Произведение «Глас динозавра. Читая Канта»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Баллы: 7
Читатели: 427 +2
Дата:
Предисловие:
Я долго колебался в выборе названия.  «Глас мамонта», например, тоже, в общем, подходит. Главное – чтобы было отражено, что я человек, сформировавшийся не то, что в прошлом столетии, - в ушедшем тысячелетии. С этой точки зрения заголовок «Глас динозавра» всё=таки, очевидно, более нагляден, что ли.
Я,  как всякий старик, имею своё мнение по поводу многих современных процессов и понятий. И, как всякий старик, в перманентных припадках «сварливого, старческого задора», хочу это мнение высказать. Если не убедить в чём-либо более молодых и продвинутых, то хотя бы свою печень потешить.
В этой рубрике я буду публиковать свои рассуждения, которые идут вразрез с современным мейнстримом, трендом, или как это ещё принято сегодня называть. Начинаю. 

Глас динозавра. Читая Канта

                             Читая Канта
   Пофилософствуем?
            Всей печёнкой помню ту тёмную дачную комнату с закрытыми от жары ставнями. Меня посадили туда на горшок – в благородное уединение, может быть, еще излишнее для моих четырёх неполных лет. Но я, по крайней мере, никому там не мешал. А проситься с горшка уже умел…
            И вот там, в темноте, на меня вдруг нахлынул ужас. Собственно, я не знал тогда, что это называется ужасом. Просто что-то давящее обволокло со всех сторон, проникло внутрь, заставило заныть живот… Меня не будет! Меня не будет когда-нибудь?!.
            - Деда! Деда! – закричал я. И дед пришёл, и успокоил, и отчасти, хоть на время, утешил. Я понял так, что он-то будет вечно или, по крайней мере, очень долго, а пока будет он, точно буду и я, и ещё очень много времени после него…
            Потом я с некоторой гордостью прочитал, что подобное помнили о себе всякие выдающиеся люди. Толстой, Гетё… Еще потом был научно успокоен тем, что это и есть пробуждение личности, что это неизбежно, как выпадение молочных зубов… Успокоен, но уже до конца никогда не утешен. Безутешен. В этом утешить нельзя…
            Нельзя – потому что мы все уже утешены. Мы приходим к Нему не после смерти, а при рождении. Он в нас с первого часа, а тот тёмный ужас означает, наверное, только одно: наконец подоспел и дьявол. А с дьяволом надо бороться, давить его надо, это ясно…
            Стало быть, если Он во мне всегда, значит, я всегда и бессмертен, а не только после Того.
            А если добавить, что и время – категория, так скажем, человеческая (вот и к Канту подошли), заведённая лишь для преодоления мирового хаоса? Без понятия времени мы просто не могли бы ни о чём во внешнем мире полагать (хорошее слово, пахнет библиотекой, конспектами, умной курилкой)… Значит, оно может течь на самом деле и наоборот: то есть я – предшественник в некотором смысле родителей, дедов и т.д. Вот вам и физическое бессмертие в точном виде: я просто влезаю постепенно обратно в свою мать…
            Запустите пленку наоборот, если вам уж так нужно это трусливое физическое бессмертие!.. Кстати, всё это прекрасно объясняет, почему старики впадают в детство, а дети веселы и мудры.
            Вот так.
 
   Это я написал давно. Надо бы добавить. Когда дед пришел ко мне и утешил, он, собственно, и стал доказательством Бога. Канту пришлось скучно опровергать пять скучных доказательств и выдумывать своё – совсем уж плоское. Мол, моральный императив. Оно, конечно, так, но вера и мораль – вещи разные. Иногда совместимые, иногда нет. Сергей Булгаков, скажем, приводит в пример войну. Предположим, национально-освободительную. Сознаю, что ступаю сейчас на тонкий ледок современных аллюзий. Чечня-то, мол, стало быть, за веру пострадала?!.. Но, во-первых, для меня вера в то, что Бог – с нами, с Россией, это моя Вера. И она для меня гораздо выше, чем вера горцев в необходимость шариата.Да и не верю я в их веру! В нефть верю, в работорговлю верю, в наркотики верю, а в их веру – извините, нет. И моя Вера для меня – как это ни страшно звучит для либерального уха – в данном случае выше абстрактной и даже конкретной морали. Нет, конечно, надо бы постараться и мораль соблюсти, да вот только война, всякая война, – дело безнадёжно аморальное, по определению…
   В пьесе Шмитта «Гость» («Иностранная литература», 2004, №6) атеист доктор Фрейд вспоминает: «Мне пять лет… Я кричу и плачу в пустом доме, где никто не откликается на зов». Он так же, выходит, на всю жизнь запомнил трагическую минуту, когда стал атеистом, как я – мгновение, когда дед впервые и, конечно, не ставя это сознательной целью, дал мне почувствовать присутствие Бога…
   Потом было лет тридцать с лишним принципиального атеизма. «Интеллигент не имеет права верить в Бога!», - покрикивал я на робеющих собеседников. А это уже стучалась Вера…
   И она наконец пришла. Теперь я могу объяснить её только через картинку. Вот я стою на берегу речки, под негустой березкой. Солнце только слегка просвечивает сквозь листья, поэтому совсем не жарко, а так… - ласково.  на другом берегу – мой, еще не понявший своей Веры, друг. Между нами – светлый лёгкий мостик. Типично деревенский, навесной. Он немного покачивается над быстрой водой…
   - Иди сюда, - машу я другу рукой. – Здесь хорошо! Только ступи на мостик…
   По-другому объяснить не умею. Да, наверное, это излишне и объяснять. Всякие объяснения неизбежно рационализируют таинство, то есть, в конечном счете, ведут к ереси протестантизма. Вот и Кант, естественно, тоже – грешен. Дорого я бы дал, чтобы увидеть его на православной исповеди, согретым привычным ласковым превосходством простого приходского священника…       
 
           
 
Послесловие:
Продолжение следует. АВ.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     23:17 31.01.2018
Более чем! 
     20:19 14.12.2017 (1)
Хорошие размышления. Зачётные, как любит нынче говорить молодёжь. Кстати, по поводу времени у меня есть пару статеек на мой странице "О времени и не только" и ещё какая-то. Правда, они несколько устарели относительно меня самого же (написаны лет 5, а то и больше назад), но некоторые соображения, думается, не потускнели по сю пору...
     20:22 14.12.2017 (1)
Спасибо, я посмотрю. Я Кантом увлекался давненько, и это очень старое сочинение. Но кое-чем оно мне до сих пор дорого.
     20:26 14.12.2017 (1)
А где найти эту страничку? Я что-то не нашёл.
     20:42 14.12.2017
Бегло перечитал их сейчас. Да, сильно же я изменился...

http://fabulae.ru/note.php?id=19196
http://fabulae.ru/note.php?id=18177
     19:22 22.08.2017 (1)
У Гаспарова вчера прочёл - у греков не было хронологии. Не было понятия стрелы времени. Им оно представлялось как некое круговращение.
     10:14 23.08.2017 (1)
Я где-то читал, что кантовское понятие субъективности времени добралось и до радиоуглеродного метода определения возраста - породы, например. Раньше он считался надёжным показателем объективности времени - полураспад, де, идёт независимо от человека. Сейчас вроде бы и эта объективность ставится под сомнение - геологами же.
Лет 30 назад я любил понятие "хронотоп", активно употреблявшееся И.М.Бахитным. Оно казалось мне точнее, чем просто "время" и просто "пространство", особенно что касается искусства.
     13:19 23.08.2017 (1)
О хронотопе есть тоже остроумное замечание у Гаспарова в его "Записях и выписках".
     13:41 23.08.2017 (1)
Я Гаспарова плохо знаю. В те времена, когда я усердно штудировал мэтров, он мэтром ещё не был и вообще показался мне скучен. После этого ничего его не читал. Советуете?
     13:52 23.08.2017 (1)
А он сам честно и пишет, что человек он скучный. Но, конечно, в этом есть известное лукавство.
Это замечательный ум. Я давно хотел купить его "Записи и выписки". Удалось. Теперь перечитываю. Даже заметку написал об этой книге.
Фасцинация же Гаспаровым такова (это уже рассказываю и по собственным наблюдениям), что когда в Литпамятниках вышел, наконец, Катулл, то основной успех выпал на долю Гаспарова, который был автором статьи и примечаний, а не Сергея Васильевича Шервинского, который, собственно, и перевёл Катулла (заново после Фета) для этого издания. Об этой неловкости упоминает и сам Михаил Гаспаров в своих "ЗиВ".
     13:55 23.08.2017
Посмотрю "Записки и выписки". Учиться никогда не поздно.
Реклама