Многие думают, что стихи нашёптаны свыше, их не стоит дорабатывать. Возможно, что и так, но только если автор полностью убежден в наличии у него абсолютного слуха. А, на мой взгляд, любая творческая работа может и должна дорабатываться. Когда человеку есть, что сказать стихами, мысли концентрируются, продумывается место каждого слова в строке, а также необходимость его применения.
Думаю, что Эдуард Мираж относится к тем авторам, которые верят в свой талант, но хорошо понимают, что кропотливая работа со словом не только улучшает написанное, но расширяет кругозор, обогащает знаниями. Выполняя его заказ, я с удовольствием читала выбранное Эдуардом стихотворение. Весьма уместными мне показались предложения по правке, подсказанные Сергеем Крюковым в комментариях.
Я обратила внимание и на то, что стихотворение набрало значительное число просмотров и положительных оценок, редакторская оценка тоже высокая. И то, что, несмотря на все это, автор продолжает искать возможности совершенствования произведения, вызывает уважение.
Лирическое стихотворение «Nostalgie» целиком и полностью соответствует выбранной теме, предлагаю прочитать его со мною вместе (авторская пунктуация сохранена):
Босой… и пальцы сбиты на ногах
До волдырей сгорела кожа в зное лета…
В пятнадцать лет ещё не ведом страх
Что в поезд счастья не окажется билета…
*****
Полощет ива волосы в реке,
Плывёт в прозрачности, серебряно-зелёной,
И мы с тобой бежим – рука в руке,
К воде спасительной - по гальке раскалённой…
Шальные брызги, смех, влюблённость, свет,
объятий мокрых шторм хмельной - ударом плети…
На взгляд-вопрос – касаньем губ – ответ…
И ночь волшебная… и робость на рассвете…
Влетело нам от мамы и отца,
А мне – вдвойне… и во дворе мальчишки били…
И мне не жаль разбитого лица,
Ведь я любил… ну, хоть убей...
ведь мы любили…
*****
Не пелось, не мечталось… не спалось…
Не злость, не ревность… просто больно, ностальгия…
Мурлычет кот. Окно. Рябины гроздь.
Предзимье. Хмуро. Снег на грязь… и мы...
другие…
Как видим, написано искренне, душевно с хорошей светлой грустью о былом. Ритмика завораживает своей точностью и музыкальностью. Как автор добивается этого? Может, музыка стихотворения звучит в его душе, а, может быть, он знает о специальных художественных приемах? Но убеждена, что автор сознательно отказывается от длинных слов, работает в основном с трехсложными словами и поэтому ударные и безударные гласные чётко чередуются.
Что можно рекомендовать для совершенствования стихотворения? Процесс этот бесконечен: пока живем, правим. Но несколько предложений всё-таки дам на усмотрение автора:
1) Уточнить пунктуацию и орфографию (краткое прилагательное «неведом» в данном контексте пишется слитно; билет приобретается на поезд; «Босой… и пальцы сбиты на ногах» - предложение закончено, но нет точки, в тексте излишек тире, многоточие тоже используется слишком часто).
2) Продумать некоторые метафоры («полощет ива волосы в реке» - заменить, например, на «полощет ива шёлк ветвей в реке», или «полощет ива тень свою в реке», или что-то еще точнее и интереснее), то же самое по поводу оборота «ударом плети» , на мой взгляд, он не вписывается в канву стихотворения, да и звучит слишком резко).
3) Словосочетания «ведь мы» я бы посоветовала избежать, чтоб не появились «ведьмы» в этом светлом ностальгическом стихотворении.
4) По поводу глагольных рифм «били-любили»… Они самые простые и легкие, звучные, но лучше обойтись без них.
5) Стычка согласных (плывёт в прозрачности), чем меньше таких звукосочетаний, тем лучше.
6) Стихотворные штампы. Они почти у всех есть в разных количествах, но здесь этот образ счастливого билета так и выпирает из текста, да еще и конструкция фразы неудачная «Что в поезд счастья не окажется билета».
7) По поводу финала. Слово «ностальгия» не вписалось в стихотворный размер первых двух частей, и несмотря на отделение этой части от остального текста, мне финал показался не очень значимым.
В целом, стихотворение очень светлое, трогательное, заставляет сопереживать лирическому герою. Буду рада, если мои советы по доработке Эдуарду хоть немного пригодятся.
19 Апреля 2024Пасха
26 Апреля 2024Международный день интеллектуальной собственностиМеждународный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф
28 Апреля 2024Всемирный день охраны труда
30 Апреля 2024День пожарной охраны
Все праздники
И ещё:
- Люди, любите рецензентов и редакторов, мало кто заинтересован, в реальном улучшении качества ваших опусов, кроме них! Мастерства и читабельности наших произведений - можно добиться только с их помощью...
Рефлексируйте! Смотрите на своё творчество непредвзято и со стороны. И будет Вам счастье, и признание читателей.
Аминь.