Произведение «Автоматический зачёт»
Тематика: Миниатюра
Темы: Записки бродяги

Автоматический зачёт

Что такое кайф знает каждый студент биофака. Кайф – это полевая практика. Сданы зачёты и экзамены за второй курс,  впереди четыре недели на природе. Однокурсников провожают родные и близкие, несут неподъёмные чемоданы, рюкзаки и раскладушки, дают множество советов и рекомендаций. Биофак не зря называют бабфаком. На моём курсе, из 25 студентов,  парней было четверо.
         Как самому старшему и опытному не курсе, мне было поручено сопровождать  грузовую машину с вещами и продуктами. Остальные ехали в  автобусе.
    - Доедете до 125-го километра по дороге Алма-Ата – Баканас, - напутствовал меня руководитель практики Махамбет Кажимович, - повернёте налево, на грунтовую дорогу, и ждите нас у первой развилки.
    - Понятно, - отвечаю я, - можно выезжать?
    - Выезжайте, мы вас догоним.
         Водитель – чеченский пацанёнок по имени Магомет. Права он получил неделю назад и три дня назад сел за руль. Первые 70 километров, пока мы ехали по трассе Алма-Ата – Талдыкурган, всё было нормально, но после того, как повернули на Баканас, я заметил, что парень часто бросает руль.
    - Что случилось, Магомет?
    -  Устал. Руки немеют.
    - Давай остановимся, отдохнём.
Мы отдыхаем на обочине минут пятнадцать и едем дальше. Через десять километров история повторяется. Машина надрывно воет мотором на третьей передаче, ползёт со скоростью 30 км в час, руль сам по себе, Магомет сам по себе. Отдыхает.
    - Давай-ка я тебя заменю.
Он с готовностью уступает мне место за баранкой и вскоре мы сворачиваем на грунтовку на 125-ом километре. По сторонам дороги густые заросли ивняка. Мы ищем развилку, которая, по словам Махамбета Кажимовича, должна быть километрах в пяти от трассы. Проехали пять  километров, десять, пятнадцать …  Уже в сумерках перевалили невысокий хребет, о котором мне никто ничего не говорил, и в полной темноте выехали опять на трассу Алма-Ата – Баканас, только не на 125-ом, а на 167-ом километре. Водитель скис окончательно.
- Ночуем здесь, - решил я, - утром разберёмся.
         Как только начало светать, я растолкал спавшего в кабине Магомета, и мы тронулись в обратном направлении. Хребет, который мы с трудом преодолели вечером по просёлку, назывался Архарлы, и через него проходила вполне приличная асфальтированная дорога. Спустившись с перевала, мы подъехали к столбику с цифрой 125, свернули на уже знакомый просёлок, доехали до зарослей ивняка … и тут, наперерез нам из кустов вылетел автобус. Если бы он выскочил чуть позже, мы повторили бы вчерашний маршрут, настолько неприметным был поворот, о котором говорил мне преподаватель.
         Почему однокурсницы не линчевали меня на месте, я не понимаю до сих пор. В кузове нашей машины были палатки, продукты и тёплые  вещи, а им пришлось ночевать на берегу реки, под открытым небом, в лёгких платьицах и без ужина. К тому же, ночью прошёл небольшой дождь и девчонки пережидали его под автобусом.  Грузовик был разгружен ударными темпами. На берегу выросли двух и четырёхместные палатки, задымила наскоро сооружённая печка, практикантки в разноцветных купальниках ринулись к мелкой, тёплой протоке. Жизнь налаживалась…
         Две недели провели мы на берегу Или. Купались до посинения, загорали до ожогов и чесались от укусов свирепых как тигры комаров. Рыбалки не было никакой и классификацию водных животных мы изучали по экспонатам, добытым из фляги с раствором формалина. Наконец руководство решило, что пора менять обстановку и однажды в полдень к палаткам подкатил раздолбанный ГАЗ-51, за рулём которого сидел утомлённый Магомет. Он устал, но добрался сам, и это обнадёживало.
         Оставшиеся две недели практики проходили в одном из самых живописных мест хребта Заилийский Алатау – Большом Алма-Атинском ущелье.  На границе векового ельника, на цветочной поляне, над невысоким обрывом в беспорядке расставили разноцветные палатки. Большую палатку-столовую разбили под обрывом, у ручейка и приступили к изучению фауны гор. Было много интересных походов в арчёвую зону, зону альпийских лугов, в зону елового пояса и смешанного леса. Несколько раз поднимались к Большому Алматинскому озеру, находящемуся на высоте 2500 метров над уровнем моря. По вечерам, несмотря на строгое предупреждение, бегали в магазин на 2-й ГЭС, покупали «Ркацителли»  и преступно распивали его в палатке при свете свечей. Песням и анекдотам не было конца. Но это всё потом, а сначала было собрание. Выступал руководитель практики. Он вкратце ознакомил нас с правилами поведения в горах и программой занятий, а потом сказал:
- Тот из вас, кто добудет живого щитомордника*, получит зачёт-автомат. Девушек это сообщение не заинтересовало, а я подумал о том, что хорошо бы поймать этого щитомордника. Зачёт-автомат избавлял от необходимости зубрить и сдавать латинские названия изучаемых животных.
         Кроме плановых походов я , по привычке шляться, изучая окрестности в любом новом для себя месте, часто бродил по горам один. В один из таких походов, на южном склоне ущелья, на краю каменной россыпи, я обнаружил колонию серых сурков (бутан) и решил прийти сюда с ружьём. На следующее утро, взяв двустволку преподавателя, я и отправился к этому бутану. От лагеря он находился километрах в пяти, и идти к нему нужно было по узенькой козьей тропке. До цели моего похода оставалось не более 100 метров, когда впереди я увидел здоровенного щитомордника, пересекающего тропу.
-Вот он зачёт-автомат!!!
         Аккуратно, чтобы не повредить, я прижал змею прикладом к земле, большим и указательным пальцами левой руки взял её за шею позади головы и …, обратно мне предстояло топать те же пять километров. Только теперь в руке у меня была большая ядовитая змеюка. Пальцы немели от напряжения. Несколько раз пытался я перехватить её правой рукой, но безуспешно. Так и прошёл я эти пять километров, но мучения мои на этом не кончились.
    - Держите её, Александр! - радостно приговаривал преподаватель, вводя шприцом в тело змеи формалин, - Крепче держите!
И я держал. Прошло ещё минут двадцать.  Извивающийся хвост щитомордника опустили в канистру с раствором формалина. Я медленно стал опускать руку, пока всё тело змеи не погрузилось в раствор.
    - Отпускайте! – командовал преподаватель.
    - Отпускай, Сашка! Бросай её! – пищали девчонки.
Я бы отпустил … но не мог. Пальцы онемели и не разжимались , я их не чувствовал.
«И на хрена мне нужен был этот змей?» – пронеслось в голове, - «Посидел бы в россыпи, подстрелил сурка, или, на худой конец, латынь бы выучил».
         Пока я так размышлял, щитомордник затих, и , при помощи преподавателя разжав пальцы, я плюхнул его в канистру. А потом я торжественно преподнёс руководителю практики свою зачётку и он, не менее торжественно написал в ней «зачтено» и расписался. Через пару дней я всё-таки сходил на ту россыпь и подстрелил сурка. Собственными руками сделал из него тушку для учебной коллекции и, получил бы второй зачёт-автомат, если бы он был мне нужен.

*Щитомордник – ядовитая змея из семейства гремучих (ямкоголовых).