Заметка «Эффект сотой обезьяны»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 9
Читатели: 717 +1
Дата:

Эффект сотой обезьяны

События последних лет в мире, а, особенно, на территории Украины, многих заставили задуматься не тем, как жить, что делать, как расставить приоритеты собственной жизни. Причем, это касается как профессиональной деятельности, так и личной жизни. От выбора профессии, до вопроса: "Рожать или не рожать?".
Вопрос о приоретитах оказался важен и для меня. Работая много лет над созданием Школы самопознания и реализации человека, невольно задумалась: "Надо ли?" А если надо, то том ли направлении я мыслю ее становление.
Сегодня в книге Дж. Кришнамурти "Свобода от известного" прочитала следующие слова, которые как никогда ранее подходя к современной ситуации в мире: "Каждый день мы видим или читаем об ужасах, происходящих в мир в результате склонности человека к насилию. Вы можете сказать: "Я ничего не могу с этим поделать" или "Как я могу повлиять на мир?". Я считаю, что вы можете оказать на мир огромное влияние; если вы сами не склонны к насилию, если вы повседнево ведете действительно мирную жизнь, жизнь в которой нет конкуренции, честолюбия и зависти, жизнь которая не создает вражды, маленький огонек, который может стать пламенем. Но привели мир в это нынешнее состояние хаосы мы, из-за нашей эгоцентрической деятельности, нашей ненависти, нашего национализма; и когды мы говрим, что е можем ничего с этим поделать, это означает, что мы миримся с беспорядком в нас самих как неизбежным. Мы разбили мир на фрагменты, и сли мы сами внутри разорваны, фрагментированы, наши отношения с миром будут такими же разорванными. Но если мы действуем целостно, то наши отношения с миром претерпять потрясающую революцию.
В конечном счете, любое движение, имеющее ценность, любое действие, имеющее сколь глубокое значение, должно начинаться с каждого из нас. Я должен измениться первым, я должен увидеть, какова природа и структура моих отношений с миром, и само это видение есть действие, поэтому я как человек, живущий в этом мире, внесу в него иное качество...."
Прочитала и подумала про "эффект бабочки", которая может махнув крыляьми в один момент вызвать цунами, про "эффект сотой обезьяны", при котором, если одна обезьяна научиться мыть банан, то мыть бананы начнут, глядя на нее, окружающие обезьяны. После того, как 100 обзьян обучаться мыть бананы перед едой, этот опыт перенимают обезьяны других племен, физически не связанных с тем, в котором обезьяны моют бананы.
Свой путь самопознания и самореализации осознано сама начала в 90-х. Школа это результат многолетних наработок. Буду продолжать. До эффекта сотой обезьяны.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     17:34 30.06.2014 (1)
2
При всём уважении к науке. Ни разу не видел, чтобы обезьяны мыли свои бананы. Они их просто чистят. Разве что иносказательно как...
     18:58 30.06.2014 (1)
Может быть это был кокос... Сама не проверяла... нужно проверить...  
     00:09 01.07.2014 (2)
3
Мыть кокос, это уже вообще за пределами логики, даже человеческой. Про мартышек скажу, ибо ни раз наблюдал их в естественных, так сказать, условиях. От людей они отличаются тем, в основном, что не носят штанов. У них строгая социальная иерархия и оттого - неравенство. Диктатура. Мартышки вороваты и агрессивны. Стадные инстинкты в их сообществе довольно сильны. Кстати, насчёт мытья чего бы то ни было. Не замечал за мартышками особой чистоплотности. Возможно, по их, мартышечьим меркам, они и чистоплотны в достаточной мере. Но в этом качестве они много ближе к людям, чем, к примеру, к кошкам. Если вы дадите им бутылочку с водой, они будут пить, совершенно по-человечески, держа сосуд в передних руках. Не трудно понять, какая "сотая обезьяна" их этому научила  
     10:01 01.07.2014 (2)
1
Вот нашла в интернете про этих обезьян:
Эффект сотой обезьяны
На японском острове Косима обитала колония диких обезьян, которых ученые кормили сладким картофелем (бататом), разбрасывая его по песку. Обезьянам нравился батат, но не нравился песок на нем. Сами знаете, животные не едят грязную пищу. И вот однажды 18-месячная самка Имо обнаружила, что может решить эту проблему, вымыв батат. Она научила этому трюку свою мать и других обезьян. А когда число научившихся мыть батат обезьян достигло 100, все обезьяны, жившие на близлежащих островах, вдруг, без какого бы то ни было внешнего побуждения, тоже начали мыть картофель.

Как такое может быть, спросите вы? В науке это явление получило название «эффект сотой обезьяны».

Казалось бы, ничего сверхъестественного. Но дело в том, что несколько групп учёных наблюдали за обезьянами на совершенно разных островах. И в один момент, когда число обезьян, научившихся чистить бататы достигло определённого количество (условно — сто), все обезьяны на всех островах стали чистить бататы. Учитывая то, что между ними не было абсолютно никакого контакта, объяснить этот феномен становится очень трудно.

И произошло это со всеми обезьянами Японии, даже в зоопарках. Хотя неизвестно, возможно и во всём мире, но таких глобальных наблюдений не проводилось. Как же объяснить этот феномен? Многие связывают это явление с информационной оболочкой земли, либо с сигналами из космоса.

Версий много. Но доказать ни одну из теорий до сих пор не удалось. Пока это остается загадкой…

У этих обезьян не было никакой возможности общения друг с другом, поэтому выводы ученых были сенсационными. По их мнению, для того чтобы какая-то популяция (например, человечество) получила новую информацию или сделала какое-то открытие, необходима критическая масса особей (людей), которые искали бы ответ на поставленный вопрос.
     01:30 05.10.2015 (1)
Есть другой, не менее интересный эксперимент с обезьянами. Только основанный на приучении, а не случайном стечении обстоятельств. Чуть подробнее:
1. В клетку помещается пять обезьян. На видное место (скажем, стремянку) укладывается связка бананов. Дальше остаётся только ждать, пока обезьяны проголодаются.
2. Когда первая (самая смелая или самая голодная) обезьяна пытается достать бананы, её и  остальных поливают из шланга холодной водой (не самая приятная для обезьян процедура - но так надо для эксперимента). При повторных попытках всё дублируется.
3. Одну обезьяну меняют на новичка. Первым делом она, завидев бананы, пытается их достать - и обнаруживает ЧЕТЫРЕ оскаленных пасти новых соседей, не желающих очередного холодного душа. Бананы остаются нетронутыми.
4. Повторяется процедура замены обезьян в клетке на новичков. После пятой замены возникает парадоксальная ситуация: в клетке не остаётся обезьян, которых поливали холодной водой, но никто не трогает бананы, потому что ТАК ЗДЕСЬ ПРИНЯТО.
Эксперимент завершён. Дальше время задуматься - а не так ли живём и мы сами?  
     05:02 05.10.2015
Да, этот эксперимент завершен. Все голодные и счастливые, не понимая толком почему! :) К сожалению, сейчас эксперименты проводятся над "потомками" обезьян, также без их согласия. И яркий пример изменения сознания уже не в отдельных "клетках", а в отдельных ареалах обитания двунугих.
     10:12 01.07.2014 (1)
3
Тут от психологии приматов мы переходим к куда более интересной области знания, а вернее незнания. Информационная оболочка Земли, информационное поле космоса. Моё мнение - они существуют. Во всяком случае эгрегор, как частное проявление их, довольно неплохо описан.
     11:00 01.07.2014 (1)
Этот вопрос меня интересует давно. Есть масса наблюдений в дневниках. Вытащила их черновиков заметку, которую "спрятала". Но подумала, путь будет для размышления: тут
     11:35 01.07.2014
2
О снах ничего сказать не могу. У меня сновидения происходят вообще не так, как у большинства, что явствует из бесед. Примеры же проявления информационного поля у меня имеются.
     09:33 01.07.2014 (1)
Сама этот эксперимент проверить не могу. К сожалению. Нам про него рассказывали в вузе. Нужно поискать его описание.
     09:57 01.07.2014 (1)
2
А нам в вузе рассказывали, приводя пример, о том, что из ребёнка, который не копается в песочнице, а стоит и указывает кому что делать, выйдет лидер и начальник  
     10:02 01.07.2014
Да, шансов у него много. Но еще нужны условия.
     16:06 30.06.2014 (2)
Знаете за что я не любила СССР! За слово 'ВСЕ '. Все это делают значит и ты должен,  должна.  Да не должна я этого делать если это против моего понимания. Пример!  Все едут в поход я должна?
     19:25 02.07.2014 (1)
Вообще-то речь шла не об обязаловке, а о распространении новых знаний.
Не любите СССР? А как относитесь к диалектике Гегеля? Там что-то было о переходе количества в качество.
Мне кажется, "эффект сотой обезьяны", как и общий настрой статьи Галины, именно об этом.
     21:39 02.07.2014 (2)
Обязаловка ЗНАТЬ?! Вы сами -то поняли?  Обязаловка знать привела к синдрому страуса,  то есть когда он клювом в песок.  'Диалектика Гегеля' - НЕТ мне ближе человеческие ценности и ЦЕННОСТЬ САМОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ КАК ТАКОВОЙ!
     22:12 02.07.2014 (1)
Что-то все в одну кучу. Разве диалектика Гегеля противоречит ценности человеческой жизни?
Разве текст Галины где-то отрицает ценность человеческой жизни?
Кстати, страус вовсе не втыкается клювом в песок. Это распространенная ошибка среди людей, которые никогда не видели страусов и не желают ЗНАТЬ. А только повторяют расхожие фразы.
     22:59 02.07.2014
А Вы думаете я ждала,  что Вы поймете, я не из числа тех как любит занимать писаниной которая на практике не применима или не приносит пользу.  А то,  что мы не можем объяснить детям,  что убивать плохо, превращать людей в рабов плохо,  не сострадать плохо,  так это проблема чуть-чуть других ракурсов. Первое слабые педагогика и психология,  вторая слишком большой контраст с жизнью. Что хотели,  то и ПОЛУЧИЛИ. Воспитание на исторических примерах! Так продали историю-то,  как границу,  как семейные ценности.
     22:03 02.07.2014
1
Зачем вообще что-то знать о себе? Зачем что-то знать о других людях? Зачем что-то знать о развитии человека и его возможностях, например, быть здоровым без лекарств, принимать эффективные решения, как не попасть на "удочку" манипуляторов. Нет, можно не знать? И не обязательно? Люди так и живут..., в основном. Ждут чего-то от других, от врачей, от государства... Впрочем, живут по-разному. Я же снова, лично Вам НИЧЕГО не предлагаю. Ваш выбор, как жить. Кстати, мне тоже близка ценность человеческой жизни, как таковой, особенно после состояния клинической смерти, после того, как меня чуть не подстрелили в парке, где я занималась гимнастикой, после того, как не поставили неверные диагнозы и назначили неверное лечение, после того, как распалось государство, в котором я жила и мне пришлось учиться жить по-новому. Диалектика Гегеля - это для "посвященных" в живой язык философии, но она работает на разных уровнях. Знать ее не обязательно... В язык философии не все вырастают, значит и не всем это нужно. А вот о живой жизни многие давно забыли.
Еще раз добавлю, не принимайте записи на свой счет. Что-то Вам подходит, что-то нет, но причем здесь другие люди. Не нужно на них нападать!
     19:01 30.06.2014 (1)
"Все"? В каком месте текста Вы нашли это слово?
     19:46 30.06.2014 (1)
Все это рефлекс 100 обезьян. В конце концов все будут мыть,  но не одна не подумает о ЕГО качестве,  так как вроде чистый. Можно так 99 будут мыть. А одна подумает а 'Оно мне НАДО?', Что касается бабочки,  есть просто дальновидные люди которые могут правильно оценивать ситуацию и правильно этим пользоваться. Таким образом это просто просчитанные действия.
     20:01 30.06.2014
Да, вероятно и так.. Что касается "просчитаных действий", то обычная логика сейчас часто не срабатывает, так как есть множество факторов, влияющих на принятие  решения. А вот то, что называют "интуицией", если это настоящая интуиция, позволяет найти быстро нужное решение. И это решение, как правило, очень точно. И в слове "дальновидные" - смысл интуиции уже заложен с большой вероятностью. При интуиции огромное значение имеет "видение" образов и их понимание. Часто образы так быстро переходят в понимание на уровне слова, что человек образов не замечает. Но часто их можно обнаружить в рисунках ученых.
Гость      17:34 30.06.2014 (2)
Комментарий удален
     19:26 02.07.2014 (1)
Я так поняла, что она намерена стать обезьяной, которая превратиться в Человека. И покажет пример другим.
     19:32 02.07.2014
Точно! Она хочет стать человеком! Ну, почти по Дарвину!
     18:59 30.06.2014
Вячеслав! Да хотя бы сотой... Лишь бы был мир...  
Гость      16:07 30.06.2014 (1)
Комментарий удален
     19:02 30.06.2014
В обществе не додумались до денег. У них нет банков, кредитов... Живут же... обезьяны!
Реклама