Произведение «ХОЛОДНАЯ НОЧЕВКА на острове ВЕРА (оз.Тургояк)» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Баллы: 69
Читатели: 1238 +1
Дата:
Предисловие:
                             
                    Далеко-далеко, в глухом таежном лесу жила-была избушка. Она поселилась у озера на берегу речушки Пугачевка, и отличалась от других избушек тем, что пускала к себе всех-всех, кто проходил мимо нее. Она согревала их, рассказывала сказы разные, а то и песни пела. А отдохнувшие путники перед уходом благодарили избушку и всегда у ее печки оставляли  горку свеженаколотых дров. Ну, вот,  все сказывается почти как в настоящей сказке. А ведь, действительно, там все было как в сказке. Ведь и лес, и озеро и все, все что окружало избушку было красоты неописуемой. И зимой, и летом! 

                     

ХОЛОДНАЯ НОЧЕВКА на острове ВЕРА (оз.Тургояк)

 
                       Окончив институт в 1963 году, я получил назначение на работу в городок, находившийся в районе озера Тургояк на Урале. Назывался он Машгородок и состоял тогда из одной улицы, застроенной четырехэтажными хрущевками. А вокруг – красота необыкновенная: уральская тайга, десятки живописных озер и большие и малые горы и горушки Южно-Уральских гор. И все это было рядом. Даже по дороге с работы можно было набрать грибов на жаренку. Вот что такое Машгородок.
                       Конечно, я сразу же влился в работу туристской секции КБ и завода. И зимой, и летом. мы организовывали походы выходного дня, походы по близлежащим горам и даже по горам бывшего СССР. Проводили слеты, соревнования. Иногда к нам приезжали туристы из Челябинска, и мы давали им проводника по интересующему их маршруту.
 
                       Однажды в феврале, в субботу (тогда она была рабочей, но короткой, до обеда) часа в 4 дня ко мне зашел парень. Мой адрес ему дали в горклубе Челябинска. Он сказал, что их группа из 14 человек приехала сюда, чтобы покататься на лыжах в лесу в районе Пугачевки, но они не знают, как туда добраться.
                      – Да если бы и знали, то кто едет туда на ночь глядя. Через час будет темно. Сейчас уже почти сумерки, – сказал я раздраженно, понимая, что рушатся все мои планы и ребят придется вести. Я побежал к Юре, хорошо, что он был дома и объяснил ему ситуацию. Конечно, он тоже не обрадовался внеплановому пробегу, но раз приехали, надо идти. Быстро переоделись, на ботинки надели бахилы, кинули в рюкзак по одеялу, фонарик и запчасти: шерстяные носки, свитер, шапочку, банку сгущенки, флягу, спички. Все. Побежали. Пообещали к 10-11-ти вечера вернуться.
                       Особенность Машгородка была в том, что оттолкнулся лыжными палками от порога и ты уже в лесу. Поэтому мы почти сразу очутились на лыжне. Наша группа состояла из студентов политеха, медиков и педиков (пединститут, а вы что подумали?). Видно было, что здесь были не новички: поверх обуви бахилы до колен, у некоторых торчали из-под клапана рюкзаков валенки. Основательно ребята заэкипировались. Да в лес иначе и нельзя.
                      Маршрут на Пугачевку был нами давно протоптанный. Правда, вчерашний снегопад завалил лыжню, но мы поставили парней вперед и они, сменяясь через каждые 30-40 метров, тропили новую. Шли хорошим темпом. Уже стемнело. Ориентиры изменились. Заснеженные кусты и деревья уже выступали в другом качестве. Если днем они выглядели сказочно, то сейчас казались угрюмыми, серыми, а иногда и темными персонажами страшных сказок. Я с Юрой менялся местами в походной группе. То я иду вторым или третьим, а Юра замыкающим, то наоборот. Так надежнее и целее группа будет. Пошел небольшой снежок. Чувствовалось, что на лыжне не новички и поэтому темп не уменьшался. Все хотели побыстрее прийти в пугачевскую избу. В общем, через два часа с небольшим мы добежали до избы. А попробуйте быстрее по лесу ночью. А вообще ребятам страшно повезло. В избе никого не было. Мы с Юрой переживали, что вдруг там команда из УралАЗа образуется или еще кто. Тогда наступил бы режим сверх уплотнения. А это уже все как переполненном трамвае в часы пик. Но ничего, когда так бывало, то все выживали. И даже с песнями.
                      Мы показали ребятам где, что и как. И главное, разъяснили основные правила пожарной безопасности. И еще, чтобы, когда уходили, заготовили дрова для следующих поселенцев. А снег потихоньку падал и кружился, и мы начали переживать за нашу лыжню. Было большое желание остаться с этой веселой оравой, но мы же сдуру пообещали женам домой вернуться. Так, отдали последние наставления и предупреждения. Как быстро летит время, надо спешить. Мы пожелали ребятам хорошо покататься завтра на лыжах, махнули им палками и пошли на нашу лыжню.
Поначалу она неплохо просматривалась, но по мере того как мы углублялись в чащу леса она становилась все более малозаметной. Все-таки снег ее здорово запорошил. Если вдруг снегопад усилится, то за полчаса засыплет все. И тогда ищи свой путь во мраке, а ночью лес видится совсем другим, у него другие ориентиры. Да и просто по целине вдвоем трудно будет на ночь глядя, топтать лыжню.
                       Решили не рисковать и вернулись к избушке. Там еще светилось окошко и, наверное, уже пелись песни у раскрытой печки. Так и тянуло туда. Но, раз решили идти домой, то пойдем, но не по лесу, а по озеру. А снег мелко сыплет с небес. Где-то там вверху укуталась облаками луна и только тусклое серое пятно отмечало ее место.
                        Вышли к озеру. Перед нами простиралось серое пространство и где-то там далеко впереди сливалось с небом. Чтобы путь был короче мы пошли немного правее, отслеживая извилины чернеющего берега. Несмотря на то что падал снег, идти было легко. Так прошли хорошим шагом с полчаса, как вдруг ветер изменился и стал дуть прямо в лицо. Пришлось взять несколько левее, не выпуская из виду темнеющий лес. Дальше пошло опять как в песне, «но внезапно сменилась погода, ветер дунул с другой стороны». Ветер усилился и опять стал дуть в лицо. Шли мы в основном по твердому насту, так как ветер большую часть снега сдувал со старого уплотненного снежного покрытия и уносил к берегу. Иногда попадались наледи, тогда приходилось их обходить, так как на них можно и лыжи поломать. Когда шли, то было даже жарковато, но если останавливались посоветоваться, поговорить, то мороз почти сразу давал о себе знать. Он еще напоминал о себе пушечными раскатами трескающегося льда. Для меня это было впервые, а Юра уже не раз ходил на лыжах под такой салют.
                         Кроме этих ледяных выстрелов и шуршания лыж по снегу ничто не нарушало тишину этого серого безмолвия. Щурясь от летящего снега, вглядываясь в тёмно-серую даль, мы продвигались по озеру. А ветер вертел и играл нами как хотел. Приходилось все время уворачиваться от него и, в основном, от снега, который просто залеплял нам глаза. Можно было бы повернуть вправо, но тогда бы уперлись в непроходимые береговые завалы. По времени мы уже должны были пройти середину Тургояка. Идем дальше. Справа ничего не видно, а слева почему-то стал прорисовываться темной линией берег. Остановились посоветоваться.
                       – По идее берега здесь не должно быть, – сказал Юра, который хорошо знал эти места.
                       – Но, может, мы так круто взяли влево, что не заметили, как и подошли к нему, – возразил я.
                       – Ну, если так рассуждать, то все равно до берега должно быть еще далеко.
                       – Но мы же пилим и пилим уже давно, поэтому все возможно.
                       – Слушай, если мы так далеко проскочили, то вдруг это остров Веры. Давай подойдем ближе и там определимся, где мы. Все равно из-за ветра и снега вправо от нас ничего не видно, – сказал Юра, и мы пошуршали в сторону предполагаемого острова. Так и шли по озеру вдоль берега, а Юра напряженно всматривался в его темные контуры на фоне серого неба. Я уже потерял надежду определить, где мы сейчас. По времени и темпу нашего движения можно было предположить, что скоро мы перейдем Тургояк и уткнемся в лесистый берег. Ночью по берегу там не пройти. Ну, не топтаться же нам на середине Тургояка до рассвета. Да еще и ветер со снегом – не застоишься. Тоска.
                       – Все! Все! Это остров! – прервал мои пессимистические размышления выкрик Юры.
                       – Это ты так захотел или правда узнал? – спросил я его.
                       – Видишь, вон темнеет над лесом горушка, а от нее контур леса резко опускается. Это скала-холм. Других пупырей здесь нет. – объяснял мне Юра, –  Точно это остров Веры, а там есть пещера. Здорово все-таки нас ветер завернул, – добавил он. И мы заскользили в сторону пупыря. А ветер усилился и снег лепил из нас, что хотел. Каким-то чудом, каким-то нюхом Юра узнавал прибрежные валуны, скалы, находил проходы между ними и уверенно вел меня к спасительной пещере.
                       – А вон там пещера! – воскликнул Юра, показывая палкой на темнеющее нагромождение из больших камней. Я ничего не увидел, но Юра завернул за выступ ближайшей скалы, прошел немного верх и стал снимать лыжи.
                       – Дальше только пешком, а то поломаем лыжи, – объяснил он мне.
Я последовал его примеру и пошел за ним. Толстый слой снега скрывал крутые перепады и острые углы скальных обломков и валунов, а чернеющий прямоугольник указывал на то, что Юра не ошибся и нашел пещеру. Юра достал фонарик и пошел в чернеющий перед нами мрак.
                        Мы шли медленно, освещая себе путь фонариками, все время пригибаясь и стараясь не удариться головой о камни. Из камней разной формы и величины были сложены стены, переходы. Каменные плиты угрожающее висели над нами, камни были везде. И кто это их так уложил?
Юра уже бывал здесь, и я просто шел за ним и всему удивлялся. Но главное, что здесь не было ветра, и не было снега. В одном месте мы остановились, стряхнули с себя снег и сняли бахилы. А вот и главный зал-комната- убежище-приют. Было даже как-то трудно определиться, как это назвать. Ладно, пусть будет это комната.
Так вот на входе в эту комнату стояла зажатая камнями дверная рама, и на ней висела на одной петле поломанная дверь. Наши фонарики высвечивают напротив входа у стенки деревянные нары. Они упирались в другую стенку,

                            

                           Фото прохода в пещере взято у М. Задорнова , которое он сделал там в 2011г
 
возле которой стоял сколоченный из досок стол с единственной табуреткой. На столе были две банки. В одной – окаменевшая соль, а в другой почти истлевшие окурки. Видно давно сюда не заходили люди. По крайней мере здесь не ночевали. Тут было тихо и сухо. На деревянных "полатях"- настилах валялись какие-то тряпки, листья и прочий мусор. Мы с Юрой сгребли все это (благо были фонарики) и сняли рюкзаки. Достали оттуда и надели на себя запасные шерстяные свитера, носки и шапочки. У нас были еще байковые одеяла. Одно мы постелили на нары и уселись на него, прижавшись к друг-другу спиной. Ноги засунули в рюкзаки, да и сами втиснулись в них чем смогли, а вторым одеялом накрылись. Получилось, что сидим почти как в палатке. И тут мы вспомнили о флягах. Уменя была сладкая чайная заварка с молоком, а у Юры просто чай. Сначала выпили мою, а вторую оставили на потом.
                        Нас окружали мрак и тишина. Мы, сжавшись в комок, старались сохранять наше общее тепло. Но так как все равно мы будем остывать, то главное было у нас – это не дать себе заснуть. Сначала мы говорили о делах текущих, о всякой ерунде, какая приходила на ум. Рассказали кто и где учился, когда в первый поход пошел. При этом согласились, что быть участником в походе лучше: иди себе и иди, а все заботы лежат на командире и завхозе.
                         Я вспомнил, что увлекался хоровым пением и что мне нравилось церковное пение. Я, когда был в командировках в разных городах, всегда посещал церкви и соборы и там слушал певчих. Если бы не походы, то пошел бы в церковный хор. Юра расхохотался над моими проблемами и предложил попеть. Начали с «А запрягай-ка, тятька, лошадь, а


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     19:43 04.12.2020 (2)
Документальная, хорошо написанная  история. Сколько всего с Вами приключалось! Есть люди, которые притягивают события, становятся их участниками. Вы, видимо, из их числа. Вам и выдумывать ничего не надо. Вот только ...Наверное, не так уж спокойно Вам было: ночь, глухой лес, пещера, зима и холод - после такого приключения как заново рождаешься! Адреналин зашкаливает. Или Вы воспринимаете все прозаичнее, а я преувеличиваю? Каково оно было?
     19:54 06.11.2022
Здравствуйте!  КАк вспомню, так и вздрогну от холодка по спине. Неужели со мной это было. Какие мы были беспечные и дурные. Спокойно это было уже дома. А там были опасения промахнуться и уйти мимо острова далеко-далеко. А потом как бы не замерзнуть. Мы знали уже не один случай. А приключений у меня было хоть отбавляй. 
А вы почитайте "Ишак - это осел?" или Умный в гору не пойдет и др.    
     20:34 04.12.2020
Было как было. И прыгали, и скакали, и песни орали. Понимали, что спать нельзя - кругом минус, мрак и снег. У меня один приятель так заснул и замерз, только при других обстоятельствах. А помните "зори здесь тихие". Так я в одиночку переходил болото в Архангельской области. В руках шест, за спиной рюкзак, а под ногамииграет нас и хлюпает. ПРоваливался несколько раз, но вылез и прошел болто уже почти в сумерках. Толком никто не знал где я - только направление - "там". А в основном, я в горах ходил - Тянь-Шань. Памир, Кавказ. Жизнь большая. 
     21:36 12.11.2020 (1)
Добрый день, Виктор! Фёдор Конюхов не в районе Пугачёвки живёт, а на Золотом Пляже, и не живёт там, а просто есть там Дом Конюхова, где он там иногда бывает, с детишками занимается. У меня вот вопрос, а почему вы не зажгли костёр в пещере, в самом её начале, дров-то там, на острове, наверное, было навалом? Этот остров, когда я приехал в Миасс в 1989-м году, был полуостровом и за некоторое, довольно продолжительное время на перешейке выросли деревья, потом уровень озера поднялся, они оказались под водой и погибли, теперь на этом перешейке торчат подводные пеньки. На лыжах и я там "отметился" и вот в какой ситуации: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=109169 
     21:57 12.11.2020 (2)
НЕ было там дров внутри. Была же глубокая ночь и все снаружи было завалено снегом. А из деревянной трухи - остатки дверей и пр. костер был бы недолгий. Это ж была не запланированная ночевка. Кстати, вы ничего не сказали о этом происшествии. А про Конюхова я прочитал у Задорнова - он там был. До встречи. Виктор.
     22:13 12.11.2020 (1)
Фамилия Соснин мне откуда-то знакома, поспрашиваю старожилов про него.
     22:19 12.11.2020 (2)
А ты и про других поспрашивай. Есина, Филиппова, Кавардакова, Ильичева, Соколова -туриста -Юрия. В отделе кадров Соколова Люда работала. Там можно найти их адрес  и пр. Буду признателен. Хоть с кем бы связаться.   
     08:06 13.11.2020
А Яго - это фамилия или литературный псевдоним (у меня тоже он есть - Садовник, когда-то, в эпоху радиохулиганства в 60-е годы, был моим позывным)?
     06:25 13.11.2020 (1)
Хорошо, а вот вам Морозов Евгений не знаком ли, он с 46-го года, до сих пор работает на НПО, тоже                                                был туристом, сплавлялся по притоку Лены как-то?
     08:52 13.11.2020
Я - Ягольник Виктор Филиппович. 1939. Морозова не знаю, так как никогда не сплавлялся, а все время лазил по горам СССР. Был в экспедиции на Памире и в других горах. Если что проклюнится, напиши .  Мало нас осталось от того времени, почти 50-60 лет прошло. Я после 70-го уехал из Миасса. Бывал раза два в командировках. Давно это было.    
     22:10 12.11.2020
На счёт ночёвки могу сказать, что вы молодцы, я несколько раз (а точнее - четыре) ходил на лыжах на Ицыл (знаете, наверное, про этот хребет напротив Таганая через реку Киалим), и в следующем году собираюсь, не в загад, конечно, - ночевали всегда в избушке, которую не сразу находили, и становилось не по себе в перспективе холодной ночёвки где-нибудь под ёлкой, так что хорошо представляю, что это такое.
     08:24 13.11.2020 (1)
Хорошая мужская проза!

     08:43 13.11.2020
Спасибо!
     20:00 19.04.2019
Ничто так не объединяет с природой, как ночь, проведенная на улице! У меня друг однажды трое суток бродил по лесу, а мы ждали. Увидели звезды, горизонты бескрайние, грибов насобирали по три мешка, а ночью тряслись от холода.
     17:55 17.01.2018 (1)
Прекрасный рассказ!
Спасибо.
     18:03 17.01.2018
И вам спасибо. Все срисованно с натуры.
Гость      20:00 03.07.2017 (1)
Комментарий удален
     09:04 04.07.2017
А на Тургояке были? Там ведь вообще бесподобно! Я там работал в машгородке после института. Виктор. 
     18:27 03.06.2017 (1)
Да, есть чего вспомнить!
     21:24 03.06.2017 (1)
Ура-а-а-а! Явилась! Здравствуй! Удачи тебе и Здоровья! Виктор.
     13:12 04.06.2017
Взаимно! Только лето не радует.
     14:00 03.06.2017 (1)
Интересный рассказ, Виктор. Красивый край -Урал. Зимы холодные, лето жаркое. А зимой в ночь на лыжах по тайге - не разумно. Но вы преодолели ночной холод. Молодцы.
А я вот совсем не турист. Люблю тепло и комфорт. Хотя в школьные годы ходила в походы по таёжным местам. Спасибо за рассказ.
     15:00 03.06.2017
Спасибо, что заглянули. Мы много в юности делали не так. Но на то она и молодость.
     15:32 11.05.2017 (1)
Боже, как же мне страшно было за вас! И мне почему-то вспомнился перевал Дятлова. Ведь, это тоже на Урале было?
Вы, наверное, своими песнями всю лесную нечисть распугали! Прекрасно написано, Виктор!
     21:14 11.05.2017 (1)
ПОнимаешь, Аня, ведь было страшно холодно. Это же Урал, зима, ночь. ПОэтому мы грелись как могли и делали все, чтобы не заснуть. Мы не только лезгинку танцевали. Мы и болгарские и греческие и другие танцы изображали. Я помню, как кто-то случайно оказался в захлопнутом холодильнике. Так он переносил свинные туши с одного ряда крючков на другой, а потом обратно. Он вымотался , но не замерз. Его кто-то открыл или смена пришла уже не помню. Так что жили веселились как могли и как умели. 
     20:36 17.05.2017 (1)
Виктор! Вы просто молодцы, потому, что у вас мысли правильно работали, в том направлении, куда нужно. Когда человек хочет выжить, он делает все для этого! Восхищаюсь!!!
     20:51 17.05.2017 (1)
А я и сейчас хочу! Восхищен Вашими Восхищениями.
     18:08 18.05.2017
Товарищ, верь, взойдет она Заря Пленительного Счастья!
     17:52 16.05.2017 (1)
Виктор .Прекрасный рассказ, красочный . интересный, про пещеры,а дубинушка_ хороша! Описание лезгинки- здорово!Так живо и интересно всё  описано.И  такое разочарование о геройстве ,понятно.Татьяна Король
     19:23 16.05.2017
Вот так , Таня , и бывает. Мерзнешь, страдаешь, а тебе - зачем ты это сделал. 
Спасибо за понимание. Виктор. 
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама