Произведение «Ода КавМинводам.Байки отдыхающих.» (страница 1 из 2)
Тематика: Рассказ
«Ода КавМинводам.Байки отдыхающих.» выбрано прозой недели
25.07.2016

Ода КавМинводам.Байки отдыхающих.

В начале девяностых  я впервые приехала на Северный Кавказ, в Ставропольский край подлечиться. У меня была путевка в профсоюзный санаторий «Эльбрус» в городе Железноводске.
Начало осени –бархатный сезон, здесь ещё стояли жаркие деньки, можно было позагорать у озера возле санатория.
Железноводск расположился в небольшой долине, окруженный девятью одинокими горами, из которых самые известные и на слуху- Железная, Бештау, Змейка, Развалка, Бык.
          Железная гора самая главная, дала название городу и источники минеральной воды. Вся гора покрыта широколиственным лесом (дуб, ясень, клен) и кустарником. Вокруг Железной горы, в местах слияния горы с подошвой находятся многочисленные санатории.
Городок утопал в зелени, в это время ещё не растерявшей своего цвета и листвы. Он сразу понравился своим уютом, чистотой, красотой ухоженных клумб.
          Мне советовали поехать на Кавминводы,  место, где имеется минеральная вода для лечения желудочно-кишечного тракта и почек. Эта водица слабее Нафтуси, но она щадящим образом действует на организм и лечит все, что нужно. Ночной поезд, такси и вот я в двухместном номере санатория, успела ещё на завтрак. Чистенько, душ, что ещё надо для отдыха! Мне не хотелось определяться в одноместный номер, так как здесь впервые, ничего не знаю, да и одиночество надоело.
          Моей соседкой по номеру стала Ирина из Волгограда, а за столом мы познакомились с Галиной из Ростова, я же была из Новочеркасска.
Ира взяла на себя обязанности гида, т.к. она не первый год отдыхает в Железноводске. Отдых обещал быть интересным.
          В первый же день доктор прописал: как пить воду, куда ходить, какие сдать анализы и  лечебные процедуры. Прием у доктора мне очень понравился, сам доктор внушал доверие. Спокойный, уважительный тон беседы, выяснил все  обстоятельства болезни, рекомендовал регулярно приезжать на лечение.
Перед обедом  мы вышли из здания санатория, у которого по периметру были посажены туя, кустарник  и по тротуару поднялись до главного входа в лечебный парк. Здесь нас встретили львы с залосненными гривами от частых обтираний. Львы добрые, они охраняют покой и лечебную воду. Лестница привела нас к главной аллее терренкура и мы медленным шагом пошли вправо к источникам. Атмосфера стоит праздничная,  играют музыканты духового оркестра, а перед ними лежит коробка с брошенными в неё монетками.
          Вот афиши с репертуаром Дворца Культуры, лотки с одеждой. медом, сувенирами, а напротив бело-синее  легкое, ажурное здание Пушкинской галереи, а людской поток идет, плывет к Славяновскому источнику.
          -Смотрите, вот с этой точки хорошо видно пятиглавую гору Бештау. Беш- это пять в переводе с тюрского, а тау- гора, - пояснила Ира.
Над главной аллеей терренкура в вышине смыкались кроны деревьев, скрывали жаркие лучи солнца, отчего здесь было прохладно, все продувалось свежим ветерком.
          На пятачке между клумбами примостился продавец кассет с записями современных песен и классической инструментальной музыки. Продавец периодически менял в магнитофоне кассеты и  отдыхающих  сопровождал то задорный голос певца, то классическая музыка.
          -Вот попомните меня, этот парень Николай Басков раскрутиться, станет знаменитым, у него очень хороший голос, - пророчески сказала Галина.
Позже, когда через несколько лет я снова приехала в Железноводск, то  увидела, что и продавец кассет раскрутился и у него уже был бизнес побольше, имелся киоск с музыкальными дисками.
          Девушки набрали в кружки горячей воды, 52 градуса, из бювета Славяновского источника и медленными глотками, наслаждаясь, выпили вкусную воду.
          -А сейчас я покажу Вам Смирновский источник. Я иногда пью воду из этих источников поочередно, - пояснила Ира,  и они  по тротуару спустились вниз к Смирновскому источнику.
          Перед входом на площадь, слева, была насыпь камней, на которых находилась скульптура орла, широко раскинувшего крылья. Некоторые отдыхающие останавливались и фотографировались на фоне орла.
В правой части площади имелся фонтан, но он не работал.
Позади стояла колоннада и здесь была питьевая галерея со Смирновской водой, а в отдалении – бювет этого источника.
          -Мы спустимся вниз по каскадной лестнице. Смотрите как красиво! На первой площадке статуя русалки. Когда -то здесь текла вода- прокомментировала Ира.
По краям каскадной лестницы посажены махровые петуньи красного цвета.
На второй площадке находился каменный цветок  из сказок Бажова.
Ещё ниже виднелась лягушка со стрелой.
          -Если идти по этой лестнице вниз, то можно выйти к санаторию «30 лет Победы», но мы туда не пойдем, -сказала Ира.
          -Видите сколько здесь тропинок. Я расскажу историю одной отдыхающей, - продолжала Ира.

Женщина отдыхала в санатории «30 лет Победы» и в жаркий полдень решила пойти через лес.
Девушки присели на лавочку и Ирина продолжила.
-Женщина была одна, так как раньше ей кто-то показал тропинку как через лес выйти к санаторию. Вот она идет и идет, сумрачно, не жарко. Никого нет, чтобы спросить, далеко ли ещё. Сначала было немного страшно,  потом страхи прошли.  А когда лес закончился,  она оказалась на асфальте, читает «Остановочная площадка Иноземцево». Пришлось женщине брать такси, чтобы доехать до города Железноводска. На обед она опоздала, но все равно её покормили,- окончила рассказ Ира.

На другой день началась беготня по сдаче анализов, по процедурам.
Некоторые процедуры отпускались в зданиях водолечебницы и грязелечебницы.
После обеда я предложила Ире и Гале погулять по городу, осмотреть достопримечательности.
Галя, и Ирина согласились и через центральную площадь имени Ленина подошли к бело-красному одноэтажному зданию, расположенному напротив железнодорожного вокзала.
          Ира:
          -Перед нами знаменитое здание Островских ванн. Здесь лечился и принимал ванны Леонид Ильич Брежнев. Сейчас оно не действует.
          Галя:
          -У меня на минеральных ваннах случился конфуз. Я впервые принимала эту процедуру. Зашла в кабинку. Медсестра наполнила воды и сказала, чтобы я ложилась. А в ванной была подставка какая-то, я не знала для чего. Ну, я эту подставку стала мостить под голову. У меня ничего не получалось и я чуть не нырнула в ванну с головой. На мои плески воды, пришла медсестра и  сказала, что это подстава для ног.

Ира:
          -А я слышала другую байку. Одна женщина солидных размеров принимала ванну. Было это поздней осенью, и она в кабинке забыла колготы. Вернулась, но кабинка была уже занята, закрыта. Она обратилась к медсестре с просьбой, чтобы та посмотрела колготки на скамье. Медсестра выходит и говорит ей, что нет колготок. «Как же так, а куда они делись?».  Пошла медсестра назад и через некоторое время женщина услышала шум.
-Мужчина, Вы из какого леса приехали?-
Мужчина что-то невнятно бормотал, а потом женщине вынесли мокрые колготы.
-Вот это да, чего только не бывает!-
          Ира:
          Сегодня в нашем санатории танцы с живой музыкой, идем!
Ирину все время на танцы приглашал солидный мужчина. Виталий- представился он.
 Мы стояли у окна, а Ира с Виталием вальсировали.
          На другой день встретились с Виталием на источнике в окружении женщин. Он что-то рассказывал и все смеялись. Виталий предложил присесть. Женщины, сказав, что они спешат, ушли.
        Ира спросила, что  интересного он рассказывал женщинам, что те заливисто смеялись.
        - О, это давняя история, - начал свой рассказ Виталий.
        - Я отдыхаю в одном и том же санатории. Люблю «яйца в мешочек» и просил на кухне, чтобы мне их так варили. Надо сказать, люди уважительные. Запомнили меня, выполняли мою просьбу. И вот в очередной раз я приехал в санаторий. Официантка меня увидела и, узнав, как закричит на кухню: «Яйца в мешочек» приехали!».
          Потом мы пошли пить воду и договорились обойти вокруг Железную гору.
          Компания собралась у нас нормальная, никто не выделывался, вместе ходили в магазины, в парк.
          И вот после обеда решили подняться на вершину Железной горы. Сказано-сделано. Оделись брючки, шорты, майки, кроссовки  и пошли по терренкуру влево.
          Ира представила:
Источник №  один. Он ещё называется Лермонтовским. Этой водой лечился М.Ю. Лермонтов, когда приезжал в Железноводск на лечение. Это было незадолго до его дуэли и гибели на горе Машук в Пятигорске. На белоснежном бювете имеется мемориальная доска с соответствующей надписью. Мы прочитали записи на доске и набрали воды. Эта вода практически не отличалась от Смирновской, но была холоднее.
          Ира говорила:
- посмотрите направо, вот санаторий им. Тельмана, а налево внизу санаторий «Бештау», а еще ниже - «Русь», а сейчас подойдем к «Горному воздуху». Мы с Галиной только успевали крутить головами.
По крутой железной лестнице поднялись до пропускного пункта санатория. Здесь же была небольшая обзорная площадка, с которой были видны башенные краны. Здесь нас ждал Виталий. Прошли санаторий, вернее он остался ниже и снова вышли на терренкур.
Аллея во всех сторон была закрыта густым, широколиственным лесом и сквозь лес ничего не было видно. Мы шли парами, чтобы не мешать другим отдыхающим, гуляющим по терренкуру.  Но вот что-то показалось впереди.
          -Это Владимирский источник, но он не действует, поэтому источник закрыт железной решеткой. Но все равно водичка тоненькой струйкой вытекает. А немного дальше стоит резной деревянный указатель на гору Развалка, в грот Вечной Мерзлоты. Там и летом в жару лежит снег- говорит нам Ира.
Здесь же  начинаются столбики с указанием метража, через каждые двести метров. Они закреплены сбоку асфальта по левому краю аллеи. На столбиках написаны названия произведений Лермонтова.
          Ирина: -Поднимаемся по тропинке гуськом в гору. Высота около одной тысячи метров над уровнем моря, точно не знаю. Время в пути около часа.
Тропинка петляет среди деревьев, иногда проходит через широкие поляны.
Минеральная вода из нас выходит потом. Всем душно, ветра нет.
Виталий идет, пыхтит, но не сетует, просто говорит, что за обедом, надо было меньше есть. Но никто об этом не подумал вовремя.
Иногда мы останавливаемся на минутку, чтобы перевести дыхание и идем дальше. Здесь только деревья, кустарники и трава.
Ну, наконец-то мы у цели. Перед нами широкая площадка, которая открывает обзор.  Внизу домики и строения кажутся игрушечными. С северной, восточной и южной сторон город окружен одиночными горами, покрытыми густым лесом. Западная сторона скрыта верхушками деревьев. Не видно также и горы Бештау. Зато есть дерево, сплошь в ленточках. Мы тоже рвем носовой платок на ленточки, и каждый привязывает свою ленточку, и как заклинанье шепчет свое задуманное желание.
Ира просит не подходить близко к краю площадки, так как там начинаются скалы и обрывы.
          -Однажды, в начале двадцатого века, августовской ночью, в сильнейшую грозу, от этих скал откололся камень, весом около ста пудов и скатился с горы. Так, и остался в парке, немного ниже Славяновского источника. Этот камень охраняется как памятник природы. На нем табличка, где указан точный

02:34 07.07.2018 (1)
Аннушка, очень хорошо написала, прочла с удовольствием! Спасибо!
     08:27 07.07.2018 (1)
Спасибо, Клавочка! Я давно туда езжу. Помню, когда первый раз была в 1994г, на день города Железноводска, на самодельной трибуне возле входа в лечебный парк выступал молодой Максим Галкин, ну и другие артисты.
     11:32 07.07.2018 (1)
Аннушка! Не прерывай цикл поездок!
Вдруг еще какое молодое дарование приедет!
     16:40 07.07.2018 (1)
Сейчас получается раз в пятилетку.
     19:18 07.07.2018
Жаль!
     14:12 07.07.2018 (1)
Спасибо за хороший рассказ,Анечка!
     16:40 07.07.2018
Танечка, спасибо за комментарий!
     23:52 06.07.2018 (1)
Всегда тебя читаю с интересом и удовольствием, Аня!
     08:28 07.07.2018
Рада тебе, Олежек! Спасибо!
     22:03 14.06.2017 (1)
 Спасибо Вам Анна. Прочитал с большим удовольствием. С уважением, Дмитрий.
     07:09 17.06.2017 (1)
Спасибо, тебе Димочка, за твой неподдельный интерес к моим прои.
     08:50 17.06.2017
 Новых Вам замечательных произведений! Дмитрий.
     20:06 29.01.2017 (1)
Очень хороший рассказ, я словно сам побывал там, так подробно и наглядно все написано.
     11:31 30.01.2017
Трудно было, но я старалась. Красивые места. Последний раз была там в 2013году. Спасибо тебе за прочтение и оценку.
     10:57 07.08.2016 (1)
Какие сочные, вкусные описания!
И названия звучат так завораживающе, по-лермонтовски: Железная, Бештау...

Спасибо, Анна.
Я никогда не была на Сев.Кавказе, но после вашей миниатюры, будто и побывала!
     15:32 07.08.2016 (1)
Ляман! Спасибо за прочтение ОДЫ Кавминводам и такую оценку. Я очень много раз бывала на отдыхе в Железноводске и в разное время. Я влюблена в этот край. И когда идешь на источник, играет музыка (оркестр) и такое впечатление, что это время 19 века, только вот наряды у женщин не те...
Одноклассник, который мне рассказал о фабуле, прочитав первые мои рассказы, посоветовал, чтобы я писала рассказы от третьего лица. И вот, когда я попыталась написать о Железноводске от третьего лица, то это никак не получалось.
     16:24 07.08.2016 (1)
И от первого лица все замечательно получается.
А от третьего тоже просто.
Вообразите себе некую Марь Иванну,  ведите рассказ как будто от нее, но на самом деле от себя.
И все получится!!!
     17:33 08.08.2016 (1)
Спасибо, Ляман! Пытаюсь, но опыта маловато.  Взяла у внучки Чехова и читаю его. Еще мне нравятся рассказы М. Веллера.
     17:41 08.08.2016 (1)
Вот,о Веллерек сожалению, ничего не скажу. Это не мой автор. Может, хороший, но не мой. Не могу читать.
А вот Чехова очень люблю. Очень.
Изумительный, тонкий автор. Филигранно- тонкий.
     17:41 09.08.2016 (1)
У Веллера мне понравились рассказы в "Легенды Невского проспекта". А вот читала другие (Отцы наши милостивцы), неприятно стало.Не помню уже где прочитала: или на фабуле или в другом месте, советовали использовать его книгу для написания рассказов "Технология рассказа". Но я не читала эту книгу, узнавала в магазине, сказали, что её не найти.
Ляман! Есть ли у тебя электронные книги по этой теме, может быть какие исследования, я бы могла их приобрести, только укажи адрес. Спасибо заранее за беспокойство.
     18:50 09.08.2016 (1)
Нет, родная, таких книг у меня нет. И исследований тоже.
Но, честно говорю, даже если бы могла их приобрести, то не воспользовалась.
Знаешь, есть в этом что-то искусственное. Не напишешь настоящего и живого рассказа  по технологиям.
Это знаешь как ребенка по ЭКО создавать.
То есть создавать, конечно, создают, соединив клетки, но потом все равно внедряют в живую среду. Развивается же дитя все же в живом человеке, а не в пробирке.
Знаешь, еще Вересаев писал о знаменитых пушкинистах Цявловском и Гершензоне: "Нетворческий характер их труда..."
Я помню меня поразила тогда эта фраза.
Как? - подумала я. Ведь труд литературоведов, ученых такой огромный, такой кропотливый. Как же нетворческий?..
С годами я поняла эту фразу.
Самый лучший и гениальный ученый -филолог, историк, философ - все равно идет по следу. По следу творца.
Он посвящает подчас всю жизнь изучению того, что сотворено. Неважно кем - автором, народом, жизнью. Но он исследователь, то есть идущий по следу.
А писатель, поэт, и вся жизнь - творцы. У них творчество. У ученых - исследования.
И иной раз писатель, прочитав кучу исследований, пишет абсолютно грамотный в идейном, стилистическом и сюжетном отношении рассказ или повесть. Или что другое.
А, ан, нет - не цепляет. Нет живого духа.
А иной раз - все нарушается. А берет за душу сильно и властно. Есть живой дух.
В испанской поэзии это называется - дуэнде - животворный дух творчества.
А вообще, если учить, только настоящим Писателям. Таким, каким был  Паустовский, долгое время преподававший в ЛитИнституте.
Извини, Анночка, если долго писала.
     20:13 09.08.2016 (1)
О, Ляман, это так интересно. Мне теперь все понятно. И буду писать, как подсказывают мысли. А вот мы Паустовского не проходили в школе, а сейчас читают. При возможности постараюсь приобрести Паустовского.
Спасибо, Ляман.
     20:24 09.08.2016 (1)
Спасибо, Анночка, если помогла тебе чем-то.
А Паустовского непременно прочти. Ты не пожалеешь. Романтик от литературы.
Если будет время,посмотри у меня на странице маленькое эссе "Урок географии". Это о нем, одном из любимых моих писателей.
     22:27 09.08.2016
Ляман, обязательно прочту. Ещё раз, спасибо.
     07:38 26.04.2016 (1)
Байки занятные, но на мой взгляд, если убрать все описания смеха, станут еще занятнее, порою пауза нужнее текста.
Описания природы очень хороши, картинка вырисовывается четкая, респект!
     18:17 26.04.2016 (1)
Спасибо, Сэр Френсис, не знаю, как Вас звать. Доработаю. Я только недавно начала.
     12:23 27.04.2016
Олегом, Анна. Очень приятно.
     20:21 03.04.2016 (1)
Да уже от одних походов по тропам поднимется настроение и улучшиться здоровье. А байки занятные.
     23:19 03.04.2016
Спасибо, Виктор. Люблю Северный Кавказ -эти прекрасные места, где полно источников богатырской воды.
     21:33 28.03.2016 (1)
Красота там необыкновенная.Сама была там и не раз,правда в юности и детстве.
     11:27 29.03.2016 (1)
Спасибо, Катя! За твой отзыв и подарок. У Вас стихи действительно берут за душу. У нас в России много прекрасных мест.
     18:53 29.03.2016
Больше всего мне нравится Сибирь.Хоть и доводилось там побывать всего- то один раз.