Рецензия «Рецензия на стихи "Сегодня" от автора Натальи Семеновой»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Сегодня
Баллы: 22
Читатели: 729 +1
Дата:

Рецензия на стихи "Сегодня" от автора Натальи Семеновой

Красиво миги летят

Опытный поэт Фабулы долго ждала моего мнения по поводу своего стихотворения "Сегодня". Следует отметить, что послужной список Натальи таков, что впору мне спрашивать у неё рецензии. Полагаю, Наталье просто захотелось взглянуть на своё творчество взглядом со стороны. И думаю, что ей нужны не пустые похвалы, а придирчивый анализ, который постараюсь воспроизвести здесь в силу своих скромных возможностей.

Поехали!

Сегодня

Смахнув с земли тумана холст немытый,
Выплёскивает солнце изумруды…
Расшатанные винтики у быта
Сегодня я подкручивать не буду.

И отложу задуманное дело
С привычною, истоптанной дорогой,
Где ходят все и те, с кем не хотела б
Встречаться никогда. Свернув с порога

В  сторонку от сует, бесед, суждений, –
Я с этим днём наедине осталась.
 Здесь шелест крон, и трепет зыбких теней, 
И ветерка порывистая шалость…

Дурманит запах мяты и полыни.
Плывут по речке облака- фантомы,
У настоящих, из небесной сини, 
Копируя причудливые формы.
 
Здесь не теснят, устроиться чтоб лучше.
Здесь вольно всем. Скользнув в просвет- оконце,
Листву густую согревает лучик --
Заботливое маленькое солнце…

Бегут красивой вереницей миги,
И каждый преисполнен тайным смыслом,
Как в детстве слово из любимой книги...
Подкрался вечер. Над землёй нависла

 Заката рыже-огненная сходня:
По ней в плаще синеющем, вальяжно 
Моё неповторимое Сегодня
Уходит в мир былого – днём вчерашним.



Технические мелочи:

"фантомы - формы", "вальяжно - вчерашним"  - не рифма; "лучше - лучик" - далекая рифма, но... вследствие певучести слов, присущих этому стихотворению, разница в произношении не воспринимается большим минусом. Так бывает, когда весомые плюсы перебивают собой небольшие недочеты.

Разберём построчно:

Смахнув с земли тумана холст немытый,


Туман - это зародыш облака, который не поднялся ввысь, а расстелился вдоль земли. Водяной туман в силу своих физических характеристик довольно чист. Если его сконденсировать и слить в емкость, мы получим практически дистиллированную воду (если, конечно, воздух, в котором туман образовывался не был заерязнен). Причем, как и снег, который сверкает белизной на свету, но, растаяв, порой превращается в грязную воду, туман, представляя собой разряженный пар, на свету всегда будет белым, чистым.
При всём своем своем воображении мне трудно представить "тумана холст немытый". Ну разве что это туман подле хим. завода или рядом с угольным карьером.

Выплёскивает солнце изумруды

Желтовато-белый луч солнца, разложенный на призме, превращается в полноценную радугу. Атмосфера Земли, являясь своеобразной "призмой", пропускает солнечные лучи таким образом, что днем наше небо голубое. А во время восходов и закатов оно ближе к горизонту бывает розовым, красным, оранжевым. Крайне редко бывает, когда неба синь чуть смешивается с оранжевой составляющей зари или заката, и тогда в небе можно углядеть нежно зеленоватую составляющую. Но не выплеск изумрудного цвета! И мне крайне любопытно явление, которое смогла увидеть автор: "выплеснутые солнечные изумруды".

Уже после написания рецензии автор объяснила картинку. Изумрудами здесь - роса на траве. Роса на траве - красивое зрелище.
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Но об этой картине тоже есть что сказать. Итак, "изумруды на траве под лучами солнца". Зеленое на зеленом видится не контрастно, то есть, незаметно. Спасает картинку отраженные от росинок и преломленные их прозрачной средой искры света. Но отраженные от росы и преломленные росой лучи не зеленого цвета, а солнечного спектра. Поэтому роса под солнцем даже на зеленой траве выглядит скорее бриллиантами, фианитами и другими близкими к белому цвету камнями, нежели изумрудами. Недаром существует понятие "серебряные росы". Для изумрудного отблеска нужно, например, разбить в траве бутылку из под шампанского или разбросать реальные изумруды или зеленые стразы. Для красного отблеска - рассыпать рубины, или закапать кровью. Физика, блин. ... Чтобы описать правильно не обязательно нужно разбираться в физике, достаточно увидеть все это великолепие в реальности.

Кроме того, роса смотрится естественно серебряной россыпью (однокоренное с "росой"), брызгами, бисером, искрами, слезинками и т.д. А выплеск мне представляется чем-то сплошным, вроде лужицы с отдельными вокруг брызгами.

Расшатанные винтики у быта
Сегодня я подкручивать не буду.


Далее в процессе повествования автор нежными словами описывает окружающую красоту. И тут вдруг "не подкрученные, расшатанные винтики у быта", которые в моем измученном сознании быстро превратились в "ржавые болты с сорванной резьбой". Конечно же наш быт бывает непригляден и описывать его эстетичными выражениями не выйдет. Но даже ради правды жизни в таком "воздушном" стихотворении я бы воздержался от "слесарных деталей" (винтов, гвоздей, шурупов), оставляющих масляное пятно на белом полотне стиха. Впрочем, автор в своем праве.
Затем мне не легло на слух "расшатанные винтики у быта". Мне милей "расшатанные винтики быта". Я бы перефразировал, чтобы избавиться от "у".

И отложу задуманное дело
С привычною, истоптанной дорогой,
Где ходят все и те, с кем не хотела б
Встречаться никогда. Свернув с порога
...

Как я понял, автор собирается отложить свой пеший поход по  избитому маршруту, особенно в свете вероятных встреч с душеблядцами и  душегубцами. ;)

... отложу задуманное дело
С привычною, истоптанной дорогой


Звучит как-то "разговорно". Дорога здесь явно не состоит в бизнес партнерах у лит. героя. А если она и является делом, предметом деловых усилий, то "отложу дело с дорогой" - звучит как-то не по нашему. "С" - как-то портит репутацию дороги. Да и "дело с дорогой" напрашивается на переделку.
В строке:

Где ходят все и те, с кем не хотела б

Слишком много коротких слов от 3-символов и меньше. Что упрощает стих и усложняет чтение. Особенно в свете завершающего "б". Рекомендую всем авторам по возможности избавляться об всех "б" и переходить на "бы", особенно в окончании строк. Кстати, даже в имеющемся контексте "б" можно убрать без вреда для общего смысла. В итоге вся строфа звучит мудрено, включая определения "задуманного дела" и тех, с кем лит. герою не по пути.

                              ... Свернув с порога
В  сторонку от сует, бесед, суждений, –
Я с этим днём наедине осталась.
 Здесь шелест крон, и трепет зыбких теней, 
И ветерка порывистая шалость…

Дурманит запах мяты и полыни.
Плывут по речке облака-фантомы,
У настоящих, из небесной сини, 
Копируя причудливые формы.

 
Следуют красивые, лиричные строки, в значительной степени украшающие стих.

Здесь не теснят, устроиться чтоб лучше.

Союз "чтоб" - здесь так же не украшает стих. Во-первых, своим присутствием, во-вторых, своей краткой формой. Сам я в юмористических стихах порой не уделяю красоте слога достаточного внимания, но меня в какой-то степени извиняет иной жанр. В лирике, имеющей акцент на эстетике, всё должно быть прекрасно. Если сложно поменять строку, то можно пойти на небольшую жертву - нестрашную инверсию - примерно так:

Здесь не теснят условий ради лучших.

Причем, рифма "лучших - лучик" даже предпочтительней из-за привнесенного, дополнительно работающего на рифму звука [и].

Здесь вольно всем. Скользнув в просвет - оконце,
Листву густую согревает лучик --
Заботливое маленькое солнце…

Бегут красивой вереницей миги,
И каждый преисполнен тайным смыслом,


Я, вот, задумался здесь... на тему: какими "тайными смыслами преисполнены" наши прославленные истребители? Возможно новыми ракетами типа "воздух - земля"... Какой модели? Миг-15? Миг-21? Миг-29? Шучу, конечно.

У слова "миг" (временной миг) безусловно есть множественное число "миги". Но когда отнюдь не вещественное понятие овеществляется, путем придания ему свойств вполне конкретных предметов: "бегут красивой вереницей" - то невольно воспринимаешь миг времени, как как продукцию Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Вопрос "отчего же бегут, а не летят" - не слишком волнует. Вероятно взлет ... или посадка.

Есть ещё один момент: "и каждый (миг) преисполнен тайным смыслом". Есть физическая теория о дискретности времени. Но это на квантовом уровне. В теории. На практике время течет непрерывно. И в любой промежуток, даже в сотую долю секунды, можно вместить 10 мигов, или миллиард, или биллион, ... сколько душе угодно. И можно хорошенько ухайдокаться, воспринимая от каждого отдельный тайный смысл. А поскольку в авторской воле наделять миги смыслом, то лучше, конечно, это делать оптом. То есть, нехай каждому мигу из этой хЕровой прорвы достанется единый тайный смысл. Поэтому вся фраза про "красивую вереницу" и "каждый тайный смысл" воспринимается как некая "красивость", не имеющая ни тайного смысла, ни явного. Писать так - не грех... Ну, малюсенький такой грешок. Ведь им грешат многие чувственные, поэтичные натуры, не любившие в школе физику. Сам такой... То есть, люблю грешить, но ... физику любил.

Как в детстве слово из любимой книги...
Подкрался вечер. Над землёй нависла


Обычно, когда что-то крадется (сохраняет скрытность), то появляется внезапно. Для этого и нужно скрытное перемещение. С другой стороны, я помню как перечитывал любимые книги многократно. Да так, что каждое слово было до кайфа знакомо и появлялось всегда ожидаемо, в нужный момент времени. Получается, что на свидание с лит. героем слова из любимой, зачитанной до дыр книги появлялись внезапно?! Не верю! ... Значит здесь что-то другое. Возможно, у этих слов повадки были не как у других - красться любили. Ну, "красться" - не "красть", поэтому криминала в том не вижу.

                  ... Над землёй нависла
 Заката рыже-огненная сходня:
По ней в плаще синеющем, вальяжно 
Моё неповторимое Сегодня
Уходит в мир былого – днём вчерашним.


Последнее тире не нужно и двоеточие, по-моему, можно заменить точкой ... или точкой с запятой. Очень эффектная завершающая строфа.

___________________________

В итоге получилась длинная, подробная рецензия. Пожалуй самая обширная из всех моих прежних. Это говорит о том, что было что рецензировать.
Надеюсь, что мне удалось обратить внимание автора на ещё одну грань многогранных стихов. Большинство читателей эта грань не особенно волнует. Но если автор пожелает овладеть умами и сердцами людей из меньшинства, то рекомендую не отбрасывать и такое мнение.

Наталье: У Вас очень красивые стихи. Считайте, я - Ваш поклонник.
А потому желаю творческих находок и удач!
А себе - почаще наслаждаться Вашими стихами.

Оценка?
За лиричность и эстетичность - 9 баллов.
За логичность и метафизичность - 5 баллов
_______
Итого:  (9+5)/2 = 7 баллов, что по моей шкале означает "хорошо пишете, товарищ,  мне бы так". ... Серьёзно. Из меня лирик хиленький.

__________________________________________________________________________

Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов     ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
____________________________________________


Внимание! Отдаю предпочтение заявкам на рецензию юмористических стихов и лирике "о философии жизни и судьбе" :).
Лирическая заумь с "кровавыми закатами дымящихся аллей" и прочими красотами не для моих слабых нервов. Это к лирикам.

Оценка произведения: 7


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     02:09 23.12.2018 (1)
Здесь шелест крон, и трепет зыбких теней,

Про слово "теней" ничего не сказано.
Правильно - ударение на второе Е - тенЕй.
     03:00 23.12.2018 (1)
Звучит в ретро стиле... и не режет слух (В свое время в поэзии считалось нормальным смещать ударения таким образом). Я не стал придираться. Решил, что по поэтическому флеру пройдет. Но в принципе, я тоже не очень люблю злоупотребление некорректными ударениями.

Тем не менее, я считаю, что иной раз ударение смещается оправдано, поскольку ранее было иным. При этом есть и современные толкования, дозволяющие в иных словах выбирать ударения из двух вариантов.
Кстати, вот ссылка: https://где-ударение.рф....
     03:36 23.12.2018
Но в принципе, я тоже не очень люблю злоупотребление некорректными ударениями.

Я не только не люблю - меня бесит, когда коверкают слова, пусть даже они и говорились когда-то так.
Чтобы убедить меня в том, что такое слово имеет место быть - это надо сильно постараться успокоить меня
тЕней... простынь... нА руку... ложить...

А я сама недавно попалась - написала одному человеку -извиняюсь...
 и выслушала целую лекцию)))


     12:55 30.03.2017 (2)
У меня палец устал колёсик на мышке крутить, чтобы посмотреть конец рецензии. Ну, марафонец, блин!
Стихи прочитал. Рецензию не читал (только начало глянул).
Актёру молоко нужно давать за вредность (не за его, а той работы, которую он делает).
Я бы и за деньги не согласился. Рецензенты - либо фанатики, либо мазохисты, не жалеющие себя и своё время.

"Немытый" резанул мне ухо, как хук с левой Головкина.
Срочно отмыть холст тумана!! А остальное мне всё понравилось.
Я бы - 9 баллов поставил. 
Наташа - молодец! Хорошо стихи пишет. Респект ей. И Саше тоже уважуха за труд.
     23:56 31.03.2017
Олег, спасибо за добрые слова! Более того, фразой про "хук" вы меня вдохновили на создание
шуточного опуса. Если желаете, можете взглянуть.
     14:36 30.03.2017
Согласен, стиш достойный!
     03:18 31.03.2017
"вальяжно - вчерашним" таки рифма. Неточная, но замечательная и настолько редкая, что вы не узнали.
)))
Вспомните "Марк Шагал" Рождественского, где всё именно на таких рифмах, неточных, но замечательных.
     21:28 27.03.2017 (1)
Пока читала, смеялась! Разделали под орех - и с юмором. Спасибо, Александр! Кое-что исправлю, следуя вашим советам
А изумруды - так это росы вспыхивают в траве
     21:46 27.03.2017 (1)
Ох, росы-изумруды - это очень красиво!

Полагаю, что мой совет искать в каждой фразе смысл, - это совет в принципе. На будущие стихи. А исправляя этот цельный стих можно ненароком повредить. Желаю удачи!
     22:03 27.03.2017 (1)
В первоначальном варианте было: "На травянОй ковёр, росой омытый, выплескивает изумруды"
Отказалась от него: во-первых, сбой ритма: во-вторых, "травяной ковёр" - избитая фраза;
в-третьих, может, правильней, "травный" . А тут ещё и причастный оборот "росой омытый" , что тоже не очень...
 У меня ещё один сбой: при чтении напрашивается "черЕз просвет-оконце" . Заменила деепричастием "скользнув"(хотя стараюсь их избегать).
     22:15 27.03.2017 (1)
"Скользнув" - очень недурно. Мне нравится. А деепричастия зачем пытаетесь избегать. Они законные элементы литературной нашей речи :)
     22:33 27.03.2017 (1)
Глаголы и их производные не очень "лиричны" в лирике  
     11:19 28.03.2017 (2)
Есть что-то про это в теории? Кто-то сказал? Или это личный вывод?
     11:49 28.03.2017 (1)
Глаголы иже с ними означают действие.  Перебор с ними обедняет образ, на мой взгляд. Хотя при правильном сочетании можно и ими создать шедевр или хотя бы шедевральную фразу.
Есенинское "Не жалею, не зову, не плачу...". Каждый последующий глагол усиливает авторскую мысль.
И в конце фразы хочется всплакнуть, до того жаль ЛГ, ставшего таким бесчувственным! И хочется читать дальше, чтоб узнать  причины этого бесчувствия. 
     13:34 28.03.2017 (1)
Согласен и про Есененское ....
Согласен и что перебор - это нездорово. Любой и в любом пепедор - не есть хорошо.
Но прибором-индикатором здесь чувство меры, присущее автору.
Поэтому, если по какой-то причине посчитали, что здесь более подойдет глагол, причастие, деепричастие - смело его ставьте. Это будет обоснованный шаг.

Есть в шахматах две идеологии ведение партии против противника:
1. всю партию придерживаться изначально намеченного плана, соблюдать строгую стратегию в отношении данного противника.
А есть другая стратегия-идея:
2. В любой момент партии, как бы она не складывалась, искать сильнейший ход! (вне зависимости от первоначально намеченного плана)

В шахматах 2-ой метод практически всегда одерживал верх над 1-ым методом. Достаточно вдуматься, чтобы понять отчего так.

Так и в стихах. трудности при создании стиха - это твой противник. Стих - партия в шахматы. И чтобы победить трудности требуется в любой момент в процессе создания стиха делать сильнейший ход несмотря на любые теории и предписания, опираясь на личный опыт. При этом если после написания Вы проиграли партию (стих Вам или мудрым читателям-критикам не показался хорошим), то значит не лучшие ходы были сделаны. Это и обогащает Ваш опыт.

Что скажете?
     15:22 28.03.2017
В шахматы не играю, а в остальном согласна.
     11:44 28.03.2017 (1)
Я не очень понял как жить поэзии без глаголов. Вот даже в этом стихе каков был смысл избегать глаголов и их производных, когда их и так предостаточно. Для примера отмечу: глаголы, причастия, деепричастия, существительные, образованные от глаголов.

Смахнув с земли тумана холст немытый,
 Выплёскивает солнце изумруды…
 Расшатанные винтики у быта
 Сегодня я подкручивать не буду.
 
 И отложу задуманное дело
 С привычною, истоптанной дорогой,
 Где ходят все и те, с кем не хотела б
 Встречаться никогда. Свернув с порога
 
 В  сторонку от сует, бесед, суждений, –
 Я с этим днём наедине осталась.
  Здесь шелест крон, и трепет зыбких теней, 
 И ветерка порывистая шалость
 
 Дурманит запах мяты и полыни.
 Плывут по речке облака- фантомы,
 У настоящих, из небесной сини, 
 Копируя причудливые формы.
  
 Здесь не теснят, устроиться чтоб лучше.
 Здесь вольно всем. Скользнув в просвет- оконце,
 Листву густую согревает лучик --
 Заботливое маленькое солнце…
 
 Бегут красивой вереницей миги,
 И каждый преисполнен тайным смыслом,
 Как в детстве слово из любимой книги...
 Подкрался вечер. Над землёй нависла
 
  Заката рыже-огненная сходня:
 По ней в плаще синеющем, вальяжно 
 Моё неповторимое Сегодня
 Уходит в мир былого – днём вчерашним.

По-моему без глаголов - это не стих, а больше трюк был бы. И я не вижу связи между безглагольностью и лиричностью
     12:20 28.03.2017 (2)
Конечно, в стихе есть глаголы. Кто бы спорил! Я о том, чтоб их было как можно меньше (в моих
стихах, но - увы). Кстати, о вашем замечании по поводу "тире" в заключительной строке.

Точка с запятой однозначно не подходит (она разрывает целостность фразы. Точка с запятой,
в частности, применяется в сложных предложениях, внутри которых зачастую есть запятые). 

Точку тоже посчитала неуместной. Только два варианта подходят здесь: обойтись вообще
без пунктуации или поставить тире. Тире - и "днём вчерашним" становится выводом, итогом. Такой
нюанс для меня важен. Поэтому тире остаётся. 

Насчёт двоеточия после "...сходня". Здесь пунктуационной ошибки тоже нет. Равно могла бы подойти
и точка,  но она завершает предложение, а мне хотелось его продолжить.
     14:38 28.03.2017 (1)
Да нет, не попутала. И самостоятельные предложения могут разделяться двоеточием, если второе,
к примеру, дополняет первое, и при этом между ними нет предлога или соединит. союза. "Сходня"
- зачем она? для кого? кому предназначена? какая такая сходня? - второе предложение отвечает на
эти вопросы. Можно было, к примеру,  и так написать:
"...сходня, по которой...сегодня уходит..." или: "...сходня, а по ней...сегодня уходит".
А уж точка с запятой и вовсе ни к чему. Она будет указывать на чередование и последовательность
изменений, а двоеточие - на прямую связь явлений, то есть появление сходни и ухода по ней дня.
Это более образно, на мой взгляд. Пунктуация немало значит в передаче нюансов. 
И тире на месте. А почему - объяснила. Не буду повторяться.
     15:20 28.03.2017
ОК
     13:46 28.03.2017
Или я или Вы что-то перепутали. :)
Я предлагал вот что:

"Над землёй нависла заката рыже-огненная сходня" - это вполне самостоятельная мысль.
"По ней в плаще синеющем, вальяжно моё неповторимое Сегодня  уходит в мир былого днём вчерашним" - так же самостоятельная мысль

Поэтому между ними я посоветовал или точку (более естественное и правильное), но, мол, если уж очень хочется туда что-либо поставить, то не двоеточие, а точку с запятой.
И во второй части тире перед "днем вчерашним" не нужно
Например: "моя идея приходит мыслью"  (идентичное этому: "моё Сегодня уходит днем вчерашним") вообще не требует знаков препинания. Мы же не пишем:"моя идея приходит - мыслью".

В итоге:

   "... Над землёй нависла
  заката рыже-огненная сходня.

  По ней в плаще синеющем, вальяжно 
   моё неповторимое Сегодня
   уходит в мир былого днём вчерашним".
Реклама