Произведение «Верующий в бога - еще не Homo sapiens (Глава 27 - СВЯТОЙ АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ (монахи))» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Читатели: 979 +1
Дата:
Предисловие:
27. На такой-то ложной почве, где все естественное, всякая естественная ценность, всякая реальность возбуждала против себя глубочайшие инстинкты господствующего класса, выросло христианство, самая острая форма вражды к реальности, какая только до сих пор существовала. «Святой народ», удержавший для всего только жреческие оценки, только жреческие слова, и с ужасающей последовательностью заклеймивший все, что на земле представляло еще силу, словами «нечестивый», «мир», «грех», — этот народ выдвинул для своего инстинкта последнюю формулу, которая в своей логике доходила до самоотрицания: в лице христианства он отрицал последнюю форму реальности — он отрицал «святой народ», «избранный народ», самое иудейскую реальность. Случай первого ранга: маленькое мятежное движение, окрещенное именем Иисуса из Назарета, еще раз представляет собою иудейский инстинкт, иначе говоря, жреческий инстинкт, который не выносит уже более жреца как реальность, который изобретает еще более отвлеченную форму существования, еще менее реальное представление о мире, чем то, которое обусловливается учреждением церкви. Христианство отрицает церковь...
Я не понимаю, против чего иного могло направляться восстание, зачинщиком которого, по справедливости или по недоразумению, считается Иисус, если это не было восстанием против еврейской церкви, принимая «церковь» в том смысле, какой дается этому слову теперь. Это было восстанием против «добрых и справедливых», против «святых Израиля», против общественной иерархии, — не против их испорченности, но против касты, привилегии, порядка, формулы, это было неверие в «высших людей», это было отрицание всего, что было жрецом и теологом. Но иерархия, которая всем этим хотя бы на одно мгновение подвергалась сомнению, была той сваей, на которой еще продолжал удерживаться посреди «воды» иудейский народ, с трудом достигнутая последняя возможность уцелеть, residuum его обособленного политического существования: нападение на нее было нападением на глубочайший инстинкт народа, на самую упорную народную волю к жизни, которая когда-либо существовала на земле. Этот святой анархист, вызвавший на противодействие господствующему порядку низший народ, народ изгнанных и «грешников», чандалы внутри еврейства, речами, которые, если верить Евангелию, еще и теперь могли бы довести до Сибири, — он был политическим преступником, поскольку таковой возможен в обществе, до абсурда неполитическом. Это привело его на крест: доказательством может служить надпись на кресте. Он умер за свою вину, — нет никакого основания утверждать, как бы часто это ни делали, что он умер за вину других. 
Фридрих Ницше. «Антихристианин. Проклятие христианству»

Верующий в бога - еще не Homo sapiens (Глава 27 - СВЯТОЙ АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ (монахи))

Глава 27
СВЯТОЙ 
АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ
(монахи)
Анахарсис, устроившись поудобней в огромном кресле, наблюдал, как в Большой зал Венецианского Дворца дожей, где хранится картина Тинторетто «Рай», собирались те, кто, выражаясь прагматическим языком, претендовали на право быть первым монахом среди аскетов. По согласованию с Уицрик, Его и Атиру пригласили быть арбитрами в этом щекотливом вопросе. Они долго не соглашались иметь дело с этой братией, но когда Уицрик все же настояла, аргументируя это тем, что больше некому, согласились. 
Анахарсис рассуждал: «Людям присущ дух авантюризма и соперничества. Они любят соревноваться в разных сферах: спорте, играх, конкурсах, творчестве, да в чем угодно, даже в извращениях и глупостях. Да, в глупостях, ибо обречение себя на аскетическое существование и добровольное затворничество назвать иначе нельзя. Верующим это невдомек, и со всех сторон несомненно полетят упреки — нет, да что вы, как можно! Это, мол, не что иное, как святость, искупление грехов, преданность богу.
Возможно, но ради чего и во имя чего, уважаемые господа?! Раз они сами не грешат, то за что, спрашивается, страдают и чьи, с позволения сказать, грехи искупают? И тут же змеей подкрадывается мысль: «А не выторговывают ли монахи себе преференции, вступая в сделку с самим Богом? Если не в этой жизни, то хоть в той — дайте, мол, нам рай, вечное блаженство, почитание и славу, причисление к лику святых, ну хоть что-нибудь, в конце концов! Значит, как ни крути, а вознаграждения ждут даже полные бессребреники».
 «Но почему во Дворце дожей? Ведь здесь, в резиденции республики, заседали Большой совет и сенат, работал Верховный суд и вершила свои дела тайная полиция, а теперь его, ничтоже сумняшеся, оседлали монахи, и я бы, — подумал Анахарсис,— на месте венецианцев возмутился их наглости. Аскетировали в пещерах, ну и собирайтесь себе в них для выяснения отношений! Так нет же, лезут где поуютней, где можно полюбоваться тем, от чего отказывались при жизни».
А любоваться есть чем. Дворец радует глаз филигранностью готической архитектуры, которая причудливым образом сочетается с мягкой округлостью облаченных в мрамор архитектурных форм Ренессанса. Но не это послужило истинной причиной выбора дворца для затеи монахов. Само мероприятие было настолько нелогичным, что и место проведение должно было быть соответствующим, а Дворец дожей как нельзя лучше подходил для этого. Как будто в насмешку над всеми законами архитектуры, верхняя массивная часть дворца покоится на легких ажурных арках. На первый взгляд кажется, что здание перевернуто фундаментом кверху, 
а крышей книзу, настолько нелогична сама система его фасада — две ленты слабых опор внизу и высокая сплошная стена наверху. Две нелогичности как ­нельзя лучше должны были дополнить друг друга. Впрочем, дворец от этого только выиграл, все тут привлекательно, свежо и ярко, полно жизни и радости, все художественно насыщено и, в конце концов, разумно, чего не скажешь о задаче, с которой столкнулся Анахарсис. Но ему и не с такими задачами приходилось справляться! Он, конечно, не подведет Уицрик и покажет, что есть на самом деле естественная ценность в реальном мире. 
По этому поводу Ницше говорил: «На такой-то ложной почве, где все естественное, всякая естественная ценность, всякая реальность возбуждала против себя глубочайшие инстинкты господствующего класса, выросло христианство, самая острая форма вражды к реальности, какая только до сих пор существовала». 
«Доминантой у Ницше, — размышлял Анахарсис, — являются слова: 
„...инстинкты господствующего класса“. Действительно, император Константин Великий, ставший впоследствии святым, первый понял, насколько целесообразно использовать христианство как инструмент для управления государством, и его следует не душить, как это делала Римская империя, а наоборот, прибрать к рукам, дать ему развиваться и править миром.
Но он также понимал, что христианству нужен целый ряд институтов, которые обеспечивали бы ему существование и процветание. Главные из них три: собственно пастыри, удерживающие паству в лоне церкви и живущие за счет добровольных подаяний и десятины); инквизиция, карающая паству за непослушание (не станешь же одной рукой благословлять, а второй отправлять на костер прихожан) и существовавшая за счет того, что реквизировала имущество еретиков; монашество, выполняющее две функции: указывать пастве дорогу в лоно церкви и отвлекать ее своим примером аскетизма от забот земных.
В то время как пастыри и инквизиция жили в роскоши, а рядом умирал от голода народ, амортизатором противоречия возник пример аскетизма, да еще и с божественной подоплекой. Церковь умела использовать слабые инстинкты человека, сделав отшельников, поселившихся в пещерах неандертальцев, примером для обездоленных.
Вскоре, после быстрых реформ, роли внутри церкви были распределены, а сама власть как инструмент управления народом оказывалась то в руках государства, то в руках церкви.
Это своеобразное перетягивание каната в той или иной форме наблюдается и по настоящее время, приобретая различные формы вплоть до уродливых, таких, как, например, в современной России...»
Пока Анахарсис рассуждал на отвлеченные темы, претенденты на первое место монаха-отшельника все прибывали и прибывали, и скифскому философу из этой массы психов, каковыми он их считал, предстояло ­выбрать «самого-самого». О самом-самом, как ему казалось, писал Лев Толстой в повести «Отец Сергий» — герой произведения в угоду Богу отрубил себе палец, а потом вроде бы даже жалел. И вот, наблюдая за отцом Сергием, скромно сидящим в уголке и не привлекающем к себя внимания, Анахарсис невольно представил, как тот выглядел, когда его соблазняла в келье Маковкина, разводная жена-красавица. Жаль, что придется его сравнивать с другими претендентами, их-то вон сколько, могут и потеснить. А отец Сергий, на роль первого из первых, несомненно, самая подходящая кандидатура — кто еще решился на членовредительство от большой веры!
В это время на входе появился Франсуа — монах, врач и писатель, за ним Исла де ла Торе-и-Рохо, монах проповедник, монах-богослов и Паоло. 
Затем какой-то служка принес 79 страниц рукописного списка монахов Русской православной церкви и положил перед Анахарсисом. Пока тот углубился в чтение, скромно вошел Грегор Мендель, монах-естествоиспытатель (основоположник учения о наследственности). За ним ввалился Джиролáмо Савонарóла, монах-реформатор, диктатор Флоренции с 1494 по 1498 годы. Анахарсис прервал чтение и сосредоточился на вошедшем.
Джироламо Савонарола — флорентийский поет, монах-доминиканец, прославившийся тем, что в 1494 году провозгласил Христа королем 
Флоренции, основав при поддержке Франции Флорентийскую теократическую республику. 
Непонятно, как оказался здесь преподобный Серафим Саровский — один из наиболее почитаемых в Русской православной церкви святых (определен невыездным). Развязно вошел Тирсо де Молина — испанский драматург XVII века, создатель образа Дон Жуана, автор драмы «Осужденный за недостаток веры».
Под фанфары вошел монах, который предсказал убийство Путина (хоть и несостоявшееся) и обновление России. В Белом доме еще семь лет назад во время заслушивания доклада «Альтернативный сценарий будущего РФ» политолог Эндрю Качинс заявил, что Путин будет убит во время ночной службы 7 января 2016 года, после чего в России начнется хаос. Знаменитый своими пророчествами монах Аваль также предсказал, что после должно наступить большое обновление. И это, пожалуй, единственный из монахов, рационально проведший время заточения в пещере. Оказывается, он не только молился, но и мыслил.
Наконец появились те, кто мог соперничать с Отцом Сергием, — ­отшельники, или анахореты — отрекшиеся в соответствии со своими убеждениями от мирской жизни с максимальным ограничением внешних связей и удалением для жительства в пустынные места.
 Первым вошел Бенедикт Нурсийский, который написал правила монашеского жития, предусматривающие суровую дисциплину, упорный труд и горячую молитву. Он основал монастырь на горе Монте-Касино. Монахам даже перышко нельзя было поднять без разрешения настоятеля. Он считается основателем западного монашества, жил приблизительно в 480–545 гг.
Скромно вошел Франциск Ассизский, основатель ордена францисканцев. Фрацисканцы не уединялись в монастырях, а наоборот, проповедовали слово Христово в гуще масс. Непонятно, почему они считались монахами и могут ли они претендовать на самого-самого, надо будет согласовать. Но с кем — вот вопрос. Скорей всего придется разгребать завалы и принимать решение самому в компании Атиры.
Вереница входящих ряс утомила Анахарсиса, и он даже заскучал, но вдруг оживился при виде женщины. Клара из города Ассизы, основательница женского францисканского ордена кларисок, ввалилась в зал под фанфары. Она, несомненно, очень интересный претендент на звание «самая- самая». Святая Клара Ассизская, девиз которой «Любовь открывает все двери», в Вербное воскресенье 1212 года глубокой ночью тайком покинула отчий дом. Она была не первой и не последней в истории девушкой, сбежавших от бдительных родительских глаз к возлюбленному. 
Но Клара была не просто одной из вольнолюбивых взбунтовавшихся восемнадцатилетних барышень, она убежала, чтобы ответить на Божий призыв. Она стала «невестой Иешуа». Таких потом, как правило, лишают девственности в монастыре и объявляют святыми. И дело шито-крыто. За святой Кларой последовала вся церковь, прорываясь, как и святая, через двери и убегая — непонятно только от кого.
Как-то незаметно пробрался в зал Томас Торквемада — великий инквизитор, который за пятнадцать лет собственными руками уничтожил около двух тысяч еретиков, нажил огромное состояние и с чистой совестью почил в бозе. Анахарсис даже удивился — что он делает среди этой братии, но выгонять не стал. Ему пришла в голову блестящая идея — использовать его для объявления победителя не иначе, как в Зале компаса — когда-то передняя Зала Совета Десяти, а одновременно и инквизиции, 
в которой осужденные с трепетом и страхом ждали приговора. Тут же находилась и всем известная Львиная пасть, в которую опускались сообщения и доносы. Анахарсис аж присвистнул от столь удачной идеи. Да, он устроит им своего рода конклав, где претенденты сами будут голосовать за «самого-самого», опуская бумажку с именем претендента в ту самую Львиную пасть. Он даже повеселел от мысли, что избавится от необходимости самому выбирать. Это же невыполнимо! Разрубив гордиев узол, Анахарсис с удовольствием продолжил наблюдение за входящими.
А дальше пошли:
Антоний Великий — основатель отшельнического монашеского подвига.
Антоний Печерский — основатель русского монашества.
Дорофей — пустынник Египетский.
Евагрий Понтийский — богослов, византийский философ, монах.
Евфимий Великий — один из основателей монашества.
Кириак — отшельник Палестинский.
Макарий Великий — основатель скитского монашеского подвига.
Пахомий Великий — основатель общежительного монашества.
Мария Египетская — палестинская отшельница VI


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     11:54 02.01.2022 (3)
Зачем тебе все это?
Желаешь самоутвердиться на неверии?
А что оно тебе дает?
Я могу сказать, что мне дала моя вера.
А что дало тебе твое неверие?
Эта тема опасная, потому что Бога никто не видел.
А представь, что Бог есть? Что тогда будешь делать?
Отрицание Бога и увлечение своими, не исключено, ложными идеями других -
хуже жернова оселского...
     21:06 03.01.2022
А что тебе даёт вера кроме оболванивания ?  324 год нового летоисчисления Константин побеждает врагов под знаменами язычников и и для укрепления власти "Л Е Г А Л И З У Е Т " хримтианство..  Читай Верующего и стангеш Homo sapiens
     12:10 02.01.2022 (1)
Вера мне жаль тебя и все  жертвы И Н Д О К Т Р И Н А Ц И И !!  пОповское оТРОДЬе ЖИВЕТ ЗА ВАШ СЧЕ, ПРОЧИТАЙ  одинадцатую главу.
 А ВООБЩЕ РЕКОМЕНДУЮ  ВМЕСТО БИБЛИИ ЧИТАТЬ "ВЕРУЮЩИЙ В бога еше не Homo sapien"

Книга готовится к изданию на английском.
     14:18 02.01.2022 (1)
Ты не знаешь ни в чем смысл жизни, ни в чем ее цель.
Такие как ты несчастны.
Ибо счастье в сердце живет.
Загляни в  свое сердце.
Ты счастлив?
Крикнешь: - Да!
Но это ложь, в которой мало кто имеет мужество признаться.
Даже все богатства земли не могут сделать человека счастливым...
А вот интересно, почему природа, которая тебя создала, перестала работать?
Много вопросов, на которые ты не знаешь ответа, хотя и умен.
Но ты умен умом, а душою глух и слеп...
Таких как ты невозможно переубедить.
Что ж, рискуй дальше...
     17:19 02.01.2022 (1)
Не тебе меня учить не доросла. Я узник концлагеря Бухенвальд и Миттельбау дора. дважды приговолрен немцами к смертной казни  ПОВИДАЛ этих слюнтяев....!
     17:39 02.01.2022 (1)
Юпитер, ты сердишься. Значит, ты не прав))
     17:45 02.01.2022 (1)
Когда прочитаешь В С Е Г О  ВЕРУЮЩЕГО. тогда поговорим  А пока т Ку.
Гость      17:51 02.01.2022 (1)
Комментарий удален
     17:58 02.01.2022
ТОГДА, КОГДА  С М О Ж Е Ш Ь  ... Я СЕЙЧАС ЗАНЯТ "ТЕОРИЕЙ БОЛЬШОГО ВЗРЫВА"   МОЖЕШЬ ПОЗНАКОМИТЬСЯ У МЕНЯ НА  ЛИЧКЕ.
     12:05 02.01.2022
Извини за вторжение. Прочти мою рецензию на часть этого романа. Интересно, что скажешь.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама