Произведение «Две политические молодёжные песни Цоя»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Без раздела
Автор:
Читатели: 871 +1
Дата:

Две политические молодёжные песни Цоя

В фильме "Конец Каникул" , где Виктор рассказал очень откровенно о себе и своей группе, всё начинается именно с этой песни. В каком-то смысле это Манифест Виктора Цоя, или же Ультиматум старшему поколению остановившейся в своём развитии Великой страны. Это - то, что советская молодёжь поняла сразу и до конца. В песне строгий и мощный, призывающий к переменам убеждающий ритм.
                                                         
Мы хотим видеть дальше,
Чем окна дома напротив,
Мы хотим жить,
Мы живучи, как кошки.
И вот мы пришли заявить о своих правах: "Да!"
Слышишь шелест плащей?  
Это - мы...

Дальше действовать будем мы!
Дальше действовать будем мы!

Мы родились в тесных квартирах новых районов,
Мы потеряли невинность в боях за любовь.
Нам уже стали тесны одежды,
Сшитые вами для нас одежды,
И вот мы пришли сказать вам о том,
Что дальше...

Дальше действовать будем мы!
Дальше действовать будем мы!

                                                                "Мы хотим видеть дальше, чем окна дома напротив" - Мы не хотим, чтобы наше восприятие жизни заставляли нам схемами и канонами. Не хотим видеть из окна - окна. Мы и так уже видим только из своих "окон", а нас ещё к тому же ограничивают  чужими "окнами", разрушающими слабые возможности уже искажённого предыдущими поколениями сознания. Лишают жизненного пространства, застраивая жизнь под себя.
                                                                 "Мы хотим жить, мы живучи, как кошки" - Мы хотим жить естественной жизнью и быть чувственными и видящими свободно даже во тьме. Не внешнее знание и проповеди, но внутренняя собственная свободная убеждённость нужны "кошкам, гуляющим сами по себе".
                                                                 "И вот мы пришли заявить о своих правах: "Да!"  - Да, пришли сделать официальное политическое Заявление о том, что больше так - под прессом выморочной, отставшей от жизни идеологии жить нельзя! Пришли напомнить, что и мы - "дети проходных дворов" не бесправны.
                                                                  "Слышишь шелест плащей?  - Это - мы..." - Почему в плащах? - Да потому что на дворе непогода. Подразумеваются люди под дождём из туч, затмивших Солнце. Сравните: "Крыши домов под тяжестью дней, небесный пастух пасёт облака".

                                                                  "Мы родились в тесных квартирах новых районов" - Здесь ясно сказано о том, что речь у Цоя не идёт об андеграундной "золотой молодёжи", о битниках и фарцовщиках. Речь идёт о советской рабочей молодёжи, одинаково везде униженной и оскорблённой.
                                                                   "Мы потеряли невинность в боях за любовь" - Здесь о том, что лицемерная и убогая социальная нравственность не может устраивать открытого, искреннего человека, вступающего в бой за Любовь. Не в кошерной, убогой и библейской чистоте дело, не в "умерщвлении плоти" по монашескому образцу , но в честности и открытости Богу и людям, ничего и ни от кого не скрывающего искреннего сердца.
                                                                    "Нам уже стали тесны одежды, сшитые вами для нас одежды" - Одежды предыдущего поколения  не могут подходить для последующего. Тем более, когда эта одежда шьётся без размера, о котором портные даже и не догадываются. Одежда - это внешнее, накладываемая "на"... это как "наРОД", как РОД, на который наложили внешние для него социальные параметры.  
                                                                    "И вот мы пришли сказать вам о том, что дальше, дальше действовать будем мы" - Открыто "Иду на вы!". Потому что дальше.... развал Великой Страны. Цой правильно понимал, что только объединившись молодое, ещё не отравленное бюрократией и не умерщвлённое ложными социальными догматами и официально религиозными обрядами СВОБОДНОЕ  ПОКОЛЕНИЕ имеет право ДЕЙСТВОВАТЬ, а не прозябать, ожидая подачки со стола партийных функционеров и "энергичных людей" (В.М.Шукшин).

                            Что же, разобрали простую и однозначную по смыслу политическую песню Цоя, разберём и другую, похожую на неё:

Наше сердце работает, как новый мотор,
Мы в четырнадцать лет знаем всё, что нам надо знать,
И мы будем делать всё, что мы захотим,
Пока вы не угробили весь этот мир.

В нас еще до рождения наделали дыр,
И где тот портной, что сможет их залатать?
Что с того, что мы немного того,
Что с того, что мы хотим танцевать?

Наше сердце работает, как новый мотор,
Почему и чего мы ещё должны ждать,
И мы будем делать все, что мы захотим,
А сейчас, сейчас мы хотим танцевать.

Мы хотим танцевать...
Мы хотим танцевать...
Мы хотим танцевать...
Мы хотим танцевать...

                                                              Для начала вспомним:
"Танцы, танцы, танцы, танцы -
Всё, что нужно иностранцу"

                                                              - Из чего сделаем вывод, что к танцам у Виктора было отношение довольно-таки критическое. Но и к социальной жизни у него отношение было не лучше. Здесь понимание того, что у молодёжи нет выбора. Интеллектуальное развитие и просвещение у неё отобрали, заменив суррогатами. Но ведь "сердце работает как новый мотор", и уже в 14 лет улица лишила детей целомудрия - "Мы в четырнадцать лет знаем всё, что нам надо знать".
                                                                 "И мы будем делать всё, что мы захотим, пока вы не угробили весь этот мир" - То есть уже в 14 лет подростки знают о лжи и лицемерии взрослых и готовы взять на себя ответственность за "весь этот мир", от которой во имя денег и карьеры в социуме отказались их родители.
                                                               
                                                                  "В нас ещё до рожденья наделали дыр" - Это о том, что родители ещё до рожденья детей уже были недостойны их иметь. Вспомним из "Алюминиевых огурцов": "Кнопки, скрепки, клепки, дырки, булки, вилки".
                                                                  "И где тот портной, что сможет их залатать?" - Из песни "Дальше действовать будем мы" знаем уже что нет такого портного. Все портные заняты "тесными одеждами" , хоть и шитыми для молодых, но социального чуждого им покроя.
                                                                   "Что с того, что мы немного того, что с того, что мы хотим танцевать?" - Вы нас "воспитали" ложью и лицемерием, тогда что вам теперь от нас надо? - Цой понимает, что желание танцевать - развлечение, но ничего другого обделённые воспитанием дети социума уже для себя не способны увидеть в жизни.

                                       Да, старшее поколение при советской власти остановилось в своём развитии. Но при этом ещё и "тянуло одеяло на себя", создавая так называемые творческие союзы, рабочие династии, выдавая от социума звания и привилегии. Молодёжь можно было понять, но и только... Ни на что другое, кроме танцев она не была способна... а впереди маячила "перестройка".

"Плетью впрягают в карету тень полуночной совы"!

"И не надо водить нас за нос,
И не надо нам песен петь!
Вместо белого чёрный парус,
С ним не проплыть, не попав под плеть!"

"Кто пойдёт по следу одинокому?
Сильные да смелые головы сложили в поле,
В бою.
Мало кто остался в светлой памяти,
В трезвом уме да с твёрдой рукой в строю,
В строю.

Где же ты теперь Воля Вольная?
С кем же ты сейчас ласковый Рассвет встречаешь?
Ответь!
Хорошо с Тобой, да плохо без Тебя,
Голову да плечи терпеливые под плеть?
Под плеть!"

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама