Проверка слова
www.gramota.ru
ГДЕ ТЫ, МААС?
Тип: Проза
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор: Казбек Чагаров
Баллы: 14
Читатели: 41
Внесено на сайт: 16:08 08.01.2018
Действия:
«МААС»

Предисловие:
Мир опустел, сгорел дотла,
Померкло солнце днем.
Одна кровавая зола
Под проливным дождем.

В аланский дом пришла беда,
И отвернулся Бог.
Небесный пламень навсегда
Родные нивы сжег.

Костьми засеяны поля,
Повсюду смрадный дым.
Рыдай, аланская земля,
По сыновьям своим!

(Карачаевский народный фольклор)

ГДЕ ТЫ, МААС?

Наследие предков.

Скудные упоминания во всеобщей истории и в народном фольклоре, каменные глыбы – вот то немногое, что осталось от былого величия аланской державы. Да еще отчаянный спор между некоторыми северокавказскими народами за право называться аланским наследниками, в ходе которого те и другие стремятся натянуть ветхое аланское одеяло на себя.
Оставим то, что было, и поразмышляем немного над тем, что есть. Карачаево-Черкесия – - небольшая северокавказская республика, которую от аналогичных субъектов отличают лишь относительная внутриполитическая стабильность(тьфу-тьфу-тьфу) да солидная доля в аланском наследии. Пять самых древних христианских храмов на всей территории современной России и наскальное изображение лика Христа – это еще не все. На их фоне так называемое лесо-кяфарское городище известно более узкому кругу почтеннейшей публики. Но не будем забегать вперед.
Как всякое государство, Алания обладала своей столицей. Маас имя было этому городу. В 1239 г. после нашествия монголов Маас перестал существовать, и по сей день ученные мужи и дамы лишь спорят о том, где он располагался. География его предположительного местонахождения довольно обширна – весь Северный Кавказ.
Немалое число историков сходится во мнении, что Маас находился вблизи современного поселка Нижний Архыз. В пользу этой версии говорит наличие трех храмов на сравнительно небольшой площади. Безусловно, здесь было заслуживающие внимания поселение. Вот только Маас ли?
Согласно тем скромным фактам, что сохранила для нас история, монголы штурмовали Маас полтора месяца. Однако, нигде вблизи Нижнего Архыза следов серьезных боев не обнаружено, да и сами остатки городища расположены в низине, месте крайне неудобном для обороны. Что могло заставить грозных чингизидов топтаться здесь полтора месяца, принимая во внимание тот колоссальный боевой опыт, каковым они располагали? Неясно.
При взятии Мааса монголы, взбешенные упорным сопротивлением жителей, истребили все население города, после чего произвели подсчет поверженных противников. Практика учета у потомков Чингисхана была гениально проста: каждому убитому отрезали правое ухо. Было собрано около 27 000 ушей. Учитывая, что в то время средним (не маленьким!) городом считался город с количеством жителей в три-четыре тысячи, Маас был настоящим мегаполисом. Территория же Нижне-Архызского городища выглядит весьма скромной для столь многочисленного населения.
Так где же затерялся Маас?

На руинах столицы?

Лесо-Кяфарь – маленький и практически вымирающий поселок в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесской республики. Недалеко от него находится местность, официально именуемая Лесо-Кяфарским городищем. Отсутствие, в отличие от Нижнего Архыза, качественной дороги и элементарных благ цивилизации, делает Лесо-Кяфарь менее привлекательным для туристов, хотя и на недостаток внимания городище не жалуется: гости посещают его регулярно.
Что представляет собой сие городище на первый, неискушенный, взгляд обывателя? Это – ГОРОД! На каждом шагу здесь встречаются каменные плиты с изображениями людей и животных, ритуальных знаков (крестов, лабиринтов, аккуратных, круглых углублений в камнях), многочисленные остатки жилых строений и крепостных стен, мощеных дорог – следы творения рук человеческих. Здесь просто кипела жизнь! Встречаются и остатки дольменов, которые, вероятней всего, в первую очередь и привлекают туристов, которые не стесняются оставить следы своего пребывания, как правило, в виде многочисленных свечных огарков и громадных надписей: от  «Здесь были Вася и Алёна» до «Господи, храни Святую Русь и нас!». Невольно вспоминается Гоголь: «Александр Македонский, конечно же, герой, но зачем же стулья ломать?» Пусть Господь хранит, кто ж против, но скалы-то для чего марать?!
Осознание масштаба города просто потрясает воображение: только его верхняя часть представляет собой площадь около 5 кв.км. Да-да, город, вне всякого сомнения, делился на Верхний и Нижний по классической схеме той эпохи. Верхний  город, соответственно, располагался на возвышенности: крутые склоны и скальные породы создавали естественное и весьма ощутимое препятствие для врага. Добавьте к этому великолепный обзор, так как произрастающий вокруг лес выглядит более чем юным в сравнении с городом. Из этого следует, что когда-то тут мог быть отличный сектор обстрела при обороне. А еще были мощные крепостные стены, остатки которых даже сегодня производят впечатление.
Да, тут было отчего застрять на полтора месяца непобедимым монгольским туменам!
Свидетельством ожесточенных боев в районе Лесо-Кяфари являются многочисленные находки боевых секир, наконечников от стрел. И это при том, что оружие представляло большую ценность, и его старались собирать после сражения (например,  даже на Куликовом поле обнаружили очень  мало боевых артефактов).

Среда и быт средневековья.

На наличие Нижнего города прямо указывают остатки строений и большое содержание в почве данных районов остатков железной руды и отработанного шлака. То есть, по всем признакам, здесь располагались ремесленные кварталы. Кто-то может возразить, мол, как могла знать, обитавшая в Верхнем городе, терпеть дым, гарь и прочие неудобства, исходящие снизу. Но, во-первых, мы ничего не знаем о направлении ветров в те времена в данной местности, во-вторых, средневековые города благоуханием-то и не отличались. Хотя, конечно же, понятия о гигиене имелись.
В центральной части Верхнего города сохранились остатки весьма внушительного здания, выделяющегося своими масштабами и структурой. Ступени, бегущие наверх, выводят на ровную обширную каменную площадку. С нее город и подходы к нему открываются как на ладони. По всем признакам это здание напоминает донжон – так называлась главная башня в европейских феодальных замках, расположенная внутри крепостных стен, обычно, в самом недоступном и защищённом месте —  крепость внутри крепости. Но еще более любопытно наличие в этой постройке специфического каменного сооружения, в сочетании с водостоком являющееся, судя по всему, не чем иным, как … клозетом.
О нет! Предвижу возмущение ханжествующих борцов с пошлостью, хотя тогда уже следует признать пошлым и само существование человека, поскольку у него имеются желудок, кишечник, и следовательно, все естественные оправления.  И есть надо каждый день!
Гораздо интереснее задуматься над тем, кто мог в средневековье обладать такой царской роскошью, как уборная внутри дома?
И не случайно именно в Лесо-Кяфаре был обнаружен  уникальный каменный мавзолей, покрытый рельефными изображениями людей и животных (ныне хранится в Ставропольском краевом музее). Царский мавзолей.
А детальное изучение остатков мелких крепостей в окрестностях создает вполне определенную картину существования четкой оборонительной линии, цель которой была прикрывать пути, ведущие в город, находившийся в Лесо-Кяфаре.
Некоторые ученые, признавая значительность Лесо-Кяфарского городища, но, очевидно, все же не желая отнимать пальму первенства у Нижнего Архыза, выдвигают версию, что в Лесо-Кяфаре находилась летняя резиденция аланского царя. То бишь, не более, чем дача, выражаясь на современный манер.
Ой ли? Не слишком ли серьезно для дачи, учитывая все вышеизложенное?

Река времен в своем стремленье…

Самое главное - город был еще больше, еще значительнее, чем можно сейчас представить, ибо с прискорбием следует отметить, что наиболее серьезный ущерб ему был нанесен все же не чингизидами и не Тамерланом, а гораздо позже.
В XIX веке в ходе завоевания Кавказа, камни и плиты древнего города активно использовались при строительстве крепостей и казачьих укреплений. А уж в XX веке советская власть, довольно внимательно (следует признать) относившаяся к археологическим памятникам Нижнего Архыза, использовала Лесо-Кяфарское городище в качестве каменного карьера! Местные жители усердно растаскивали древние камни на постройку сараев, домов, оград, предприятия выписывали наряды на получение плит. Разбирались крепостные стены, мощенные дороги… Не обошли стороной городище и лихие девяностые: по городу прошлись лесхозовские бульдозеры. По этому факту даже возбуждалось уголовное дело, которое, после некоторой волокиты было прекращено в связи с тем, что «ущерб, причиненный городищу, не является значительным».
Действительно, сколько может стоить плевок в вечность?!

Так каких же масштабов был, на самом-то деле, это загадочный город, если даже после многовековых разрушений, чинимых временем и людьми, он не только не исчез, но и продолжает производить неизгладимое впечатление на гостей-туристов своей значительностью?!
«Река времен в своем стремленье уносит все дела людей, и топит в пропасти забвенья народы, царства и царей», - сказал когда-то Гавриил Романович Державин. Вопрос, что же именно находилось ранее в Лесо-Кяфаре, так и остается открытым. Маас ли,  иной ли какой-нибудь город…
Одно можно сказать довольно уверенно: здесь был огромный город, с высокой плотностью населения, явными следами обитания державного владыки и культовыми сооружениями, и прекрасно приспособленный для обороны. Его прикрывали со всех сторон мелкие крепости. Вокруг этого города несколько веков назад кипели крайне ожесточенные бои…


Оценка произведения:
Разное:
Подать жалобу
Обсуждение
Аглая Конрад      18:16 10.01.2018 (1)
1
Очень интересно и познавательно! Я люблю читать такие исторические расследования, остается только жалеть и вздыхать, сколько загадок скрывает земля: Атлантида, Гиперборея. А тут — вот он древний город! 
В детстве слышала от бабушки, что на месте деревни, где она всю жизнь прожила давным-давно шли бои с монголо-татарами: деревня стоит на двух берегах небольшой речки Меча, название дали оттого, что много мечей находили, и шлемы, и даже доспехи полностью нашли в болоте, где в войну торф копали.

 
Казбек Чагаров      22:55 10.01.2018 (1)
1
Спасибо, Аглая!
Вы правы - древних тайн земля полна. Я вот люблю собирать окаменелости, у нас их много. А как-то нашел холм, весь покрытый осколками керамики. Даже не покрытый,а пропитанный - и внутри, и снаружи. Больше ничего, кроме керамики. Может быть - языческое святилище, место поклонение богу гончарного ремесла?
Аглая Конрад      07:16 11.01.2018 (1)
1
А может, гончарная мастерская. Если столько находок, стоит пригласить археологов наверное.
Казбек Чагаров      12:00 11.01.2018
Следов поселений, поблизости, не наблюдается. И, для гончарной мастерской нужна вода, с этим та же проблема. А там, кто его знает.
Да не нужно это никому, Аглая, говорили, приглашали.
Алиса Корвин      18:21 09.01.2018 (1)
1
Спасибо, Кзбек!
Столько раз быть в Архызе и ничего не знать о Лесо- Кяфаре- позор на мою седую голову! Обязательно доберусь следующим летом.
Казбек Чагаров      23:01 09.01.2018
1
Так Лесо-Кяфарь не в Архызе, но недалеко, возле ст. Сторожевой.
Успеете еще, Алиса!
Галина Русина      09:44 09.01.2018 (1)
 Спасибо, Казбек, я ничего не знала о Маасе. 
У меня к вам просьба: напишите об аланах. Их обычаях, традициях, праздниках. Дело в том, что людям враждебно всё незнакомое, неведомое.
 Я считаю своим долгом писать о евреях, поскольку живу в Израиле.  Понятно, что это тоже очень древняя цивилизация, несмотря на относительную  малочисленность.  Скажем откровенно, россияне относятся не совсем дружелюбно к  своим согражданам-кавказцам в силу разных причин, в том числе  и незнания древности этих народов, их славной и трагичной  истории.
 Интересно как на таком маленьком пятачке земли  оказались древнейшие христиане и   соседние народы стали мусульманами. Это огромная тема, но, возможно, вам  известна эта история.
Казбек Чагаров      10:02 09.01.2018 (1)
Спасибо за отклик и неподдельный интерес, Галина!
Мне известно далеко не все, что хотелось бы знать. Отношения, безусловно, оставляют желать лучшего, в том числе и между самими кавказцами.
Но попробую написать.
Галина Русина      10:20 09.01.2018 (1)
 Это нормально. Противоречия - это жизнь.  Кавказцам сложно: прежде всего это религиозные  распри.  Потом, насколько мне известно, претензии на землю друг к другу. Кроме того сколько национальностей оказалось на этом клочке земли?
Евреи - малочисленный народ, но с древности не согласны сами с собой, как известно даже делились на два государства: Израиль и Иудея. И сейчас внутри Израиля битвы - я те дам. Но до тех пор, пока не появляется внешний враг. И тогда все евреи - как один кулак, и друг за друга  стоят до последнего.
Казбек Чагаров      10:27 09.01.2018 (1)
1
Есть легенда, что, когда черт задумал поссорить человечество, он собрал в мешок языки и пошел разбрасывать их по земле. Но по пути зацепился копытом о Кавказский хребет, споткнулся и больше половины из мешка высыпал.
Коренных народов здесь - около 40. Согласно переписи населения 2010 года на Северном Кавказе  проживают 142 народа.
Галина Русина      11:07 09.01.2018 (1)
 Вы знаете, это очень хорошо, что  насчитывается 40 коренных народов. Т.е. сохраняется национальная идентичность с древности, с племенного времени.
А  теперь скажите: русские - это коренной народ? Конечно нет. Недаром само название "русские" появилось сравнительно недавно.
 Казалось бы, что страшного, что разные племена объединились в одну общность и нашли себе общее название?
  Ан нет!   Плохо получилось, никуда не годно! Стерлись самоценность племен и пропала история! Ничего нет у русских, древнее 17-18 веков: ни сказаний, ни фольклора, ни песен, ни плясок, НИЧЕГО!
 Киргизы, кочевой народ, пронесли свой устный эпос "Манас" из глубины веков! "Калевала" - финский эпос,  у  кавказцев, наверняка, есть свои сказания.
 Так что, мне кажется, что сохранение наций дает определенные преимущества перед  аморфностью массы людей, не знающих своих прадедов.
 Всегда восхищалась тем, что каждый мусульманин обязан помнить семь имен своих предков  и потому создала "летопись" своей семьи, начиная  со своих  прадедов и прабабок по рассказам родителей. Дальше, вглубь веков, как будто никого и не было, всё забыто. И это очень печально...
Казбек Чагаров      13:18 09.01.2018 (1)
1
Галина, ну зачем же каждую тему сводить к вопросу: "Русские -!!!"
Я не переношу слово "толерантность", но в своей жизни встретил столько ублюдков, что стал полным интернационалистом. Мне, как тому кирпичу из анекдота, лишь бы человек хороший попался.
Целиком и полностью согласен с Марком Твеном: "У меня нет никаких предрассудков ни по поводу цвета кожи, ни касты, ни вероисповеданий. Достаточно знать, что речь идёт о человеке — хуже всё равно уже некуда".
Разумеется, ситуации бывают разные. В середине 90-х какой-то очередной атаман публично заявил: "На Северный Кавказ стекаются полчища лиц кавказской национальности!" Жаль, что не сохранил газету с этой шедеврой. Подобные субъекты, конечно, со своей гнилой суЧностьЮ, сразу бросаются в глаза, а нормальные люди, чаще всего, не столь незаметны, потому что они нормальные люди.
Нам православные соседи на Пасху приносят куличи с яичками, мы им, на Курбан-Байрам - хычины(что-то,вроде пирога, с картофельно-мясной начинкой). И это - правда, не спич во имя толерантности, а обыденность, нормальные человеческие отношения, доведенные до автоматизма.



Галина Русина      14:28 09.01.2018 (1)
 Не поняла ваш наезд, ну да Бог  с вами!
 Никаких разборок ни с кем я не устраивала, с чего вы так всполошились?
На минуточку я русская по матери, если вы решили, что израильтянка наезжает на бедных русских.
 Всех благ, уважаемый!
Казбек Чагаров      22:57 09.01.2018
Вообще-то, это не наезд и полошиться - не моя стезя.
Ну и вам не болеть!
Татьяна Лаин      16:19 08.01.2018 (1)
1
 Очень познавательно и интересно,Казбек. Спасибо вам!
Казбек Чагаров      09:19 09.01.2018
2
Рад, что Вам понравилось!
Книга автора
Дары Полигимнии 
 Автор: Николай Каменин