Произведение «Teодицея» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Темы: моральбизнеспрактикамашина
Автор:
Баллы: 5
Читатели: 812 +1
Дата:

Teодицея

Машина для Зла

Человек – отличная машина для Зла. От людей надо прятаться, они убивают
целенаправленно. Добрая бабушка может оставить след в сознании. Но практика – как
критерий – приводит к положительному Результату. Нам нужны успехи.

Истинное сумасшествие – криминал. Что-то щелкает в сознании, и Зло ничему не
противоречит. Потом составят дело из ста томов с анализом причин сумасшествия, а дело
сделано – человеку оставляют общий диагноз «был вменяем». Ничто не могло его
остановить – eго экзистенция была превыше принципов морали.

Простейший пример из учебника криминалистики – девочка отрезала голову
своему спящему отцу, а ее клиника сознания есть феномен с невыясненной этиологией.
Или хотите, чтобы я начал с мелких воришек? Механизм во всех случаях один и тот же –
«пре-ступление». Щелчок в голове – и ты свободен, ты можешь «пре-ступать».

Изобретение, планирование технологии Зла, ставка на Зло – обычная история,
никто не удивляется, это функционально, это работает. Это как полезная боль,
причиняемая хирургом.

Высшей ценностью часто считают нравственность, запрограммированность на
добрые поступки. Насколько надежны известные программы? Наиболее известная
историческая программа – контроль со стороны Бога, религиозная мораль. Далеко не
всегда эта программа надежна.

Можно иметь двойной стандарт – быть машиной для Зла, и делать локальные
добрые дела. Гибкость и избирательность. Можно, наоборот, быть почти Святым, но
дорога вымощена в Ад. В данном случае, все равно, стандарт морали нуждается в
управлении, и так далее, до дурной бесконечности.

Парадоксально то, что и добрый человек может быть вполне сумасшедшим. Думая,
что делает добро – все наоборот – он причиняет страдания хуже, сильнее и больше, чем
иной слабенький злодей.

Говоря проще, если Бог контролирует ситуацию – а контроль ненадежный – какой
же он Бог? Но есть разные теодицеи – от Лейбница, от Бердяева, от местного батюшки из
церкви.

Вероятно существуют индивидуальные теодицеи, которые вырабатываются
исключительно персонально.

“God is the concept by which we measure our pain” (Lennon). Когда мы говорим «бог
существует» и говорим «мне больно» у этих высказываний есть нечто общее. Могут
спросить «что такое бог? Я не совсем понимаю», а также требуется уточнить «что
именно, болит? Мне надо поставить поставить диагноз». То что называется «любовь»
снимает ограничения на понимание – если любимый человек говорит «мне больно» ему
верят, так как любовь или просто интимная близость, хотя бы здесь и сейчас,
предполагают единое поле восприятия мира.

Таким образом, «Бог», «любовь», «боль», «преступление» – набор понятий, которые
мне понадобятся для размышления о человеке как о «машине Зла». Для размышления о
том, какое оправдание такой «человек» имеет в собственных глазах. А также – если
конструкция мира, допускает такого «человека», то как такая «конструкция» находит
оправдание, или достаточное основание, в Уме Бога, или просто оправдание с точки зрения
какого-то рационального Ума?

Если учесть, что обычно мы пытаемся доказать результат, который нам «хочется»
иметь без всякого доказательства, то, предположим, я лично стороник Добра, но можно
откровенно и определено сказать, что есть люди с противоположными убеждениями, как
бы они не уклонялись от прямого ответа. Зло очень эффективно и конструктивно – с
помощью некоторой технологии Зла можно решить жизненно важные вопросы для своей
семьи, для своего народа. А что может быть превыше этого?

Да, если я и говорю, что «я стороник Добра», ну кто мне поверит?

Ненависть и депрессия

Размышляя о Зле, проще начать с характеристики Ненависти, многообразной и
кипучей эмоции, которая представлена целыми направлениями современного искусства.
С плохим настроением, депрессией, можно бороться, сублимируя его в стихах, песнях,
памфлетах, перформансах. Фильмы ужасов – источник необходимого адреналина.
Представления о вампирах далеко ушли вперед.

Наряду с любовью к ближнему иная доза ненависти – к врагам, к «другим»
естественна, а во времена войн – «убей фашиста!» - она и банальна.

Из ненависти можно делать шедевры, по крайней мере очень популярные
произведения. Не следует все понимать буквально, умный человек всегда понимает, как
такие вампиры редко обнаруживают себя в повседневной реальности, но важен концепт.

Какое место практически отводится Добру в современном мире? Добро – элемент
раннего воспитания, счастливого детства. В первую очередь добро по отношению к
своим родителям, братьям, сестрам. Во вторую очередь к своему народу, родине. А ко
всем ближним любовь - это уже абстракция – по крайней мере, допустимы исключения и
особые условия. Какое место практически отводится Злу в современном мире? Зло –
инструмент борьбы, выживания. Зло пропагандируется всеми средствами массовой
культуры.

Подход номинализма

Если Бог это только концепция, то теодицея Бога – всего лишь непротворечивость
концепции. Это важно постольку, поскольку концепция важна для нас.

Как в конвенциональной медицине, если диагноз не поставлен, врач не понимает, о
какой «боли» идет речь. Наоборот, если «боль» надо(!) лечить изобретается диагноз,
диагноз как конвенциональная корзина, для медицины как для бизнеса. Кстати,
медицина как традиционный бизнес есть иллюстрация того, что вообще бизнес отличное
изобретение человечества, а не какая-то там погоня за прибылью любой ценой и обман
народа эксплуататорами.

Подход реализма

Если Бог это часть Бытия, и мы испытываем к Богу страх, трепет и ужас, либо
любовь – то как следует понимать «оправдание» такого существа?

Видимо, в этом случае – важны наши выводы: мы продолжаем любить такого Бога,
который допускает Зло, или наш Страх Божий становится иным, в зависимости от
теодицеи?

Сострадание к ближнему вытекает также из доверия к реальности бытия чужой
боли. Сострадание не может быть коллективным, это не то, когда все голосуют «за».

Политтехнологии

Воля к власти очевидно нуждается в поддержке. Причем добрые люди охотно
внедряют в свое сознание все необходимые оправдания насилия, дискриминации,
деятельности спецслужб – также как они платят налоги государству. Добрым людям
необходимо что-то вроде «научного коммунизма» либо «евангелия».

Современный человек сильно привязан к государству, он привык к комфорту, к
ценам на бензин, к услугам. Манипуляторам, политтехнологам, нейрополитикам отлично
известно, что разные современные нити управления можно расчетливо дергать – для
повышения вероятности достижения некой заданной цели.

Религиозные состояния доброго человека, можно сказать, пограничные состояния.
Политехнологи не считает религию основным фактором, но, в общем то, практика
Церкви – т.е. земной Церкви – всегда была отчасти манипулированием и зомбированием.

С точки зрения политтехнологов, теодицея Бога вообще ложная проблема, до этого
уровня политтехнология не проникают. Вот важно, чтобы «начальника машина
переехала», чтобы «таблетки снотворного в продаже были»....

С точки зрения объекта политехнологии, почему то, когда этот объект загоняют в
угол он все же вспоминает о Боге, а к тому же есть люди «верующие». Если на последних
смотреть как на электорат, то на них можно потратить особые ресурсы.

В общем-то политехнологи унаследовали концепцию бихевиоризма о том, что
человек это «крыса в лабиринте».

К счастью, Старший Брат не имеет возможности 100% контроля. У него только
вероятность получения результата. Поэтому в моменты высшей интенсивности бытия,
когда смысл жизни все же есть, человек думает об оправдании Добра и Зла. В некоторых
случаях он сходит с ума.

Отягощенность Злом новейших форм искусства

В XX веке наблюдается скачок в истории модернизма –появление массовой
культуры, культуры открытого общества, переходящей в радикальные выражения
вебкультуры и блогосферы. Не ясно можно ли назвать вебкультуру – вообще культурой,
или интернет это «рояль, на котором играет обезьяна». По крайней мере ясно, что
образование не может быть полностью online, сохраняется различие между информацией
и знанием. По-прежнему читать, слушать лекции живых людей, писать книги считается
полезным для гуманитарного образования.

Тем не менее культивируется образ человека, посещающего fitness клуб,
страдающего навязчивым shopping, читающего гламурные журналы. Для такого человека
открыты социальные сети, видеоблоги – инфраструктура кредитоспособного
потребителя. Как реакция на поп-культуру возникла панк-культура. Панк-культура
представляет, на мой взгляд, больший интерес тем, что она менее искусствена, и чище по
сравнению с поп-культурой. А также панк культура интересная форма манифестации Зла.

В некотором смысле панк-культура стала местом, где получила убежище поэзия. По
крайней мере это очевидно, если сравнить Филиппа Киркорова с Егором Летовым. Или
Michael Jackson с Ian Curtis.

Отягощенность Злом новейших форм искусства, доступного благодаря интернет
миллионам, не может остаться незамеченной философами. Непосредственно в новейшем
искусстве, иногда схематично, но точно изображены ключевые для мышления образы.

As far from God
As heaven is wide
As far from God
As angels can fly
If holy is as holy does
This house will burn straight down to hell
Take it's conscience with it
As it falls
Nothing said could change the fact
My trust was blind
You broke the pact
If God's my witness, God must be blind

Подобные образы предлагаются как простая массовая популярная песня для
подростков. Если отправной пункт размышления подростков программируется такими
тяжелыми структурами, то либо подростки становятся поголовно вундеркиндами,
«гадкими лебедями», либо у них вырабатывается здоровый иммунитет к ценностям,
которые для Ницше были последним словом классической культуры.

Отягощенность Злом новейших форм техники

Разрушители машин были во все времена. Тем не менее, техника в наше
время все больше интегрируется с культурой.

«Штокхаузен назвал аккуратное взрезание умелыми самоубийцами 11 сентября
2001 года двух высочайших в мире манхетенских башен, человеческих муравейников,
при помощи двух больших пассажирских самолетов, наполненных людьми,
совершенным произведением искусства. Восхищает дружная работа слившихся с
машинами, захваченных участием в слаженной операции команд. Фантастическая
электроника, которой они пользуются, интереснее современного художества.»

Если посмотреть на американские фильмы Transformers, Eagle Eye, сериал «24»
глазами подростка – даже опережающие реальность фантастические возможности
техники и технологии активизируют Зло лучше, чем боевые искусства, воины Толкиена,
ужасы зомби. Интернет в каждом доме – поле для консолидации Зла.

Ложь, Обман, Игра против Зла

До того как появилась заповедь «Не убий!» - возможно, Зла как такового и не было.

Охотник должен был обмануть на охоте зверя, чтобы убить его и накормить себя и
своих детей. Другое племя также подлежало обману, вытеснению из ниши обитания.

Вобще, обман - это еще не Зло – обман это разумный прием, без которого,
вероятно, и не преодолеть текущую установку косного большинства, которое только
после того, когда будет


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама