Произведение «Голубая Надежда. Задушевные беседы ч.1» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 544 +1
Дата:
« Мудрость индейцев»

Голубая Надежда. Задушевные беседы ч.1

Ценная бандероль стоимостью в один доллар 

Blue Hope/Голубая Надежда
 
Мудрость индейцев
 
Беседы у костра

 
 
Мы не плетём паутину жизни:
мы просто вплетены в неё.
Чтобы мы ни делали паутине,
мы делаем себе
(Индейское высказывание)

 
    Могикане проживали в укреплённых селениях из 20-30 домов, расположенных на холмах и окружённых палисадом.  Их главная деревня Шодак или Экскотак, где собирался совет сахемов, находилась к востоку от современного города Олбани в штате Нью-Йорк.
   В доме вождя было три небольшие комнаты. Одна из них  служила для торговли,  которая использовалась как склад  товаров, мехов и шкур.    Остальные две комнаты были жилые. Каждая комната отопливалась каминами  с трубой, грубо сложенными  из камней, скреплённых  глиняным раствором. В стенках торгового помещения было  проделано  множество маленьких отверстий, чтобы через них можно было просунуть ствол ружья. Кроме того могикане скрыли небольшую пушку, которую раздобыли у белых.
 Старейшины  считали, что принятые меры для защиты от нападения достаточны и  даже хорошо вооружённый отряд белых не   решится напасть на посёлок.
   Задушевые беседы
Сентябрь — самый лучший месяц в году для индейцев. Ночи в прерии прохладные, с частыми заморозками. Но днём  тепло, чистый воздух свеж, бодрит, что им никак не надышаться. Вечером  могикане собирались у костра и обсуждали всё, что  происходило  за день, порой горячо спорили. Друг другу не мстили, принимали противоположное мнение. Просто молчали, покуривая трубку мира.
"Лягушка не выпивает пруд, в котором живёт"
(Мудрые высказывания индейцев)

  А задушевные беседы! Сколько их было, и костров, и разговоров у путешественника, исследователя, охотника Александра Маккензи, и не только у него. Рядом всегда были проводники из индейцев.
  Особенно запомнились Александру вечера, проведённые  вместе с могиканами из племени его верных  спутников  Кичи и  Одэкоты.
— О, Великий Дух, чей голос я слышу в ветрах, — начинал Кичи,  выпуская дым из трубки. -   Не иди позади меня — возможно, я не поведу тебя. Не иди впереди меня — возможно, я не последую за тобой. Иди рядом, и мы будем одним целым.
— Мудро, однако! — смеясь проговорил  Александр Маккензи.
— Это слова Энэнея, отца Керука, — пояснил Одэкота. — Хочу рассказать одну легенду.
— Интересно послушать! — встрепенулся  Александр.
Чудо-конь   
"Когда вы привязываете лошадь к столбу, разве ждёте вы, что она нагуляет силу?"
(Индейская мудрость)

   С  появлением испанцев  в жизни многих индейских народов пришли кардинальные перемены.  Прежде всего, индейцы познакомились с лошадьми.  Но сначала их боялись  даже больше, чем арбалетов и мушкетов. Присмотревшись, поняли, какие это добродушные и верные животные.
  Индейцы  ловили  отбившихся или сбежавших лошадей, приручали одичавших и даже воровали у испанцев домашних. Напоминает цыганские повадки, не правда ли? Почему крали, да потому что продажа лошадей индейцам строго-настрого запрещалась.
   Давным-давно жили на свете старуха Нэша с внуком Ахича. (1) Были они такие бедные, что даже родное племя их презирало. Когда переходили на новое место, Нэша с Ахича  всегда задерживались.
-  Вдруг что осталось, брошенное другими, — думала старая женщина. — Пусть рваное да ненужное. Всё равно пригодится.
  То одежду подберут, то дырявые мокасины, то что-нибудь съестное.
Вот как-то раз снялось племя с места, а  Нэша с внуком, как всегда, в хвосте плетутся. Вдруг, откуда ни возьмись, появился дряхлый предряхлый конь серой масти.
— Должно, кто-то бросил его, — решила Нэша.
Был конь тощий, слабый, хромой, да и спина у него вся изранена.
— Никому, видно, не хотелось с ним возиться, — говорит Нэша.
— Шимэ! Бабушка!  Мы возьмём  коня, пусть везет нашу поклажу, — решил Ахича.(2)
  Загрузили коня,  и зашагал-захромал конь.
  Разбило племя новый лагерь, Нэша и  Ахича с краю  пристроились.
Как-то раз отправились юноши племени на поиски бизонов. Прибегают и кричат вождю:
— Вихо! Вихо! (3) Поблизости пасётся большое стадо бизонов,  а в нём пятнистый телёнок!
— Что за чудо такое? — думает вождь. — точно моя Улджи.
    Улджи, по индейски "луна", была дочерью Вихо. И лицо у неё было светлее, чем у других девушек,   красивая и задумчивая, как луна. Не шла, а плыла, бежала, как птицей летела.
Как услышал Вихо про пятнистого теленка и велел объявить:
— Воин, который убьет телёнка, получит в жены мою дочь!
Ведь пятнистая бизонья шкура была для индейцев желанным подарком.
   Охотники племени оседлали самых быстрых лошадей и помчались бизонье стадо догонять. Видят, бедный Ахича на дряхлом сером коне за ними припустился, стали смеяться.
— Вот кто добудет пятнистого телёнка!
Стыдно стало Ахиче, отъехал он в сторону, чтобы не слышать насмешек, а конь повернул к нему голову и говорит:
— Поезжай к ручью и вымажь мне грязью голову, спину и ноги.
Испугался юноша, но сделал, как ему сказано было.
Конь и говорит:
— Садись на меня, — опять заговорил конь,- но не спеши, подожди, пока все воины мимо тебя проскачут.
Летят всадники во весь опор, вдруг — что такое? Серый конь мчится рядом. Не бежит, а летит, как птица. Обогнал самых быстрых скакунов и врезался в стадо бизонов.
   Ахича натянул лук. Просвистела стрела, и телёнок упал. Пустил юноша ещё одну стрелу и свалил бизониху, а потом спрыгнул на землю и принялся телёнка свежевать.  Остальные воины были ещё очень далеко.
   Посмотрел Ахича на коня и видит — красивый и  ладный жеребец,  ноги стройные, глаза ясные, гарцует  вокруг телёнка, подрагивает от нетерпения, глаза зоркие, огнём горят. И спина  зажила. Чудо, да и только!
    Снял Ахича шкуру и с бизонихи, навьючил на коня свежатину и поскакал в лагерь. Груз тяжелый, а коню хоть бы что — скачет  легко, свободно!  Со стороны любо-дорого посмотреть!
  Увидели воины — удивились!
— Предлагаю  за пятнистую бизонью шкуру двенадцать лучших лошадей, — говорит Токела, самый старший из воинов.
Ахича только посмеялся.
— Нет! Я сам подстрелил, сам и повезу!
Прискакали воины в лагерь и говорят Нэше
-  Старуха!  Твой внук не промах! Убил пятнистого теленка!
— Зачем смеётесь надо мной? -  вздохнула Нэша. — Зачем смеётесь над моим мальчикам? Что  мы вам сделали? Что мы бедны?
А как увидала Нэша добычу внука — мясо да шкуры, глазам своим не поверила.
— Шимэ! Смотри, сколько добра я тебе привез, — говорит довольный Ахича.
  Рассмеялась Нэша, радостно стало у неё на душе. Но стоило ей подойти к коню, как он отпрянул, будто дикий скакун. Очень удивилась Нэша.
— Совсем другим стал конь!
Пришлось Ахиче самому снимать с него добычу.
Настала ночь, улеглись все спать, тут конь и говорит:
— Чую, нападут на нас враги. Страшный бой предстоит нам. Но ты не бойся. Как сядешь мне на спину, направляй меня  в самую гущу врагов и сразу же бей вождя. Четыре раза надо тебе сразиться с храбрейшими из врагов, но в пятый раз в бой не вступай, не то сам погибнешь или меня потеряешь. Запомни!
— Хорошо! — согласился Ахича.
   Наступил новый день, всё произошло так, как говорил конь.
 Взял Ахича лук и стрелы, вскочил на коня и помчался на врага. Увидели воины, что их вождю грозит опасность, и пустили в смельчака тучу стрел. Потемнело небо от стрел, но ни одна не попала в цель.
Одолел Ахича вождя, повернул коня и снова помчался на врага, в самую гущу войска врезался — сразил сразу трех храбрейших воинов.
-  Я убил четырех врагов, — обрадовался юноша, — и остался цел! Что, если попробовать в пятый раз?
Забыл, что ему конь говорил. Вскочил  на коня и понёсся на врага, да случилась беда  -  пронзила вражья стрела серого коня и упал конь замертво.
Очень горевал Ахича, что лишился коня. Конь за такое короткое время стал ему другом. А когда одолели врагов, пошёл Ахича туда, где погиб его конь, собрал всё, что от него осталось, и похоронил на вершине холма, Сам сидит горюет, ничего вокруг  не видит.
  Вдруг зашумел ветер, и полил дождь, Оглянулся юноша, но ничего особенного не заметил. Снова зашумел ветер, и ещё сильнее хлынул дождь, Глянул Ахича вниз — почудилось ему, что видит коня, да только  разглядеть трудно было.
    И снова заревела буря, а когда в третий раз посмотрел юноша вниз, почудилось ему, будто конь стоит живёхонек и хвостом нетерпеливо бьет.
    В четвертый раз зашумело, заревело всё вокруг. Глянул Ахича и глазам своим не поверил: стоит конь как ни в чем не бывало на  четырех ногах и по сторонам поглядывает!
Подбежал Ахича к коню, а тот и говорит:
— Вновь я с тобой. А теперь отведи меня подальше от лагеря, за холм, и оставь на ночь, а утром приходи.
Так и сделал Ахича. Утром пришёл  за конём и видит: стоит рядом с серым белый красавец. Ни у кого нет такого! 
— На следующую ночь, — говорит серый конь, -  отведи меня опять за холм. — Утром приходи.
 Наутро  Ахича увидел  рядом с серым   вороного  красавца-коня.
Десять ночей подряд отводил  Ахича коня за холм, и десять новых коней набралось у него  — и гнедой, и палевый, и в яблоках, и разные-разные. Никогда в племени не бывало таких славных скакунов!
  Стал Ахича богат и женился на красавице  Улджи — дочери вождя. А вскоре после  Вихо  стал вождем. Родилось у них с  Улджи много детей. Не забыл он и бабушку Нэшу. Она жила в палатке внука до глубокой старости. А серого коня вождь  Ахича берёг пуще глаза, ездил на нём только по праздникам.
 Так Керук закончил рассказ. Заговорил Одэкота:
— А я вот слышал от деда такую легенду. Про ноги.
— Про ноги? — удивился Александр Маккези.
— Да, слушай, Хота! (4)
Ноги Охотника
   Было это давно, когда первые бледнолицые ещё только появились в Америке, несколько индейцев из племени исанти-сиу поселились у Кипарисовой горы. В те времена коней  у индейцев ещё не было. Единственным оружием индейца были лук и стрелы, требовалось большое искусство, чтобы бесшумно приблизиться к добыче.
   Амитола  был хорошим охотником и всегда приносил пищу жене Сиху и детям, мальчикам Вэра, Иси, Келу и девочкам Иоки и Доли. (5)    
   В поисках добычи Амитола частенько  заходил на чужие охотничьи территории, а, как известно,  таких нарушителей не любят.
  Однажды, когда Амитола охотился в землях индейцев из воинственного  племени черноногих, его заметили.
  Амитола  решил бежать. И хотя бежал он достаточно быстро, стало ясно: ещё немного, и его догонят.
— Черноногие меня не пожалеют! — думал он горько. — Останется моя семья без кормильца! Сизу замуж выдадут, а детей по родственникам раздадут.
  Когда надежды уже никакой не оставалось, Амитола обратился с мольбами к своим ногам:
— Ноги, мои ноги, бегите быстрее, если не хотите, чтоб ваш хозяин попал в беду!
Ноги ему ответили:
— Обратись лучше к своей голове. Ты всё время кормишь её,  а не нас.
Амитола снова взмолился:
-  Нашли время вспоминать обиды! Да я теперь о вас всегда буду помнить!
Однако ноги по-прежнему упрямились. Тогда Амитола рассердился.
— Что ж, не помогайте, не помогайте! Но когда враги убьют меня, они убьют и вас.
  Услышав такое, ноги испугались и пустились бежать ещё быстрее.
  Так Амитола  оставил своих преследователей далеко позади.  Когда он  добрался до дома, прежде всего выполнил данное ногам обещание: два дня и две ночи


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     09:01 03.04.2017 (1)
Уважаю индейцев.
     09:51 03.04.2017 (1)
Мудрый народ!
     12:15 03.04.2017 (1)
досталось им от американцев...
     23:01 03.04.2017 (1)
1
Скорее от европейцев...ведь коренные американцы всё-таки индейцы!
     09:58 04.04.2017
 Но тогда не было Америки А  индейцы не жили в резервациях... 
Реклама