Заметка «ДЕЛО ВКУСА»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 11
Читатели: 593 +1
Дата:

ДЕЛО ВКУСА

Расхожие поговорки и заявления о вкусе, на мой взгляд, выглядят неубедительно:

"На вкус и на цвет товарищей нет", "У каждого свой вкус", "О вкусах не спорят"...

О вкусах, я думаю, спорят! Просто потому, что есть вкус и есть безвкусица. Разговор об этом может быть достаточно широк. Это разговор о красивом и красивеньком, о красивостях и красоте, о полотнах Петрова-Водкина и о лебедях на фоне ультрамаринового неба. О творениях Гете, Пушкина, Уитмена, Бродского, Высоцкого, Вознесенского и вытворениях тех, что пишут "Ты махнула мне рукою, Я махнул тебе другой. Дорогая, дорогая, унесла ты мой покой". Разговор об эстетическом развитии, об эстетическом воспитании.

Человек родился и его, младенца, привлекают яркие простые цвета - красный, желтый, синий. Потому игрушки, в основном, делают яркими. Он подрастет и начнет обращать внимание и на полутона. Далее ему станут доступны все цвета и оттенки палитры. ИЛИ НЕ СТАНУТ. Некоторые так и остаются на той ступени развития, на которой доступны лишь простые цвета - красный, желтый, синий. Ну, не получил человек никакого эстетического воспитания, не виновен он в этом. А виновен в том, что своим безвкусием он наполняет пространство вокруг себя. Это он заявил когда-то впервые "На вкус и на цвет...". А за ним повторили его 'эстетические' соратники-сподвижники - "О вкусах не спорят!".

О вкусах необходимо спорить. Есть такой забытый, не очень-то упоминаемый и в идеологические времена нивелированный и зализанный на советский лад предмет - воспитание вкуса. Но и теперь все по-прежнему неотчетливо. Я переворошил множество работ, которые можно было бы объединить общим названием "Дело вкуса". Слишком много зауми, слишком много позы... Тут вспоминается сравнительно недавний фильм "Школа для толстушек", в котором одна из героинь спохватывается и перейдя с высокопарного научного слога на простой и всем доступный, сетует: "Совсем разучилась говорить по-человечески". Так вот 'по-человечески' говорить отважиться не просто. Потому что по-человечески - это довольно сложно. Тогда как из размытого, как манная каша размазанного по белому столу многоговорения ОБ ЭТОМ получается... богатый материал для пародий...:huh:

Вот я и приглашаю еще раз попытаться поговорить об ЭТОМ... :-)

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     21:07 12.11.2013 (1)
Тут возникает вопрос, что такое художественный вкус?
Вот, например, эстеты высоко ценят "Чёрный квадрат" Малевича и полотна таможенника Руссо.
Более наглядный пример. За большие деньги продаётся бессмысленная мазня мартышек и даже слонов.
Один художник выставил картину, которую создал, таская по полотну сою подругу. Кистью служила голая задница подруги, вымазанная красками.
     22:45 12.11.2013 (2)
1
Есть некие традиционные понятия о красоте, возникшие на основании векового естественного отбора, опыта – не надуманного, не являющегося результатом выпотения мозгов досужих постмодернистов, эквилибристов и жонглеров от искусства, литературы, музыки. Зачем учиться красоте на примерах, подобных квадрату Малевича или какого-нибудь Бонч-Бруевича вместе со Свиристинским-Шмыгайло? :-)) Мало ли - какие деньги платит снобствующая публика, оглядывающаяся на шумные "авторитеты" и ничего не понимающая ни в каком из искусств.

Сказала сыночку на выставке Дженни,
прочитавшая газетные две строки:
"Сколько экспрессии, мысли, движенья!
Какая смелость и твердость руки!".

Сыночек мотал на отросший ус,
к искусству растя понятье и вкус.
И глядя на холст, как в афишу коза,
на живОпись выпяливая глаза,
малый из Тулы (Дарьин Степан),
давно искавший милке на платье,
воскликнул: "ТакОй бы тебе сарафан,
а так же комплект купальных бюстгалтеров!"...

А понятия о красоте, в принципе, достаточно просты. Все в природе имеет рациональный корень. Что рационально, то и красиво, не говоря уж о том, что - жизнеспособно. Еще  Иван Ефремов писал об этом. Но вопросы красоты и в самом деле подчинены целесообразности. И эти понятия стали формироваться с самого начала человеческого присутствия на земле, еще с пещерных времен.  Скажем, отчего считаются красивыми длинные ноги? Оттого, что на длинных ногах сподручнее убегать от опасности. Быстрее, проворнее. Отчего у женщины красивой считается тонкая талия? Оттого, что это компенсация (подвижность, гибкость) за широкие бедра - наилучшим образом обеспечивающие созревание плода, его внутриутробную жизнь.  Почему красивы длинные волосы у женщины? Потому что некогда это была единственная защита ("одежда"), которой женщина прикрывала от непогоды ребенка. Почему красива высокая шея (для женщины)? Потому что, кормя ребенка, женщина должна была постоянно оглядываться вокруг, то и дело вертеть головой, остерегаясь врагов. Почему красивы тонкие густые брови? Потому что они наилучшим образом отводят пот со лба, не давая поту заливать глаза... И так далее, и так далее. Нет ни единого критерия красоты, который бы не сложился как результат целесообразности. Есть и нюансы: у народностей, обитающих в горах, красивыми считаются короткие ноги. Почему? Да просто с короткими ногами легче карабкаться по склонам, пробираться по опасным кручам... И прочее. )))

И так постепенно доберемся до современности, в которой тоже красиво всё, что сооветствует целесообразности. Всякие модные уходы от таких критериев и порождают ничем не обоснованное черт знает что ...

Эти так называемые эстеты пытаются уйти от естественных критериев, создать нечто синтетическое, противное природе человека. Кому-то это нравится. Чего только не пережил человек, оглядываясь на дешевых фокусников, пытавшихся диктовать какие-то дикие каноны красоты. Например, была мода на плоскогрудых, беспопных :-)) женщин - и все женщины  (которые безвольные, подчиненные) стали затягивать грудь и надевать бесформенные чехлы, чтобы никто бы не заподозрил их в пышногрудости да в попастости. Была мода на высокие (рахитичные) лбы - и женщины стали выбривать волосы надо лбом...
Чего только не было в истории "революционных" поползновений досужих, бездарных умов...

Никто еще не сказал (слава богам) что закат или восход - это некрасиво, что море, лес, небеса - это противно, что луна уродлива, а солнце - пакость. Но не удивлюсь, ежели поступят предложения вместо луны подвесить в небесах какое-нибудь мерзопакостное непотребство. Даже на ум не приходит: что бы такое можно подвесить... Но человек изобретателен, чего доброго - измыслит.
     22:19 30.04.2017
Никто еще не сказал (слава богам) что закат или восход - это некрасиво, что море, лес, небеса - это противно, что луна уродлива, а солнце - пакость. 
Ой, не скажите.
Всё зависит от обстоятельств. Человеку, проплутавшему неделю в лесу, он в ближайшее и достаточно долгое время едва ли будет казаться верхом совершенства.
Гость      06:16 30.04.2017 (1)
Комментарий удален
     06:31 30.04.2017
И обходиться не станем. :-)
     11:39 12.11.2013 (1)
Да, вкусу надо учить, как любому знанию, его законам и развитию.
Согласен с Вами. Сплошное дилетантство уже замучило.
     22:10 30.04.2017
Именно. Так и я полагаю: как любому знанию, его законам и развитию. Лучший вариант, как заметил Павел, прививать вкус с пеленок. И это есть доброе резюме.
Спасибо!
Добрых времен!
     07:26 30.04.2017
Уитмена, Бродского, Высоцкого, Вознесенского

Я бы назвал другие имена: Пушкин, Достоевский, Некрасов, Лермонтов,  Островский, Чапыгин, Есенин, Валенитин Распутин, Шукшин, Рубцов, Фёдор Абрамов, Белов...
     04:21 30.04.2017 (1)
Поспорить конечно можно! Но что толку в этом?
Сколько не говори "халва" во рту слаще не станет! Каждый останется при своём мнение.
Или вы можете убедить меня в обратном, навязать свой вкус и виденье?
     05:49 30.04.2017 (1)
Нет, Николай, навязывать вкус невозможно.
Но говорят же иногда о ком-нибудь: "Он в этом знает толк".  И если мы, например, "в этом" толку не знаем, то предпочитаем довериться тому, кто знает. Разве не так? По меньшей мере это разумно. А вот оттого, что я стану выкрикивать, что халва соленая - едва ли мне кто-нибудь поверит. Но с халвой оно легче: лизнул - и ясно.  В других случаях, вероятно, можно научиться распознавать красивое, благозвучное, гармоничное... Это как, например, вкус вина...
     06:02 30.04.2017 (1)
Вы слишком прямолинейны!
"Но говорят же иногда о ком-нибудь: "Он в этом знает толк".  И если мы, например, "в этом" толку не знаем, то предпочитаем довериться тому, кто знает. Разве не так?"
Так! Но это не означает что вы сошлись во " Вкусах". Это значит, что другой человек разбирается в чём то лучше чем вы!
     06:17 30.04.2017 (1)
Верно. А мы у него поучимся правильному разумению. Я, например, всегда готов учиться, не чинясь. :-) Глядишь – чего доброго, и вкус у меня обнаружится... :-)
     06:23 30.04.2017 (1)
Вы можете научится у другого человека новым навыками только. А вкус у вас есть свой, неповторимый! Только вот вопрос: выявили вы его, или он ещё спит в вас?
     06:27 30.04.2017 (1)
С этим, пожалуй, согласен.
     22:25 29.04.2017 (1)
-1
"Красивая музыка", "красивые стихи" - мерило музыкальной и поэтической безграмотности. Дурное просторечие. 
©Марина Цветаева


Спорить о вкусах можно, Вик, но нужно ли?
Ведь  в самом начале спора на эту тему, сразу возникает вопрос - кто твой оппонент?
Если это эстет, то и спор уже не спор, а дискуссия...
А вот если напротив сидит автор "тымахнуламнерукоюямахнултебедругой"... для чего?
Ему достаточно своего, самого лучшего.  Безвкусица не меняется.
Именно скопище нелепостей и рождает хороший вкус... имхо... 


     22:50 29.04.2017 (1)
2
В этой плоскости – согласен.
Но хотелось бы, чтобы хоть в поэтических клубах происходило какое-то воспитание эстетических представлений. В таких клубах начинающие авторы определенно чему-то учатся. Лучше бы – хорошему вкусу.
     23:18 29.04.2017
-1
Этому не учат, направить можно талант в нужное русло, не более... и то не факт.
Прививать вкус нужно с пелёнок...
     09:12 12.11.2013
"У всякого свой вкус: один любит арбуз, другой свинной хрящик"
( А. Н.Островский )
Реклама