Произведение «Господи, кто обитает в жилище Твоем? Разговор о псалме 14.»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 709 +1
Дата:
Предисловие:
О четырнадцатом псалме простыми словами

Господи, кто обитает в жилище Твоем? Разговор о псалме 14.

Четырнадцатый псалом имеет надписание: «в конец, псалом Давиду».
Здесь вроде бы, всё очевидно – это псалом о том, что будет в конце времен. Но, быть может, читателю будет интересно узнать, что греческое слово  τελος может быть переведено не только как «конец», но и как «совершенство».
«Господи, кто обитает в жилищи Твоем? Или кто вселиться во святую гору Твою?» (Пс. 14:1).
Святая гора, Сион, в данный момент, конечно, только символ. Особенно это понятно, если вспомнить слова апостола Павла: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к Небесному Иерусалиму» (Евр. 12:22).
Небесный Иерусалим! Как здорово было бы оказаться там!
«И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба… И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И ототрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:2-4).
Красиво, правда? И, конечно, очень важно получить ответ на вопрос – кто в конце времен сможет войти в этот город? Или, если вспомнить надписание – как  достичь возможного для человека совершенства, которое только и подобает тем, кто будет обитать в этом прекрасном городе, где Бог и человек будут вместе? Да, мы помним, что люди очень повреждены грехом, и потому «совершенство совершенных воистину несовершенно». Но кто может достичь хотя бы такого?!
«Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголай истину в сердце своем. Иже не ульсти языком своим, и не сотвори искренному своему зла» (Пс. 14:2-3).
Или в русском переводе Юнгерова: «Тот, кто ходит непорочно и делает правду, говорит истину от сердца своего. Кто не льстил языком своим и не делал зла ближнему своему».
Кто не льстил языком своим…
В толковом словаре Даля «лесть» - это притворное одобрение, похвала с корыстной целью, лукавая угодливость.  А если смотреть значение этого слова на церковнославянском языке, то всё получается еще проще. «Лесть» - это обман, коварство, хитрость, ложь.
Да и в Синодальном переводе Библии это место звучит: «кто не клевещет языком своим».
В общем, всё просто – истина должна быть и в сердце, и на языке.
Просто?! Вроде бы и мал язык, а трудно удержать его в рамках. Как мы любим лгать! Как мы любим приукрашивать! Как мы любим просто трепаться о том, о чем не имеем и малейшего представления!
В общем, трудно достичь той непорочности, о которой говорит псалмопевец! Труднее леопарду стереть о камни пятна со своей шкуры, чем нам отучиться лгать! Но надо, надо стараться, если мы хотим когда-нибудь увидеть Небесный Иерусалим и сказать «да, это мой дом!»
Святое Писание готово помочь нам в этом. Во второканонической книге «Премудрости Иисуса, сына Сирахова» есть такие слова: «Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло. Никогда не повторяй слова, и ничего у тебя не убудет» (Сир. 19:6-7).
Что значит «не повторяй слова»? Это означает - не говори о чем-то с чужих слов. Если ты видел своими глазами – тогда ладно (хотя и глаза могут ошибаться), но если не видел – не повторяй того, что сказали тебе другие.
А если ты услышал что-то плохое о другом – что нужно делать? Нужно всё тщательно выяснить, ведь и в обычном суде принято выслушивать версию обвиняемого! 
«Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть впредь не делает. Расспроси друга, может быть не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета» (Сир. 19:13-15).
Вот так – повторяя чужие слова, говоря с чужих слов о том, чего не видели, мы часто становимся соучастниками клеветы. Нужно отучаться. Трудно? Конечно трудно, ведь мы с раннего детства приучены говорить так много слов! Но попытаться отучиться нужно.
«И поношения не прият на ближния своя» (Пс. 14: 3)
А уж не принимать поношения на ближних – это вообще тяжесть чуть ли не запредельная.
Мы принимаем поношения на ближних, принимаем охотно. Верим всему плохому, что говорят о знакомых и не знакомых. И верим именно потому, что хотим верить!
Мы ведь не умеем любить ближнего – вот ведь в чем дело. Ненавидеть – умеем, да еще как! Скажи только ненависти «можно!» - она из глубин сердца лавиной пойдет! Попробуй, останови ее пото´м!
Мы не любим ближнего, а себя ставим чрезмерно высоко. Незаслуженно высоко. Нам кажется, что грехи и проступки ближнего выгодно оттеняют нас на его фоне. Вон какой негодяй – и то он сделал, и это! А я? А что я?! Я ведь хороший! Я всему плохому о нем поверю, ведь это плохое доказывает, что я лучше него!
Трудно, трудно отучиться не принимать поношения на ближних. Разве что частая исповедь и стремление разглядеть свои собственные грехи в этом помогут! 
Тому, кто видит собственные грехи, нет особого дела – грешен ближний или не грешен. Со своей чернотой разобраться бы! Но, конечно, учиться не принимать поношения на ближнего - нужно всю жизнь.
«Уничежен есть пред ним лукавнуяй, боящыя же ся Господа славит» (Пс. 14:4).
Или в русском переводе: «Тот, в чьих глазах презрен лукавый, кто боящихся Господа славит».
Здесь противопоставлены боящиеся Господа и лукавые. Что имеется в виду?
Кто почитаем в нашем мире? Человек знатный, богатый, влиятельный. А кто, скажем так - не почитаем? Тот, кто «не богат, не знаменит и не престижен» - как пелось в популярной когда-то песне.
Так вот, тот, кто хочет хотя бы немного прикоснуться к непорочности, о которой говорит псалмопевец, должен славить боящихся Господа – то есть тех, кто пытается жить по заповедям. И пусть этот боящийся Господа бедняк, дворник и ходит на работу пешком, но он должен быть более в почете, чем хвалящийся своими антихристианскими взглядами богатый и известный обладатель дорогой машины. 
«Кляныйся искреннему своему и не отметаяся» (Пс. 14:4).
Перевод простой – клянется своему ближнему и не нарушает клятвы.
В ветхозаветные времена клятвы допускались. И, разумеется, свое слово нужно было держать! 
В Евангельские времена Господь и Бог Иисус Христос велел Своим ученикам не клясться вовсе (Мф. 5:34). Но разве это отменяло необходимость выполнять свои обещания? Нет, не отменяло. «Но да будет слово ваше «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» - сказал Господь (Мф. 5:37). То есть если кто-то сказал своему ближнему – «да, я это сделаю», то нужно сделать. Господь ждет от нас правдивости и ответственности по отношению к нашим словам. 
«Сребра своего не даде в лихву» (Пс. 14:5).
В переводе – кто серебра своего не давал в рост.
И вот здесь я подхожу к тому, о чем писать трудно. Дело в том, что ростовщичество – основа современной экономики. Просто в наши дни всё поставлено на широкую ногу, банки привычны, а те, кто живет за счет ссудного процента (то есть за счет займа денег в рост!) сверхуважаемы и называются банкирами.
Я не экономист и не способен предложить какую-либо экономическую систему без банков. 
И я лишь пожму плечами, если кто-то станет мне доказывать, что без кредитных операций современная экономическая система рухнет. 
Быть может, современные банки и нельзя полностью отождествлять с ростовщиками древности. И уж тем более я не призываю байкотировать банки простым людям, кто получает через банки зарплату или пенсию, уже просто потому, что иначе нельзя.
Но сам я в банк работать не пойду. И своим детям не порекомендую. Я никому ничего не навязываю, но это мой выбор, и я имею на него право.
Хочется нам или не хочется, а слова Господа нужно воспринимать серьезно, даже если современный мир привык жить по иному. 
Какие это слова? Ну, хотя бы вот эти:
«И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего» (Лк. 6:34-35).
То есть Господь ждет от нас того, чтобы мы давали взаймы даже и тем, кто может и не суметь отдать! Уж какой тут рост, какие ссудные проценты!
Или вот – «просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42).
От любого не отвращайся, даже и от того, кто отдать не сможет или отдаст не скоро. И, конечно, здесь ничего не говорится о процентах!
В общем, как бы не привык к ссудным процентам современный мир, слова Святого Писания, которые этот процент не одобряют – есть! 
Как бы не смотрел на вещи мир, главное, как смотрит на вещи Бог! И потому закончим разговор о ростовщичестве словами Василия Великого:
«Итак от желающего занять не отвращайся (Мф. 5:42) и серебра твоего в рост не давай (Пс. 14:5), чтобы из Ветхого и Нового Завета научившись полезному, с благою надеждою отойти тебе ко Господу, и там получить за избыток добрых дел, во Иисусе Христе Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков».
«И мзды на неповинных не прият» (Пс. 14:5).
То есть – тот, кто даров против неповинных не принимал.
Коррупция – знакомое слово? Некоторым кажется, что это – современное понятие. Но вообще-то люди злоупотребляли властью ради личной выгоды веками и тысячелетиями.
Вот слова из книги «Исход»: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх. 23:8). Словам этим, между прочим – около трех с половиной тысяч лет! А проблема как была, так и остается.  
Сложно, сложно людям устоять против взяток. Во все времена сложным был справедливый суд. Но тем, кто хочет быть Богу другом, стремиться к справедливости и не брать даров против неповинных – нужно.
«Творяй сия не подвижится вовек» (Пс. 14:5).
Вообще-то так жить не просто – и не врать, и не слушать клеветы на ближних, и слово своё держать, и ростовщичеством не заниматься, и взятки отвергать! Но наградой за попытку жить так будет помощь Божья в нынешней жизни, и основание ожидать оправдания на Страшном Суде Господнем. 
Будет надежда вселиться в рай будущего, в Небесный Град Иерусалим!
Да, конечно, нам не прожить без греха, без падений. Но тот, кто всерьез старался не грешить, будет иметь твердую надежду на помилование от Господа, как на награду за эти усилия.

Использованная литература:

Феодорит Кирский. Изъяснение  псалма 14.
Евфимий Зигабен . Толковая  псалтырь.
Афанасий Великий. Толкование на псалмы.
Василий Великий. Беседа на окончание четырнадцатого псалма и на ростовщиков.
Лопухин. Толковая Библия. Толкование на псалтырь.


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама