркских языков, где обозначает «топор», «колун», «рукоятка сабли». Таким образом, по сюжету получается, что встретились два дурака.

Признаки бесовского одержания у Балды.

Обычно у современного человека беснование ассоциируется с тем, что одержимый кричит в храме или болен или безумен. Однако на то и одержимость это когда воля беса подчиняет себе волю человека. Так как бесы – «сыны погибели» то бесовская воля заключается в том, чтобы вредить человеку. Вредить бесы могут следующим образом:
- физически вредить здоровью человека;
- физически вредить церкви;
- обманом навязывать вредные мысли.

Балда, как модно сейчас это называть, человек «ищущий» т.е. ищет свой путь в жизни в том числе и духовный путь.
Автор упомянул прямо:

_ На встречу ему Балда
_ Идет, сам не зная куда.

Однако, из последующего развития сюжета, что Балда нанялся в работники именно к Попу (думаю, многим из тех, кто был на базаре, нужны были работники, тем более дешевые, но Балда целенаправленно идет к Попу.) В те времена было принято, чтобы ученик нанимался в работники к мастеру, чтобы учиться ремеслу. И то, что Балда выбирает Попа свидетельствует, что его интересует именно «что-то духовное». Из дальнейшего развития сюжета видно, что совсем не православное христианство. В наше время среди обывателей существует мода на паломнические и труднические поездки в монастыри. Таким образом, кажется, что Балда нанимается в подобные трудники.
Однако условие:

_ В год за три щелка тебе по лбу –

Однозначно оскорбительно для Попа. Каким бы ни был недостойным священник и как бы ни смирял он свою гордыню аскетикой – публично соглашаться на такой договор – было бы оскорблением священного сана (особенно во времена Пушкина). Но откуда такие мысли у Балды? Хочешь трудиться во славу Божью – трудись! Хочешь трудиться за деньги так предложи сумму! Хочешь символическую плату – так попроси за труд какую ни будь мелочь, например, просфору. Но Балда просит именно щелчки по лбу, то есть готов трудиться за возможность на законных основаниях оскорбить священника. Это мысль однозначно бесовская!

Поп не пытается вразумить Балду, не торгуется, вероятно, по причине недостатка ума не знает как повести себя в сложившейся ситуации. Он понимает, что так поступать нельзя, но и работника потерять боится. И соглашается.

_ Призадумался поп,
_ Стал себе почесывать лоб.
_ Щелк щелку ведь розь.
_ Да понадеялся он на русской авось.

Подобная ситуация с работой за щелчки может случиться и у современного священника. Например, когда кто то богатый и влиятельный предлагает деньги на ремонт храма, а взамен просит малость, сравнимую со щелчком по лбу: освятить то, что нельзя освящать, обвенчать тех кого нельзя венчать, сфотографироваться для рекламы, призвать прихожан проголосовать на выборах за «нужного» кандидата. Подобные дела могут быть наказаны не только Богом в будущем, но и правящим архиереем. Поэтому поп и призадумался.

Есть и еще один признак одержимости бесом.

_ Балда, с попом понапрасну не споря,
_ Пошел, сел у берега моря;
_ Там он стал веревку крутить
_ Да конец ее в море мочить.

Бесов вызывают жрецы посредством магических обрядов, или же назвав имя нечистого. Но Балда ни чего этого не делает. Он сам не понимает, как выполнить порученное ему задание. Читать мысли бесы не умеют, только Бог видит помыслы людей. Следовательно, можно предположить, что у Балды уже есть тонкая связь с бесами. Как он ее приобрел – не известно. Может быть это врожденное (как у многих современных экстрасенсов), а может быть в прошлом сезоне он нанимался в работники к колдуну и получил инициацию (причем, возможно даже и не понял, что получил инициацию – просто сказал и сделал что велел Мастер и забыл об этом).

Но главный признак одержимости это все таки жизнь Балды в доме у Попа.

_ Живет Балда в поповом доме,
_ Спит себе на соломе,
_ Ест за четверых,
_ Работает за семерых
….
_ Только поп один Балду не любит,
_ Никогда его не приголубит,
_ О расплате думает частенько;
_ Время идет, и срок уж близенько.

Балда не молится, храм не посещает, книг церковных не читает. И это весьма странно: работает не за деньги, а к церкви интерес не проявляет. Так не за это ли поп Балду не любит? Поп понимает (даже при том, что у него толоконный лоб) что поселил у себя амбициозного нехристя, от которого вполне можно ждать беды. И чем дальше – тем больше он в этом убеждается. И такое христианское понимание нелюбви Попа к Балде можно противопоставить атеистическому в котором поп как представитель класса эксплуататоров ненавидит простых тружеников. У Пушкина нет ни каких поводов видеть здесь классовую борьбу или какое либо иное противоречие производительных сил и производственных отношений. Здесь вполне очевиден конфликт на религиозной почве – конфликт убежденного христианина и воинствующего безбожника. А Балда ведет себя с самого начала как воинствующий безбожник – готов трудиться за то, чтобы унизить священника и ведет в его доме демонстративно безбожную жизнь. Главный признак безбожника это не блуд или пьянство, а то, что для него Христос не спаситель и церковь все что угодно, но не источник спасения души. В течении всего стихотворения Балда ни разу не вспоминает ни о Боге, ни о молитве, ни о храме. То есть он безбожник, а тот, кто не с Богом – тот с противником Бога!


Признаки антихриста у Балды.

Обычно, говоря про антихриста православные имеют ввиду того антихриста который будет незадолго до Второго Пришествия Иисуса Христа. Однако, в апостольских посланиях есть предупреждения об антихристах:
Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. (1Иоан.2:18)
Воинствующий безбожник Балда, вполне может считаться таковым.
Но более подробно об антихристе говорится в Откровении.
(Откр.13:12) Он действует перед ним со всею властью первого зверя…
По толкованию св. Андрея Кессарийского здесь говорится об Антихристе.
Балда выполняет волю бесов – калечит попа, который по благодати своего священного сана имеет власть над бесами. Причем так калечит, что тот становится неспособным к совершению богослужений. Бесы выигрывают однозначно. Сам же Балда ни чего с этого не имеет! Если у Гете Фауст от договора с бесом получает материальные блага, то у Пушкина Балда не получает ни чего! Он даже не продает душу дьяволу, а бесплатно отдает! Вот к чему приводит глупость, впрочем, Балда дураком себя не считает, но об этом еще будет упомянуто когда речь пойдет о соревновании балды и бесенка.

И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. (Откр.13:14)
Балда, действительно, обольщает людей своим неестественным трудолюбием и работоспособностью. Этими же качествами он обольстил и советскую пропаганду, которая гордого самодовольного дурака возвела в ранг положительного героя.

_ Ест за четверых,
_ Работает за семерых;

_ Попадья Балдой не нахвалится,
_ Поповна о Балде лишь и печалится,
_ Попенок зовет его тятей;

Нередко подобными положительными качествами может прельстить обывателя и современный сектант, экстрасенс, колдун. Но не может худое древо приносить добрый плод. У такого грешника часто обнаруживаются аморальные качества (например, гордость и властолюбие) настолько сильные, что затмевают немногие показные добродетели.

Соревнование Балды с бесенком.

Принято считать, что здесь автор показывает ум и находчивость (хотя скорее хитрость) простого русского деревенского мужика. Но возможно ли человеку, каким бы хитрым и умным он ни был победить беса, который имеет ангельскую силу и многотысячелетний опыт обольщения людей? Православное учение однозначно учит, что бесов мог победить только Иисус Христос. Еще бесы изгоняются постом и молитвой (чем Балда не занимается). Поэтому когда Балда только задумал соревноваться с бесами в хитрости - он обречен на поражение. Может показаться, что Балда выигрывает, так как перехитрил бесенка и за это получил оброк с бесов. Но что такое жалкий оброк для Князя Мира сего? Это мелочь. Отдав Балде просимое, бесы достигли гораздо более важные для себя цели.
1) Укрепили самоуверенность Балды
2)


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:33 31.03.2019
Ух ты! Качественный филосоский разбор. С такой точкой зрения на знаменитую сказку сталкиваюсь впервые. И она (точка зрения) мне импонирует.
     11:21 31.03.2019
"Крестьяне Архангельского собора с. Завидова Клинского у. царю Петру Алексеевичу... Бьют челом бедные и беспомощные и до конца разоренные сироты твои, Клинского уезду Архангельские вотчины села Завидова крестьяне староста Климко Матвеев да выборные Афонка Ларионов, Климко Андреев, Митка Ефтифеев, Куска Епифанов, Панка Кондратев и все крестьяне. В прошлых, государь, годах владели нами, сиротами, твоими, того ж Архангельского собору власти и протопопы вообще, и всякие оброки мы, сироты твои, платили на вообще ж. А ныне, государь, мы, сироты твои, разделены в мелкие поделы. И по тому, государь, разделу священники [и дь]яконы накладывают на нас, сирот твоих, многие лишние оброки и столовые запасы. И для своих всяких прихотей они, священники и дьяконы, к нам всяких прихотей, сиротам твоим, приезжают и людей своих непрестанно присылают. И таких своих накладных оброков и столовых запасов на нас, сиротах твоих, правят смертным платежом не против прежнего. А прежде, государь, сего мы, сироты твои, таких накладных оброков и столовых запасов никому не плачивали. И мы, сироты твои, от такого их накладного оброку и столового запасу и всяких нападков и от безвременного и смертного правежу разорились вконец без остатку. И таких их накладных оброков нам, сиротам твоим, платить невмочь" (Крестьянские челобитные XVII в.: Из собраний Государственного Исторического музея. - М.: Наука, 1994. - С. 85).

"Крестьяне Архангельского собора с. Ильинского Кашинского у. царю Петру Алексеевичу о снятии с них прибавочного оброку… А как, государь, мы ж, сироты твои, отданы в Архангельский собор, и бывший протопоп Федор с братией наложил на нас в прибавку деньгами восемьдесят один рубль тринадцать алтын две деньги, да для косьбы указали брать с нас и ныне берут в подмосковную вотчину десять человек работников. А как в прошлом в 204-м году протопресвитер Петр Васильевич с священниками разделили нас, сирот, меж себя по поделям, и они, священники, ключарь с братией наложили вновь же прибавочный оброк: бараны, сыры, яйца, грузди, рыжики, грибы, ягоды, брусника, клюква. И ради тех столовых запасов приезжают они, священники, к нам сами и присылают людей своих и из тех припасов бьют нас на правеже смертным боем, и для своих приездов велят готовить про себя обеды, и берут с нас подводы. И оттого мы, бедные, разорились вконец" (Там же. - С. 86).

Решение: "Велено… села Ильинского старосте и выборным крестьянам по росписи за их противность и непослушание учинить наказание: бить вместо кнута батоги нещадно". "Такая же участь постигла земледельцев Завидовской вол., Клинского у." (Там же. - С. 237).

"Преосвященному Варсунофию, митрополиту Сарскому и Поддонскому, бьют челом сироты великих государей дворцового села Богданова Вяземского уезду церкви Троицы живоначальной староста церковный Ивашко Лаврентьев. Жалоба, государь, мне той же церкви на попа Максима Федорова. В нынешнем, государь, во 193-м году марта в 12 день зазвал к себе он, поп Максим, меня, сироту, в дом и учел у меня церковных денег просить. И я, сирота, тех денег ему не дал, потому что миром давать мне не велели. И он, поп Максим, меня, сироту, бил за то и увечил и голову мне проломил до крови. И многих нашу братю бьет… Да он же поп Максим чинит не против твоего святительского указу: от венчанья берет с первоженцов по рублю да по пуду меду" (Крестьянские челобитные XVII в.: Из собраний Государственного Исторического музея. - М.: Наука, 1994. - С. 210-211).

В 1905-1907 гг. протесты стали более организованными. Царю уже не верили и брали дело в свои руки.

Так сход крестьян Ольховской волости Царицынского уезда (по донесению жандармского офицера) выносит решение о закрытии церквей: "Церкви не нужны, их следует обращать на другие полезные учреждения: школы, больницы" (Высший подъём революции 1905-1907 гг.. Ч. 2. - М., 1955. - С. 758).

На совещании Всероссийского крестьянского Союза звучит:
"У нас живется все-таки страшно тяжело. Например, в нашем селе много лет идет тяжба с попами. Сколько ни сыплем денег, куда-то проваливаются. Говорят, священники служат посредником между людьми и богом, а на самом деле они служат посредниками между начальниками, полицией и нами и только спешат содрать побольше с крестьян". (Протокол делегатского совещания Всероссийского крестьянского союза 6-10 ноября 1905 г. - М., 1906. - С. 30-31)

Или другая крестьянская жалоба:
"Не успеешь ворота запереть как они вот опять давай того-сего: свининки, сметанки, куренка, масла, яичек, ржицы, мучицы, конопли - хоть криком-кричи. Собаки не отбрехали, как опять заливаются: попы идут, встречай их таких-сяких" (Церковно-общественный вестник. - 1914. - № 31)

В 1905 году, священник о Михаил (Левитов) писал в "Церковном вестнике":
"Духовенство не пользуется никаким влиянием, ненавидимо и презираемо народом, служит в глазах его олицетворением жадности, корыстолюбия. Духовенство деморализовалось до потери значительной части не пастырского только, но и человеческого достоинства" (Церковный вестник. - 1905. - № 32)


Ищите факты, не засирайте мозги религиозным говном.
     17:17 28.03.2019
Содержание очень интересное. Устранить бы еще как минимум самые явные ошибки в пунктуации и грамматике (типа "не" с глаголами). Всё же литературный сайт.
     14:10 07.11.2015
Резюмируя - попы ближе к нечисти, чем к богу.
И десятка два народных сказок про попов, которые я видел, тому подтверждение...  А вот сказки про хорошего попа не видел ни одной...
Добавим сюда и поговорки...
     00:10 03.01.2014 (1)
правосавного

Это что за богословие такое?
пререхитрил другого дурака.

Да что ж невнимательный-то Вы такой?


     00:56 03.01.2014 (1)
Виноват. С орфографией и пунктуацией с детства не дружу :(
     01:25 03.01.2014
Ну, не так уж и много опечаток. Есть ещё кое-какие. Несущественные.
А написано интересно!
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Да, вот в самом конце ещё серьёзная опечатка:
монастырскими патерикакми
Реклама