Живым, погибшим и пропавшим без вести
нелегальным пилотам посвящается…
Предисловие, или Отказ от ответственности
Данный текст является художественным произведением, т.е. предметом художественного вымысла автора. Все совпадения с реальными фактами случайны.
Географические названия и некоторые сведения взяты из общедоступных репортажей в средствах массовой информации о деятельности Государственной пограничной службы в Закарпатье. Имена всех действующих лиц вымышлены. Подробности о пилотировании летательных аппаратов заимствованы из авиационной литературы, также доступной для общественного прочтения. Не рекомендуется повторять описанные ниже действия, так как это противоречит действующему законодательству Украины и соседних государств,
а также представляет чрезвычайную опасность для жизни.
Глава первая.
Полный рот земли
Кто летает – тот падает,
Кто боится падать – никогда не будет летать!
© Сергей Уточкин
…От ничегонеделанья и одиночества в огромной съемной квартире я, кажется, стал понемножку сходить с ума. Не помогали ни долгие телефонные разговоры с близкими, ни чтение разнообразной литературы, которую я приобретал на местном книжном рынке.
Даже стакан красного домашнего вина в магазине через дорогу, где меня уже узнавали,
не улучшал настроения. После первой попытки вылета, которая завершилась полным разрушением и возгоранием мотодельтаплана, прошло почти два месяца. Тот случай, в котором мне посчастливилось отделаться легкими царапинами (хотя все думали иначе),
я уже рассматривал как весёлый анекдот, не более. Ошибки пилотирования там не было. Да, честно говоря, и пилотирования там вообще не было, потому что отказ двигателя случился сразу после отрыва, а потом – лучше не вспоминать… В конце поля, служившего мне аэродромом, в точности перпендикулярно взлетного курса был прорыт оросительный канал. Так вот, когда перегруженный аппарат оторвался от земли, и двигатель остановился, мне невероятным усилием удалось «перепрыгнуть» эту яму, отдавши трапецию от себя. Дальше все произошло молниеносно – срезало носовую стойку шасси (как позже оказалось, частый случай с тележкой Т-2 в стандартной комплектации), тройное капотирование и тишина. Освободился от привязных ремней,
а дальше – ни шагу! Со всех сторон обшивка, она же «парус», тросы и ломаные трубы конструкции. Хорошо, хоть нож был под рукой. Режу дакроновый* «парус», выбираюсь оттуда. Темнота вокруг… Чую запах бензина – наверное, перебило топливный шланг. Вдруг вспышка и огонь – этого ещё не хватало! Сгорит аппарат, жалко его. Снимаю кожаную куртку, набрасываюсь на пламя: «Ах ты, так тебя и этак, раз- и про- и пере-».
В считанные минуты подлетает микроавтобус с «наземной командой», и огнетушителями и другими подручными средствами добивают огонь.
- Живой? – единственный русскоговорящий из «команды», Олег, освещает меня фонариком. Остальные, мадьяры, что-то между собой оживленно обсуждают.
- Ребята спрашивают, ты летать еще будешь?
- Хоть сейчас. Да вот беда, не на чем… - отвечаю им.
- Не беспокойся, купим еще аппарат.
«Наземные» с фонарями рыщут вокруг места крушения, собирают разлетевшиеся ящики
с «полезной нагрузкой», а также другие предметы. Оторванная носовая стойка шасси обнаружилась в тридцати метрах от аппарата. Странно, но приборы и GPS-навигаторы уцелели. Благодаря последним, удалось определить наибольшую скорость аппарата –
99 километров в час… Да, мне очень повезло. Лишь немного ушибся, да и голова болит.
А мотодельтаплан размазан по земле, ошметки валяются в радиусе двадцати метров, мотоциклетный шлем треснул (до сих пор не пойму, обо что же был удар?)…
Я – живой! Как это хорошо и весело, когда можешь дышать, двигаться, смотреть,
а не лежать вон там, среди рваной ткани и ошметков труб, будучи припечатанным к земле двигателем. Как хорошо, что этот аппарат был с поперечным расположением кресел, то есть сидел я немного правее мотора… Да, именно правее. В отличие от самолетов, здесь место командира предусмотрено справа, слева же (аппарат изначально был предназначен для армейских нужд) должен был сидеть пулеметчик, или располагались носилки…
Стою в стороне, пока «команда» грузит останки дельталёта на прицеп микроавтобуса. Подъехал коротенький джип «Wrangler», любимый транспорт руководителей «операции». Сидящий за рулем мадьяр призывает меня садиться:
- Gyere hozzam! (то есть, иди ко мне).
Вообще, о венгерском языке я знаю лишь в общих чертах. Разговора не выйдет, зову Олега – «переводчика». Кроме него никто русским языком здесь вообще не владеет.
- Надеюсь, мне за вот это ничего не будет? – спрашиваю.
- Сам понимаешь, ты не виноват. Моторчик сдох, да и всё.
(Ничего себе моторчик! Трехцилиндровый Hirth мощностью 110 лошадиных сил…)
- Я это хорошо понимаю. Но понимают ли они?
- Все всё видели и слышали. Купим тебе ещё аппарат, слетаешь.
- Вот это хорошо. А то думал…
- Не ошибается тот, кто ничего не делает, - развеял мои сомнения Олег.
- Мне нужна медицинская помощь. Голова сильно болит, да и все остальное.
На рентген бы сходить, может с ребрами что-то. Не могу пошевелиться.
- Да мы сейчас тебя в баню к девочкам свозим, они тебя осмотрят и вылечат.
Такая шутка вывела меня из равновесия. Я чуть ли не с кулаками набросился на него:
- Какие, черт возьми, девочки? Какая, к дьяволу, баня?
Подошел мадьяр, сидевший за рулем джипа, и на ломаном английском произнес:
- My house. Doctor. Medicine. We help you..
Из этого я понял, что они заранее привели домой врача. Позже оказалось, там был экипаж скорой помощи, который был оповещен, что я «упал с мотоцикла»…
Меня осмотрели, ничего серьезного не обнаружили, «неотложка» убралась восвояси.
Мадьяры предложили выпить, но я отказался. Голова уже наполовину прошла, но тошнота сохранялась, да и чувство было, будто меня отлупили палками со всех сторон.
Тот, кто был «главным», произнес длинную речь на венгерском. Олег перевёл:
- Иштван говорит, ты очень смелый. Он хочет тебя познакомить со своей дочерью,
она в этом году колледж в Швейцарии закончила. Хочет её за тебя замуж выдать.
- Я даже знаю, почему.
Хозяин дома уже выпил три стакана вина. К сожалению, я не понимал большинства из того, что он произносил, но перед очередным стаканом он, вроде, обратился ко мне:
- Pilota! Orosz herceg, hos, kamikaze*!
Ну, эти слова мне известны. Хотя, дернул меня кое-кто за язык поинтересоваться:
- А если он меня считает камикадзе, зачем ему сватать свою дочь за меня?
Мой вопрос был переведен, ответ был получен немедленно:
- A lanyom lesz egy hercegno.
Олег мне перевел, что Иштван сказал, что таким образом его дочь станет княгиней.
- Зачем ему это?
- Понимаешь, он выпускает вино, а бутылки с гербом Извольских будут гораздо
лучше продаваться, чем без него. Да и звание это в Европе что-то значит.
- Особенно сейчас, когда за деньги многие купили себе «благородство», это смотрится явной порнографией и оскорблением памяти моих предков.
- Да ладно тебе. Мы скоро вас познакомим. А сейчас я подвезу тебя в Берегово, отлежишься там до завтра, приведешь себя в порядок. А потом всё устроим.
Купим тебе белый костюм. Кстати, автомобиль уже отремонтировали.
- А расход топлива, подозреваю, тот же остался?
- Ну, тут уж ничего не поделаешь. Карбюраторный он, «утюг» этот. Сорок литров.
- Осчастливил. Я лучше пешком буду ходить.
- Кстати, месяц тебе на отдых. Бензин бесплатный. Потом купим новый аппарат, будешь работать. За первый вылет получишь восемьсот, двойную плату.
- Как говорил мой инструктор, «будет день, будет пища». Вези меня домой.
Распрощавшись с мадьярами, я сел в машину, и скоро уже спал «без задних ног» в своей береговской квартире. Так закончился мой первый «нелётный» день на Закарпатье.
***
Стоит заметить, с дочерью Иштвана я так и не познакомился. К счастью, она нашла себе избранника за границей. Таким образом проблема самоликвидировалась.
___________________________________________________________________
*(венг.) – Пилот, русский князь, герой, камикадзе.
Глава вторая.
Искусство контрабанды
Снова я свободен. С утра затариваюсь овощами, грибами, молоком, мясом – буду готовить. Делать в этом городке особо нечего, есть лишь термальные бассейны, рестораны и пара ночных заведений. Это не для меня. Есть библиотека, но в неё мне дорога закрыта – по договоренности я нигде не имею права оставлять свои данные. Интернет-клуб, в котором постоянно собираются сомнительные личности, я иногда посещал – своего компьютера у меня тоже не было, ибо нельзя. Никаких средств хранения информации, компьютеров, смартфонов а также предметов, связанных с авиацией я не мог иметь в своей квартире. Это на случай ареста. Навигаторы, карты, компас и, наконец, кожаный лётный шлем – все это хранилось у одного из участников нашей авантюры.
Контрабандисты отличаются изобретательностью. Чтобы переправить злосчастные сигареты в соседнюю страну, используются разнообразнейшие методы. Расскажу о них.
Первый способ – марафонский – когда группа физически сильных «бегунов» несет на себе по два-три ящика с куревом (один ящик – это 13 килограмм). Это самое простое.
Но есть риск – «пробег» оплачивают после, а не до. То есть, если вдруг будет команда возвращаться, то никто из бежавших ни копейки не получит. Такое правило действует для всех способов контрабанды.
Поскольку граница с Венгрией в этих местах проходит по речке Тиса, есть множество вариантов переправы табачной продукции по воде. Ранее для этого применялись лодки, но теперь венгерская сторона стала более бдительной, и пришлось вносить поправки. Ящику сигарет придается нулевая плавучесть (то есть, когда он не тонет и не всплывает), подготовленные ящики связываются в группы и буксируются водолазами.
Наиболее экзотические и творческие подходы к «тёмной логистике» действительно поражают инженерной мыслью. В первом случае вблизи от границы была сооружена катапульта, метательное орудие вроде тех, которые использовались для бомбардировок крепостей камнями в древние времена. В качестве аккумулятора энергии были использованы медицинские жгуты. Конечно, целым ящиком выстрелить не удалось, но блоки сигарет «летали» успешно в течение долгого времени.
Второй случай поражал дороговизной исполнения, но окупился сполна в первые часы работы. С помощью профессионального оборудования и инженеров был прорыт тоннель длиной свыше километра, не более метра в диаметре. Там была натянута веревка с крючками, к которой с «нашей» стороны прицепляли ящики, а с «соседней» - отцепляли. Веревка была пропущена через блок и приводилась в движение электродвигателем. Любопытно, что на «соседской» стороне в месте окончания тоннеля был построен небольшой сарай. Неправдоподобно, ибо к сарайчику постоянно подъезжал транспорт вроде микроавтобусов – и в скором времени тоннель «накрылся». Остается подсчитать прибыль, принесенную изобретением своим создателям: ящики передвигались со скоростью заводского конвейера…
И третий, наиболее выдающийся случай, произошел как раз в одну из ночей, когда я, сидя на балконе при свете «ночника», читал очередную приключенческую книгу.
Мои заказчики, видимо, решили попробовать
26 Апреля 2024Международный день интеллектуальной собственностиМеждународный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф
28 Апреля 2024Всемирный день охраны труда
30 Апреля 2024День пожарной охраны
1 Мая 2024Праздник труда (День труда)
Все праздники