Заметка «РОДИНА (об одной песне и не только)»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 23
Читатели: 2977 +2
Дата:

РОДИНА (об одной песне и не только)

         
         
         Так случилось, что нынешний праздник встречи Нового Года окрашен, помимо светлых тонов ожидания добра, счастья и мира, ещё и оттенком печали в связи с недавними трагическими событиями в нашей стране. И невольно задумываешься о том, так ли едины мы в понимании того, что только наша Родина и ни что иное служит самым верным и прочным основанием для того, чтобы ещё оставаться здесь, на Земле?
         Много написано о Родине, немало сказано, спето, нарисовано и изваяно. За тысячелетнюю историю и поводов и творцов было предостаточно.
         Но я не о тысячелетнем, я – о сравнительно недавнем, «далёком близком». Близком мне и, возможно, вам.
         Несколько лет назад в преддверии новогодних праздников на телевидении возникла традиция – показ проекта «Старые песни о главном». Эта концертная программа повторялась в течение нескольких лет. Почему? Ответ, полагаю, прост – нередко именно музыка помогает человеку поддерживать в себе надежду на то, что будущее не будет страшным. Трудно жить без надежды.
         Опять-таки, не открою, наверное, ничего необычного, если скажу, что в новогодних хлопотах иногда бывают некоторые мгновения, когда, остановившись, задумываешься всё-таки о том, что же дал тебе год прошедший, и невольно окидываешь внутренним взором не только прожитый год, но и вообще – прожитое тобой время. И вспыхивает в памяти что-то, казалось бы, случайное, неожиданное, о чём ты вроде бы и забыл, а оказывается – нет, помнишь!
         Вот и я вчера вспомнил одну песню, которая в упомянутом выше телепроекте – вернусь на время к нему – не звучала. Возможно, время было немного не то – конец 90-х годов. Возможно, название песни – «Родина» – несколько смутило продюссеров. Но песня эта была когда-то в моём детстве. Это сильная песня, настоящая песня. Настоящая потому, что, созданная в социалистическую эпоху, когда любой официальный пафос, даже оправданный (а ведь слово «пафос» само по себе имеет далеко не отрицательное значение!), когда любые высокие слова воспринимались народом как неискренние, она, видимо, заключала в себе нечто, не позволившее ей кануть безвестно.
         Я помню телевизионную запись этой песни, сделанную примерно в конце 70-х годов, и её исполнителя. Это был Ермек Серкебаев, народный артист СССР.
         Удивительный голос! Удивительная судьба.
         Я предпринял попытку разыскать в интернете памятную мне запись, но, к сожалению, по всем ссылкам есть только один источник – перепись с грампластинки примерно 60-х – 70-х годов, хотя, надо полагать, Ермек Серкебаев записывал эту песню неоднократно.
         Мелодия песни «Родина» – величественная, широкая, запоминающаяся. Единожды услышав, её трудно забыть. Не забыл её с детских лет и я. И слова песни – они просты, и, как ни странно, анализируя сейчас, с нынешних демократических позиций, стихотворный текст и ожидая найти в нём какие-то признаки того, чем изобиловала официальная поэзия того времени – обязательные объяснения в любви к партии, к мудрому руководству и т.п. – ничего этого не находишь. Но песня, конечно, в то время воспринималась как один из гимнов той эпохи.
         Автор песни, композитор Серафим Туликов был известен как создатель пропагандистских шедевров (говорю, это, кстати, совсем не иронически) «Мы за мир!», «Ленин всегда с тобой», «Не стареют душой ветераны» и тому подобных вполне социалистических произведений, то есть таких песен, которые в то время у людей, слушавших полуподпольных Высоцкого, Окуджаву или Галича (о зарубежной музыке вообще не говорю), не могли не вызывать известного отторжения. Но, думаю, что восприятие песни «Родина», как и некоторых других «государственных» песен, например, Тухманова, Аедоницкого, Новикова и других авторов со стороны народа не было тогда лицемерным в том отношении, что здоровый патриотизм имел место даже в социалистическую эпоху – человек всегда должен находить средства для выражения чувства гордости принадлежностью к своему народу, и песня, говорящая о любви к Родине, – отнюдь не худшее средство для этого.
         Многое я узнал, пока искал материалы об этой песне, ибо до этого мне был известен только сам композитор Серафим Туликов (написавший, кстати, и обаятельные, по-юношески застенчивые и хрупкие «Бамовский вальс» и «Не повторяется такое никогда»). Помнил имя Ермека Серкебаева, но ничего не ведал о его судьбе после распада страны, народным артистом которой он был. С горечью узнал, что немногим более сорока дней тому назад (16 ноября 2013 года) Ермека Серкебаева не стало.
         Узнал я и о том, что у песни «Родина» было немало исполнителей (хотя, на мой взгляд, Ермек Серкебаев – лучший), среди которых Александр Ворошило, Юрий Мазурок, Иосиф Кобзон  и – вот тут я и подхожу к тому, ради чего, пожалуй, написана эта заметка – Дмитрий Хворостовский. Судите сами: более полувека прошло со времени создания песни – песни, казалось бы официальной, раритета из той, прошлой эпохи, но... вот исполняет её наш современник, и – как приветствует песню зал, с сидящими в нём гражданами новой, независимой, избавившейся от коммунистических догматов России!
         Видимо, есть в нас что-то главное, что остаётся всегда и что выражено в мелодии и словах этой песни:

                                     Родина,
                                     Мои родные края,
                                     Родина,
                                     Весна и песня моя,
                                              Гордою судьбою,
                                              Светлою мечтою
                                              Мы навеки связаны с тобой!
                                              Да будет над страною
                                              Небо голубое
                                              И рассветный луч золотой!

                                    Родина,
                                    Тебе я славу пою,
                                    Родина,
                                    Я верю в мудрость твою.
                                             Все твои дороги,
                                             Все твои тревоги
                                             Я делю с тобой, земля моя!
                                             Дай мне любое дело,
                                             Чтобы сердце пело,
                                             Верь мне, как тебе верю я!


         Вот об этом мне и хотелось сказать.
         Настоящих песен, созданных в то время, было много. Обо всех написать невозможно. Я вспомнил одну из них.

         И конечно, для тех, кого заинтересовали мои небольшие размышления, привожу ссылки для облегчения поиска песни и того, что с ней связано.  
         
         Песню «Родина» в исполнении Ермека Серкебаева  можно найти, например, на популярном ютюбе: «Родина».
         К сожалению, в записи отсутствует начальный такт и есть следы технического воздействия времени, но других записей в интернете, по-моему, нет, я просмотрел немалое количество источников – на всех остальных ресурсах аудиозапись та же. Да, и не смущайтесь внешностью певца на слайде. Ермеку Серкебаеву не всегда было восемьдесят лет. Все мы и «молоды когда-то были»... На ютюбе же можно найти и другие записи Ермека Серкебаева. О самом же певце можно прочитать в неизменной Википедии:  Ермек Серкебаев.
         
         О Серафиме Туликове (кто забыл этого композитора или просто не знал о нём) можно прочесть в Википедии: Серафим Туликов, а найти ноты его песен  здесь.
         
         Об авторе слов Юрии Полухине (о котором я, например, абсолютно ничего не знал, что и неудивительно – о нём вообще, как оказалось, известно не так уж много) есть интересный материал:
Юрий Полухин и его песни, а также: Юрий Полухин (к биографии). Вообще же, биография и творчество этого автора ещё ждут своего исследователя.
         
         С тем, как совсем недавно песню «Родина» исполнил Дмитрий Хворостовский, можно познакомиться здесь: песня «Родина» в исполнении Дмитрия Хворостовского.

         Ну, вот, пожалуй, и всё...
         Послушайте, почитайте – право, это стóит того.
         А закончу словами песни, о которой я счёл нужным напомнить:
                                    Да будет над страною
                                    Небо голубое
                                    И рассветный луч золотой!

         Я верю в это.

31.12.13 – 01.01.14







Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     11:20 11.02.2020
Тоже вспомнил эту песню... Как бы - ни с чего, без повода. Ну, я к этому ремеслу близок, так что в памяти часто всплывают неновые песни :-). Самым корректным показалось исполнение Розума https://www.youtube.com/watch?v=PWlxPaWWeBk, возможно - премьерное (на "Огоньке" начала 60-тых, за Серкебаева спасибо, сам не нашёл), а вот Хворостовского... Несколько неприятное впечатление, мягко говоря. С техникой-то пения всё хорошо (впрочем, наполнение этой техники у знаменитого баритона всегда было странным. Чтоб не мудрствовать - души не было, от этого - привкус неадекватности замыслу. Во всём, повторяю). Но главное, что наложилось, я думаю - неуместный (субъективно, уж конечно!) пафос по поводу гордости, величия и, главное, святости этой самой Родины.

Кстати уж, и тогда...  Написана была меньше чем через год после новочеркасской заварушки (расстрелы, танки, все дела, мой отец там был случайным зрителем, еслишо), через шесть лет после подавления танками "путча" в Венгрии и на фоне продовольственного кризиса (даже с хлебом были перебои, Донбасс, мне - 3,5 годика :-)).
Мне что интересно-то.
Сейчас, через шесть лет, после крым-украина-немцов-сирия-"сеть" и т. д., восприятие у комментаторов - изменилось ли?
И - как изменилось (если)? (Хорошо бы Хворостовского с хором... организации пере-слушать https://www.youtube.com/watch?v=bnq0Gt1qyKY)

P. S. Под комментарием А. Зарецкого _ Как Туликов и Полухин гимн писали (Альберт Акопян) /
https://www.proza.ru/2016/05/04/1306
     15:24 02.01.2014 (1)
В таких советских песнях, конечно, что-то было.  Они фундаментальны. Речь, естественно, о продукции для официальных подмостков и радио с ТВ. Это были, как сейчас говорят, "гражданские молитвы". Правда, у них, почти поголовно, имеется общий недостаток.  Нет стихов, а есть "текст слов".  Однако, извлечённые из него строчки годились и для газетных заголовков, и для анекдотов.  Поскольку от реальной жизни эти слова были столь же далеки, как и тексты оперных арий, которые, в сущности, дурацки до предела. Но в их смысл и не вникают. Но и в том, и в другом случае в мастерстве создателям не откажешь. Они не случайно легли в тональность нонешней оперяющейся державности.    
PS. Всех переплюнул, бесспорно, Лев Ошанин с "Ленин в тебе и во мне!" Тут и религия (бог в каждом из нас) и сексуальное, и ещё много чего.
А "Старые песни о главном" - удачный проект. Но это уже другая песня.
     15:28 02.01.2014 (1)
1
а что в этом такого, у подавляющей части авторов Фабулы стихи такого же содержания... только менее приглаженные  
     15:39 02.01.2014 (2)
Арджуна. Там работали профессионалы. И коллектив. И "главреперткомы". И "сусловы".  
А на "Фабуле" - личное творчество. И этим оно ценно. Рукописи гореть не должны.
     11:08 11.02.2020
Как Туликов и Полухин гимн писали (Альберт Акопян) /

https://www.proza.ru/2016/05/04/1306
     17:12 02.01.2014 (2)
3
         Александр, заметка моя (как и большинство из них) есть размышление, обязанное в общем-то единичному поводу. Я действительно вспомнил вдруг имя Ермека Серкебаева - ждал, пока протопится печь, в голове какие-то мысли сменяют одна другую, вот и вспомнилось - и сам певец, и песня, и запись та - именно визуально вспомнилась даже (там, кстати, Ермек Серкебаев пел без хорового сопровождения, в отличие от Хворостовского)... А уже после заглянул в интернет: а есть ли в нём та телезапись, и что сейчас с Ермеком Серкебаевым? И вот дальше уже пошла цепочка разысканий.
         Вот Вы говорите - профессионалы. Я ничего об авторе слов не ведал до того. Не думаю, что он был такой уж выдающийся профессионал как тот же Лев Ошанин или Долматовский. Хотя, судя по интернет-источникам закончил Литинститут. Но даже в интернете, как видно из ссылок, сведения о нём неполны и иногда противоречивы (хотя бы в отношении отчества). В статье о СерафимеТуликове (в Википедии!) вообще инициалы у Юрия Полухина указаны другие - К.А. Я не думаю, что Юрий Полухин творил не лично. Но это к слову.
         А подмеченная Вами фундаментальность этих произведений и определение их как "гражданских молитв" - это очень точно!
     21:48 02.01.2014 (2)
Так я и попал в точку. Автор закончил Литинститут. Гениев там не растят, да нет в мире таких институтов, но ремеслу литератора учат. В слове "ремесленник", в контексте писательского и поэтического творчества, конечно, есть уничижение. Но всё же основная масса вполне добротной литературы выходит из-под их перьев. А в Союзе, где литература и кормилась с руки государства, и опекалась им, это было совершенно нормальным явлением.  А в русской поэзии, где стихи может слагать любой грамотный человек, знающий несколько правил, ремесленничество не всякий распознает.
"Гражданской молитвой" обычно высоким стилем именуют гимн страны. Но эти песни и создавались как реплики гимна и развитие его основных тем. В них всё правильно. И рифмы, и музыка, и идеология. И первые исполнители. Как правило.
Кстати, речи Брежнева литературно были написаны хорошо. Там было много фраз, которые создавались как лозунги. Вплоть до игры словами: "Экономика должна быть экономной". Блеск ведь. Или: "Но Польшу, братскую Польшу, мы в беде не оставим и врагу не отдадим". Это великолепно, если отвлечься от контекста реальности. А начало "Малой земли" - "Дневников на войне я не вёл".
И на сладкое - байка про Ошанина. За подлинность не ручаюсь. Он выпустил собрание сочинений. И на банкете или междусобойчике по этому поводу преподнёс редактору, который вёл все издание, подписанный комплект. Дама оперлась на стопку книг, вздохнула и изрекала: "Дорогой Лев Иванович, вы - графоман".
     22:20 02.01.2014
-1
Да. Забыл про Юрия Полухина. Он творил лично. Был такой поэт.  Больше я про него ничего не знаю. Ни, что написал, ни, что издал.
     21:56 02.01.2014 (1)
3
Нет, Ошанин, конечно же, никакой не графоман. Это хороший поэт. Не Пастернак, не Маяковский, но - Ошанин. И этого ему было вполне достаточно.

А брежневскую трилогию я тоже помню в связи с неплохим языком, которым её написали. И в общем, хотя это и не тянуло, конечно, на Ленинскую премию (впрочем, её не один только Генеральный секретарь получил как "по статусу положенную"), но вполне читабельно.
     22:31 02.01.2014
-1
Это литературная байка. Ошанина недолюбливали больше, чем в среднем поэты не любят друг друга. У него есть вполне приличные стихи-песни: "Эх, дороги". И легковесных, но популярных много. Что не портит имидж. Я не поленился и глянул в "Вики", где всегда раньше были библиографические справки. Сейчас они почему-то стали исчезать. Наверное, те, кому поручили чистить, не очень понимают, что такое энциклопедия. Поэтому привязать анекдот к году и издательству сложно. Но помню, что держал в руках том. Не листал.
     17:30 02.01.2014
1
как "гражданских молитв" - это очень точно!
в десяточку
     15:08 02.01.2014
2
А меня больше впечатляет "Широка страна моя родная" в исполнении Бориса Гмыри. Он пел её так убедительно и искренне, что можно поверить.  
     14:40 02.01.2014 (1)
2
А я как-то с ужасом поймал себя на мысли, что если, не дай бог, кто-то нападет на мою страну, то у меня нет желания её защищать своей и сыновьей кровью.
Потому что после войны, в которой погибнет или еще больше обнищает плебс (то есть мы), в полном составе из зарубежных нор вернутся те же воры-подлецы, которые сейчас жируют с моей стране, и дальше продолжат жировать, наплевав на нашу смерть и нищету.
Так что ради продолжения правления их и их отпрысков я не хочу умирать. Логичнее будет вместе с войной и их снести на тот свет к чертовой матери!
Вот почему я сейчас сложно отношусь к понятию "родина".
Плохие, тяжелые мысли.

Сгнивает бомж, сгорает нищий,
А ты, как прежде, на коне -
И похоронный ветер свищет
В тобой разграбленной стране.

Ты создаёшь свои законы,
Плодя бандитов и лжецов,
И прикрываешься заслоном
Придворных псов и мудрецов.

Всех тех, кто верил понапрасну,
Что в словоблудиях твоих
Они построят мир прекрасный,
Тот лучший мир - ты предал их.

Ты, как блудница-недотрога:
Кто больше дал, под тем легла -
И так же рьяно славишь бога,
Как прежде бил колокола.

Ты всё купил и сам продался,
И к полувыпитой крови
Опять пиявкой присосался -
Не оторвёшь, не раздавив.
     14:47 02.01.2014
-1
Чему учил нас Ленин? А он учил превращению войны империалистической в войну гражданскую. Учил, конечно, по-экстремистски, но дело сделал. Правда, деньги получили уже другие.
     12:50 02.01.2014
Ах, если бы мы не забывали то, что было в жизни светлого, возможно мы не допустили того, что с нами случилось. А Родина - это непреходящее, то что навеки в нашем сердце и в душе. И наши песни о ней!
     12:45 02.01.2014
Спасибо Александр! Заметка замечательная, песня также заслуживает того, что бы помнили о ней и пели настоящие певцы. Потому, как попсовым говорунам она не под силу. Нынешние попсовые, как бы певцы рассказывают совершенно нелепые и невнятные тексты, ничего не оставляющие в душе слушателей, поэтому и сопровождают свои рассказы под ритмы, всякими  шоу, чаще всего эротического содержания. Замечательная песня "С чего начинается Родина", переживет не один век, как и многие другие прекрасные произведения, как бы их не охаивали современные бездари- поклонники подражания Западу.
 
Успехов Вам Александр, жду новых исследований Спасибо.
     19:19 01.01.2014 (1)
Знаете, Александр,  нельзя так смешить людей в первый день Нового года.....!
  Я так ясно представил хор из двух десятков наших мультимиллиардеров....их голоса заглушат наш хор, если мы все простые такие и другие, соберёмся на одной площади и тоже попробуем петь....
 Другая песня - " Песни у людей разные..."
     19:22 01.01.2014 (1)
У меня не было намерения смешить.
Впрочем, я не неволю.
     19:24 01.01.2014 (1)
1
Народ не ощущает себя единым, это " главная" песня о "старом".....
     19:29 01.01.2014 (1)
2
У Владимира Высоцкого есть строка "Я не люблю насилье и бессилье". Я разделяю эту нелюбовь. Мне представляются одинаково бесперспективным как вечное стенание, так и яростное брызгание слюной. И особенно - сочетание их друг с другом.
     19:35 01.01.2014 (1)
Вспомнился анекдот( как, возможно, и Вам песня...)  не дословно, ...
...бандиты душат женщину, а муж обращается к ней - Потерпи, может, обойдётся...

 Мы уже и хрипеть перестали....
     19:39 01.01.2014 (1)
Я говорю совершенно не об этом.
Как в предыдущем комментарии, так и в самой заметке.
     19:58 01.01.2014 (1)
Александр, не все песни продолжают жить в сердце народа. не спорю, может быть, прячутся, но это у тех, кто помнит, как их пели( я, Вы, УЖЕ немногие другие...)

  " Боже, царя храни.." и  "Над Россией небо синее ..."
     20:07 01.01.2014 (1)
2
Писать о том, что были хорошие песни и о том, что они есть, на мой взгляд, полезнее, чем сокрушённо (или озлобленно) восклицать "Ах, боже! всё пропало! Тьма и ужас впереди!". Это основание и сподвигает меня к написанию моих заметок.
     20:12 01.01.2014 (1)
1
Заканчиваю спор...
  ( не в упрёк Вам)  взгляды из окна " Бентли" и из окна "общаги" - (они до сих пор существуют, общаги) одинаковые, глаза-то человеческие, и ... разные...
     20:20 01.01.2014 (1)
А я вот думаю, Александр: и Ходорковский с его миллионами отсидел свои десять лет, и Березовский уже в ином мире... Легче ли от этого стало обитателю общаги? Да, кому-то воздаётся, кому-то - нет, но отчаяние и призывы (без каких-то реальных, пусть небольших дел) - тоже не выход.
     21:01 01.01.2014
"....ибо с их (нашего) молчаливого согласия на Земле..."  Кстати, напутал я немного в песне, кажется  " Посмотри, как всё красиво..."
     20:29 01.01.2014 (1)
А мне больше запомнилась песня "Хотят ли русские войны" - на мой взгляд, она мощнее...
     20:39 01.01.2014
Настоящих песен, созданных в то время, было много. Обо всех написать невозможно. Я вспомнил одну из них.
Реклама