Произведение «ВБЛИЗИ ПОЛЯРНОГО КРУГА» (страница 1 из 7)
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Читатели: 1957 +2
Предисловие:
Каждые 5 лет в нашей семье возникает проблема отметки "юбилейного" дня рождения. Дело в том, что у меня разница в возрасте с супругой почти ровно 5 лет, причем день рождения в одном месяце. А в этом году у нас обоих "юбилей", мне 80 а жене 75. Обе даты требуют внимания и, безусловно, какого-то значимого подарка. А какой подарок может быть лучше, чем хорошее путешествие. Вопрос только куда, да и за сколько. Поездка в теплые края на юг с постоянным лежанием на пляже нас не очень привлекала. Решили быть оригинальными и отправится на Север, а именно в район Бергена, который называют воротами к фиордам. Само имя города напоминает о горах. Известно же, что "лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал". А на горах Норвегии я не был ни разу. Незнакомые горы и фиорды - чем не повод для того, чтобы отправится в дорогу. Итак, решено! Едем в Берген.

ВБЛИЗИ ПОЛЯРНОГО КРУГА

ГОТОВИМСЯ К ПУТЕШЕСТВИЮ.
Исследование интернета показало, что есть несколько способов посещения Бергена. Первый наиболее комфортный - самолетом до Копенгагена или до Осло, там посадка на круизный лайнер, и дальше все совершается автоматически, организовано и "все включено". Хорошо, слов нет, но дорого. Второй способ - самостоятельная поездка с проживанием в отеле также оказалась нам не по зубам по той же причине. На Севере, дело известное, спирт пьют крепости, равной географической широте. Очевидно, это относится и к ценам на гостиницы. Я уже почти отказался от идеи этой поездки, но неожиданно встретил в интернете предложение пожить в Бергене, "как бергенцы". Некая фирма Airbnb предлагала комнату в приватной квартире за 282 Евро на двоих за одну неделю. Это было более, чем приемлемо. Мы немедленно начали искать авиационные билеты на Берген. Оказалось, что нет прямых полетов из Германии. Можно лететь с пересадкой в Осло, Копенгагене или Стокгольме. Мы выбрали полет через Стокгольм, как самый короткий по времени. Согласились на предложение Airbnb
Они передали нам адрес хозяйки квартиры, с которой мы должны были связаться. И тут проявилась главная трудность - хозяйка общается только на норвежском и английском языке, мы же только на немецком и русском. Пришлось пользоваться гугловским переводчиком. Она мне писала по английски, я переводил на русский. Мой ответ я переводил с русского на английский, затем для контроля с английского на русский. И если результат соответствовал русскому оригиналу, отправлял английский текст моего ответа. Прояснив все вопросы, купили авиабилеты и оплатили жилье. Облегченно вздохнув, приступили к изучению цели нашего путешествия.
И прежде всего географическое положение. Хотя мы собираемся на Север, но Берген - это Юг, вернее Юго-Запад, правда, Норвегии. Географическая широта 60 град. 23'. От Полярного круга его отделяют 6 градусов и 10 минут(66 град 33 мин). А это значит, что полярного дня нам не увидать, хотя мы там будем в разгар летнего солнцестояния. Сравнив широту Бергена с широтой Петербурга(59 град 54 мин) и Таллина (59 град 25 мин), выяснил, что Берген лежит несколько севернее этих городов и, следовательно нас ожидают белые ночи. Проблема только в том, какая будет погода. Если будут тяжелые тучи, то белые ночи могут превратится в серые и даже в черные. В одном из описаний Бергена сказано, что в городе бывает не менее 300 дождливых дней. Правда при этом "успокаивают" тем, что в Бергене на каждом углу можно купить плащ или зонтик. Соответственно надо быть экипированным, чтобы любые капризы погоды встретить во всеоружии. Водо-непромокаемая куртка, свитер на случай похолодания (едем же на Север), но на всякий случай шорты и футболки, если погода смилостивится. В этой подготовке принял активное участие наш 6-летний внук. Услыхав, что мы едем на Север, он решил что это поездка на Северный полюс. Поэтому он нарисовал список всех необходимых вещей, включая шапки-ушанки, перчатки, шарфы, солнцезащитные очки и прочие вещи, необходимость которых он выяснил из мультфильмов о Севере. Затем он нам подробно рассказал о китах-нарвалах, обитающих в Северном Ледовитом океане. Кстати, он записал и необходимые продукты питания и оказался прав, так как местные цены в магазинах кусаются.
Важный вопрос подготовки - перечень "чудес", которые надо посетить, увидеть, зафиксировать. И первое из них, конечно, фьорды. Это не первая моя встреча с фьордами. Но это были только мимолетные впечатления. Мы увидели один фьорд и три автомобильных моста, пересекающие его, из окна автобуса , в котором мы путешествовали по Скандинавии. Все промелькнуло в течение нескольких секунд. В этот раз все должно быть более основательным. Из интернета выяснили, что из Бергена можно посетить несколько фиордов. (Согне-фьорд, Гейрангер-фьорд, Нэрей-фьорд, Люсе-фьорд, Гавангер-фьорд ).Достигнуть их можно на судах, по железной дороге, автобусами. Поехать в каждую поездку невозможно, слишком накладно. Мы выбрали только одну такую поездку, зато на самый длинный фиорд Европы - Согне-фьорд. Туда на скоростном судне от Бергена до Флома, обратно железной дорогой от Флома до Мюрдала и от Мюрдала до Бергена. На участке Флом-Мюрдал везет специальный "горный" поезд, так как дорога проходит в горах и имеет рекордную крутизну путей. Таким образом "убиваем двух зайцев" одним ударом - и фьорд и горы. Такая комплексная поездка стоит 1600 норвежских крон с человека, или около 200 Евро. Заказать поездку можно заранее по интернету. Изучая описание поездки, обнаружил примечание мелким шрифтом, что этот тур выполняется туристом самостоятельно, а все необходимые указания по маршруту указаны на соответствующих щитах. Возникло сомнение, а нужен ли такой тур вообще, нельзя ли самостоятельно совершить такое путешествие на общественном транспорте. Оказалось - можно! И еще одна приятная неожиданность - билеты для пожилых людей (старше 67 лет) продаются со скидкой 50%. Таким образом мы совершаем поездку в два раза дешевле, чем при покупке целого тура. Откладываем покупку билетов на поездку по фьорду до приезда в Берген. Эта поездка займет целый день. Остальные 5 дней будут посвящены знакомству с самим Бергеном. Остается еще приобрести норвежские кроны, так как Евро не имеет хождения в Норвегии, что мы и выполнили в одном из банков.
Беспокоило нас и то, что самолет прибывает в Берген поздно вечером, в 22.30. Учитывая время получения багажа и время поездки на автобусе от аэропорта до центра Бергена и от центра до нашего жилья, мы могли появиться у дома далеко за полночь. Хозяйка нас успокоила, написав, что в крайнем случае ключ оставит в почтовом ящике. В интернете я разыскал фотографию нашего дома, на которой была отчетливо видна входная дверь, но на ней не видно было никаких почтовых ящиков. Они могли оказаться внутри подъезда. Но, имея телефон хозяйки, мы решили, что всегда сможем ее вызвать. Сама Энн, хозяйка дома, посоветовала нам сразу по прибытию в центр Бергена купить проездные билеты на автобус на всю неделю. Это был добрый совет.
Оставался еще вопрос общения с аборигенами. Нужно знание английского или норвежского языков. Вопрос был решен с помощью электронного переводчика. Правда, свободно общаться с его помощью было непросто, но я заготовил основные фразы по поводу билетов, транспорта, расположения разных объектов. На этом наша подготовка была завершена.

Карта Норвегии

ТРУДНОСТИ ПОЛЕТА

Вылетаем из Дюссельдорфа вечером, в 18.30. Но за 4 часа до отлета по телефону нам сообщили, что наш рейс отменен. Предложили другой рейс, но не через Стокгольм, а через Осло. Время прибытия в Берген то же самое. Согласились и отправились в аэропорт. Вёз нас на машине зять. По дороге попали в сильнейший ливень. Говорят, что если в начале какого-либо предприятия идёт дождь, то это к удаче. Но слишком уж сильным был этот дождь. При подъезде к аэропорту свернули не в том месте и поехали в другую сторону. Пришлось долго выруливать обратно. Наконец прибыли и прибыли вовремя. На регистрации предъявили "аусвайсы", внутренние удостоверения личности в Германии, загранпаспорта не требуются. Кстати, это были первый и последний раз за всю поездку туда и обратно, когда у нас смотрели удостоверения личности. Получили билеты и сдали багаж. Правда, нас предупредили о том, что в Осло мы должны забрать свой чемодан и вновь пройти регистрацию на Берген в окошке компании SAS. Мне сразу это показалось подозрительным. Внутренне я был уверен, что нам придётся ночевать в Осло, но жене вслух ничего не сказал, чтобы не расстраивать её. Но вот мы в самолёте. Снаружи льёт нудный дождик. Что ждёт нас впереди? Как встретит дожде-обильный Берген? Самолёт взлетает, пробивает слой облаков и вырывается в поток солнечного света. Летим на северо-восток. Под нами сплошная облачность, ничего не видно. Лететь до Осло недолго, чуть более часа. Пока происходит рутинный водопой пассажиров, кормёжка за отдельную плату, самолёт начинает снижение. Глянув в окно, вижу, что нет никаких облаков. Прекрасно видны то ли заливы, то ли озера, а может быть и сами фьорды! Низкое северное солнце как-то странно подсвечивает воду, превращая её в расплавленное золото, матовое, без блеска. Иногда иллюминатор ловит отражённый солнечный зайчик и тогда яркий свет слепит глаза. Но нам уже некогда рассматривать пейзаж, самолёт снижается и приземляется в аэропорту Осло. Толпимся в проходе, ожидая выхода. Нам надо срочно бежать за чемоданом и затем к стойке компании SAS. Наш чемодан оказался одним из первых на транспортере и мы ринулись вперёд наперегонки со временем отлёта на Берген. По ошибке мы встали в очередь на досмотр, где нас развернули и направили к нужному окошку, возле которого не было уже ни одного человека. Только дежурная и табличка "SAS". По тому спокойствию, с которым она рассматривала наши билеты я понял, что сегодня мы дальше не летим. Нам сообщили, что самолёт на Берген уже улетел. На этот случай у меня не были заготовлены фразы на английском. Единственное, что мне пригодилось - "Ай донт спик инглиш. Ай спик джермени энд раша". Но этого оказалось достаточно. Нашли женщину, говорящую по-немецки. Она повторно сообщила, что мы опоздали на рейс до Бергена. Ближайший самолёт будет в 7.00 утра. Нам предлагается гостиница в аэропорту (семейства Рэдиссон) и талоны на ужин в ресторане отеля. Делать нечего! Остаёмся ночевать в Осло. Беспокоясь о хозяйке квартиры, которая нас ждёт сегодня, набираю её телефон и прошу немецко- говорящую даму объяснить нашу ситуацию, что она и выполняет на чистейшем норвежском.
По стеклянному туннелю катим чемодан в отель.

В лобби отеля нам выдают ключи от номера и провожают в ресторан на ужин. Официант, взяв у нас талоны, говорит, что мы можем себе позволить, взять по салату и кофе. Дареному коню в зубы не смотрят. Бери, что дают. И нам дали! Принесли две огромные тарелки с салатом из курицы, мягких сыров, зелени и грецких орехов. Порции устрашающие. Нам так и не удалось съесть их полностью. А теперь скорей в номер и спать. Завтра у нас ранний подъем. Сам номер скромный, с душем и туалетом, двуспальная кровать. Вокруг изголовья кровати низка неоновых ламп, горящих разными цветами. Не спальная, а дискотека. Окно номера выходит на крытую автомобильную стоянку и в белую ночь.

Ранний подъём в 4.00 обусловлен тем, что нам надо попасть на регистрацию в аэропорт к 5.00. Несмотря на раннюю рань, первые лучи уже освещают крыши домов, близкий полярный день даёт себя знать. Быстро собираемся и в ресторан на такой же ранний завтрак. Обильный и разнообразный "шведский стол" (норвежский ??) и отличный кофе. По тому же остеклённому переходу торопимся в аэропорт.
Наконец мы в самолёте по пути в Берген. Погода великолепная, яркое солнце, земля внизу как на ладони. Вдруг под нами показались горы, сплошь покрытые снегом. Картина, захватывающая дух!

Видны извилистые заливы с тёмно синей водой, оголённые скалы. Не зря мы сюда летим!
Вскоре самолёт

21:15 25.10.2016 (1)
Изя!
Огромная  интересная  работа!!!
За  один  раз не  вникнешь.
Чтобы  прочувствовать, надо  предварительно  начитаться.

Желаю дальнейших  удачных  путешествий!!