Произведение «Глава 7. Скалы преподносят сюрприз» (страница 1 из 5)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Приключение
Темы: фантастикаприключенияАльпинизм
Сборник: Приключенческий роман "Пленник времени"
Автор:
Баллы: 8
Читатели: 3464 +1
Дата:
«Глава 7» выбрано прозой недели
03.10.2016

Глава 7. Скалы преподносят сюрприз




          Старик прилёг на кровать и вытянул уставшие ноги. С непривычки ноги гудели. Ещё бы, лет пять без всяких тренировок, да и возраст давал о себе знать. Однако через полчаса старик был опять на ногах. Ему хотелось побродить по старым улочкам родного города, но улицы стали не те и давно преобразились до неузнаваемости. В центре города не осталось ни одного старого здания за исключением тех, что были занесены в список памятников архитектуры. Старик не спеша оделся, взял с собой фотоаппарат и вышел в суету вечернего города.
          Было ещё светло, солнце только собиралось опускаться к горизонту, но старик видеть этого не мог. Из-за больших зданий и огромных деревьев картину заката солнца в большом городе наблюдать не представлялось возможным. Совсем недалеко от гостиницы, где он остановился, на берегу речки когда-то стоял дом с большим, по детским меркам, двором. Дом не был даже двухэтажным, так, один этаж с полуподвалом, да во дворе стояла пара времянок. В том дворе проживало семей 10. Хотя условия для проживания были очень уж далеки от всяких норм, но все жили как бы одной дружной семьёй.
          Минут через 10 старик стоял около того места, где когда-то был его старый детский двор. Здесь давно уже был построен многоквартирный жилой дом, и о старом дворе напоминали лишь несколько уцелевших старых карагачей и клёнов. Он помнил каждое дерево и даже те, которых давно нет. По берегу речки пошёл в сторону родной школы и вновь детские воспоминания заполнили всю душу. Погуляв часа два по знакомым, и в тоже время ставших совсем чужими улицами, старик вернулся в гостиницу. Есть ему не хотелось. Детские воспоминания вроде и грели душу, но была какая-то тоска по давно ушедшему времени. Старик открыл шкаф и достал из своего нехитрого багажа бутылку французского коньяка, привезённого с собой. Налив полстакана пахучей жидкости, медленно, маленькими глоточками выпил всё до капли. Буквально через минуту он почувствовал, как приятное тепло разлилось по всему телу. Тоскливое настроение стало постепенно уступать мыслям о предстоящей завтра поездке. Достав из шкафа рюкзак, он тщательно перебрал привезённые с собой вещи и отложил кое-какие из них, как ему показалось, ненужные для поездки на бывшую турбазу. Переложил их в спортивную сумку и поставил её вместе с рюкзаком обратно в шкаф. Ещё раз налил себе полстакана коньяку и также смакуя, медленно выпил. В отличие от советских коньяков, которые когда-то давно ему приходилось употреблять и нещадно драли глотку, этот коньяк пился легко. Закусывать его совсем не хотелось. Через полчаса под воздействием коньячных паров старику снилось, как он мальчишкой лазает по деревьям детства, устраивая на них с товарищами что-то наподобие балагана.

*****


          В конце мая 72 года Генка неожиданно появился в рабочем кабинете Симакова.
          - Привет Васильич! Всё работаешь? И не надоела тебе, эта писанина? – с напускной весёлостью поприветствовал Кулаков.
          - О, привет Гена! – Симаков оторвался от своих бумаг, поднялся со стула и протянул Генке руку, - Ты как это забрёл ко мне?
          - Пробегал я тут мимо, вот решил посмотреть, как старый приятель трудится. Если честно, то у меня к тебе дело. Ты же не забыл, какой год на дворе? Согласно нашим расчётам есть какая-то надежда. Давай вместе прогуляемся в горы. А то ты засиделся тут в бумажной пыли. Мне одному что-то боязно в этот раз идти. Ещё и военные там, без пропуска не сунешься. Да и отвык я в одиночку ходить, - выпалили одним духом Кулаков.
          - Я не знаю как получиться, но желание у меня есть. С пропуском проблем не будет, это я тебе обещаю в любом случае. Есть у меня знакомые в штабе округа. Давай я со своими делами немного управлюсь, а потом выясню у своего начальства насчёт того, чтобы недельку выкроить. Что у нас там получается? Так, смотрим календарь... 22 июня четверг. Да, придётся на полную неделю отпрашиваться. Ничего, думаю, что отпустят. Хорошо, договорились! Я свяжусь с тобой дня через три-четыре и сообщу результат. Думаю, он будет положительный, - убедительно произнёс Симаков.
          - Это было бы здорово! Смотри Васильич, не передумай! Ну, всего хорошего! Мне ещё в одно место забежать надо, а времени в обрез! Бывай, Васильич! Жду твоего звонка!
          - Беги-беги, я обязательно позвоню, - сказал Симаков и пожал на прощанье Генке руку.
          Через неделю Симаков позвонил Генке на работу и сообщил, что со своим начальством договорился и теперь займётся вплотную оформлением пропусков. Генка тоже на своей работе взял неделю отпуска и начал готовиться к небольшому, но такому желанному походу. 19 июня около часа дня, Симаков и Кулаков сошли на конечной остановке рейсового, поселкового автобуса. Кроме них в автобусе до конечной остановки никто уже не ехал. Автобус развернулся возле шлагбаума и покатил вниз. Шлагбаум перекрывал дорогу, а дальше без специального пропуска проезд был запрещён. Ключ от большого замка, который висел на шлагбауме, находился у лесника, который жил рядом со шлагбаумом. С другой стороны шлагбаума, на обочине дороги, стоял военный УАЗ, и молоденький солдатик лениво прогуливался от машины до шлагбаума и обратно. Завидев сошедших с автобуса двух приятелей, солдатик встрепенулся и подошёл к Симакову.
          - Здравствуйте! Извините, вы Анатолий Васильевич Симаков? – спросил солдат.
          - Да, это я, – ответил Симаков.
          - С вами Кулаков Геннадий Петрович? – опять спросил солдат.
          - Да, это он, - с улыбкой ответил Симаков и посмотрел на растерянного Генку.
          - Разрешите, пожалуйста, ваши пропуска, - протянул руку солдат.
          - Пожалуйста, вот они, - и Симаков достал из нагрудного кармана рубашки две небольшие карточки с ярко-красной полосой по диагонали.
          - Всё в порядке, - сказал солдат, забрав пропуска, - прошу в машину. У меня приказ от майора Коцаренко доставить вас на базу.
          - Так Владимир Николаевич Коцаренко на базе? – с удивлением спросил Симаков, - и что же он там делает?
          - Майор Коцаренко у нас, что-то вроде директора, если говорить гражданским языком, - улыбнулся солдат.
          - Понятно! Ну, ладно, поехали! Я его уже больше года не видел. Всё думал, куда он исчез? А он вон где! Повезло нам Генка! – громко сказал Симаков, поудобней усаживаясь на сидение в УАЗике, пристраивая на коленях рюкзак.
          Генка сел рядом с Симаковым и пристроил свой рюкзак у себя на коленях. УАЗ зарычал и проехав метров 200 по асфальтовой дороге, стал спускаться к руслу реки. Дальше участок асфальтированной дороги на протяжении двух километров был размыт ещё 9 лет назад селевым потоком. Импровизированная дорога, расчищенная мощным бульдозером, петляла между камней вдоль русла реки километра три, а потом выходила опять на асфальт и уже четыре километра по крутому серпантину шла прямо до озера Иссык.
          Шлагбаум перед турбазой начал подниматься, как только УАЗ появился из-за поворота. Солдат в будке что-то говорил в трубку полевого телефона. Возле административного здания машину уже ждал офицер с погонами майора. Майор был ростом около двух метров и достаточно плотного телосложения. Если бы не армейская форма, его можно было бы принять за былинного богатыря. Майор широко улыбался и сам открыл дверку УАЗа, когда тот остановился около него.
          - Ба! Кого я вижу? Анатолий Васильевич собственной персоной! Как я рад тебя видеть! - забасил громовым голосом богатырь и одной рукой снял с колен Симакова довольно увесистый рюкзак, - Дай-ка я тебя обниму! – поставив рюкзак на асфальт, он развёл руки в разные стороны, давая понять, что сейчас обхватит своими лапищами Симакова.
          - Ну-ну-ну! Знаю я твои нежные объятия! После них три дня кости болят! – с наигранным испугом возразил Симаков.
          - Да не бойся, не помну! – И майор действительно нежно обнял Симакова.
          - Знакомься, Володя, это мой друг, Гена Кулаков, инструктор горного туризма. На этой самой турбазе больше десяти сезонов отработал. А это, Гена, мой старый товарищ, Володя Коцаренко. Мы вместе когда-то альпинизмом занимались. Не одно восхождение вместе совершили, - представил Симаков своих друзей друг другу.
          - Очень приятно, - протянул руку для приветствия Генка и почувствовал, как его, не очень-то и маленькая кисть утонула в огромной клешне майора.
          - Мне тоже очень приятно, - сказал майор и крепко, но не сильно пожал руку Генке, - пошли в апартаменты, у меня там всё готово! Семёнов! – обратился он к водителю, - возьми ещё кого-нибудь, и отнесите рюкзаки в двенадцатый номер!
          - Есть, товарищ майор! – козырнул водитель.
          - В какие апартаменты, Володя? – спросил недоуменно Симаков.
          - А, это я так называю твой бывший методический кабинет. Сейчас там стол накрыт для дорогих гостей. Пойдём, всё нормально! Сегодня вы у меня в гостях, а гости - это святое! Да и время уже обеденное. Так что, вперёд и без всяких возражений! – басил Коцаренко, пропуская вперёд гостей сзади легонько подталкивая их в спины огромными ручищами.
          Методический кабинет, почти совсем не изменился. На стене большая схема Заилийского Алатау, с нанесённой на ней разноцветными пунктирами ниточками маршрутов. Всё та же мебель. Только посреди кабинета стояли сдвинутые вместе два стола, принесённые из столовой и застеленные чистой скатертью. По приборам, расставленных на столе можно было определить, что сидеть за столом будет три человека.
          - Насреддинов! – Окликнул майор, суетившегося около столов, солдата, - у тебя всё в порядке?
          - Так точно, товарищ майор! – откликнулся солдат.
          - Молодец! Теперь покажи, в каком термосе у тебя что есть, и можешь быть до вечера свободен, - распорядился майор.
          - Здесь лапша дунганская, горячая. Положите в пиалушки сколько надо, а потом из вот этого термоса нальёте подлив. В этом термосе шницеля, а здесь гарнир, картофельное пюре. Холодная закуска и салаты на столе. Вот и всё, товарищ майор, - отрапортовал солдат.
          - Хорошо, можешь идти, если что-то понадобиться, я тебя позову, - сказал майор.
          - Есть! –


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     16:57 15.12.2014 (2)
Да, кинул ты меня в далекое прощлое. На озере Иссык я был на следующий год после трагедии. Вместо озера была ровная поверхнсть из застывшей грязи, слегка всхолмленная ломанными стволами елей и валунами. По этому земному дну бодро струился ручей и, не добегая до земнокаменного  гребня-холма, повернул вправо , а затем кинулся вниз. Несколько ниже гребня темнели металлические понтоны от бывшего причала на озере. Их выбросило туда наверх ударом селевого потока. И вот этот серый пейзаж застывшей грязи был окружен венком из островерхих тянь-шанских елей. У меня даже значок т/базы сохранился  "оз. Иссык".
Потом мы шли по ущелью, по которому на большой скорости летел селевый поток. Везде  со стен висели камни-валуны и торчали обломки стволов. Мы шли по низу вдоль воды, и нам казалось, что какой-то из валунов должен на нас свалиться. Но обошлось.
В году 68 был в Фанах. Оттуда и рассказ о Самарканде. Все знакомо. Спасибо и удачи твоим ГГ.
     14:50 16.12.2014 (1)
1
Я тогда был ещё совсем "зелёный". В 1964 году, через год после иссыкской катастрофы, мне было всего 15 лет. А вот уже в 1967 и в 1968 году, работал инструктором на турбазе "Озеро Иссык". Это мои самые светлые и тёплые воспоминания о тех временах. Кстати, в августе 1967 года я впервые, после селевого потока 1963 года, провёл группу плановых туристов по маршруту номер 326, насквозь через иссыкское ущелье и через перевал Кокбулак в Заилийском Алатау, и через перевал Джетытор в Кунгей Алатау, привёл группу на Иссык-Куль, на турбазу "Казахстан", была такая турбаза на побережье озера.
     16:02 16.12.2014 (2)
Так в 1964 мы прошли почти Вашим маршрутом, частично. Во, дела. А ты загляни ко мне на "Планету..." .
     16:23 16.12.2014
Это озеро Акколь. Налево перевал Пальгова, 4550 метров, направо - Кок-Булак, 4102 метра.

Акколь
     16:18 16.12.2014 (1)
Обязательно загляну. В 1964 году там было очень опасно идти. Я в 1967 году, через 4 года после катастрофы начал ходить, и то камни сыпались каждую минуту. Потом, уже в 1968 году, приноровился и проходил это ущелье без проблем. Места красивые. Я представляю, какими они были до селевого потока, раз они и после катастрофы привлекали множество туристов.

Озеро Боз-Коль

Это озеро, как раз выше того места, откуда вырвался селевой поток. За мореной озеро Акколь.
     17:21 16.12.2014 (1)
Так выше я же писал, что мы шли по ущелью а над нами висели валуны и стволы деревьев. Местами мы останавливались и наиболее висящие с помощью большого рычага (нас было 12) сбрасывали валуны вниз. Очень было опасно идти. Пронесло! Виктор.
     17:30 16.12.2014
Я в тех местах уже давно не был. За прошедшие 50 лет, ущелье поросло новыми кустарниками, деревьями. Думаю, что протоптаны хорошие тропинки и валуны уже не так угрожающе висят над головой.
     19:46 15.12.2014 (1)
Это места моей молодости. На турбазе "Озеро Иссык" я проработал два летних сезона в 1967 и в 1968 году инструктором горного туризма. А первый раз на озере Иссык я был ровно за неделю до той страшной трагедии.
     20:54 15.12.2014 (1)
НО как нам рассказывали, это случилось в выходной и было много плавающих на лодках. Селевой удар был сильный и многие погибли. У меня есть фотки следующего года. А где Вы были в те часы. ПО воле случая мы планировали поход именно на тот год, но перенесли.  Мы шли по дну и мысленно проигрывали то, если бы мы поехали в тот год. Правда, для этого должно быть много совпадений. Хорошие были времена, Сергей!
     15:01 16.12.2014
Да, это произошло в выходной день, 7-го июля 1963 года. Прошёл ливневый дождь и моренные озёра в верховьях реки Жорсай, приток Иссыка, переполнились и прорвали свои естественные плотины. Волна высотой в пять метров ударила в противоположный берег озера Иссык, где находился ресторан, гостиница и турбаза. На самой турбазе, никто не пострадал. Да и строения на берегу не пострадали, кроме лодочного причала. Смыло два лёгких коттеджа, рассчитанные на четыре спальных места каждый, но это уже когда переполненное озеро размыло перемычку и эти два коттеджа рухнули в этот проран. Жертвами селевого потока стали, в основном, "дикие" туристы, бродившие в это время по берегу озера и в верховье реки Иссык. Конечно же ещё те, кто катался на лодке и не успел вовремя пристать к берегу. Ну, ещё смыло две улицы в посёлке Иссык. Там тоже были жертвы.
     17:16 16.12.2014 (1)
Живые зарисовки, очень хотелось спросить, очевидец ли событий пишет и прочитав комментарии поняла, что так и есть. Доля есть фантастики, да? О появляющемся гроте на полированной скале, имею ввиду.
     17:23 16.12.2014
Да, это и есть фантастика и ещё будут различные фантастические явления. А то, что идёт в повествовании (история, география), очень многое взято из жизни и максимально приближенно к реальной жизни.
Спасибо, что читаете!
     00:23 16.12.2014 (1)
Интересная  глава,  да  и  комментарии  не  оставили  меня  равнодушным.  Видел  я  селевой  поток,  но  в Южной  Киргизии.
     14:42 16.12.2014 (1)
Селевой поток наблюдал и не раз. Страшное зрелище! На моей памяти, когда я жил в Алма-Ате, было несколько мощных селевых потоков. Один из них в июле 1973 года, когда город Алма-Ата, буквально, находился на грани исчезновения.
     14:49 16.12.2014 (1)
Да  страшное  зрелище  и  не  только,  я едва  сумел  от  него  уехать  на  мотоцикле.  Если  бы  по  прямой,  то  он меня бы  достал,  спас въезд  на  косогор.  Городок  Кызыл-Кия  73  год.
     15:04 16.12.2014
1
Селевые потоки и землетрясение, вот основные опасности для города Алматы. Ну, селевые потоки, вроде, укротили, всякими плотинами, а вот с землетрясениями, напряжёнка.
Реклама