Заметка «Несколько слов о поздней поэзии Константина Ваншенкина»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 47
Читатели: 2106 +1
Дата:

Несколько слов о поздней поэзии Константина Ваншенкина

         Пожалуй, первое, что всплывает в памяти, когда произносят имя Константина Ваншенкина, это "Я люблю тебя, жизнь!", по-мужски уверенно сказанное Бернесом в известной песне. А кому-то вспомнится "Алёша" - бессмертная песня о погибшем в Болгарии советском солдате-освободителе.
         Константин Ваншенкин - автор незабытый и незабываемый. Вот только творчество последних его лет, когда в России начались проблемы с книгоизданием, не слишком известно.
         Недавно мне в руки попал небольшого формата сборник К.Я. Ваншенкина, вышедший в издательстве "Советский писатель" в 1991 году. Некоторые из стихотворений, опубликованных в этой книге, мне и хотелось бы представить тем моим коллегам, кто, может быть, пока ещё с ними не знаком.
        Не знаю, можно ли это счесть своеобразным мастер-классом замечательного поэта. Возможно, кому-то более пришлись бы по душе другие стихотворения, собранные в этой книге, меня взволновали именно эти. В целом же весь сборник удивительно насыщен как по глубине поэтических раздумий автора, так и по мастерству исполнения произведений.

1

        Начну с четырёх небольших стихотворений, которые, следуя в сборнике друг за другом, образуют, на мой взгляд своеобразный цикл (сам автор это не оговаривает). Это тексты, исполненные философского осознания той трагедии, которую пришлось пережить многим семьям нашей страны, и которая едва ли в ближайшее время изгладится из памяти. Но говоря об этом, поэт сдержан, чужд пафоса и тем более причтаний-восклицаний, на которые падки иной раз авторы строк сходной тематики. Память поэта идёт "по горьким и страшным местам", как написано им в одном из стихотворений этого цикла.



                                                      КУШКА

                                                                          Дальше Кушки не пошлют.
                                                                          Меньше взвода не дадут.
                                                                                    Курсантское изречение.

                                 Дальше Кушки не пошлют!
                                 А пожалуйста – послали!
                                 В тот неслыханный маршрут,
                                 В те расплывчатые дали,

                                 Где барханы и жара,
                                 Где тельняшки пропотели,
                                 И домой писать пора
                                 Про бои и про потери.

                                 А недавний лютый зной
                                 Приграничной нашей Кушки
                                 Тенью кажется сквозной,
                                 Вроде детства и опушки.



                                                                      * * *

                                                   Окончился жестокий торг.
                                                   Смерть выиграла это дело.
                                                   Доставлено в московский морг
                                                   Его истерзанное тело.

                                                   На серебристом корабле  –
                                                   Через ущелья и пустыни,
                                                   Леса, текущие во мгле,
                                                   И небеса в прозрачной сини.

                                                   Вблизи товарищей своих
                                                   Лежал в ночном холодном зале.
                                                   Сквозил туман. Рассвет был тих.
                                                   Родители ещё не знали.

                                                   Он слышал дальнюю трубу,
                                                   Но высшего не слышал гласа,
                                                   Солдат в запаянном гробу
                                                   С окошечком из плексигласа.

                                                 
               
                                                           СТАНСЫ

                                 Суровые стансы!
                                 Подставив под ухо ладонь,
                                 Кремлёвские старцы
                                 Погнали мальчишек в огонь.

                                 На смертные муки,
                                 По горьким и страшным местам.
                                 Их личные внуки
                                 Наверное, были не там.

                                 Без всякого толку
                                 Под скрип их вставных челюстей
                                 Швырнули как в топку
                                 Цвет наших десантных частей.



                                                                        * * *
                                                 
                                                 Тёте Зине
                                                 Из Кабула
                                                 Поступил казённый гроб.
                                                 Сапоги она обула,
                                                 Вышла, села на сугроб.

                                                 Сражена нездешней зоной,
                                                 Непонятною войной.
                                                 Как бывает! Гроб казённый –
                                                 А сыночек-то родной…

           По-моему, эти четыре стихотворения – очень выразительный реквием по убитым в той странной войне.


2

           Поздний Ваншенкин не утратил ни наблюдательности, ни интереса ко всему многообразию окружающей жизни. Он чужд узкотемья. Вот одно его стихотворение совершенно иного настроя и содержания, чем приведённые выше:


                                                                   * * *

                                          Золотая Флоренция. Здесь,
                                          Закатившись на юг отчего-то,
                                          Петербургом пронизанный весь,
                                          Достоевский писал «Идиота».

                                          Он себя на разлуку обрек,
                                          Но не так, как случается ныне.
                                          Отдавая России оборок,
                                          Свою книгу кончал на чужбине.

                                          Видел явственно, как наяву,
                                          То, что вспомнить почти уже не с кем:
                                          В полыньях потускневших Неву
                                          И морозные клубы над Невским.

                                          В суете итальянского дня,
                                          Полон болью своей городскою,
                                          Век спустя, он окликнул меня
                                          Этой мемориальной доскою.

         Кажется, что это обычная путевая зарисовка, но тот, кому доведётся побывать в месте, о котором сказал поэт, заметит, как точно передано душевное движение, которым наверняка будет охвачен и он. Добавлю, что дом, в котором жил Достоевский расположен рядом, точнее чуть наискосок от палаццо Питти - всемирно известной картинной галереи.


3

         На протяжении всего периода творчества одной из особенностей поэзии Ваншенкина был лирический лаконизм, точность и афористичность выражения. Сохранился он и в книге "Музыка из окна", тексты из которой я продолжаю приводить.
        Судите сами:

                                                             
                                                                     ЗАСУХА

                                                    Просит земля дождя.
                                                    Хочет страна вождя.

                                                    Даже не против жутких
                                                    Дыбы и колеса,
                                                    Только бы в промежутках –
                                                    Масло и колбаса.


                                                                             * * *

                                                    Вот и кончилась эта путаница,
                                                    И у бедного мужика
                                                    Отлетела душа, как пуговица
                                                    Отлетает от пиджака.



                                                                            * * *
                                               
                                                    Маленький этот посёлок,
                                                    Замкнутая среда.
                                                    Грозного мира осколок,
                                                    Как-то попавший сюда.

                                                    Ни огонька за рекою.
                                                    Впрочем, отсутствует мост.
                                                    Господи, всё под рукою:
                                                    Школа, работа, погост.

                                                                                                                                                 

                                                                  ПОЭЗИЯ

                                                     Хоть ты свой каждый ход
                                                     Цветною ниткой вышей,
                                                     Поэзия живёт
                                                     Естественностью высшей.

                                                     Огромная страна,
                                                     Бушующая вьюга.
                                                     Обычные слова,
                                                     Нашедшие друг друга.



©  Источник текстов К.Я.Ваншенкина: К.Я. Ваншенкин. Музыка из окна: Стихи. – М.: Советский писатель. 1991. – 240 с.

Послесловие:
         
         Не уставайте открывать для себя новое у поэтов, к которым, казалось бы, все уже привыкли и которые, вроде бы, уже начинают покрываться хрестоматийным глянцем. Право же, эти авторы достойны вашего внимания.
         Константина Яковлевича Ваншенкина не стало два с половиной месяца назад - 15 декабря 2012 года.


26.02.2013




Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Гость      09:03 27.02.2013 (1)
Комментарий удален
     10:39 27.02.2013 (1)
Зачем Вы так, тёзка?
Оставьте Вы эту идею всемирного заговора. Ну что Вы, право. Это же несерьёзно.
Гость      10:41 27.02.2013 (2)
Комментарий удален
     03:21 28.02.2013 (1)
У вас в кране нет воды?
     06:32 28.02.2013
да что там воды, Ирина! у него и кран умыкнули, пока он с евреями боролся, не покладая лиры  
     11:09 27.02.2013 (2)
Да ну, ей-богу, в самом деле!
Уж если на то пошло, еврейские фамилии часто имеют вполне русское звучание. И необязательно для того, чтобы акцентировать внимание потенциальных единомышленников, "тонко" указывать на "говорящие" окончания настоящих фамилий. И Минкин, и Симкин, и Липкин - вполне часто встречающиеся у евреев настоящие фамилии. Так же как и у неевреев. Раз человек изменил свою фамилию, значит, на то были какие-то причины. И всякий раз указывать при случае, что Утёсов это Вайсбейн, а Светлов - Шейнкман - зачем это, к чему?
     13:57 27.02.2013 (1)
Я дико извиняюсь, но википедия имеет таки авторитет в подобных вопросах, правда порой освещает их, так сказать, однобоко. Однако во всём остальном я ей почти верю  
     14:15 27.02.2013 (1)
1
Нет, Михаил, я не о том, что фамилия Ваншенкина - Вайншенкер, и что я якобы в этом сомневаюсь. Я к тому тёзке своему сказал, что раз человек принял решение, что его фамилия будет теперь такой, то этого факта вполне достаточно. Зачем каждый раз говорить об этом?
Смоделирую диалог.
      Восхищающийся:
                - Друзья мои! Нет, какая всё-таки славная книга "Два капитана"! Каверин - умница!
      Ни на что не намекающий:
                - Да, неплохая книга у Зильбера.
      Восхищающийся:
                - Это Вы к чему?
      Ни на что не намекающий:
                - Нет-нет, ничего, продолжайте, пожалуйста.
      Восхищающийся:
                - А знаете, Боратынский был любимым поэтом Бродского.
      Ни на что не намекающий:
                - Евгений Абрамович-то!? Ну как же, как же...
      Восхищающийся:
                - А это Вы к чему?
      Ни на что не намекающий:
                - Да нет, ничего, продолжайте-продолжайте. Отчего же? Весьма любопытно.
      Восхищающийся задумывается...
                                  и т.п.

Хотя, вообще, задумываться - это очень даже хорошо.
     14:28 27.02.2013 (1)
Задумываться обязательно надо, а вот говорить об этом вслух не стоит, о том ещё Климов предупреждал, ибо ничего путного из этого не выйдет. Говоря языком биологии, существует некий симбиоз, с молчаливого согласия обеих сторон. А симбиоз тем и славен, что делает невозможным поглощение одного партнёра другим, напротив, обоим на пользу. Так как-то.
     14:45 27.02.2013 (2)
Нет, Михаил. Я (хотя и с напряжением воли) читал произведения г-на Климова. Не все, конечно. Я не психиатр, но даже невооружённым глазом видно, что это написано не совсем психически здоровым человеком. Не в смысле грубого нарушения психической сферы, но скорее в плане психопатического склада личности. По крайней мере, мне показалось именно так. Сверхценная идея у него выражена крайне ярко. Нередки повторы одного и того же, уже сказанного прежде.  Имеется некоторое косноязычие в тексте (печатном! предназначеном к публикации!). Беспристрастный, объективный исследователь вопроса так не работает. Да, я прочёл в послесловии, что он - член не помню каких-то "Академий" где-то за рубежом и т.д., но недостоверность некоторых сведений, приводимых им в качестве бесспорных, специфически направленная интерпретация им некоторых фактов, просто элементарные ошибки (не опечатки!) в фамилиях - уже свидетельство (для меня, разумеется) ненаучности и даже несерьёзности его построений.
Хотя, конечно, каждый волен заниматься созданием собственных теорий. Ничего против не возразишь!
     20:37 27.02.2013 (1)
"У кого что болит, тот о том и говорит"
/Русс. нар. пословица./
     20:52 27.02.2013 (1)
Ща как дам больно!
     21:16 27.02.2013
Шо уже давалка выросла?
     14:54 27.02.2013
Всё вышеперечисленное в той или иной степени легко можно отнести почти к каждому автору, а известный психопатический склад просто необходим для создания сильных произведений. Тут я даже фамилии перечислять не буду, однако затруднюсь назвать хоть одного среди них нормального.
Климова же упомянул, не как непререкаемый авторитет, но лишь, как высказавшего мысль, подходящую к контексту вышесказанного. А про симбиоз, это не у него, это моё представление.
Гость      11:11 27.02.2013 (1)
Комментарий удален
     11:27 27.02.2013 (1)
Мы не можем, Александр, мне кажется, судить людей об их решениях относительно их собственной судьбы. То, что человек вместо своей фамилии берёт псевдоним (да согласен в 95 % случаев это бывает русскозвучащий вариант) или изменяет настоящую фамилию - это что показатель какой-то изначальной порочности и неискренности? Не думаю, что установление подобных правд есть "безжалостное срывание масок со всех и вся". "Правду и только правду!!!" - иногда (иногда! не всегда) это звучит как крик одержимого.
Я читал господина Климова. С какой-то патологической настойчивостью он выводит на "чистую воду" все эти (в общем, достаточно известные и до его "открытия"  интересующемуся человеку) настоящие фамилии наших "пламенных революционеров" (Каменев, Троцкий  и бесконечное т.д.). Зачем? Просвещать, так сказать, мидл- и быдл- (по определению А.Г. Асмолова (уж не Асмоловер ли он?) класс? С какой целью? Указать широченным массам истинных "виновников" всех мировых трагедий?
Впрочем, всё это увело нас от темы.
Вы правы, лучше возвратиться к стихам.
Гость      11:33 27.02.2013 (1)
Комментарий удален
     11:52 27.02.2013 (1)
Ох, Александр! С Вами хоть стой, хоть падай
Так случилось, что мы рядом сидели за барной стойкой.

Это Вы - тоже о стихах?   Рассказали б хоть, как... ну там по поводу творчества позднего Слуцкого с Константином Яковлевичем поспорили или ещё что-нить... А то - сразу про нашу "национальную особенность"!

Ну ладно, не стану больше.  Спасибо, что откликнулись.
Гость      11:54 27.02.2013 (1)
Комментарий удален
     12:00 27.02.2013 (1)
А почему бы и не рассказать? Я об этом человеке ничего не знаю, правда.
Гость      12:01 27.02.2013 (3)
Комментарий удален
     17:02 27.02.2013
+100500!
     12:29 27.02.2013 (1)
 
Гость      12:39 27.02.2013 (2)
Комментарий удален
     13:58 27.02.2013 (2)
Я ненавижу свет
Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
Здравствуй, мой давний бред --
Башни стрельчатой рост!

Кружевом, камень, будь
И паутиной стань,
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань.

Будет и мой черед --
Чую размах крыла.
Так -- но куда уйдет
Мысли живой стрела?

Или, свой путь и срок
Я, исчерпав, вернусь:
Там -- я любить не мог,
Здесь -- я любить боюсь...

1912


Мандельштам Осип


Павел Коган
ГРОЗА
Косым, стремительным углом
И ветром, режущим глаза,
Переломившейся ветлой
На землю падала гроза.
И, громом возвестив весну,
Она звенела по траве,
С размаху вышибая дверь
В стремительность и крутизну.
И вниз. К обрыву. Под уклон.
К воде. К беседке из надежд,
Где столько вымокло одежд,
Надежд и песен утекло.
Далеко, может быть, в края,
Где девушка живет моя.
Но, сосен мирные ряды
Высокой силой раскачав,
Вдруг задохнулась и в кусты
Упала выводком галчат.
И люди вышли из квартир,
Устало высохла трава.
И снова тишь.
И снова мир.
Как равнодушье, как овал.
Я с детства не любил овал!
Я с детства угол рисовал!
20 января 1936

   Родина! Мы виделись так мало
   И расстались. Ветер был широк,
   И дорогу песня обнимала –
   Верная союзница дорог.

   Разве можно в землю не влюбиться,
   В уходящую из-под колес?
   Даже ивы, как самоубийцы,
   С насыпей бросались под откос!
   Долго так не выпускали ивы,
   Подставляя под колеса плоть.
   Мы вернемся, если будем живы,
   Если к дому приведет Господь.
И Елагин.




из поэмы «Медный всадник»

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
На сквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царской дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
Пушкин А.С.

ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила
Ф. Тютчев.
     15:35 27.02.2013 (1)
Ни о чём это не говорит... Практически у любого автора можно "надёргать" разноплановых стихотворений:

Я люблю тебя, Жизнь,
Что само по себе и не ново,
Я люблю тебя, Жизнь,
Я люблю тебя снова и снова.
Вот уж окна зажглись,
Я шагаю с работы устало,
Я люблю тебя, Жизнь,
И хочу, чтобы лучше ты стала.
Мне немало дано -
Ширь земли и равнина морская,
Мне известна давно
Бескорыстная дружба мужская.
В звоне каждого дня,
Как я счастлив, что нет мне покоя!
Есть любовь у меня,
Жизнь, ты знаешь, что это такое.
Как поют соловьи,
Полумрак, поцелуй на рассвете.
И вершина любви -
Это чудо великое - дети!
Вновь мы с ними пройдем,
Детство, юность, вокзалы, причалы.
Будут внуки потом,
Всё опять повторится сначала.
Ах, как годы летят,
Мы грустим, седину замечая,
Жизнь, ты помнишь солдат,
Что погибли, тебя защищая?
Так ликуй и вершись
В трубных звуках весеннего гимна!
Я люблю тебя, Жизнь,
И надеюсь, что это взаимно!

К.Ваншенкин


Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно-холодные, вечно-свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

М.Лермонтов

"Декаданс и  упадничество" Лермонтова и полное надежды и веры стихотворение Ваншенкина. Ну? И где тенденция, однако?
     16:37 27.02.2013 (1)
Размышляла мне ли предназначен вопрос...
Максим! Тоже не увидела тенденции, но промолчала, мало ли- не увидела чего или недопонимаю. Для меня- есть критерии, которые никогда, меня не обманывают- это мои ощущения при прочтении или, как сказал Александр Красилов- проняло, либо не проняло.
     18:04 27.02.2013 (1)
Да, извиняюсь, наверно действительно вопрос не к Вам...
Но, в любом случае, проследить некие тенденции в данном случае очень сложно, почти невозможно. Слишком много факторов нужно учитывать: и ту эпоху, в которую жил и творил автор, и те основные литературные направления, которые на тот момент существовали и доминировали, и условно общее направление творчества авторов, в конце концов. Тем более задача будет неразрешимой, если сравнивать между собой, скажем, поэтов золотого и серебряного века! Пушкина и Блока, Лермонтова и Мандельштама, Жуковского и Есенина...
     18:15 27.02.2013 (1)
Хоть и не мне  , возник вопрос- ответите?
Тем более задача будет неразрешимой, если сравнивать между собой, скажем, поэтов золотого и серебряного века! Пушкина и Блока, Лермонтова и Мандельштама, Жуковского и Есенина...

Как считаете, отчего нельзя сравнить поэтов разных веков?
     18:38 27.02.2013 (1)
1
Сравнивать конечно можно. Но не в том контексте поиска "общности или различий духовной составляющей", которая предлагалась.
Но опять же, сравнивая, мы всё-таки говорим не о том, что лучше-хуже, близко-чуждо, а скорее, прослеживая тенденцию развития русской поэзии от классицизма к романтизму, а затем - к модернизму.
Ну, допустим... Как Вы воспринимаете оды Ломоносова? Вам оды близки, затрагивают какие-то струны души? Меня, например, затрагивают не очень. Но в 18-м веке это было нормой, эталоном поэзии! И в том же 18-м веке Есенина подняли бы на смех! Но как нам сравнить Ломоносова и Есенина? Да никак, пожалуй! Просто Есенин нам, современникам, ближе и роднее.
В общем, сравнивать конечно можно поэтов разных эпох, но с оглядкой на ту действительность, в которой жил и творил автор. Лермонтов... да его "декаданс и упадничество" - примета его реальности, вспомним хотя бы "Героя нашего времени".  И это вовсе не говорит о том, что поэзия Лермонтова деструктивна и разрушительна, оторвана от жизни. Короче, будем сравнивать, но помнить при этом завет Козьмы нашего Пруткова:

Фриц Вагнер - студьозус из Иены,
Из Бонна Иеронимус Кох,
Вошли в кабинет мой с азартом,
Вошли не очистив сапог.

"Здорово, наш старый товарищ!
Реши поскорее наш спор:
Кто доблестней: Кох или Вагнер?" -
Спросили с бряцанием шпор.

"Друзья, вас и в Иене и в Бонне
Давно уже я оценил.
Кох логике славно учился,
А Вагнер искусно чертил".

Ответом моим недовольны:
"Решай поскорее наш спор!" -
Они повторили с азартом
И с тем же бряцанием шпор.

Я комнату взглядом окинул
И, будто узором прельщен,
"Мне нравятся очень... обои"! -
Сказал им и выбежал вон.

Понять моего каламбура
Из них ни единый не мог,
И долго стояли в раздумье
Студьозусы Вагнер и Кох.
     19:06 27.02.2013 (1)
Ну, допустим... Как Вы воспринимаете оды Ломоносова? Вам оды близки, затрагивают какие-то струны души? Меня, например, затрагивают не очень.

Надо же..а я думала я одна такая, вы меня успокоили...
Отношусь к вышеупомянутому - с уважением всё же, поскольку Ломоносов величина известная, но конечно предпочту прочесть Дынкина, Бродского и люблю читать живых поэтов и то свежее, что они пишут сейчас, поскольку написанное часто совпадает с моим восприятием.
Короче, будем сравнивать, но помнить при этом завет Козьмы нашего Пруткова:

Вы о каком?
Не этом?
Время подобно искусному управителю, непрестанно производящему новые таланты взамен исчезнувших.
     19:38 27.02.2013 (1)
Ну, я и сам говаривал по молодости лет: « Классику надо знать! Хуже того, классику надо любить!» ;)))
На самом деле во многом так оно и есть. Естественно, что современные поэты близки нам по восприятию. Поэтому Ломоносов при всех его талантах не вызовет у большинства сегодняшних читателей бурю оваций. Поэтому афоризм Пруткова (того самого) весьма к месту.
Вопрос этот конечно тоже спорный... Пушкин, Лермонтов, Блок, Ахматова, Цветаева... не являются нашими современниками, тем не менее, многим читателям их творчество по– прежнему близко. Есть действительно... некие вечные темы и непреходящие ценности, которые пережили века. Да и сам язык этих авторов довольно близок к современному литературному.
     21:13 27.02.2013
Есть действительно... некие вечные темы и непреходящие ценности, которые пережили века. Да и сам язык этих авторов довольно близок к современному литературному.

Как вы правы Максим!
Гость      14:00 27.02.2013 (1)
Комментарий удален
     14:03 27.02.2013
Сейчас прочту внимательно.
     12:59 27.02.2013 (1)
И попробуйте самостоятельно подумать, хотя бы задуматься

Мне не нравится идея о заговоре в том ракурсе,( как я поняла) вы его даёте.
Ущемляются все национальности, в той или иной мере и если есть заговор, то думаю он( если и существует), то в более глобальных масштабах и тогда в эту зубодробильню попадают все нации.
И если разобраться, то каждая нация считает, что она ущемляется более, чем какая другая.
То, что мы должны и просто обязаны помнить о своих корнях и знать своих музыкантов, поэтов, художников, знать историю страны и поддерживать, это в наших детях- ясно,( к чему веду) что путём угнетения или скажем охаивания других- не возвысишь первых. Так, устроена психика человека- противится навязанному силой.
Наверное у вас стройно выстроилась вся концепция, но, когда что-либо ищешь и хочешь этого, то видишь лишь то, что хочешь видеть и игнорируешь другое.
Гость      13:16 27.02.2013 (1)
Комментарий удален
     17:07 27.02.2013 (1)
Ещё немного и Бжезинский станет героем этой России.
О его роли по отношению к СССР многие, видно, забыли....
     18:08 27.02.2013 (1)
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Бжезинский.
     18:26 27.02.2013
Алекс, исправил. Спасибо!
     12:14 27.02.2013 (4)
1
Вот опять Вы...
Да что ж это прямо наваждение какое-то. Что б ни сказал я, всё не ко двору.
Говорю коллегам (не столь давно): "Ребяты, зайдите, почитайте, вот автор новый интересный появился на сайте!". Отвечают: "Нет, неправда! есть более мощнецкие!".  "Хм, - думаю, - а разве я спорил? Ну, ладно, не хотите своих, напишу о внефабульных". "Коллеги! - говорю, - а посмотрите (кто не знает), ведь у К.Я. замечательные стихи!" - "Неправда! Они всего лишь неплохие, а не замечательные! Замечательные - у других!" - отвечают мне.
Вот и задумаешься: "Милые друзья! Так о чём говорить-то?" Или уж вообще помалкивать?
     15:40 28.02.2013
молчание золото
     13:13 27.02.2013 (1)
1
Вот и задумаешься: "Милые друзья! Так о чём говорить-то?" Или уж вообще помалкивать?

Вот я и о том же. "Дикий вест" и салунные незатейливые ковбойские разговоры...
"А все, кто не с нами - краснокожие и китаёзы..."
В общем, довольно грустно.Такой вопрос, Александр. Как Вы думаете (интересно, совпадут ли у нас мнения), какие литературные жанры в сетературе сейчас наиболее всего популярны? Работая в каком направлении, автор гарантированно получит широкую аудиторию?
     13:22 27.02.2013 (1)
1
Безусловно, направления "Бей врагов Отчизны!", "О как мы раньше жили хорошо! О где ты, где ты, мой родной, социализм почти что развитой!"" и всегда актуальные страдания о несовпадении разногендерных любовей (желательно с "вуалями", "роялями", непременной "свечой" и воспарением души, в общем, чтоб красивишно былО).
     15:16 27.02.2013
2
Вот именно! Всё то, что сейчас принято называть ёмким словом шоу! А также nostalgie.
Присовокуплю к этому списку низовые жанры, а также все юмористические произведения (хотя против юмора ничего не имею).
Тенденция такова, что сместились и продолжают смещаться приоритеты в сознании массового читателя. Если условно обозначить под "хлебом" пищу духовную, то от лозунга "Хлеба и зрелищ!" сегодня достаточно оставить только лишь "Зрелищ!"
Причём - это в сетературе, где большинство читателей является и авторами тоже, то есть людьми, так или иначе потребляющими пищу духовную, имеющими какую-то начитанность, уровень культуры и образования.
А в реальности этот разрыв между потребностями ещё на порядок больше.
Но даже в сетературе... Найти действительно интересную тему для обсуждения довольно сложно, и тем таких мало.
Вот совершенно недавно получил море удовольствия, участвуя в теме "Образ СМЕРШ в художественной литературе". Тема вроде бы специфичная, но столько интересных нюансов всплыло. Вспомнили и Симонова, и Богомолова, и Веллера. Проследили тенденцию развития образа до современности, а параллельно случайно вышли на совершенно замечательные мемуары героя Великой Отечественной - лётчика-аса подполковника Николая Богданова "В небе гвардейский гатчинский" (с которых Веллер списал свою "Балладу о бомбере"). Но... в активном обсуждении темы приняло участие всего три человека. Хотя, было, было что обсудить, поспорить, опираясь на приведённые отрывки и цитаты.
Сегодня благодаря Вам мы вспомнили Константина Ваншенкина. Ведь есть о чём поговорить, обсуждая его творчество. Но...
     12:59 27.02.2013
1
Вот я тоже думаю, Александр...

Самуил Яковлевич Маршак, Агния Львовна Барто (Ги́тель Ле́йбовна Во́лова) - выходит, это не русские, а русскоязычные поэты и писатели? Чушь собачья! На их произведениях выросло не одно поколение! Маршак - это вообще целый пласт в советской литературе! Причём - вполне заслуженно! И всё это - именно русские писатели. К русскоязычным я бы мог в большей степени отнести Бродского, Набокова... по той лишь причине, что долгие годы в эмиграции не могли не сказаться на менталитете и на творчестве.
Или как быть, например с "голосом Великой Отечественной Войны" - евреем Юрием Левитаном, за чью голову Вермахтом было назначено баснословное вознаграждение...
Нет, с какими бы мерками не подходили к национальности, определяется она вовсе не по пятой графе.
Гость      12:16 27.02.2013 (1)
Комментарий удален
     12:32 27.02.2013 (1)
А что, у поэзии есть национальность?
По- моему есть плохие стихи и хорошие и если они имеют актуальность годами, десятилетиями, столетиями, то говорить о том, что они раскручиваются и имеют подоплёку- глупости. Поэзия проверяется временем.
А насчёт русских поэтов, которые не известны- так расскажите о них- это и будет вашим вкладом в русскую поэзию.
Вы меня прямо удивили, ей Богу, Александр( Турбин)

р.с- говорим то, об одном.
Гость      12:42 27.02.2013 (1)
Комментарий удален
     12:49 27.02.2013 (3)
Это саркастически спрошено?  
Когда писала комментарий, не видела вашего, где вы спрашиваете, где поделиться своими знаниями в отношении русских поэтов.
В раздел заметки заходите и пишите.
Гость      13:21 27.02.2013 (1)
Комментарий удален
     14:02 27.02.2013
Извиняюсь за задержку ответа, с мамой разговаривала.
Вверху смотрите,-надпись Фабула и ниже стразу - главная страница,к празднику, избранное, стихи, проза и там заметки.
Гость      13:18 27.02.2013 (2)
Комментарий удален
     14:19 27.02.2013 (1)
Это не смешно.

Это знак, что я говорю доброжелательно, а не к тому, что смеюсь над Вами. Право, зачем мне это?
Гость      14:21 27.02.2013 (1)
Комментарий удален
     14:26 27.02.2013
Тоже путалась в начале, теперь привыкла. Так во всём, чего мы не знаем.
     13:29 27.02.2013
Александр! Всё делается точно так же, как со стихами. Только лучше сначала написать весь текст в вордовском варианте, а потом скопировать его в поле для создания заметок. Во-1-х, есть гарантия, что если заметка будет удалена, то у Вас останется вордовская копия, а, во-вторых, заметку иногда набирать приходится долго, пишешь-пишешь, а  в это время соединение может заглючить-прерваться. Не зная о том, закончив писание, нажмёшь "Опубликовать", а комп тебе:  "Веб-страница недоступна!", и - опа! - всё пропало. До жути досадно бывает.
     13:17 27.02.2013 (1)
1
Варюшка! Пока ходил на обед, Вы уже высказали практически всё то, что я хотел сказать! Спасибо! Поэтому остаётся только присоединиться к Вам: именно так, пусть будет больше у нас тех, кто хочет поделиться с другими своим открытием нового у известных творцов или ещё не очень известных. Пусть это будут писатели, художники, актёры, музыканты. Именно! Что мешает сказать о ком-то добрые слова? И не надо воспринимать слова восхищения одними как умаление других, как заявление "Вот! Смотрите! Только это - звезда! И лишь одна она сияет на небосклоне! И не сравнятся с нею..." и т.д.
     14:37 27.02.2013
Согласна!
Так устроен человек, что, при своей похожести, каждый  имеет свою индивидуальность. Каждый выбирает то, что ему ближе( на данный момент времени), отсюда можно сделать выводы, что и в поэзии кому-то, будет нравится этот поэт, кому-то другой, а третьему понравится лишь некоторое из целого сборника стихотворений.
Ходить толпами одними дорогами и говорить всем одно и то же- не возможно, да и зачем, как скучно станет жить!
Для меня лично..лично..пусть в России будет, как можно больше талантов, самородков, которым нет, равных  в мире. Понимаю, что- это пунктик, но всё же.
     19:06 27.02.2013
Александр, спасибо за новое знакомство.
Гость      04:51 27.02.2013 (1)
Комментарий удален
     15:20 27.02.2013
Спасибо, Лапидар! Нет, у Ваншенкина есть в этой книге и именно красивые стихи, по фонике, по  изобразительному ряду. Это просто я их не привёл. Максим выше дал ссылку на электронную версию книги Ваншенкина (ему удалось её отыскать на пространствах инета). Там можно почитать. Если будет время, конечно. Потому что в сети столько всего любопытного (даже если отбросить ненужное), что  порою глаза разбегаются, всё не успеть.
     23:50 26.02.2013 (1)
Стихи потрясли
     23:59 26.02.2013 (1)
Причём, обратите, внимание, Михаил, как замечательно (буде на то желание) можно придраться и к сбою ударения в стихах о Достоевском: "СвОю книгу кончал на чужбине", и к кажущемуся плеоназму (там же) "Видел явственно, как наяву..." и т.д. Но... такому критику ещё раз посоветовал бы я перечитать стихотворение Константина Ваншенкина "Поэзия", приведённое в заметке последним.
     00:08 27.02.2013 (1)
На Солнце тоже пятна. Почти любую строку можно сделать правильной, вытряхнув из неё душу или смысл. Поэт, уверен, отдавая себе в этом отчёт, делает выбор в пользу наиболее приемлемого, по его мнению, варианта.
     00:19 27.02.2013 (1)
Нет, Михаил, все эти дефекты лишь кажущиеся. По-моему.
Я, кстати, сегодня, прежде чем писать заметку, прогуглил некоторые стихи из этой книги, ну, чтобы (сканера у меня нет) не набирать тексты вручную из книги (дабы не сделать опечаток по оплошности и т.п.), задал "Кушка. Ваншенкин" ну и ещё несколько слов их стиха, но что-то ссылки нерелевантные, а долго бродить по инету я не люблю. В общем, пришлось набирать стихи руками самостоятельно. А с другой стороны - лишний раз "перечитать" (перебрать пальцами) - это даже и хорошо!
Спасибо Вам за неравнодушие к творчеству Константина Яковлевича. Да, насколько помню, он вёл курс в Литинституте когда-то. Возможно, на сайте есть люди, знакомые с Константином Яковлевичем.
     00:34 27.02.2013 (1)
Приведённые стихи действительно сильные, ёмкие и... полные. Ни убавить - ни прибавить. Стиль, мысль, настроение находятся в удивительной гармонии, они полностью уравновешены. Эти стихи напоминают камертон, на их фоне можно распознавать фальшивые ноты.
     00:48 27.02.2013 (1)
1
Меня иногда приводит в отчаяние известная фраза Пушкина о нашей ленивости и нелюбопытности. В первую очередь применительно к себе. Что с того, что стены у меня заставлены стеллажами с "книгопечатной продукцией"? Мне физически не успеть это всё осилить. Беру кого-нибудь, хоть того же Евгения Винокурова или Леонида Мартынова или Балтрушайтиса или Рюрика Ивнева... И задумываюсь: это, вообще, сколько же всего упущено уже (для меня в частности) и едва ли будет восполнено... Ужос...
     00:51 27.02.2013 (1)
1
А что там Козьма Прутков говорил об объятии необъятного?
     01:00 27.02.2013 (1)
1
Нет, понимаете, Михаил, это мучительно в том плане, что... что ж это я буду, как говорилось в "Служебном романе" рыдать (по-пастернаковски, да?) в одиночестве? Вот открыл Винокурова. Он у меня лет двадцать стоял на полке. Что я особо о нём знал? Как все - "В полях за Вислой сонной... Серёжка с Малой Бронной" и т.д. А прочёл и так и хочется всем сказать: "Да как же вы живёте-то, не читавши Винокурова!! (впрочем, может, это только я один так живу )". А ведь это только один Винокуров! А других - сколько... И ведь это - если вообще не касаться хрестоматийной классики, и её-то мы порою лишь по верхам помним.
     01:42 27.02.2013 (1)
1
Античность взять. Что мы помним? Менандр, Герод в кусочках... Были они лучшими? Наверняка нет. Однако такими как они жила целая великая эпоха! Нам подавай прямую, видимую связь. Пушкин виден, ещё другие, но сформировано ли наше сознание лишь звёздами первой величины, или в той или иной степени на нас влияли произведения поэтов и писателей, чьи имена не удерживаются порой в памяти, но воздействие их на нас оказывается подчас более сильным? Забудут и Пушкина. Может быть скорее, чем это можно себе представить (не специалисты конечно), но свет, что он пролил в души людей отпечатается в генах и проявится в потомках, уверен.
     01:46 27.02.2013 (1)
Вот я и говорю, что всё ЭТО висит над головой и, при попытке как следует потянуть к себе, бабахнется со страшной силой и раздавит.
     01:49 27.02.2013 (1)
1
Если Вы про стеллажи с книгами, то поосторожнее там  
     12:38 27.02.2013 (1)
1
Приятно читать такие диалоги на литературном сайте. Это к чему я..Что, когда диалоги познавательные и ты черпаешь из него то, чего не знал ранее- это то, что надо.
     13:47 27.02.2013 (2)
Это оттого, что разговор ведётся на тему, которая волнует обоих, вне личных отношений и амбиций. Я благодарен Александру, за то, что с его подачи мы вспомнили о таком замечательном поэте. С удовольствием прошёл по ссылке Максима и почитал!
     14:24 27.02.2013 (1)
С удовольствием прошёл по ссылке Максима и почитал!

Вот и я об этом. Подумалось, сколько людей знало об этом поэте? В рамках России маловато будет. И о каком заговоре речь? Как таковая, поэзия интересует определённый, свой круг.
На мой взгляд необходимо наоборот нести стихи всех национальностей в люди, а они ( люди) сами разберутся, что к чему...не глупый у нас народ, терпеливый-да, но не глупый, это факт.
     14:46 27.02.2013 (1)
2
Заговор-заговором, поэзия-поэзией, зачем в кучу валить! Поэт Ваншенкин замечательный. Об этом и разговор сегодня.
     15:12 27.02.2013
Ну да, как под- итог всего сказанного.
     13:51 27.02.2013 (1)
А я вот озадачен, почему мой рамблер ничего путного не выдал при моём поиске? Но всё равно - читать электронные версии я не очень люблю и бумажная книга мне дороже, хотя значимость возможности найти в электронном виде очень многое из того, что в бумажном варианте не будет доступно практически никогда, отрицать, конечно, нельзя.
     14:08 27.02.2013 (1)
Ссылка прямая, открылась в яндексе. Молодёжь сегодня успешно использует электронные книги. Чёрно-белый текст прекрасно адаптирован для глаз и закачать туда можно хоть всю Ленинку, было бы оцифровано. Да, "железный конь идёт на смену крестьянской лошадке... Все в автодор, товарищи!"
     14:21 27.02.2013
Нет, я не о ссылке Максима. Она да, открылась. И я уже её просмотрел. И правда опечатки есть: там предлог "В" в начале многих стихов пропал. Но я -  о предпринятом мною вчера поиске через ключевые слова "Кушка Ваншенкин" и другие. Среди открывающих список первых ссылок не было ничего путного. А дальше я уже смотреть не стал.
     11:50 27.02.2013 (1)
Понравились: афганские стихи (3,4), Засуха, Маленький поселок.
Другое думаю: у всех всё такое печаталось потом, после вывода войск.
А почему не во время войны, хотя бы в самиздате?
Такие мы все приспособленцы, кроме самых единиц.
     11:58 27.02.2013 (1)
Но ведь, тёзка, К.Я. по-моему далёк был от диссиденства. Кстати говоря, ведь известно, что среди очень порядочных и неравнодушных с судьбам Отечества людей было немало и тех, кто не разделяли подобной тактики борьбы с существовавшими режимами как у нас, так и за рубежом.
     12:08 27.02.2013
Всё так, я и сам такой.
Но паршиво, я и о себе тоже, что самое откровенное пишем в стол, а на людях боимся, молчим.
Что тогда, пока гниль не прорвало окончательно.
Что сейчас, пока гниль нарывает сумасшедшими темпами.
Может быть, быстрее бы общество корректировалось, если бы мы не молчали, а говорили в-открытую, что думаем?
     10:51 27.02.2013 (1)
1
Спасибо за интересную заметку, Александр!
Здесь можно посмотреть электронную версию книги Музыка из окна (увы, есть опечатки).
Безусловно, Константин Ваншенкин был и остаётся поэтом, шедшим в ногу со временем.
Его лирика исполнена приметами эпохи, он делится с нами своими мыслями и переживаниями, основанными на  действительности, поэтому и стихи его заглядывают в наши души не с пожелтевших страниц, а глазами живых людей, нас самих, всего того, что нас окружает. Константин Ваншенкин, что называется, держит руку на пульсе, чутко реагируя на все перемены. Он не ушёл в себя, не остался безучастным, напротив, чем дальше, тем больше его волнует всё, что происходит вокруг, он зорко подмечает, как изменяется жизнь, общество, каждый их нас.
Это он и показал в своём сборнике "Музыка из окна", проведя связующую нить между тем, что было, тем, что есть, и... тем, что остаётся неизменным, вечным! Читая стихи Ваншенкина, далеко не всегда удаётся понять, установить, когда они родились на свет, десятки лет назад, или буквально только что, на днях вышли из под пера? В этом и состоит особая прелесть поэтического сборника. Тесное переплетение, прошлого, настоящего и неизменного создаёт читателю целостную картину жизни - картину, созданную разумом, сердцем и душой Константина Ваншенкина.
     11:13 27.02.2013
Спасибо, Максим.
Да, я там (в печатной книге) тоже нашёл одну опечатку. Причём, забавную. Напечатано ботат вместо богат. Ваншенкин был человек с хорошим чувством юмора. И думаю, если ему об этой опечатке было известно (а может, и было), он отнёсся к ней с улыбкой.
Реклама