Заметка «Пушкин о Державине»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 23
Читатели: 3300 +2
Дата:
Предисловие:
названиеназвание

Пушкин о Державине

Гавриил Державин

ПАМЯТНИК

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.



Александр Пушкин

* * *
                                       Exegi monumentum.*

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.**

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.

* "Я воздвиг памятник" (лат.). Эпиграф взят из произведений
Горация, знаменитого римского поэта (65-8 гг. до н. э.).

** Александрийский столп - колонна, поставленная в честь царя
Александра I на Дворцовой площади в Петербурге.




«Перечёл я Державина всего, и вот моё окончательное мнение. Этот чудак не знал ни русской грамоты, ни духа русского языка (вот почему он и ниже Ломоносова) — он не имел понятия ни о слоге, ни о гармонии, ни даже о правилах стихосложения. Вот почему он и должен бесить всякое разборчивое ухо. Он не только не выдерживает оды, но не может выдержать и строфы... Читая его, кажется, читаешь дурной, вольный перевод с какого-то чудесного подлинника... Его гений думал по-татарски, а русской грамоты не знал за недосугом... У Державина должно сохранить будет од восемь да несколько отрывков, а прочее сжечь. Гений его можно сравнить с гением Суворова, — жаль, что наш поэт слишком часто кричал петухом, — довольно об Державине» ( отзыв А. С. Пушкина 1825 г.).
Послесловие:
Все вышеописанное не помешало стать обоим русскими классиками. Однако Пушкин, с его чудесным слогом, в народе более почитаем...

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Гость      00:50 10.03.2011 (1)
Комментарий удален
     13:46 10.03.2011
Спасибо, Дмитрий. Рад вашему вниманию не только к моему творчеству, но и моим заметкам.
     19:20 06.03.2011 (1)
Есенин тоже говорил, что Блок - говно. Мало ли что по-пьяни скажешь.
     09:20 09.03.2011
Да, верно) Все мы люди)
     14:41 07.03.2011 (1)
Хочу с вашего позволения, Джон, дополнить вашу интересную заметку одной информацией об этих стихах.. Первое датируется 1795 г. Впервые опубл.: «Приятное и полезное препровождение времени», 1795, ч. 7, стр. 147, под заглавием «К Музе. Подражание Горацию». Подражание оде Горация «К Мельпомене» (кн. III, ода 30), переведенной до него Ломоносовым (см. «Я знак бессмертия себе воздвигнул…») Однако Державин переосмыслил Горация, создав самостоятельное стихотворение. Опыт Державина продолжил Пушкин в стихотворинии «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Н. Г. Чернышевский впоследствии писал о Державине: "В своей поэзии что ценил он? Служение на пользу общую. То же думал и Пушкин. Любопытно в этом отношении сравнить, как они видоизменяют существенную мысль Горациевой оды «Памятник», выставляя свои права на бессмертие. Гораций говорит: «я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи»; Державин заменяет это другим: «я считаю себя достойным славы за то, что говорил правду и народу и царям»; Пушкин — «за то, что я благодетельно действовал на общество и защищал страдальцев» (Чернышевский. Полное собрание сочинений, т. 3. М., 1947, стр. 137).Имеется также Подражание Горацию  у К. Н. Батюшкова.
материалы http://ru.wikisource.org/wiki/Памятник_(Державин)
     15:38 07.03.2011 (1)
какое любопытное соревнование римейков :)
     18:52 07.03.2011 (1)
Да... меня это тоже удивило..уж очень эту тему заездили в те года.. Но  это (в смысле сочинения на одну и ту же тему) в литературе, да и не только в литературе (например, в живописи а ля Винсент ван Гог "Полдневный отдых") явление не редкое..Кто лучше всех перепоет -тому и лавры..
     18:35 08.03.2011
Все новое, хорошо забытое старое. Древняя истина.
     02:29 07.03.2011 (1)
Ваша заметка напомнила мне еще один случай, связаный с русским гением.. Да уж...Пушкин был заядлым спорщиком.. Устроили как -то соревнования с Жуковским в сочинительстве сказок и, как результат, Жуковскому пришлось признать свое поражение.. Но это не значит, что Жуковский- бездарность...  После выхода в свет книги "Руслан и Людмила" поэт Василий Жуковский подарил Пушкину свой портрет со знаменитой надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».Наверно и здесь тот же случай.. стихотворение Пушкина на одну и ту же тему явно лучше чем у Державина. НО он, Державин, по -своему тоже был востребован в свое время.. стиль которым он писал был в моде... Пушкин же привнес легкость в поэзию, так сказать был первооткрывателем нового стиля.. Но... любил Пушкин задирать нос.. звездная болезнь наверное как сказали бы в современное время.. Озадачила его последняя фраза в критике Державина.. не поняла, что он хотел этим сказать..надо мне почитать поподробнее о Суворове и Державине..А Вам Спасибо!! очень интересная тема.
     12:03 07.03.2011 (1)
а что там не понимать :) подозреваю, там : "а мы институтов не кончали'c"
     13:30 07.03.2011 (1)
Вы имеете ввиду, что тот и другой были люди военные? Типа солдафон Державин в нежнейший мир лиры полез? И кричал в ней как на параде?   али как? Все равно лихо он тогда его в петухи записал...
     13:49 07.03.2011 (1)
скорее самостийные без теорий исходя из практики :)
     14:51 07.03.2011 (1)
да.. скорее всего Вы правы, но тогда все равно не понимаю за ЧТО так он принижает заслуги великого полководца? Ставя гений Державина и Суворова на одну планку и критикуя первого, он таким образом и обзывает Суворова "петухом"...
     15:30 07.03.2011 (1)
нууу .... Вы встречали кого-нибудь, кто действительно принижал бы ради принижения ?:)
принижают завсегда не ради принижения, а ради возвеличивания  ...
себя  
     15:44 07.03.2011 (1)
а Суворов это он счас такой великий, когда было необходимо поднять героев из народу или максимально близким к оному, а тогда, подозреваю, бытовала позиция двора, коему Суворов был не слишком кстати, хотя бы своим дистанциированием от дворянства
     18:48 07.03.2011
О.. я думаю ваш комментарий в самую точку!
     17:23 06.03.2011 (1)
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
мне кажется или тут ошибочка

И кто тебя презрит , сама тех презирай;

вот так получшее будет :)

а вот гостинец :) качать
     18:57 06.03.2011 (1)
Нет, все именно так у него и написано прЕзрит ССЫЛКА

За подарок спасибо, но ссылка не открывается.)  
     19:06 06.03.2011
хммм это ссылка на скачку файла, должна либо открываться скачка, либо ещё какой способ сохранения ...через даунлодер грузани какой нить :)
http://www.playcast.ru/get-media/02376/uploads/2007/02/01/175518.mp3
     10:33 06.03.2011 (1)
Э-ка тебя с утра занесло))))
     18:59 06.03.2011
Да, вот читал о Пушкине и вдруг такую критику узрел)  
     10:37 06.03.2011 (1)
1
Когда б поэт не обоср#л поэта
заглохла б нива жизни

:)

.
     18:58 06.03.2011
Да, Алекс) Такое сплошь и рядом)
Реклама