Произведение «Учителя?»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Произведения к празднику: День знаний
Автор:
Баллы: 21
Читатели: 598 +2
Дата:

Учителя?

Очень надеюсь, что учителя, описанные ниже, сосредоточены исключительно в одной отдельно взятой гимназии, и всем остальным школам повезло больше.

Так вот, в результате общения с группой учителей (часть из которых еще и завучи параллельно) оказалось, что они не знают, надо ли ставить точку в заголовке. И совсем не знают, зачем детей заставляют в школе эту точку ставить. Учитель русского языка тоже присутствовал.

Еще не знают, что с конца XX века Южный океан подписывается на картах и в атласах, изданных Роскартографией. У них в школьной программе пока только четыре океана. Написать про пятый в проверочной работе – грубая ошибка. Учитель географии тоже присутствовал.

В слове «громкий» корнем считают «гром». Говорят, так когда-то было. Кажется, в Москве. Рассказывают про вероятную этимологическую связь со словом "гром"... К современному(?) «громк» они еще не привыкли. Почему тогда "береза" и "белый", таки, не являются однокоренными словами, пояснить не могут.

В очередной раз подивилась, что среди выпускников школ еще бывают адекватные образованные люди.

Грустно все это…
Послесловие:
 Сегодня разговаривала  с частью вчерашней компании. Они пообщались с методистами и вроде бы осознали новую реальность. Всего-то восемьдесят лет с небольшим прошло. Насколько я их поняла, точки в школе после "Классная работа" и проч. в ближайшее время ставить перестанут. Все-таки, надо думать, это заглавие. 


С Южным океаном сложнее - мало еще времени прошло.))) Спросила про "крымнаш", впали в ступор...

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     14:36 08.07.2018 (1)
"Мы все учились понемногу..."
     18:26 26.02.2021
     13:50 14.02.2021 (1)
Тема затронута интересная, но очень сложная.

Для начала надо понимать, что отношение к географии и к русскому языку, как к научным областям, неминуемо различается.
Если география — наука естественная, носящая общемировой характер, в которой наше научное сообщество взаимодействует с общемировым,
то русский язык — гуманитарная наука, носящая локальный характер, с национальным доминированием.
Не существует абсолютной правды, существуют договорённости. Таким образом, если международное сообщество договорилось выделять "Южный океан", и мы хотим говорить с ним на одном научном языке, то и нам следует присоединиться к этой договорённости.
Вопросы же относящиеся к правилам русского, определяются как раз нашей страной, как центром русской культуры. По крайней мере, это так в части "российского русского".

Если помните, ранее русский язык вообще не учили в выпускных классах школы, в отличие от русской литературы. 
Считалось, что знания языка, обретённого за 9 лет обучения, достаточно для нормального существования взрослого человека.
И это, в целом, так и есть. Как часто взрослому в его жизни требуется практика разбора слова на части, не считая помощи детям-школьникам? 
Другое дело — оформление публикаций. Но, как правильно акцентировал Александр Красилов, письменная работа ученика и публикация — вещи довольно далёкие друг от друга.
Как известно, даже в заглавиях публикаций для отделения логических мыслей используется точка.
Что мы видим в тетрадках по русскому: "Первое февраля. Классная работа. Упражнение 123 ..." — в этом контексте точка уже выглядит логичней правда?  
В конце концов, и нормы выделения корней и нормы оформления названий — вопрос методический. 
Здесь главное, чтобы содержание требований при донесении материала соответствовало содержанию требований при проверочных работах, и они были, по возможности, единообразны во всей системе образования. 
Это уже проблема административно-методической части просвещения более, чем научно-лингвистической.

И самый важный вопрос: насколько глубоко и тщательно необходимо углубляться в изучении отдельных предметов в общеобразовательной школе?
Может и вправду достаточно ознакомления с основами? К чему эти этимологические споры относительно природы возникновения и момента разделения основ паронимов среднестатистическому ученику?
Мы ведь не учим его конструкции маневрирующих термоядерных блоков ракет на физике, или особенностям метаболизма психоактивных веществ на биологии и химии.
И правильно делаем. 

     16:55 26.02.2021
Вот и я про основы. Многие (и я в том числе), впервые опубликовав текст на литературном (или претендующем на это звание) сайте, выглядят глупо с точкой в конце заголовка. И студенты в ВУЗе тоже выглядят глупо, сдав курсовые или/и рефераты с точкой в конце(!) заголовка. А многие учителя не знают - надо ли ставить точку?
Все хихикают над теми, кто не в курсе, где следует употребить - надевает, а где - одевает. Но среди учителей таких тоже тьма... "Ихнее" - регулярно слышу по ТВ. И это люди с высшим образованием, а не дегенераты из ток-шоу...
Ученику надо знать основы. А этимологическими спорами учителя пытались тупо оправдать свою безграмотность.
     23:07 24.09.2018
см.здесь  https://www.vazhno.ru/a/14165/20180924/ministr-obrazovaniya-bashkirii-porazila-smi-bezgramotnostyu/
     00:10 09.02.2018 (1)
1

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
еще и заучи

завучи


     00:13 09.02.2018 (1)
1
Спасибо. Сейчас исправлю. Вот и я чем - кто нас учит?))) И как мы вообще еще что-то знаем?)))
     00:38 09.02.2018 (2)
2
С заголовками вот какая история.
В школе текст (в тетрадке, на доске) - письменный, а не печатный. По крайней мере, русский текст. В письменном тексте (тексте, написанном "от руки") слова не пишутся только прописными (заглавными буквами). Поэтому название текста (заголовок) является полноценным предложением, в конце которого по правилам ставится точка.
В печатном наборе, как известно, возможны разные способы выделения букв в словах слов - литерами, подчёркиваниями, курсивом, жирным шрифтом и так далее. 
Школьник, начиная писать своё домашнее сочинение, напишет его заголовок, который будет выглядеть, например так:
          Чаша жизни.
Бунин, сознавая, кто он такой (великий писатель) едва ли станет писать по школьным правилам. Скорее всего, он выведет название своего произведения изящными буквицами (всё-таки знает, что его рукопись со временем станет раритетом), может, ещё и виньетку какую-нибудь нарисует: 
             ЧАША ЖИЗНИ
Открыв собрание его сочинений на странице с упомянутым произведением, мы увидим этот же заголовок, набранный в типографии так же:
           ЧАША ЖИЗНИ
Именно в таких случаях точки не ставятся. Когда заголовок набран только ЗАГЛАВНЫМИ буквами (в книгах иначе и не делается).
Пролистав книгу и открыв её на странице с оглавлением произведений, входящих в том, мы увидим список в котором все названия написаны "по правилам": первая буква - прописная, остальные - строчные:
           Чаша жизни
Предложение набрано с использованием строчных букв, и, вроде бы, в нём должна ставиться точка (ведь название набрано не сплошь заглавными буквами). Однако же, точка не ставится и в данном случае. Почему? Потому что строка не закончена - в конце её указан номер страницы.
Но почему бы не набирать заглавными буквами названия произведений и оглавлении?.. Из чисто эстетических соображений. Содержание, набранное сплошь залавными буквами, плохо читается. Да и места занимает больше. Хотя в изданиях новейшего времени стали практиковать и такое.

Все эти тонкости учителя могут объяснять на факультативах, в литкружке и т.п. И всё это рассчитано на узкий круг литературно одарённых детей, которым это может пригодиться и которых это заинтересует. На уроках же на это всё просто времени нет.
     22:30 10.02.2018 (1)
1


Поэтому название текста (заголовок) является полноценным предложением, в конце которого по правилам ставится точка.




Вот как! Оказывается, если не печатными буквами, а письменными и не прописными, уже и не заголовок.
     22:33 10.02.2018 (1)
1
Хм...
Моя-то вина в чём?
     22:40 10.02.2018 (1)
1
Да кто говорил про вину? Очень оригинальная версия.)))
Особенно про Бунина. Правила изменились в тридцатых годах прошлого века. Относительно точки в заголовке. А до этого ставили. А Бунин, значит, сознавая свое величие, мог и не поставить. А другие решили - а мы чем хуже? И придумали новые правила. Чтоб значит за равноправие - всем писать без точек.
А ученикам (чтоб учеба легкой не казалась) точки сначала учиться ставить, а потом учиться НЕ ставить.)))
     22:42 10.02.2018 (1)
1
Ну... Это традиционный способ передачи культурного опыта от поколения к поколению.
Сначала изучаются правила, традиция.
И уж только потом можно позволить себе отступления от неё.
Иначе получится задом наперёд.
     22:46 10.02.2018
1
Ну, тогда надо первоклашкам с "ять" начинать писать.))) Или черты и резы ужо для начала.)))
     01:21 09.02.2018 (1)
1
С вашей версией еще не сталкивалась. А как же это:
Теперь обращаемся к правилам пунктуации в «Справочник по русскому языку» (авторы Д.Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н.П. Кабанова), который вышел в 2010 году 7-м изданием в издательстве «Айрис-Пресс».

Читаем в § 75 в части «Пунктуация» в разделе «ХХ. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи»: Примечание 2. Точка не ставится в конце заглавий (с. 106)


Правила русской орфографии и пунктуации: Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М., 2011, §2, Примечание в разделе «Знаки препинания в конце предложения», с. 177–178.
     08:01 09.02.2018 (1)
1

Примечание 2. Точка не ставится в конце заглавий (с. 106)

Так вопрос и сводится к тому, что такое заглавие.

Я и попытался объяснить выше, почему, глядя на иную фразу, можно сказать, что это - ЗАГЛАВИЕ и почему, глядя на другую, можно сказать, что это - Название текста.
     20:02 09.02.2018
1
Я разговаривала сегодня с частью вчерашней компании. Они пообщались с методистами и вроде бы осознали новую реальность. Всего-то восемьдесят лет с небольшим прошло. Насколько я их поняла, точки в школе после "Классная работа" и проч. в ближайшее время ставить перестанут. Все-таки, надо думать, это заглавие. 

С Южным океаном сложнее - мало еще времени прошло.))) Спросила про "крымнаш", впали в ступор...

Если не сложно, дайте ссылку, где описана разница между названием текста, заглавием и заголовком. Поискала, почитала... везде упоминаются как равноценные синонимы.
Реклама