Заметка «О вечной жизни»
Тип: Заметка
Раздел: Философия
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 24 +1
Дата:
Предисловие:
М. Демченкова

06.11.2025

О вечной жизни

            Мне очень "заходит" (простите за сленг) концепция, высказанная профессором В. Бехтеревым. После определенных трагических сценариев в своей семейной системе, я точно пришла к выводу, что "мы живы пока о нас помнят", чему конечно же, мы находим и подтверждение в историях о подвигах и жизнедеятельности великий людей: Александр Македонский, Аристотель, Суворов и многие другие.

          Бехтерев писал:  "Человеческий ум не мирится с мыслью о полной смерти человека за пределами его земной жизни, и религиозные верования всех стран создают образы бесплотной души, существующей за гробом человека в форме живого бестелесного существа, а мировоззрение Востока создало идею о переселении душ из одного существа в другие", - Бехтерев отмечал так же, "Но прежде чем разрешать этот вопрос, мы сойдём с плоскости религии и примыкающей к ней в этом вопросе философии и обратимся к научному анализу вопроса о бессмертии человеческой личности, т. е. к тому знанию, которое признаётся точным, и посмотрим, как будет решаться вопрос о бессмертии человеческой личности с научной точки зрения.

        Когда человек умирает, организм разлагается и прекращает своё существование — это факт. (при чем очень уж неоспоримый)
 
         Но при этом:
        «Душа наша, как неуловимая жидкость, всюду проникающая, беспрепятственно оказывает своё влияние и на внешний мир в её животных проявлениях; она, сообразно с этими проявлениями, изменяет ту материальную среду, где они происходят. Присутствие добродетельного человека улучшает окружающие воздух и почву; зло и беззаконие, напротив того, распространяют вокруг физическую заразу».
 
        Можно сказать, что в течение своей жизни человек, если можно так выразиться, рассеивает свою энергию среди близких и неблизких ему лиц, которые в свою очередь передают приобретённое другим, а те — третьим и так далее до пределов человеческих взаимоотношений, причём в претворённом виде это влияние личности на других, себе подобных, в свою очередь будет воздействовать на саму личность, первоначально давшую толчок к воздействию на других.

           В собирательной человеческой личности всё взаимно связаны друг с другом, и нет ни одного происшествия, которое не отразилось бы в той или иной мере всюду. Один подвиг вызывает преемственно другой подвиг, и одно преступление влечёт за собой другое преступление.

        Из речи профессора В. Бехтерева понятно, что мы всегда можем продолжаться в любом человеке, даже не в родственнике. Так мы способны утратив жизнь, все же влиять на поведение, манеру и сознание любого человека. Кто то может подражать мимике известного деятеля или актера, кто-то пойдет на митинг за идею, высказанную великим полководцем или политиком. И не только. А случалось и такое, что через года, вы начинаете понимать, что часто вы имеете манеру пения бабушки, и используя ее ... тем самым вы возрождаете ее в своей психике. Именно в этот момент она жива, то есть с вами "здесь и сейчас" - она бессмертна.

               "...идёт беспрерывная передача энергии от одного лица к другому и от старшего поколения к младшему из века в век, путём того, что в обыденной жизни называется влиянием или взаимовлиянием..."

               "Можно сказать, что личность всеми своими сторонами и индивидуальными особенностями как бы переливается в целый ряд других личностей, с ней сосуществующих и за ней следующих. Вот почему в той мере, в какой жизнь человечества может считаться вечной, могут и должны считаться вечно преемственными и все вообще проявления человеческой личности...."

                 Вот уже долгие годы нет со мною брата, нет моей бабушки, нет и деда, но память о них делает их бессмертными для всей семьи и не только... Я рассказываю о них (погибших и умерших) своим детям, их потомкам. Их помнят их коллеги и другие...

Знаете, в представлениях людей древних цивилизаций, было понятие бессмертия через подвиги, о которых будут помнить вечно, и тем самым они были равны Богам.

        И я опять повторюсь, эта концепция нравится мне, но это не значит, что вы разделите ее.
   ... Солнце не всем нравится, и не всем полезно...

          Поэтому я не настаиваю, что это истина... лишь гипотеза, которая имеет право быть выдвинутой. Будучи гибкими, мы позволяем знаниям проникнуть в нас, а уж наши внутренние позиции/убеждения будут ориентировать нас: принимать эти знания или нет!
                 



     
Послесловие:
/ В. М. Бехтерев «Бессмертие человеческой личности как научная проблема». Фрагменты.
/ Издательский дом: Типография Кюгельген, Глич и Ко., 1918.
/ Кармен-эссе: Руслан Богатырев, 2019.

Речь, сказанная на торжественном акте Психоневрологического института в феврале 1916 г. и первоначально напечатанная в «Вестнике знания».
Обсуждение
Комментариев нет