Творение стиха
Люблю перебирать слова, как бусы.
В восторге от звучания иных
Творений современных молодых,
И древних, сохранивших предков вкусы.
Слова к друг другу тянутся по смыслу.
Изящности добиться не легко
В строке, взлетевшей в небо высоко,
Красой затмившей радуг коромысла.
На музыку легко ложатся фразы,
Мотив рождает песню на лету,
Стиха являя миру красоту,
Которую не видели ни разу.
Творение стиха, как сборка пазла -
Картину портит лишний элемент.
Успеха добивается поэт,
Когда идея в буквах не увязла.
Анализ данного стихотворения представил для меня определённую трудность.
С одной стороны, в фонетическом смысле никаких особых замечаний нет, звукоряды производят естественное впечатление, рифмы достаточно «богаты», то есть при чтении не спотыкаешься на корявых выражениях. Есть, пожалуй, три замечания по синтаксису:
«В строке, взлетевшей в небо высоко,
Красой затмившей радуг коромысла» и более явное:
«Стиха являя миру красоту,
Которую не видели ни разу» (в обоих случаях синтаксис утяжелён инверсиями), также избыточное, на мой взгляд, употребление подряд нескольких определений:
«иных
Творений современных молодых,
И древних, сохранивших предков вкусы».
С другой стороны, стихи производят впечатление чего-то тяжёлого, неподвижного, я бы сказал, механистичного.
Попробуем разобраться. «Перебирать слова, как бусы» в начале и «паззл» в финале, как мне кажется, противоречат заявленной теме: «Творение стиха». «Бусы» и «паззл» принадлежат к миру механическому, а «творение» - к миру органическому. Бывало в истории, что некоторые поэты начинали утверждать «механистический» принцип «сборки» стиха. Однако крупные деятели поэзии (Гумилёв, например, Маяковский) проповедовали это недолго и, берусь утверждать, из некоторого кокетства; они не могли не понимать, что стихи «творятся», «растут», «всплывают в сознании» - что угодно, только не «собираются», как паззл, слова не нижутся бусинками на бусах. Я бы скорее сравнил слова в стихах с пельменями, всплывающими по мере готовности в кипящей воде. Это сравнение несколько рискованно своей приземлённостью, однако «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда»… - написала когда-то Ахматова, которая, как и Гумилёв, и Маяковский, к счастью для себя даже и не ведала понятия «паззл». А в стихотворении описано как раз не «творение» стиха, не его «рост», а некая «сборка». Это главное замечание по содержанию стихотворения.
Отражена эта «механистичность» и в форме. Всё стихотворение – в настоящем времени, оно неподвижно. Лермонтов тоже, в противовес Пушкину, у которого почти в каждом стихотворении просто изменением глагольных форм изображено течение времени, - Лермонтов, как правило, концентрировался на мгновении. Но это мгновение у него трагически противопоставлено вечности. В данном стихотворении есть попытка гармонизировать неподвижное абстрактное время в финале: «Успеха добивается поэт,
Когда идея в буквах не увязла», но это именно попытка, потому что просто формулируется вполне банальное утверждение.
Общая оценка – 7 баллов, потому что, несмотря на все приведённые замечания, проявлено стремление автора адекватно выразить поэтическую мысль. Автор действительно ищет.
19 Апреля 2024Пасха
26 Апреля 2024Международный день интеллектуальной собственностиМеждународный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф
28 Апреля 2024Всемирный день охраны труда
30 Апреля 2024День пожарной охраны
Все праздники