Произведение «ЛУЧШЕ ГОР МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО ГОРЫ» (страница 1 из 2)
Тематика: Рассказ
«ЛУЧШЕ ГОР МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО ГОРЫ» выбрано прозой недели
23.01.2017

ЛУЧШЕ ГОР МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО ГОРЫ

МОЯ ПЕРВАЯ ВЕРШИНА

Это было давно. Когда был Советский Союз. Когда жили одни «совки», все было не так демократично и не все так прозрачно. Плохо было. Не то, что сейчас. Я тогда учился на 1 курсе физтеха. Уже ближе к лету вдруг задумался: когда в школе учился, по пионерским да молодежным лагерям летом перебивался. А теперь  куда себя деть? Тут мне сокурсник Сережа и говорит «а давай поедем в альплагерь», и стал мне рассказывать про горы, в которых сам еще не бывал, но очень хотел.

Пришли мы в альпклуб, записались, прослушали несколько лекций, полазали на скалистом склоне, сдали минимум по физо (один из них – приседание на одной ноге «пистолетом» 25 раз – отл., 15 – удов.) и выкупили путевки аж за 25 рублей на все 24 дня. Наконец, сдали мы летнюю сессию, и уже в июне очутились на Кавказе в альплагере в отделении новичков. А инструктором был у нас Анатолий из Ленинграда. Как он нас гонял, как муштровал! Там я и понял, что такое дисциплина и ответственность.

Мы учились ходить по осыпи, по камням, по снегу, по льду на леднике Кашка – Таш, учились основам страховки и самостраховки.

Было трудно, но интересно. Так к чему это я. У ребят физическая подготовка была разная, а занятия все силовые и особенно на скалолазании.

А было у нас два гимнаста первого разряда Гена и Артур. Ох, и как же они выпендривались! Бывало кто-нибудь идет по стенке и, зависнув на одной руке, еле зацепившись носками триконей за выступ, ищет судорожно зацеп второй рукой и… или срывается, или не может дальше подтянуться. А те, которые срывались, зависали на страховке, размахивая руками и ногами, пока их спускали вниз. Тут наши разрядники начинали подначивать, упрекать и подгигикивать.

А потом, снисходительно поглядывая на слабаков, еще и приговаривали «да тут на одной руке можно пройтись». Сами-то они ласточкой взлетали, так как сила в руках и в ногах была годами натренирована.

Инструктор несколько раз им вежливо напоминал, чтоб не задирались, но они затихали на какое-то время, а потом снова зубоскалили. Что поделаешь, характер! Многим это не нравилось и даже кто-то предлагал морду им набить, но командир отделения пресек это и доложил инструктору. А тот никак не среагировал. Улыбается на занятиях да подбадривает тех, кому трудно
Иногда он менял состав пар или предлагал нам другие скальные маршруты. В особо опасных моментах становился внизу под маршрутом, как бы не доверяя страховке. И это было правильно, так как мы были новички и все по разному вели себя на стенке. И часто его спокойный совет снизу подбадривал прилипшего к скале новичка и он продолжал свой маршрут. Первые шаги всегда трудные, но не у всех, глядя на успехи Гены и Артура.

Пришло время сдавать зачет на переправу через реку. Тут есть много способов, но у нас была переправа с шестом. Это, значит, заходишь в реку лицом к потоку. Шестом перед собой упираешься, а ногами приставным шагом идешь к противоположному берегу. Все вроде просто: не спеша, а главное, чтобы водяной бурун не поднимался выше бедра – иначе снесет. Горная все-таки река.

Для страховки каждого держали на двух веревках: одной страховали от места схода в реку, а второй – выше по течению метров с 10-15-ти. Это если кто сорвется, то поперечной веревкой тянут упавшего к берегу, а верхней удерживают, чтоб далеко не унесло или на камни не выбросило. На босые ноги мы надели кеды: жалко ботинки мочить. Но это так только на ученье или на тренировках. И вот, подошел мой черед в воду идти.
Я взял в руки шест, кстати, он тоже был закреплен на репшнур, чтобы не уплыл, если выпущу из рук, пристегнулся к страховочным веревкам и в воду.  Хоть и лето, но вода была очень холодная.

Бурлящая, вспененная она с ревом летит на меня, а я смотрю вперед, упираясь шестом перед собой в дно, и перемещаюсь боком к противоположному берегу. Пока вода была до колен, я шел бодро и уверенно, а вот когда вода дошла до бедра, то тут уж держись. Я уже видел, как некоторых сбивало с ног. Шума воды и грохота камней уже не замечаю. Опираюсь на шест и начинаю перемещать левую ногу в бок. Нога буквально взлетает вверх по потоку и ее приходится с усилием ставить на дно. А где дно? Дна нет! Под ногами катятся непрерывным потоком камни. Грохочут! Ставишь ногу на дно, а оно уплывает, ногу поток тянет вверх и назад. Все, нога вроде, заякорилась, стала. Начинаю подтягивать правую ногу таким же образам. Ноги стоят на ширине плеч. Теперь надо переставить шест влево. А поток старается вырвать его из рук, не дает ставить на дно. И так мелким переступом, боком, боком я продвигаюсь к другому берегу. Тех, кто спешил не в меру, был не осторожен или не уверен в себе, беспощадный поток сбивал с ног и уносил вниз. Унес бы, если бы страхующие друзья не выуживали их из воды.
В общем, я перешел через реку и также вернулся обратно. Я сильно замерз, ушиб ноги о «плавающие» внизу булыжники, но был счастлив, что устоял, не «утонул». И тут меня позвал инструктор. Он сказал, чтобы я стал на верхней страховке, а сам стал рядом, подсказывая, как и когда нужно травить или удерживать страховочную веревку. Я простраховал уже двух парней, как вдруг Анатолий сказал мне:
– А теперь слушай только мою команду и не обращай внимания ни на какую ситуацию. Понял?
– Понял! – ответил я, ничего не понимая. Я видел, что готовится идти в воду Артур. Он шел с шестом уверенно и быстро. Вот прошел уже середину реки, но когда до берега осталось метра три, он развернулся к потоку боком и, удерживая в правой руке шест, сделал два быстрых шага к берегу и…. упал в воду, его понес поток. Я начал травить веревку.
– Держи, – крикнул мне Анатолий. Я видел как Артур занырнул в воду, а потом пытался выскочить на поверхность. Но моя веревка удерживала его, лишала маневра, и он как поплавок болтался в потоке между дном и бурлящей поверхностью.
– Трави! – И Артур появился на поверхности, хватая ртом воздух, усиленно работая руками в сторону берега, откуда тянула его боковая страховка.
– Держи! – крикнул снова Анатолий. Так все повторялось еще два раза. На берег Артур еле вышел. Он наглотался воды и был напуган, его шатало. Сделав несколько шагов по берегу, он обессилено лег на горячие камни. К нему подбежал Гена и что-то спрашивал, но тот безразлично молча, смотрел перед собой. Я пропустил еще двух парней и к воде подошел Гена. Весь берег, молча и внимательно, смотрел на него. Очевидно, неудача его товарища так повлияла на него, что пройдя середину, Гена вдруг выронил шест и поплыл.
– Держи! – услышал я и зажал веревку в руке. Я уже начал понимать нашего инструктора, и после второй такой команды, сказал:
– А может, хватит?
– Хватит! – сказал Анатолий. – И больше не делай таких ошибок. Никогда. Понятно?– громко проговорил он.
– Понятно, – ответил я, вступая в молчаливую сделку с инструктором.
Потом, когда все переоделись и согрелись, был разбор полетов.
– Я доволен, что большинство из вас преодолело водную преграду, – сказал Анатолий, – вы поняли, что с горной рекой шутки просто смертельны. Некоторых сбил поток, так как в силу их роста вода была выше бедра, другие были просто неосторожны или беспечны. Завтра для них все повторится, но глубина будет поменьше.

И потом до последних дней наши гимнасты были «тише» воды. Они уже не демонстрировали свои мышцы, так как поняли, что это не их поле и надо играть по другим правилам. Что интересно, никто в отряде ни разу не подколол, не подначил их даже словом. Мы жили общими заботами и это нас очень сближало. Особенно запомнились вечера с песнями под гитару у костерка. Пели разные песни, часто «Синий троллейбус» Окуджавы, но особенно драли глотки на Высоцком, где «… если друг оказался вдруг. И не друг, и не враг, а так, если сразу не разберешь – плох он или хорош…» и всегда заканчивали альпчастушками:
На зарядку мы не ходим
Есть на это новички.
Им особенно приятно
На груди носить значки.

С припевом каждый раз
Ого-го-го, Сюзанна, любимая моя
После долгих лет разлуки
Я пришел в твои края.

Вскоре состоялся выход на зачетную вершину. Встали очень рано и в темноте вышли на тропу. Ничего не видно и только слышен мерный топот триконей. Вот стало небо слегка светлеть, и первые лучи коснулись ближайших вершин. Световая линия опускается все ниже и ниже, но у нас все еще темно.

Правда, уже различались фигуры впереди идущих, стали просматриваться ближайшие склоны.

Подошли к зоне снежников и ледников. Остановились на небольшой привал, и наш инструктор показал на склон справа.
 – Видите, там, как бы тянется сверху борозда, которая уходит влево за группу невысоких скал.

– Да, да! Вижу! Вижу! Вон она тянется! – загалдели, зашумели многие, всматриваясь в склон.
– Сейчас мы подойдем ближе, и вы увидите живой след снежной лавины. Вам уже показывали, как снежная лавина широким фронтом, увеличиваясь в размерах, летит вниз. Здесь же уникальный случай увидеть след мини лавины. Основная снежная лавина всей массой наваливается вон на ту гряду скал, и только какая-то часть ее прорывается к нам сюда вниз, – рассказывал нам Анатолий, а мы рассматривали эти горные пейзажи, и щелкали фотоаппаратами.
– Теперь вверх мы пойдем в связках по два - три человека, – сказал он.

Я думал, что у нас с Сергеем уже готовая связка: так как мы все время тренировались вместе. Но к нам в середину Анатолий поставил девчонку Вику. Не лучший вариант, конечно. Во-первых, снижается маневренность связки и, во-вторых, Вика была девочкой с претензиями. Да, ладно! Переживем! Мы уже знали, что слабых всегда ставили в надежную связку. Значит мы-ы. Ого-о-о-о! То-то!

Подошли к месту схода лавины. Если издали она смотрелась как борозда, то теперь это была «полоса» утрамбованного снега шириной метров сорок-пятьдесят, с уклоном градусов под 35-45. Без происшествий, быстро на самостраховке прошли опасную «полосу» связками, выдерживая интервалы. Мы могли бы пройти быстрее, но задерживала Вика, она слегка трусила. Да, это тебе не у костра песни петь да хохотать.
А вот, наконец, и Вершина! Это моя первая Вершина! Ура-а-а-а!
[/url]

Я воткнул в нее ледоруб и

11:23 03.07.2021 (1)
Из души прямо! Да, раньше было замечательно, но теперь
поколению замечательно здесь, в это время. Времена меняются
и только вера, что было лучшее остается. У каждого свои воспоминания.
Красиво!Эхом доносится! Все остается в памяти.
     19:30 04.07.2021 (1)
"ТРудная дорога к Самарканду" или "Холодная ночевка на острове Вера" (оз. тургояк) Кинуть вас в другой мир и вы возрадуетесь!
     19:47 04.07.2021 (1)
приходилось бывать в подобных местах, где река сносит, вода сковывает,
А жара 30 градусов. Да еще дождь. Ничего не спасает.
     21:10 04.07.2021

А вот там все есть с избыткои.! Заходите!
     20:33 08.12.2017 (1)
Э-э-х!!! Как же хорошо написано!!!
Сколько искренней радости, свежести, здорового отношения к жизни, жружбе, товариществу в Ваших строках.
У папы моего есть юношеские фото - он с друзьями на Эльбрусе на снегу в июле. Таких искренних, светлых лиц я не видела ни на одном современном фото.
Спасибо, дорогой Виктор!
     21:05 08.12.2017 (1)
Да, это так. там , в горах, люди самовырожаются всем свим существом и эмоционально  сливаются с природой, с горами. НЕ свегда это просто, порой даже очень трудно. Но у кого не получается, тот больше в горы не ходок.  Спасибо. Виктор.
     21:11 08.12.2017 (1)
Да,вообще я заметила, что именно стихия проверяет людей на излом. Со стихией невозможно лгать.

Знаете, Виктор, это не относится к делу, но вчера пересматривала материалы о молодогвардейцах. В тысячный раз поражаюсь степени мужества этих детей. Ведь самому старшему из них было 24, младшему - 14. Средний возраст: 17-19 лет. Что им пришлось выдержать, не поддается описанию...
Большинство из них ни гор, ни моря не видели. Но, уверена, таким людям нипочем была бы любая стихия...
     21:23 08.12.2017 (1)
Да, почти как у Высоцкого "там таких не берут". А наше поколение воспитано на "Островском, Фадееве, Симонове, Каверне" и других примерах. Нынешнее поколение учится на других "ценностях" и уже не понимает нас.
     21:49 08.12.2017 (1)
Да...
И все же, когда читла про то, что им пришлось выдержать, и спрашивала себя: а ты бы смогла?
Не могу сказать, что ответила бы да. Не знаю.
Это честно, не смогла бы...
Поэтому перед мужеством и непоколебимостью этих детей остается только низко склонить голову.
Запредельное мужество...
     22:27 08.12.2017
Признаюсь, для меня был основным героем Сергей Тюленин и когда я совершал свои дурацко-детские поступки (переплыть Днепр и др.), то я сравнивл его с собой и убеждал, что он бы тоже так сделал. Мы были другие. ас учили на хороших идеалах. И я не жалею, что я так тогда жил и поступал.
     08:54 25.11.2017 (1)
Это точно все и правдиво: в горах проверяется человек, там носить маску невозможно( это о моем комментарии -ответе Вам к стихотворению "Мы масками скрыты..."). С интересом прочитала и посмотрела снимки! Спасибо, Виктор!
     11:56 25.11.2017
СПАСИБО ЗА ПОНИМАНИЕ. С ГНИЛОЙ ДУШОЙ РЕДКО ЧЕЛОВЕК ХОДИТ В ГОРЫ. ТАК РАЗ ИЛИ ДВА.
Потом или он сам определяется или его вычислили и другим заказали. Там маска сразу с души слетает.
     09:52 09.04.2017 (1)
Замечательное путешествие в прошлое!
     12:22 09.04.2017
Спасибо Николай! С праздником!Я всю свою сознательную, а иногда и наоборот, провел в горах. Эти видео ролики все время со мной.
     18:46 10.03.2017 (1)
  • Виктор! У меня нет слов - ты умный, смелый и вообще молодец. Думаю, таким и остался. Альпинизм сродни разведке, тоже идёшь по краю. В молодости вытворял что-то неверотное. А я каталась в детстве на санках с крутых холмов. Счастья и успехов! С теплом, Мила
     19:32 10.03.2017
Спасибо тебе за комплименты. Когда-то были молодые и что-то вытворяли все. А ты почитай мою сказку. Она тоже хорошая. Удачи тебе и Здоровьяи тебе
     17:58 27.02.2017 (1)
фото хорошие, а ты молодой, как я тебя помню
     20:44 27.02.2017
Кто ты? Открой личико. Именем назовись.
     08:39 29.01.2017
Вот и встретились. С тобой и в разведку, и в горы не страшно.
Пиши, дорогой. Так, мало кто расскажет. Думаю, это оттого, что любишь ты жизнь очень и твоей активности- жизнелюбию любой молодой позавидует.
     00:13 29.01.2017
Прочел и просмотрел еще раз. Отлично преподнесена тема. И рассказ и иллюстрации. Очень живописно.
     00:41 26.01.2017 (2)
Я никогда этого не пойму,  боюсь высоты...
     16:15 26.01.2017 (1)
И это хорошо! Значит, вы нормальный человек.
     22:43 26.01.2017
Мы  сами наделали беды при воспитании  старшего внука. Его очень маленьким постоянно подбрасывали вверх, короче, у пацана вообще нет страха перед высотой. Сам дохленький, а на руках с пяти лет по  столбам вылазит  на верхушку. Поломал позвонок в парке и продолжал прыгать...
     01:09 26.01.2017 (1)
Нет, ну, горы - это ж не пожарная каланча и не балкон на двенадцатом этаже...
Тут дело не в высоте.
     16:13 26.01.2017
Согласен. Если смотреть с 12 этажа вдаль, то не страшно, а вот прямо вдоль стенки вниз - мысли уже другие.
Так что как на что посмотреть, так и будет.
     19:04 24.01.2017 (1)
Витя, с удовольствием перечитала и посмотрела снимки Восхищаюсь!
     20:52 24.01.2017 (1)
Спасибо, А "Ишака..." ты читала. Там тоже горы.