Рецензия «Мать?.. (Рецензия на миниатюру Константина Стэнка "Сатаниха")»
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Баллы: 17
Читатели: 640 +2
Дата:

Мать?.. (Рецензия на миниатюру Константина Стэнка "Сатаниха")

Материнская любовь считается самой сильной, самой чистой, самой жертвенной. О ней сложены притчи, легенды, баллады, поэмы стихи, пословицы. В пример можно привести изумительное стихотворение-притчу К.Кедрина "Материнское сердце", когда девушка потребовала у парня принести ей сердце его матери. И он понес его ей, споткнулся о порог, а сердце матери тихонько спросило: "Не ушибся, сынок?"
"Рай под ногами у матерей" - гласит восточная поговорка. "Когда не простит никто, простит мать", "Мать ради ребенка вырвет глаз, который видит то, что ей нужно самой, и оставит глаз, который видит только то, что нужно ее ребенку."; "Даже если мать проклинает ребенка, то молоко, которым она его вскормила не допустит, чтобы проклятие сбылось."
Это только капля в море слов о жертвенной материнской любви.
Но тем страшнее встречать обратное явление. Когда материнское чувство сворачивается ядом и подчинено единственному желанию - причинить зло своему ребенку.
Страшно?
Да!
Невозможно?
Нет!
К сожалению, такое возможно.
У итальянского писателя 1-й половины 20-го века Луиджи Пиранделло есть глубокий психологический рассказ о женщине, наотрез отказавшейся видеть своего родного сына, только потому, что он рожден от немецкого солдата. Сын очень почтителен, всячески старается помочь матери, но она отвергает его помощь, предпочитая оставаться в лохмотьях. Для нее существуют только два старших сына, рожденных от любимого мужа. Они не столь почтительны к матери, но они от любимого. А последний сын рожден потому что мать взяли силой. Ненависть к солдату-насильнику она переносит и на сына, от которого не смогла избавиться.
Но в этом рассказе ненависть матери, еще можно если не принять, то как-то понять.

Миниатюра автора Константина Стэнка "Сатаниха" о страшной ведьминской силе женщины в злобе своей направляющей проклятие на родную дочь, на первый взгляд безыскусна. Ни тебе особого психологического анализа, исследования духовного и душевного мира героев, даже сами герои выписаны просто, без особых художественно-изобразительных средств. Просто повествование. Но эффект потрясающий.Иной раз вот в таком ровном, намеренно тусклом повествовании больше зловещей силы, чем в экспрессивном, ярком произведении.
Я намеренно не нажала кнопку "понравилось", ибо "понравилось" подразумевает, что пришлось по-нраву. Отнюдь. Мне стало не по себе.Это не мое произведение по мировосприятию.
НО!!! Оно меня впечатлило настолько, вызвало такую массу размышлений, что не могу не поделиться с ними. Тема слишком глубока.

Героиня миниатюры ( она предстает перед нами в образе злобной старушонки с желтыми глазками (Змея!) считает мужа-героя виновным в гибели своего отца-бандеровца, люто ненавидевшего советскую власть. Этой ненавистью она свела мужа в могилу, эту же ненависть перенесла на родную дочь.
Ненависть клокочет и не утихает в ней с годами. Уже выросла дочь (к счастью, была тетка по отцу, вырастившая девочку), уже дочь вышла замуж, а мать (Ох, права поговорка, утверждающая, что с годами мы имеем то лицо, которое заслужили. Она похожа на Бабу-ягу с седыми космами и безумным взглядом!) переносит свою ненависть и на ее мужа, и на ее детей,по сути - свое же продолжение - внуков своих.
Очевидно, в ее душе вытравлены все чувства, кроме ненависти. А были ли что-то другое с самого начала? Скорее всего нет. Такие люди жаждут только одного - самоутверждения. И отца она не любила - ей просто надо было доказать всем и себе тоже, что она, мол, такая сильная. Муж   не смог спасти ее отца - своего тестя, сживу со свету мужа - я же все могу! Дочка ? А что дочка? Она - мужнино отродье, и ее тоже ядом ненависти оболью. Я же сильная.
Только есть сила добрая и человек от нее хорошеет, а есть злая, истребляющая саму себя. Поэтому и предстает главная героиня безумной старухой.
Очень страшно, что проклятия старухи, у которой уже и кровь свернулась ядом от ненависти, сбываются. Очевидно, поговорка о материнском молоке, которую я привела в начале рецензии, сказана не про нее. Не мать она. Не человек. Зверь с большей лаской к своему детенышу относится, нежели она.

Но дочь не вычеркивает мать из числа людей. Молится о спасении ее души. Для дочери - она все же человек.
Бывает ли такое в жизни?
Наверно бывает.
Милосердие не знает границ. Как гласит опять же восточная поговорка: "Боже, простри свою милость над злыми, ибо ты все дал добрым, сделав их добрыми"
И спрашивая себя, как в кошмарном сне, смогла бы я так: молиться за спасение души желающего мне зла? - отвечу,  - скорее всего - нет.
Даже, зная, что спасаю этим свою душу - скорее всего нет.
На молитву тоже нужны силы, только тогда она будет настоящей.
Но, я, признаюсь в этом искренно, таких сил бы в душе своей скорее всего не нашла.
Тем поразительнее образ дочери, молящей у Бога прощения за грехи матери.

Благодарю вас, Константин, за эту миниатюру. Она не светлая, но она емкая, очень глубокая.
К сожалению, такие люди существуют в реальной жизни. Столкновение с ними страшно.



Константин, теперь о замечаниях! Увы, без них не обошлось. Но они легко поправимы.

Согласуйте, пожалуйста, времена в рассказе. Начало у вас в прошедшем времени, торопился, потом -бац!- настоящее - "торопится, теряет"
Потом опять прошедшее - "сделали, родилась, сошла"
Несогласование времен - сильно заметно в тексте. Он тогда теряет тонкость, чистоту.
Далее стилистические помарки.
выехали -лучше будет - поехали
добрым, милым, сохранившим привлекательность лицом. - три определения, одно из которых выражено причастным оборотом - тяжело - может так: добрым, еще привлекательным лицом
свежей весенней зеленью, запахом хвои, пением птиц, радостью пробудившейся весенней природы. - повтор определений и штамп - "свежей весенней" - лучше радостью пробудившейся природы - весенней зеленью,  запахом молодой хвои, пением птиц
среди обвалившихся и поросших густой травой, остатков каких-то землянок - запятая не нужна
злыми, неприветливыми, желтыми глазками - три определения перебор! - злыми, желтыми глазками ( злые, - априори, неприветливые, тем более, желтые, как у змеи.)
старческим скрипучим голосом. - просто скрипучим голосом
бешенный  без зависимого слова с одним н - бешеный
золушки в сказке.  - просто Золушки
пошла вся в отца - "вся" не нужно
зло высказывала  - зло бросала. Добавьте экспрессии. Злые слова швыряют, бросают - зло бросала
не здоровилось, - нездоровилось
скоропостиженно - скоропостижно

беспрецедентную агрессивность - это тоже не надо. Отдает юридическим протоколом. Просто - проявил настойчивость

вынудили Виктора принимать меры  - принять меры

только и знал - знал только

вопреки ее запрету - лучше наперекор ее воле

Константин, на оценку произведения замеченные шероховатости не влияют. Я, в силу своих возможностей, оцениваю не то, что можно выправить технически, а яркость и памятность произведения, его внутренний посыл, или психологизм, силу воздействия, даже негативную.

Оценка произведения: 10


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     20:36 06.10.2015 (1)
Что мне нравится в ваших рецензиях, Ляман, так это настолько тщательный подход к работам авторов, что кажется, вы не только рецензируемое  произведение прочли, но и все остальные работы автора тоже. И эти потрясающие примеры... Очень импонирует и привлекает И не делает рецензию сухой и " невкусной". Спасибо вам, это огромный и тщательный труд. И, конечно же, ваш талант!
     20:44 06.10.2015 (1)
2
Татьяна, спасибо вам огромное!
Честно говоря, вы угадали!!! Долго и тщательно, вдоль и поперек изучаю страничку автора.
Мне поступает предложение написать рецензию. И всем ВСЕМ вначале в личку я пишу вот это. Всем без исключения.
Здравствуйте, уважаемый автор. (далее следует имя)
Прежде чем написать рецензию, я хотела бы немного сказать вам о принципе моей работы.
Видите ли, у меня есть в работе принцип. Он вкратце таков. Я пишу рецензии только, в том случае,если произведение меня зацепит (это первое) и если оно мое. Нутром его принимаю.
И никогда не выношу замечаний на люди. Если что-то меня напрягает, то пишу в личку человеку, высказываю свои сомнения и вопросы. Но на людях только хвалю.
Если вы смотрели мою личную страничку, то, наверно, обратили внимание, на слова Ф.Искандера, которые я привела в качестве своего резюме. И свои собственные слова о том, то никакая правда не стоит горьких слез отчаяния.
Видите ли, как только я написала неск.рец., они имели счастье понравиться и меня сделали рецензентом. Но я говорю всем и сейчас вам: пишу только в том случае, если произведение мня зацепит и если оно мое. Ведь  это тоже очень важно. Вот я, например, не люблю сладкого, (может, раз в год - кусочек) поэтому торт, даже очень хорошо изготовленный мне как-то безразличен.
Но, если произведение меня чем-то зацепит, вызовет какие-то мысли, ассоциации, раздумья, стараюсь подойти к нему со всей ответственностью.
Поэтому и честно пишу авторам, что буду писать рецензии лишь в том случае, если почувствую нечто свое в его произведении. Рецензия - это не выискивание запятушек и орфограф.ошибок (мы же не в школе диктант проверяем!),а вдумчивый и серьезный анализ произведения, выражение своих мыслей по поводу него.
Но! Я пишу не Чехову, и не Бунину и не Пушкину! Которые уже давно небожители, и им все равно, что о них кто думает. Они классики!
Я пишу автору, живому человеку со своими нервами, самолюбием, трепетом. И считаю, что надо быть максимально бережным к тому, что он пишет.
Если ты искренне радеешь за человека, отзови его в сторонку и тихо скажи ему о погрешностях.
Поэтому,я и пишу вначале в личку, высказываю свои предположения.

Поэтому, вначале вы позволите внимательно изучить вашу страничку?
И,если у меня возникнут какие-то вопросы, обратиться к вам с ними в личке?

Когда я напишу рецензию, я вначале ее вам вышлю в личке, для предварительного ознакомления и с вашего одобрения выставлю ее на страничке.
С уважением.
Ляман.


Это, Татьяна, я пишу без исключения всем. И потом начинаю ознакомление со страницей автора.  И бывает так, что пишу рецензию совсем не на то произведение, что мне закажут, а то, что меня сильно зацепит.
     20:53 06.10.2015 (1)
Именно так я подумала Но про ваше обращение к авторам не стала озвучивать. Засомневалась: а понравится ли вам?
Поэтому еще раз: браво! Вы прекрасный и, главное, понимающий рецензент Не просто " отписаться", а именно подойти с душой, и, я бы сказала, сочувствием. Это прекрасно. ПРЕКРАСНО!
С уважением.
     21:11 06.10.2015 (1)
Спасибо вам. Нет, Татьяна, я обыкновенная. Но меня научил общению один случай.
Я была когда-то на другом лит сайте И как-то написала рецензию какой-то авторше. Четкую, с разбором ее прои, от и до.
Посмотрела на ее фото и... стерла рецку...
Она была слепая, эта авторша.
И я поняла, что для нее творчество - это единственная отдушина.
И поняла, что не смогу отправить ей эту рецензию.
Но и лгать не смогла. Промолчала.
Поэтому с тех пор, вот если хоть что-то малейшее свое близкое чувствую, то пишу и хвалю.
Нет - молчу.
Но ругать не буду. Тогда это было мне уроком.До сих пор комок в горле.

Я непременно и с удовольствием посмотрю вашу страничку. Честно говоря, она меня уже давно привлекала. И непременно выберу себе что-то близкое.
Но чуть-чуть попозже.
У меня на очереди 8 авторов и надо писать рецензии, а я копаюсь, строчки вычитываю, высчитываю.
     21:14 06.10.2015 (1)
1
Я все понимаю. Удачи вам, дорогой наш рецензент!
     21:37 06.10.2015
Спасибо вам, дорогая!!!
     20:26 06.10.2015
Спасибо Ляман! Замечательнейшая рецензия!!! Все, что Вы рекомендуете непременно приму к действию. Давно уже заметил нарушение временных связей, но увы при всем старании, нет-нет да и свалюсь в прошедшее время.
     20:25 06.10.2015
Спасибо Ляман! Замечательнейшая рецензия!!! Все, что Вы рекомендуете непременно приму к действию. Давно уже заметил нарушение временных связей, но увы при всем старании, нет-нет да и свалюсь в прошедшее время.
     20:13 06.10.2015 (1)
1
Большой, тщательный труд. Такие рецензии дорогого стоят.
     20:23 06.10.2015
1
Спасибо вам, Юрий. За добро, и тепло ваших слов.
Реклама