Произведение «Последний подвиг Игоря»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Новелла
Автор:
Оценка редколлегии: 8
Баллы: 104
Читатели: 1901 +1
Дата:
«Последний подвиг Игоря» выбрано прозой недели
24.08.2020

Последний подвиг Игоря

Памяти Р.С.



         Вполне благообразный… э-э-э…  старичок – да, пусть будет так: старичок – Мокей Индустриевич Мамедаминов, гурман, знаток среднего Стравинского (ранний и поздний периоды композиторского творчества не вызывали интерес у Мокея Индустриевича) был глуп.
         Об этом ему сообщила сослуживица по НПО региональных проблем машиностроительного птицеводства. Сослуживица – потому что: да, несмотря на возраст, Мамедаминов продолжал работать. В означенном НПО.
         Мокей Индустриевич ей не поверил, но Саблина (это фамилия проницательной коллеги) приводила аргументы один убийственнее другого.
         В эту среду, например, глядя на то, с каким усердием Мамедаминов трудится над очередным заданием безалаберного руководства, Саблина ехидно произнесла:
         – В эпоху нанотехнологий, бесполезнейший Мак-к-кей… – (акающая, она всегда ещё и остро иронически гипертрофировала этот звук в имени Мамедаминова) – … Индустриевич, ваш нешлифованный ум совершенно непригоден. Вы похожи на цилиндр. Но без внутреннего сгорания. Вы бестолковы как наши канарейки.
         Рефреном о канарейках Саблина обыкновенно заканчивала свои умозаключения, адресованные Мамедаминову.
         Он привык к ней.
         Но не как к мебели.
         Поэтому – сопротивлялся. Хотя бы на уровне защитного рефлекса.
         Вот как сейчас:
         – Роксолана Владленовна, голубушка! – вполголоса, но всё-таки воскликнул Мокей Индустриевич, – что же вы так говорите? Не третируйте же меня… Право… Зачем же… – здесь Мамедаминов каждый раз делал паузу и продолжал, периодически (но не сильно) видоизменяя последующий словесный набор: –  А давайте пойдём на выставку Куинджи? Замечательная выставка. Открылась в нашем конференц-зале буквально вчера. Ночью… А хотите, на «Аватар» сходим? Или в «Белую акацию»? – (Это ресторан в населённом пункте, где существовали Мамедаминов и Саблина). – Я приглашаю вас!.. – Исчерпав фантазию Мокей Индустриевич нерешительно добавил: – Можно в аптеку сходить ещё… Или в парк…
         Он смолк.
         На все миротворческие инициативы Мокея Индустриевича ядовитая Саблина только фыркала в ответ и вновь склонялась над своим абаком, продолжая головокружительные расчёты.


         Первая жена Мокея Индустриевича после семи лет безоблачной жизни сбежала с французским посланником, который, понятно, был кем-то опрометчиво послан в их края. Позже с ней что-то сделалось и, по всей видимости, она где-нибудь умерла.
         А второй жены у Мокея Индустриевича не было.


         И всё-таки однажды Саблина не устояла, рухнула.
         Рухнула.
         Крепость, стена ли, столь последовательно возводимая ею, но: рухнула.
         Роксолана Владленовна согласилась.
         Согласилась незакономерно для себя.
         Было это октябрьским днём. Погода была гибельная. В доме, который утром покинула Роксолана Владленовна (почему-то мы никогда не задумываемся над тем, что уходя на работу, мы не просто уходим, мы – покидаем свой дом… Покидаем… Какой холодок пробегает по коже от этого слова!)…
         Да, о чём мы?.. А! Так вот: в доме, который покинула Саблина, было леденяще. Во всех смыслах.
         Да, но именно в этот день Роксолана Владленовна задумалась о… Позже станет понятно – о чём именно.
         А если и не станет – тоже не страшно.


         Произнеся очередную уничижительную тираду об умственных способностях Мамедаминова, она предполагала опять услышать в ответ какое-нибудь, не слишком разнообразное, жалобное его, слабозащитное блеяние, но хотя ожидания оправдались и это самое блеяние именно и последовало, Саблина вдруг согласилась на предложение Мокея Индустриевича.
         А он пригласил её не в ресторан и не в библиотеку, и не в фитнес-клуб (был он в городе, был), и даже не в магазин самообслуживания. Мокей Индустриевич пригласил её на концерт. В общем-то, тоже довольно банально, конечно.
         Концерт должен был состояться на дому.
         У сделавшего предложение.
         Несколько экзотическое место для праздничного приобщения к прекрасному и высокому, но другого Мокей Индустриевич не предложил.
         Вообще, если более подробно (и если желаете), то начало было таким, что в ответ на реплику Мамедаминова о том, что он хотел бы видеть Саблину в составе почитателей  музыки Стравинского, Роксолана Владленовна осуществила отказ от сложившейся традиции и не презрительно фыркнула, а заметила лишь, что музыки не любит, тем более классической, тем более Строинского. «Стравинского», – тихонько поправил её Мамедаминов. «Всё равно, – пожала плечами Саблина, но затем вдруг и неожиданно (вдруг и неожиданно в первую очередь для себя, как было уже сообщено выше)  добавила: – Впрочем… Когда и где? Куда мы пойдём?». «Ко мне домой, – простодушно и не удивившись согласию Саблиной, ответил Мамедаминов. – Вас это смущает?». «Нет,  – резко ответила Саблина. – Компрометировать меня не перед кем. Я согласна».
         Он пригласил её на без четверти девять.
         «Без четверти. Исправен?..» – вспомнилось.
         Роксолана Владленовна зябко поёжилась.


         «Какая разница, кто и когда, – подумала Саблина. – В конце концов, это лучше одинокого вечера с бесконечным ливнем за пластиковыми отверстиями во внешний мир». Роксолана Владленовна была склонна и к рискованным метафорам. В том числе.


         Дома у Мамедаминова, вопреки ожиданиям встретить запущенную вонючую холостяцкую берлогу, оказалось чисто и уютно. И ужин Мамедаминов – да, приготовил. И ужин был самый настоящий – не придерёшься.  Ни к форме ни к содержанию.  Потому и не станем описывать.
         Саблина говорила мало и всё о каких-то пустяках. Мамедаминов слушал и кивал головой.
         На окне стояли две гортензии. Розовая, синяя – всё, как полагается.
         Саблина рассеянно переводила взгляд с них то на своего, вчера ещё не планировавшегося на предстоящий вечер собеседника, то на десертную тарелку, на которой она заметила маленькую трещинку (пожалуй, это был единственный обнаруженный ею недостаток во всей сервировке стола; она обнаружила, но, конечно, промолчала – не дура же).


         А после Мамедаминов включил совершенно анекдотическое по внешнему виду – хотя из памяти детских лет Саблина что-то подобное и извлекла – устройство, которое безропотно, с великолепной и чистой простотой начало воспроизводить записанное на чёрной виниловой грампластинке.
         «Симфония в трёх частях». Стравинского.
         Они молчали, музыка же – звучала.
         Это нормально.  
         Саблина сидела в кресле. Оркестр, вызванный к жизни медленно вращающимся диском, вздрагивал всем своим струнно-медным существом, что-то там рушилось и рвалось в музыке, и вновь, и вновь… И ещё – да – оно стучалось и билось. Упрямо. Настойчиво. И это несоответствие бьющих наотмашь симфонических ударов и той спокойной плавности, с которой поворачивалась вокруг своей оси аспидно-равнодушная модель звуковой галактики, поразило Саблину.
         Она слушала и сжималась. Внутри было больно.
         Она и не слушать пыталась. Наверное, и не в симфонических фортиссимо было дело. Дело было в ней самой, в этой женщине. В том, что было ли дело до неё хоть кому-нибудь?
         На финале она не выдержала и зарыдала.
         Она бросилась к этому придурковатому, глупому Мамедаминову, этому бестолковому «Макккею»,  и почти закричала:
         – Господи, я идиотка, какая же я дура! Я согласна! Ты слышишь? Я согласна! Да! Ты веришь? Да, я буду хорошей женой! Я – буду – тебе – хорошей – женой. Я не предам тебя! Нет! Дура! Боже мой!.. Никогда! Ты веришь мне, веришь?..
         Она захлёбывалась слезами. Она дрожала.
         И финал – всё никак не кончался, будь неладен!


         Растерявшийся Мамедаминов пытался поднять её с колен и только приговаривал: «Успокойся! Верю, верю!.. Бедная моя… Верю… Я верю… Почему же нет… Ты хорошая… Я верю тебе… Да что же это… Верю, верю… Всё будет хорошо… Не надо…»


         … Они сидели рядом, прижавшись друг к другу – две маленькие нахохленные птички из какого-то треклятого, абсурдного  НПО, какого-то – зачем? почему? – пошлого объединения, занимавшегося какой-то нечеловеческой наукой и столь же бессмысленным производством.
         На улице – ошалевшие – и ветер хлестал, и бесчинствовал октябрьский ливень. И это билось в окно, и стучалось неистово. Вода лилась так, как никогда не бывает. В нормальной жизни.  
         Там, в небе, были заготовлены для сегодняшнего дня какие-то миллиарды тонн этой горькой жидкости…
         А после эта тяжёлая пелена стала редеть и вода всё-таки кончилась.
         Потому что всё заканчивается.
         Только поэтому.


         Уже улыбаясь, приведя себя в порядок после внезапной истерики, Саблина, всё так же сидя рядом с Мамедаминовым,  проговорила:
         – Смешно… Мы будем забавной парой – дочь, рождённая Владленом, сын, рождённый Индустрием… Вполне развитые дети покойного социализма.
         – Да…  – согласился Мамедаминов, – Так бывает… А жену Стравинского звали Верой… Вторую жену…
         – Вера… Прекрасное имя.
         – Обычное…  – Мамедаминов помолчал и задумчиво повторил: – Обычное.
         Саблина вздохнула:
         – Ты всё-таки глуп. Как те самые канарейки… И Стравинский тут ни при чём… Ну и пусть…


         Наши герои будут так до-о-лго сидеть…
         Ночь.
         Оставим их.
         У нас свои заботы.
         Нам осталось другое: сказать, что утром, возвращаясь от Мамедаминова, Роксолана Владленовна, угадала в аварию – не совсем  трезв был таксист. Да, попала в аварию и последовательно-сюжетно погибла. Совсем то есть умерла.
         А оставшийся герой со столь  феерически неправдоподобным именем через две недели свёл счёты с жизнью. Что ещё ему было делать?


         Но мы этого – не скажем.
         Пусть – живут.
         Да. Пусть. Они. Живут.
         Так надо.
         И пусть портрет бедолаги Стравинского висит на маленькой кухне.
         На кухне с гортензиями.
         И чуть надтреснутой десертной тарелкой.


         Да.





Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     22:05 19.05.2021 (1)
Звезда у этого произведения вполне себе заслуженная..
     22:07 19.05.2021
 Может быть...
Это такая романтическая вещь...
     14:22 30.08.2020 (1)
Примечательно, Александр, что даже под такой, с претензией на эстетство, вещью
комментаторы собрались, аки быдло колхозное, выясняющее, у кого фимоз, а у кого
геморрой... А вещица неплоха. И да - угадала - на своём месте.
Финал про "мы не скажем" похож на фронтовую похоронку такого содержания:
Уважаемая..... Командование добровольческого батальона..... хотело сообщить, что Ваш муж,
к примеру, Киричок Тарас Грыгоровыч, пал смертью храбрых в борьбе с москалями
на территории Крыма. Теперь Крым действительно наш. И его!
Но мы Вам этого не скажем, ибо герои не умирают"...
     14:31 30.08.2020 (2)
Вообще, о частной собственности на место в комментариях я, если и вспоминаю, то очень редко и только в юмористическом смысле. Потому и сам не особенно обращаю внимание на дислокацию, когда мне вдруг желается о чём-то порассуждать с кем-то, и к другим особо претензий в подобных случаях не предъявляю. В конце концов, и в самом деле - вот этой самой частной собственности ни у кого на ленту комментариев же нет.
     14:40 30.08.2020
Вы правы. Лента всё стерпит.
     14:39 30.08.2020
Елене Покровской -
Малоуважаемая Лена Филаделла. Если Вы мне запретили читать свои комменты,
то на хрена их мне пишете? Молчите уж в тряпочку лучше. За умную сойти можете.
     17:19 26.08.2020 (1)
Не нравится мне такой тяжеловесный стиль.
Одни имена героев осилил с трудом.
Пояснения и уточнения в скобках, не принятых в художественной прозе. Угадала вместо угодила - неужели читатель должен знать, что в какой-то местности России такую подмену допускают, и зачем это тащить в рассказ. Рассказ, оказывается, посвящен героине повествования. Подвиг Игоря Стравинского, выяснилоь, заключается в том, что он ускорил кончину жалких героев повествования.
     18:15 26.08.2020 (1)

Ну... не выкидывать же теперь...
     16:15 27.08.2020 (1)
1
Александр, вчера я поверхностно отнесся к вашему рассказу.
Меня сразу "убили" труднопроизносимые "феерически неправдоподобные имена" героев.
Сейчас вижу, что здесь задействована аллюзия, показывающая, во что вылился романтизм большевиков на примере их потомков.
В 20-х, в начале 30-х годов в революционном порыве детям давали имена Владлен (от Владимир Ленин), Индустрия, Индустрий, даже Гидроцентраль (представьте женщину с таким именем!).
Перед нами представители второго послереволюционного поколения, новые советские люди, над воспитанием которых  так трудились советские идеологи. Жалкие, обездоленные, обиженные. Индустрия, в которой они работают - нелепое "НПО региональных проблем машиностроительного птицеводства".
Искусство вроде бы им не чуждо, но выглядит это карикатурно. Мокей интересуется "средним" Стравинским, но не знает, куда лучше пригласить Роксолану, то ли в картинную галерею, то ли в аптеку. В свою очередь Роксолана вроде бы знакома с творчеством Цветаевой, но ей совершенно не знакомо имя композитора Игоря Стравинского.
Походя прослеживается тема непонимания друг друга между мужчиной и женщиной. Есть ещё интересные моменты в рассказе, но, пожалуй, закончу на этом.


     18:22 27.08.2020
По-прежнему сожалею, что нет на сайте оценки "не понравилось" за исключением раздела заметок.
Всегда более интересно знать содержание критического читательского взгляда, чем похвального.

Гость      15:00 27.08.2020 (1)
Комментарий удален
     15:25 27.08.2020
Действительно...
А мне казалось, вроде выложил этот рассказик недавно,  а на самом деле - в 2015 году...
Поэтому всегда говорю авторам: не убирайте старые тексты.
Гость      13:57 27.08.2020 (1)
Комментарий удален
     14:24 27.08.2020

В 1896 году в этот день родилась Фаина Раневская.

Именно так.

Я об этом всегда помню. Да и трудно забыть. Великая киноактриса родилась... в День кино.
     21:40 20.09.2019 (1)
Роксолана Владленовна именно "угадАла" в аварию?

     22:50 20.09.2019 (1)
Что интересно: я всегда стараюсь запрятать в тексте какие-то хитрости. В расчёте: найдёт читатель или нет? И всё время кто-нибудь их да заметит!
И такой же вопрос задавала, если не ошибаюсь, Марта Матвеева. Она тоже очень цепко смотрит тексты.
Совершенно верно - угадала, а не угодила. Именно это просторечие.
     22:55 20.09.2019 (1)
А я не знала, что это слово можно в таком значении применять

     23:04 20.09.2019 (1)
А "Я приглашаю вас!.." догадались откуда?
     23:09 20.09.2019 (1)
При чтении не обратила внимания, фраза звучит естественно, а сейчас, после Вашего вопроса, "Служебный роман" вспомнился, но ведь это не может быть оттуда?

     23:29 20.09.2019 (1)
1
Нет.
Это Хлудов из "Бега".
Помните, когда Голубков, уезжая с Чарнотой в Париж, оставляет Серафиму на попечение Хлудова и та пытается от него сбежать? Хлудов уходит за кружкой чая, Серафима пытается бежать, но мизансцена построена так, что кажется, будто он возникает как из-под земли перед нею. Серафима умоляет Хлудова отпустить её. Он молчит. (Помните, как молчит в этой сцене Дворжецкий?) Потом произносит: "Я продал перстень. Деньги есть. Я приглашаю Вас."
Они идут в цирк. И далее - не менее знаменитая сцена в цирке.
     23:53 20.09.2019 (1)
Александр, меня восхищает Ваша память! )))) Тьфу-тьфу-тьфу. чтоб не сглазить.
Увы, у меня никогда такой не было. И всё, что Вы написали, для меня словно - новое. Хотя "Бег" смотрела, не раз.  Но смутно помню сюжет и не более.

     23:59 20.09.2019 (1)
 Ну... я "Бег" смотрел очень много раз. Поэтому трудно не запомнить его почти наизусть.
     00:06 21.09.2019
Я много раз "Бриллиантовую руку" смотрела. А "Бег" придётся теперь ещё раз посмотреть )))

     20:45 26.08.2020 (1)
Трогательно. Даже не ожидала от Вас. Особенно концовка.
Спасибо!
     22:30 26.08.2020
А у меня все рассказы человеколюбивые...
Гость      15:48 26.08.2020 (1)
Комментарий удален
     18:17 26.08.2020
     11:50 25.08.2020 (1)
1
Сложно  жить  в  пустоте. Обязательно  должна  быть  опора.
     17:22 25.08.2020 (1)
Это так.
     18:19 25.08.2020
а  как же  иначе?
     10:14 25.08.2020 (1)
1
У Игоря подвиг был, ибо, по мысли великого Гёте, подвиг — это всё, кроме славы.
У иных же, кроме стремления к пустой славе, и нет ничего…
А вот Герцен: «Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг еще более прекрасный,
еще больше человеческий — это понимание врагов, потому что понимание — разом прощение,
оправдание, примирение»...

     17:22 25.08.2020
1
Герцен - выдающийся ум.
Реклама