Рецензия Увядание жизни на рассказ Ляман Багировой "Комната с видом на горы"
«Стоял конец октября. Если можно было бы собрать все золото мира и набросить его звенящим плащом на деревья, горы, лохматые и низкие облака, то оно не передало и сотой доли того богатства, что окружало маленький домик отдыха. Все оттенки желтого – от густой камеди, до нежного цвета свежесбитого масла соперничали друг с другом, и все же складывались в роскошную картину осени в горах. Но в роскоши этой, нет-нет, да и протягивалась черная ниточка гнильцы. Словно по Пушкину: «так бури осени холодной в болото обращают луг и обнажают лес вокруг».
Я начала рецензию на превосходный рассказ Ляман Багировой именно с этого, замечательно схваченного и мастерски переданного нам автором пейзажа, потому что горы по замыслу писателя являются и естественной и аллегорической преградой, отделяющих героев повествования от мира, наполненного полноценной жизнью. Один из любимых писателей Л.Багировой – К. Паустовский. И вполне, естественно, что в ее творчестве есть тонкое отзвук творчества волшебника слова и певца природы.
Рассказ является несомненной удачей автора, сумевшего поставить перед читателем важнейшие социально-психологические вопросы. Образы главных героев и других персонажей рассказа написаны кистью мастера, их портреты узнаваемы. Автору удалось раскрыть характеры героев и, передать настроения и заставить читателя задуматься над .
В центре рассказа образ девушки – Маши случайно, после жизненных передряг устроившейся на работу в дом отдыха. Расставание с любимым мужчиной, отсутствие постоянного заработка привели её в этот тихий, райский уголок. И работа несложная, и контингент отдыхающих невелик, но что-то тяготит девушку и в конце рассказа она увольняется без объяснений и уезжает, вслед за покинувшими дом отдыха отдыхающими.
Чтобы понять причину такого решения героини, следует обратиться к образу, являющемуся, на мой взгляд, центральным. Это уединённый в горах дом отдыха, место покоя. Почему-то, читая описание дома, я вспомнила «Мастера и Маргариту». Герои романа за страдания в жизни удостоились покоя, как и старики - актёры, поселившиеся в доме с видом на картину великолепного умирания природы. Будущего больше нет, и благостный покой выглядит, как генеральная репетиция « жизни вечной». Здесь ещё живут воспоминания, они как бутылка прекрасного фалернского вина разогревает остывающую кровь и возвращает туда, где актёры, полные энергии и таланта создают на сцене образы разных героев, живут их страстями. Им рукоплещут поклонники и сами они сжигают себя любовными страстями. Они привычно капризничают, отпускают старомодные комплименты,, восторгаются мелочами, будто получили от поклонника цветы, или брошь в подарок. Глядя на мир покоя, старая балерина Римма убеждает Машу покинуть это место. Она знает, как быстротечна жизнь и приводит слова испанского поэта Гонгоры: «Любите, пока вас любят, пока вас время голубит. Все прахом пойдет под старость, что в молодости не растратишь. Оглянешься, а уж поздно – судьбу за уздцы не схватишь».
Жизнь актёра коротка, часто трагична: не все, или не те роли сыграны, актёр отдал часть своей души, оживляя образы литературных героев, но постарел, ему не предлагают ролей, и жизнь его закончилась в массовке, дальше жалкая пенсия. Как говорил известный советский актёр А.Ф. Милляр: «Актёр – кладбище несыгранных ролей!» У балерин и того быстрее, наступают на пятки талантливые и прыгучие семнадцатилетние, а зритель больше не хочет видеть своих прежних кумиров.
Именно для того, чтобы подчеркнуть проблему увядания жизни человека, автор и привозит в дом отдыха не шахтёров, к примеру, а актёров. Человек угасает оттого, что более не востребован и ему мало одного комфорта. Старая балерина не сопереживает Маше, она гонит её прочь от стены, отгораживающий мир из «царства полутеней» Маша всё поняла, как и мы с вами. Стихотворение Льва Озерова «Старые актрисы фактически завершает повествование, мы представляем сидящих в станционном буфете Лялю и Римма , а мимо мчатся поезда в направлении рассвета. в одном из них Маша
«Две старые актрисы
Вглядываются в темень.
- Который час?— спрашивает первая.
- Уже поздно!— отвечает вторая».
Рецензия - чудо. Рассказ я читала давно, помню, как он мне понравился. А Ваша рецензия, Татьяна - словно дополнение к нему. Такая рецензия помогает глубже понять произведение, прочувствовать настроение его героинь.
Спасибо, Магда. Ляман удаётся проникать в сокровенное с помощью изобразительных средств, поэтических строк. Она тонко чувствует и понимает, что переживают её герои. Мне очень нравится её творчество
Татьяна!
У меня нет слов!
Спасибо!
В сказке Л.Яхнина "Площадь картонных часов" есть замечательные строки: "Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет"
Мне кажется, эти строки о вас.
Я уже не говорю о глубоких знаниях и умении проникнуться духом произведения.
Благодарю вас сердечно.
Вы существенно развили и дополнили мой рассказ, образно раскрыв его суть. Действительно, домик отдыха в горах - это главный герой рассказа.
Да, горы - это защита и надежность. Горы - это покой.
Но горы - это и МЕРА, ПРЕДЕЛ.
И все в рассказе намекает на это. Комната №8. 8 - знак бесконечности. Но комната с видом на горы. Бесконечность, упирающияся в стену.
В отличии от моря - Без-Мерности, Безбрежности.
И звуки - тихие, шелестящие, шаркающие, шуршащие нескончаемые звуки, - звуки старчества, и слова поварихи о то, что "Завтрак (от слова " -"завтра"- утро, надежда) вы уже пропустили" - скрытое тому подтверждение.
У этих людей нет "завтра" . У них есть день под моросящим сереньким дождем, дом отдыха и воспоминания.
Покой.
Обнимающий, ласкающий, и поглощающий в себя навсегда.
Спасибо вам, дорогая Татьяна.