Произведение «Витим. Таймень»
Тематика: Рассказ
Темы: Татьяна Пыжьянова

Витим. Таймень

Из книги -«Валеркины рассказы».
Валерка - мой старший брат

Была у меня мечта – побывать на реке Витим. Эта одна из крупнейших рек  Восточной Сибири, правый приток Лены. Исток находится на склонах Икатского хребта, и огромной дугой река окружает Витимское плоскогорье, прорезает Южно-Муйский и Северо-Муйский хребты, впадая в реку Лену.
Сначала Витим течет по Бурятии, затем по границе с Забайкальским краем, а в нижнем течении – по территории Иркутской области. Устье Витима – это последние пятьдесят километров, протекающие по территории САХА – Якутия.

Когда друзья возвращались с Витима, в их улове частенько бывал таймень. Однажды поймали гиганта, метра полтора длиной и весом килограммов сорок, со сплющенной головой, как положено. Конечно, угощали нас, и вкус лосося  понравился нашим детям – жена и жарила, и варила уху, и котлеты  делала. Мне хотелось поймать великана самому – такого же зубастого, серебряного.
Когда рыба шла на нерест, то улов был  на зависть, они в те времена (немного браконьерили) и  тайменя привозили медно-красного цвета с красными плавниками, и таким же красным хвостом.
   Приближался отпуск, и я решил рвануть на Витим: хотелось порыбачить одному, получая удовольствие от тишины и ловли. Представлял скалистые берега и мощные  перекаты, а самое главное – богатые рыбой притоки – аж... дух перехватывало. Манил Витим – стоило только услышать название, внутри всё переворачивалось – так хотелось, чтобы сбылась мечта. Азартный я – чего захочу – ставлю цель и иду,  пока не добьюсь.

Купил новенького «Москвича», и чтобы обкатать машину да порыбачить, стал собираться в дальнюю дорогу. Но случилась беда – положили жену в больницу с болью в позвоночнике, даже двигаться не могла. Сделали операцию, а ей всё хуже и хуже становилось. Поехал к другу, он посоветовал свозить к бурятскому шаману, только предупредил:
– Вряд ли он возьмётся – надо было до того... «до ножа».
   Уговаривать Любашку не пришлось – согласилась сразу – так намаялась. Поехали. В машину занёс на руках – еле ноги носила. Шаман принял, а меня выставил за дверь. Услышал я тяжкие стоны – облилось моё сердце кровью, но... через некоторое время она вышла сама, и никто её не поддерживал. Молча... прошла и  села в машину, как ни в чем не бывало. Я, удивленный и обрадованный, передал шаману  сверток с «благодарностью», а он сказал:
– Никакие доктора ей больше не нужны.
    Вернулись  домой,  хотел помочь выйти из машины, но она отодвинула мою руку. Как увидели дети, что мама сама идёт, засмеялись от радости, прижались к ней. А я... чуть не  реву – ни на что уже не надеялся. Мне она ни о чем не рассказала – видно, шаман запретил – молчала, как  рыба в пироге, слово не вытащишь.

Открыл я Любашке свою заветную мечту о таймене, а она так запросто говорит:
– Поезжай. Только в тайге будь осторожен, ведь люблю я тебя, и дети без отца жить не смогут, да и мне одной не справиться.
     Заканчивалась весна, деньки стояли погожие. Съездил на дачу, всё сам  посадил, чтобы жена с детьми осталась без забот, и отправился в дорогу. В глазах моих так и стоял таймень, я уже всё про него знал от друзей – как ловить, как себя вести во время лова. Доехал часов за шесть до притока Витима, речушка – так себе, никаких порогов, но решил попытать рыбацкое счастье.
    Вечерело. Бросить машину в незнакомом месте... боязно, решил далеко не отходить, и закидушки* сначала поставить с колокольчиками. Нашёл хорошую заводь, нарубил колышки, вбил их на берегу покрепче. Пока устанавливал пятую, зазвенели первые две. Подошел проверить, а там в одной сидит ленОк* килограмма на два, в другой – чуть поменьше. Снова забросил закидушки – зазвенели колокольчики на третьей. Подошел, а там, (о, чудо) два таких крупных налима, что еле вытащил, всё  выскальзывали и бились.
А голове мысль:– «А где же таймень»?
Пока эти закидушки «молчали», пошел ставить остальные десять. И тут началось... бегал от одной к другой и вытаскивал то краснопёра*, то ленка.

По урчанию в животе понял, что пора перекусить. Не обращая внимания на колокольчики, пошел к машине и вдруг слышу – на берегу что-то творится. Вернулся посмотреть, а там... на первую закидушку попался ленок, а в соседней... остался только хвост от такого же ленка. Очевидно, на них кто-то охотился. Тут я заметил, что на мели бьёт хвостом по воде долгожданный таймень.
Он показался мне большим, я забежал в воду и без сака* выбросил руками на берег. Это оказался таймешонок, килограмма на полтора, малыш еще. Пожалел я его – такой должен вырасти красавец – взял за хвост и отпустил в воду. А он лежал и не шевелился, тогда я стал водить его туда-сюда, промывая жабры. Он перевернулся, дернул хвостом, а потом... как шлёпнет им по воде и пошел на глубину. Показалось, что этим движением он поблагодарил меня за подаренную ему жизнь.
   Пошел я к машине и за один присест - пообедал, позавтракал и поужинал. Стемнело. Услышал, что звенят колокольчики, решил проверить закидушки, взял фонарик.

Подойдя, заметил шевеление в кустах, где стояло большое ведро с пойманной рыбой. Я не придал этому значения, но, когда вытащил закидушки с несколькими ленками и налимами и понёс рыбу в ведро, то обнаружил, что оно пустое.
Ничего не понял, положил в него снова улов, и тут зазвенел колокольчик. Я – к нему, но вынужден был обернуться, услышав грохот. Посветил фонариком,  и...  передо мною открылась такая картина: два барсука, перевернули ведро и, схватив по рыбине, побежали в лес.
Стало понятно, куда исчезла моя добыча – пришлось рыбу относить в машину.
    Взошла луна. Я приготовил спиннинг и опять спустился к реке. После  первого заброса послышался такой шлепок по воде, что я вздрогнул. Удилище изогнулось, как говорят, в «три погибели», я растерялся – меня тащила в воду  какая-то сила.
Первым делом сообразил, что надо закрепиться, и понял, что это за чудовище. Натянул, сколько мог, спиннинг, упершись ногами во вбитые мною колья.
– «Вот он какой, таймень! Дождался»... – подумал с радостным волнением.
    Переходить к кустам было опасно, можно поскользнуться и... тогда прощайся со всем – или тебя утащит за собой, или спиннинг, тогда конец рыбалке или... режь леску. Уперся ногами и решил:– «Будь, что будет»...
   Возился  долго – устал с дороги, да и ночь уже. Боялся, что лопнет леска или переломится моё оружие лова. Не случилось ни то, ни другое – таймень тоже устал.  Вытянул его на берег с трудом, прикинул, что килограмм на десять-двенадцать тянет. Довольный, отнёс его в машину, уложив в торбаса*, которые подарил мне друг-бурят – в них не испортится рыба до самого дома.
     Когда вернулся к ведру с рыбой, понял, что на меня тоже идет охота, вернее  – за моим уловом – в нём опять остался только один ленок и хвост от налима. Никак не мог уследить за воришками. Залез в походный мешок и уснул рядом с машиной.

Проснулся рано, еще затемно. Развел костёр, и только успел напиться чаю с бутербродами, как зазвенели колокольчики. Пошел проверить закидушки. На первой  сидел налим килограмма на три, вынул и поставил снова. Вторая и третья... были напрочь оторваны, еще в четырех взял по одному леночку по килограмму, и в остальных оказалась такая же мелочь.
     Начала всходить утренняя зорька. Не теряя надежды поймать рыбу покрупнее,  установил снасти, а улов уложил в торбаса.
Барсуки чувствовали добычу, так и крутились возле автомобиля, решив, что я приехал специально, чтобы их накормить лососиной.
Но я закрыл двери и вернулся со спиннингом. Перед этим заменил «мыша», смазав его приправой, как учил меня друг, Абармид.
Закидывал много раз, но всё бестолку. Тогда поднялся немного повыше по течению и решил порыбачить там. В этом плёсе я не ошибся – сразу поймал шесть ленков по килограмму, вернув вчерашнюю барсучью кражу. И... удалось сбыться моей мечте – поймал ещё трёх тайменей, таких же, как и первый. Одного было легко вытянуть из-под скалы, и остальных достал без проблем из проточной ямы.

Решил ехать домой  засветло, чтобы рассмотреть реку и пороги. Собрал закидушки с рыбой и вернулся к машине. Тут увидел, что паршивцы-барсуки, в отместку за то, что забрал ведро с рыбой, нагадили мне на крыше «москвичонка». Я, конечно, был удивлен, но не в обиде – они ведь тоже живые существа, которые не прочь поесть вкусной лососины.
Вымыл крышу, перекусил и собрался отъезжать, но тут увидел... меня пришли провожать. И не смог не оставить им по рыбине – думаю, что они остались довольны.

Мне удалось увидеть красоты Витима, остановился у порогов и сделал несколько снимков. До дома доехал без приключений, любимая жена с тремя детьми встречали с радостью.
Через месяц Любашка вышла на работу, и до сих пор работает медсестрой. А через год у нас золотая свадьба.
Нет уже шамана – спасибо ему... и светлая память – много сделал людям добра.

Послесловие:
Ленок*- ценная хищная лососёвая рыба

Сак* - большой сачок для рыбы

Краснопёр* - по форме тела и окраске похож на жереха. Тело стройное, удлиненное, сжатое с боков, покрытое мелкой чешуей. Рот большой. Нижняя челюсть выдается вперед. Позади брюшных плавников киль, не покрытый чешуей. В спинном плавнике есть колючка.

Закидушка*- это снасть для ловли рыбы. Её делают из лески, крючков и грузила. К ней прикрепляют и колокольчик.

Торбаса* - бурятское слово. Это две большие сумки, выделанные из оленьих шкур, перекидываюся через седло коня. У якутов торбаса - унты, сапоги меховые, а у русских торба - сума.

15:00 22.08.2018 (1)
Ваш рассказ,как бальзам на мою душу.Я рыбак.И лично того тайменя тянул.
Отличная проза,спасибо!!!
     15:22 22.08.2018 (1)
Тогда-а-а... Вам нужно прийти ко мне на Прозу.ру
Там есть раздел - "Валеркины рассказы".
Это старший брат рассказывал мне по скайпу про
 охоту свою и рыбалку, а я писала рассказы.
Некоторые Вам должны понравиться - мужчин прочло их много.
     16:31 22.08.2018
Сегодня вечером буду читать и наслаждаться!
     18:46 16.04.2015 (1)
Хороший рассказ . У меня отец ловил тайменя , ленка , а вот краснопёра не видела . По описанию - красивый . Надо в инете посмотреть .
     20:50 16.04.2015
Спасибо, Раиса!
Это мой братишка прислал дюжину сюжетов и попросил написать рассказы. Я ему уже книжку издала.
     22:16 24.01.2015 (1)
Да, а барсуки то проворные оказались. Это же надо, так воровать, а потом еще на дорогу клянчить вышли. НЕ гордые. И получили по рыбке. Молодцы!
     22:56 24.01.2015
А я думаю, Виктор, что они умные - нечего время терять и ловить - наделали запасов дня на три на халяву. Молодцы! И вышли проводить, отблагодарить. А  дать им еще по рыбке, чтобы знали, что люди им друзья - это было право рыбака. .
Спасибо, что зашли.
     13:34 23.01.2015 (1)
Как-будто  на  рыбалке  побывал.  Воспоминаниями  навеяло  приятными.
Довелось  ловить  хариусов, тайменей, ленков, нельму, осетрят, стерлядь, налимов  до  5 кг  и  т.д.  и  т.п.
Есть  рассказики  из  обмена  опытом.  И  про  "царь"-рыбу, с  которой  так  и  не  смог  справиться.

Одно  из  них :  http://fabulae.ru/prose_b.php?id=20109
     13:37 23.01.2015 (1)
Леонид! Простите - недели две буду занята. Идет верстка моей новой книги. Сижу дённо и нощно - редактирую. Как освобожусь - прибегу.
Спасибо, что не забываете. Уверена, что мне будет интересно прочесть ваше ПРОИ-е.
     13:39 23.01.2015 (1)
УДАЧИ !!!  Может  Валерию  и  было  бы  интересно.  Я  там  делюсь  опытом  по  части
наживок, "мушек"  и  способах.

По  просьбам  выкладывал  в  Группах  по  интересам : рыбалки  и  охоты.
     14:51 23.01.2015 (1)
Решила прочесть, вставила в поисковик, но... там тысячи авторов. Плохая ссылка.
Попробую посмотреть у Вас просто так, без неё.
     14:58 23.01.2015 (1)
Ссылка  рабочая, проверил.
Выделяете  текст, как  при  копировании (в  синий  цвет) - наводите  курсор  и  правой  кликаете -
выходит  рубрика, там  вторая  запись :  "Перейти  по  ссылке" -  кликаете  и  выходите
на  ПРОИ.  Попробуйте - надо  уметь.  Пригодится.
     15:43 23.01.2015 (1)
Ой, Леонид... Это для умных, а я - кругом - чайник. Пошла "работать"...