Произведение «Забытый миг» (страница 1 из 2)
Тематика: Фантастика
Сборник: Фантастика - рассказы
«Забытый миг» выбрано прозой недели
15.05.2017

Забытый миг

В последнее время, меня всё чаще и чаще посещает мысль о том, что я должен что-то вспомнить. Вспомнить из своего далёкого прошлого. Вначале, не придавал этому никакого значения. Подумаешь, что-то вспомнить? Тут и вспоминать нечего, всё прекрасно помню. Говорят, что люди могут вспоминать своё детство лет с пяти, в особых случаях, с трёх лет. Моя память вырывает некоторые эпизоды того времени, когда мне было всего года три. Почему так говорю? Да потому что во времена моего детства дети посещали ясли с месячного возраста и до четырёх лет. С четырёх лет до семи – детский сад. Ну, а потом уже школа. Так вот, я хорошо помню, как меня мама водила в ясли. Ясли и детский сад находились в одном здании, только вход был разный. У меня сохранилась одна фотография из яслей. Как фотографировались, отчётливо помню. На скамейке, куда нас малышей усадили, был насыпан песок. Так чтобы песок не колол мои голые ноги, я под ногу подсунул ручку. Так меня фотоаппарат и запечатлел. Ещё помню, как меня перевели в детский сад, и как я долго и горько плакал, стоя возле стены. Было всё новое. Помещение новое, игрушки новые, воспитательницы новые.

Многое помню из далёкого детства. Помню огромный портрет Сталина в одном из кабинетов «Управления Республиканского профтехобразования», где моя мама работала уборщицей. Портрет Сталина был в полный рост, на всю стену. По бокам портрета свисали темно-вишнёвые бархатные гардины. На окнах кабинета весели такие же тяжёлые шторы. Всё это создавало какой-то мрачный и страшный вид. Я всегда боялся заходить в этот кабинет, меня пугал огромный портрет Сталина. Это я копнул память самого далёкого детства.

Однако, подспудная мысль о чём-то вспомнить, толкала меня дальше, во времена юности, молодости. Стал вспоминать, как я начал заниматься горным туризмом, какие удивительные походы совершали по нашим родным горам Заилийского Алатау. В 17 лет заканчиваю Республиканскую школу инструкторов горного туризма и меня направляют стажироваться на турбазу «Озеро Иссык». Мне ещё не исполнилось 18 лет, и я имел право быть только стажёром, то есть, инструктором, но не несущим какой-либо уголовной ответственности, и не получающий зарплаты. Практикант, одним словом. Но 1-го августа мне исполняется 18 лет, и я становлюсь настоящим инструктором горного туризма, со всеми вытекающими последствиями. Вот тут мозг выдал команду: «Напрягись!»

*****

Середина августа 1967 года. Я только что вернулся с 326 маршрута. Маршрут пролегал через два хребта Заилийский Алатау и Кунгей Алатау к озеру Иссык-Куль. Шесть дней пути в одну сторону, шесть дней в обратную. Три дня отдыха на Иссык-Куле. Преодолев 4 категорийных перевала, 3-4 небольших перевала и около 130 километров по горным тропам, я с группой плановых туристов вернулся на турбазу «Озеро Иссык». По совокупности преодолённых перевалов, количество ночёвок и пройдённому расстоянию, маршрут оценивался, как поход третьей категории сложности. В этом походе, под перевалом Аманжол, на высоте 3500 метров отметил своё восемнадцатилетние.

Не успел спустится на турбазу, как в тот же вечер старший инструктор предупредил меня, что следующий заезд 326 маршрута будет «мой». То есть, я должен буду встретить заезжающих туристов и подготовить их к предстоящему походу. Провести с ними тренировочные вылазки в окрестностях турбазы, экипировать туристическим снаряжением, получить продукты питания для путешествия. Кто будет вторым инструктором, вопрос оставался открытым. Через два дня, новый заезд туристов 326 маршрута, в количестве 20 человек, благополучно разместился на турбазе.

Время пребывания на турбазе рассчитывался по следующему графику: три дня на подготовку к путешествию, шесть дней поход к озеру Иссык-Куль, три дня отдыха на озере Иссык-Куль и пополнение продовольственных запасов, шесть дней похода на турбазу «Озеро Иссык», два дня на отдых после похода и сдачу туристического снаряжения. Всего получалось 20 суток.

В первый же день заезда, во время вводной беседы, обратил внимание на состав заехавшей группы туристов. Из 20 человек 15 женщин и пять мужчин! Первый раз мне попадалась группа, где женщин было в три раза больше, чем мужчин. Это предполагало определённые трудности в распределении общественного груза между участниками похода. Как правило, при равном количестве в группе мужчин и женщин, у мужчин общественного груза было на треть больше, чем у женщин. На следующий день вся группа прошла небольшой медицинский контроль, без которого туристов не выпускали на маршрут. Медицинский контроль заключался в измерении давления и пульса, а также, короткой беседы с врачом турбазы, на предмет выявления каких-нибудь недомоганий или хронических болезней, препятствующие туристу совершить поход, как минимум, по третьей категории сложности. Из 20 человек врач не допустил к походу только одну женщину. Таким образом, группа туристов стала численностью в 19 человек.

За день до выхода на маршрут, старший инструктор представил мне второго инструктора. То был участник Всесоюзных сборов руководителей горных путешествий с 845 маршрута и изъявивший поработать один заезд инструктором на турбазе «Озеро Иссык». Евгений Павлович, так звали второго инструктора, был уже опытным инструкторам. Было ему лет 35 и на сборы приехал из Майкопа. Только накануне с группой вернулся из тренировочного похода по пятой категории сложности.

На следующее утро, после завтрака, наша группа 326 маршрута должна была ожидать машину, которая отвезла бы туристов в ущелье Чин-Тургень, под перевал Аманжол. Однако, сразу после завтрака старший инструктор позвал меня вместе со вторым инструктором, в методкабинет. В методкабинете старший инструктор сообщил неприятную новость: ночью, на складе пункта проката туристического снаряжения скончался кладовщик. Машина, которая должна была вывезти группу в ущелье Чин-Тургень повезёт тело кладовщика в посёлок Иссык. Нашей группе предстоит проложить новый маршрут, через ущелье Иссык, по которому за четыре года до этого прошёл разрушительный сель. По ущелью Иссык пролегал маршрут только для участников «всесоюзного сбора руководителей горных сложных путешествий», с которого и вернулся мой второй инструктор Евгений Павлович. Предстояло открытие нового маршрута для плановых туристов. Евгений Павлович заверил меня, что мы справимся с этой задачей.

Через час группа туристов из 19 человек и двух инструкторов вышла на маршрут. Вначале маршрут пролегал вдоль русла речки, где уже была протоптана хорошая тропа, но часа через два пути, ущелье начало сужаться. По обеим сторонам речки появились осыпи, с которых то и дело скатывались камни, прямо туристам под ноги. Приходилось быть предельно внимательным и осторожным, при прохождении под очередной осыпью. К обеду, группа вышла на небольшую полянку, поросшую лесом, где организовали, перерыв на обед. После обеда группа продолжила движение вверх по ущелью.

Ущелье вновь сжалось и пришлось местами идти по воде. Воды в речке после обеда значительно прибавилось. Вода из прозрачной горной речки по утру, превратилась в клокочущую серо-коричневую массу, которая с грохотом неслась вниз по ущелью. Группа подошла к переправе. Переправа, конечно, была чисто условная. В самом узком месте через речку были переброшены два небольших бревна, метров шесть в длину, скреплённые друг с другом. Мутный поток воды проносился всего лишь в полуметре от брёвен. Возможно, ближе к вечеру, всё пребывающая вода уже бы захлёстывала брёвна. В этом месте, нам необходимо было переправиться на другую сторону реки.

Пока туристы отдыхали, я и Евгений Павлович начали организовывать переправу. Нам, естественно, помогала мужская часть группы. Первым делом надо было навесить перила, для этого кому-то предстояло пройтись первому по брёвнам на другую сторону реки. Конечно же, этим пионером стал я. Чуть ниже переправы, метров в двадцати, выставили двух крепких парней. Один встал возле самой воды, прикрепив основную верёвку к грудной обвязке, второй с берега страховал напарника. Я тоже пристегнул к грудной обвязке другую верёвку и дополнительно пристегнул репшнур. Получилось, что меня страховали сразу трое парней возле переправы и двое, чуть ниже по течению. Вроде выглядело всё надёжно.

Я шагнул на брёвна и передвигаясь мелкими шажками начал движение к противоположному берегу. Когда до другого берега оставалось метра два, неожиданно с осыпи противоположного берега, сорвался внушительного размера валун и с грохотом устремился вниз, прямо на переправу. Я даже вначале не понял, что случилось, поскольку всё внимание сосредоточил на том, чтобы удержать равновесие, шагая по двум узеньким брёвнам. Валун плюхнулся в речку рядом с брёвнами и чуть-чуть их задел. Этого мне хватило, чтобы потерять равновесие и свалится в холодную, мутную воду.

*****

Вот это я и должен был вспомнить! Как я выбрался из бурного потока, не помню. Главное, что я всё-таки перебрался на другой берег. Навесили перила и переправили всю группу без всяких приключений. После переправы, прошли ещё немного вверх по ущелью, нашли приличную поляну в зоне леса и развели жаркий костёр. Возле костра подсушил промокшие вещи и ещё с туристами долго обсуждали переправу через речку. Дальнейший поход прошёл без приключений.

Тот поход врезался в мою память до самых мелочей. Вот и сейчас, спустя почти 50 лет, я всё помню, как будто это было вчера. Так-то оно так, да не совсем. Совершенно не помню, как я выбрался из бурного речного потока. Очевидцы, мои туристы из группы и второй инструктор, говорили, что я, как будто бы, выпрыгнул из воды и сразу оказался на огромном валуне противоположного берега. Ещё очень удивлялись, как это я ловко так сумел выпрыгнуть из реки. Евгений Павлович, хоть и был в два раза старше меня, да и опыта у него было намного больше моего, сразу меня зауважал.

Стоп! Мозг опять дал команду: «Напрягись! Вспоминай, как ты выбирался из воды!» Вот оно что! Мой мозг упрямо хочет вернуть мою память именно к этому событию. Но я ничего не помню… А может - я просто не хочу помнить? Или что-то мешает мне вспомнить этот маленький временной отрезок моей жизни? Так, закрываю глаза, напрягаю память. Представляю, как я мелкими шажками передвигаюсь по брёвнам. Вот покатился огромный камень и слегка касается брёвен. Однако, этого достаточно, чтобы я потерял равновесие и…, левым боком падаю в ревущий поток.

*****

Ещё не успел окунуться с головой и подумать, что всё кончено, как наступила гнетущая тишина и всё вокруг замерло. Перестала бежать вода, застыл в падении на противоположном берегу Евгений Павлович. Видимо, когда я стал падать в речку, сильно дёрнул за верёвку, и Евгений Павлович не устоял на ногах. Да и

14:02 19.05.2017
букаФФ много,но тема-вещь)
     10:30 16.05.2017 (1)
Я от колхозного бугая, на 8 метровой скирде сена очутился! Все видели меня на верху, но никто не видел
как я там очутился и я тоже.
     15:10 16.05.2017 (1)
В стрессовой ситуации чего только не сотворишь...
Спасибо за визит и прочтение!
С уважением, Сергей
     16:23 16.05.2017
     17:23 15.05.2017 (1)
Интересно написано!
     20:38 15.05.2017
Спасибо!!!
     08:27 15.05.2017 (1)
Очень заинтересовало! Правда! Спасибо вам!
Продолжу читать вечером.
     08:54 15.05.2017
И Вам спасибо за визит и прочтение!
     14:16 05.09.2016 (1)
Привет, Сергей. Я  то же  попадал в  различные  передряги, и чувствовал защиту,  буквально бывал  в миллиметрах  от  трагедий с  нехорошим  исходом. Но  меня  и ныне, что-то  неведомое защищает. Последнее  время я  на  полном  серьёзе благодарю  своего Ангела  Хранителя.который отводит меня  от  смерти
     14:42 05.09.2016 (1)
Это хорошо, Валентин Иванович, когда есть ангел-хранитель. Пусть он подольше охраняет вашу жизнь!
     16:47 05.09.2016
Я  ему  об этом говорю  каждый  вечер и  благодарю его за  прожитый день.
     14:07 05.09.2016 (1)
Привет, Сережа! Очень интересный рассказ. Знаешь, даже как- то правдоподобно. Я вначале на полном серьезе восприняла, хотя какие - то сомнения были. Я -то немало читала, как люди пропадали в какие-то временные рамки, а потом появлялись.
     14:46 05.09.2016
Старался написать так, чтобы люди могли поверить. Хотя всё, кроме "забытого мига", чистейшая правда! Ну, а "забытый миг" - это уже фантастика. Иногда мы желаемое хотим выдать за реальность.
Спасибо за визит и комментарий!
С сердечным теплом, Сергей
     21:54 26.08.2016 (1)
Во! Потянуло на воспоминания. Что-то мемуарное пошло. Ну, раз дернул за веревочку свое прошлое, то должны посыпаться и другие "миги".
А не мои ли фотки спровоцировали память откликнуться? Знаешь, я наверное, тоже что-нибудь вспомню. Вот только ангелы мои все время шифруются. Ни один не раскрылся. Но их поддержку я чувствую, так как были моменты, что без никак бы не выпутаться, не выскочить. Удачи тебе и новых встреч, ну, сам понимаешь с кем. Виктор.
Приехал и опять на грядки да в тень садовую. Жарко еще, хоть дожди уже иногда и посещают нас.
     22:33 26.08.2016 (1)
Привет Виктор! Немного потянуло на воспоминания. Конечно же, забытый миг - сплошная фантастика, а так, почти всё натурально! Твои фотографии не то, чтобы подтолкнули на фантастику, но на воспоминание того ущелья в 1967 году, очень даже потянули. Мне в действительности пришлось открывать новый плановый маршрут через ущелье Иссык. Кладовщик в самом деле умер у себя на складе накануне нашего выхода на маршрут. Принял пузыря три бормотухи, да так и остался "ночевать" вечно на складе, на куче спальных мешков. Но в речку при переправе я не падал, хотя переправа в районе Иваного лога была уж очень хлипкая. Вот и вспомнил эту переправу. А в 1968 году, как раз на этой переправе случилось ЧП. Погиб турист с планового маршрута. Как сейчас помню, Юрий Мельников, майор медицинской службы из Москвы. Входил в отряд космонавтов, как врач по обследованию здоровья космонавтов. Об этом случае я уже писал в своих "Некоторые эпизоды из моей жизни". Будет интерес и время почитать об этом, загляни по ссылке:
В остальном, всё нормально.
     11:28 27.08.2016 (1)
Ну, то что там камни сверху катились, так это видно на моей фотке, да и переправа у нас была уже повыше от Иссыка. Ты видел. Мимо нашего дома проходила Ж/Д к военке (раз в месяц паравоз) . Так мы в школу когда ходили, то только по рельсам и даже соревновались кто быстрее. В общем, бегали. Так что с вистибулярным у меня все в порядке и поэтому я всегда на переправах первый шел.  И тьфу-тьфу, Ок. Были случаи, что купались, но никто не тонул.
     13:02 27.08.2016 (1)
В молодости я тоже по рельсам на спор ходил. 1 километр без всяких проблем! На Чилике в 1968 году помню переправлялись. Мост чабанский, по которому мы всегда переправлялись в этом месте, смело небольшим селем. Осталось одно бревно лежать, метров 15 в длину оно было, не меньше. Мы тогда по пятёрке поход закрывали. Пришлось мне, как заправскому канатоходцу, верёвку для перил на противоположный берег тащить. А Чилик, не сравнить с Иссыком. В нём воды раз в пять больше, по моим скромным подсчётам.
     13:24 27.08.2016 (1)
Эх, былое далекое, но наше!
     16:28 27.08.2016
Этим и живём...
     10:09 19.08.2016 (1)
Интересно написано. А продолжение будет?
     11:37 19.08.2016 (1)
А я ещё дальше не пожил, сегодня только 19 августа.
Спасибо за визит!
С уважением, Сергей
     11:39 19.08.2016 (1)
 бум ждать))))
     11:41 19.08.2016 (1)
Ну, если в голову придёт какая-нибудь шальная мысль, то продолжение или что-то вроде того - обязательно!