Заметка «Ледяной поход Добрармии – воевали реконструкторы»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 6
Читатели: 529 +1
Дата:
Предисловие:
recons1

Ледяной поход Добрармии – воевали реконструкторы

Тепло, периодически накрапывает дождь, просыпающийся после зимы донской  чернозем, да и оставшиеся нераспаханными кусочки целины, размягчаются под этой влагой, до особенной вязкости, характерной только Юга. С верхней точки очередного холма открывается панорама двух Средних Егорлыков – реки и села.
- Корниловцы наступали как раз по этому направлению от Егорлыкской,  - показывает один из реконструкторов, которые собирались 1 марта в Целинском районе Ростовской области, -  вот там был Карантинный мост и достает распечатку.
« 23 февраля (по старому стилу. Прим. ред.) в 10.00 утра со стороны Егорлыкской показались развернутые цепи корниловцев… Пулеметчики засевшие на Карантинном мосту Роман Бабин и Паша Красников из села Песчанакопского косили свои  пулеметом белогвардейцев. Убитых пулеметчиков корниловцы искололи штыками и порубили шашками»
Именно этот эпизод боя, случившегося 6 марта 1918 года, который планировалось реконструировать 1 марта 2014 года, в постановку не вошел. А остальное своим антуражем – формой, оружием, грузовичком с маленьким орудием в кузове - ,  вернуло кусочек трагической истории.
Двор Среднееегорлыкского ПУ-85 напоминал, если бы не современные автомобили да немного гражданских лиц, военный лагерь из фильмов о революции. Вот матрос, обвитый пулеметными лентами, весело общается с солдатиком в  шинели и мосинской трехлинейкой за плечом, пулеметчики еще раз проверяют зеленый тупорылый станковый «Максим», тут же золотопогонник-офицер в серой короткой бекеше. И все-таки почему было решено реконструировать именно бой под Средним Егорлыком, самое начало знаменитого корниловского Ледяного похода на Кубань?

- Здесь было практически первое масштабное  боестолкновение в истории Гражданской войны. Со стороны белых участвовало 4 с половиной тысячи человек, со стороны красных 2 700. После этого красные сдали позиции, разбежались, потеряв более 500 человек убитыми и ранеными, - поясняет директор Донского военно-исторического музея Иван Юрьевич Стреляев.
Поверх черной комиссарской кожанки ростовского историка накинут ремень легендарного Маузера в желтой деревянной кобуре. Один из координаторов мероприятия возглавляет сегодня «красных».
- На это место съехались различные военно-исторические клубы со многих территорий России, представлена и Украина. Очень много клубов из Ростова, Пятигорска, Москвы, Подмосковья, продолжает Иван Юрьевич. - Координированиям действий занимался в первую очередь историк-краевед из этого села Николай Ватутин.
И вот звучит команда на построение. Ставится, если можно сказать так, боевая задача:
- - Разрешаю любые репрессии, в том числе и в отношении пленных. Пленные нам не нужны, - главнокомандующий «белых» ставит задачу, точно также, как Корнилов в 1918. Вот как, например, вспоминает в своих мемуарах участник тех, событий Роман Гуль
«Стало известно: к Корнилову приезжала депутация из села Лежанки. Корнилов сказал ей: пропустите меня — будьте покойны, ничего плохого не сделаю, не пропустите — огнем встретите, за каждого убитого жестоко накажу.»
Как гласят воспоминания другой стороны: « солдаты  Дербентского полка и жители ультиматум не приняли. На многолюдном митинге после бурных дебатов решено не пускать корниловцев в село, а дать им решительный отпор.»
Решено и у реконструкторов, бой будет в районе мельницы, где, кстати, какая-то часть реального боестолкновения проходила. Колонны белых и красных поотделенно проходят по улицам села. «Кирзачи», армейские ботинки уверенно вдавливаются в грязь. А вокруг колонн снуют гражданские, в том числе много детей. Ведь как не утрируй, а событие масштабное для сельской глубинки.
Еще больше зрителей ждет бойцов на месте  сражения. На первый взгляд, не менее полутысячи,  причем не только жители Среднего. И вот оно - пошли цепи корниловцев.
«Прямо на слободу наступал длинной стрелковой цепью Офицерский полк. Вправо, скрываясь по балкам, двинулись в обход левого фланга противника корниловцы и юнкера. К ним поехал и Корнилов со своей свитой.
   Марков уже ввязался в упорный бой. Большевики, занимая окопы по обе стороны речки, осыпали его жестоким ружейным и пулеметным огнем; пришлось залечь и ждать результатов обхода корниловцев.» А это уже из воспоминаний Африкана Богаевского.
Впрочем, реконструкторы всегда стараются не отступать от реальности. Тем более, что новичков среди них немного. Так что можно сказать, что на поле битвы сейчас больше сотни профессионалов, которые восстановили уже не один бой. Зачем им это надо? А зачем нужно помнить свою историю?
-Для нас, что  приехали из разных уголков, очень интересно побывать на местах исторических событий, мы много читали, знаем, но хотелось бы попробовать на  своей шкуре, как люди здесь сражались, что испытывали, - заметил один из ребят, с которым мы шли рядом к полю будущего боя.
А в самом бою, все идет, так как было на самом деле – корниловцы постепенно разрывают дистанцию под прикрытием пулемета, рвутся взрывпакеты, хлестко лупят трехлинейки с обеих сторон, периодически бьет короткоствольная пушечка «красных» из кузова бронированного грузовичка. Захлебывается контратака обороняющихся под фланговым ударом белогвардейцев. Остатки побежденных по исторической версии закрылись в стенах заброшенной мельниц и принимают последний бой.
«Остановились на краю села, на зеленой лужайке, около мельницы. Из-за хат ведут человек 50—60 пестро одетых людей, многие в защитном, без шапок, без поясов, головы и руки у всех опущены.

Пленные. Их обгоняет подполковник Нежинцев, скачет к нам, остановился — под ним танцует мышиного цвета кобыла.

«Желающие на расправу!» — кричит он.

«Что такое? — думаю я.— Расстрел? Неужели?» Да, я понял: расстрел, вот этих 50—60 человек, с опущенными головами и руками.

Я оглянулся на своих офицеров.

«Вдруг никто не пойдет?» — пронеслось у меня. Нет, выходят из рядов. Некоторые смущенно улыбаясь, некоторые с ожесточенными лицами. Вышли человек пятнадцать. Идут к стоящим кучкой незнакомым людям и щелкают затворами. Прошла минута. Долетело: пли!.. Сухой треск выстрелов, крики, стоны...» ( из мемуаров Романа Гуля)
Через 96 лет было, конечно же, по-другому. Довольные, и нащелкавшие незабываемых кадров на телефоны и фотоаппараты зрители - кто-то иронично заметил, вечером весь интернет будет забит фотками из Лежанки. Набегавшиеся и настрелявшиеся из винторезов, револьверов и пулеметов реконструкторы.
Последний выстрел, прозвучал уже после окончания. Малышка в розовом пуховике просила у гостя гильзу. Выстрел гулко раздается во  дворе училища, передернут затвор и еще теплая гильза остается на память о гостях, которые мимоходом посетили село из Целинского района. Хотя память  надолго останется всем, память о прикосновении и к истории своей малой родины, и к трагической истории России.
Дмитрий Клименко
http://raionplus.ru/




Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     00:08 04.03.2014 (1)
Что-то есть в такой реконструкции, напоминающее репетицию.
     08:23 04.03.2014 (1)
Да нет, вряд ли, первым организатором был пожилой сельский краевед. С реконструкторами пообщался, это, действительно, их хобби.
     13:05 04.03.2014 (1)
Вы очень хорошо скомпоновали- реальные события переплетаются с их исторической реконструкцией...Отсюда создается впечатление, что это не совсем реконструкция-игра и реальность в Вашем изложении переходят друг в друга.- И конечно текущие события, способствуют такому восприятию.
     23:08 04.03.2014
Реклама