Стихотворение «Лошади курят (на социальную злобу дня, песня)»
Тип: Стихотворение
Раздел: Музыкальная поэзия
Тематика: Авторская песня
Темы: жизньфилософиямыслиразмышлениячеловекотношенияантиутопия
Сборник: к музыке
Автор:
Оценка редколлегии: 6.9
Оценка рецензентов: 8
Баллы: 26
Читатели: 722 +2
Дата:
Произведение «Лошади курят (на социальную злобу дня, песня)» участник на «Конкурс "Золотой Фонд Фабулы"»
07.01.2018
«aka C.A.Marino -17»
Лошади курят

Предисловие:
Текст внезапно "влетел" в мою голову... Поделившись им с друзьями, мне сразу предложили ее реализовать в музыкальном формате. Причем получилось так, что вариантов исполнения этой песни теперь несколько: от гитарной версии под Высоцкого, шансона, до рока в нескольких стилях. На данный момент некоторые музыканты записывают новые варианты треков "Лошадей", в том числе делают ремиксы.

Лошади курят (на социальную злобу дня, песня)


Табун обсуждал скаковые итоги, 
Мимо Герой пробежал по дороге. 
И лошади курят нервно в сторонке, 
Взгляды косые, - Герою вдогонку. 

лошади курят.
лошади курят возбуждая натуру. 
лошади курят. 
лошади курят с *нунциатурой. 


Курят и злятся, плюются культурой, 
Вроде не тупы, но лошади - дуры... 
Герою завидуя, мнут свои шкуры, 
Им бы вернуться к итогам *фигуры. 

лошади курят.
лошади курят возбуждая натуру. 
лошади курят. 
лошади курят с *нунциатурой. 


Где ипподром, - Не выйти из строя! 
Первый ли скачешь, иль ленишься стоя. 
Но лошади дуры, с визжанием роя, 
Пытались сравнить лошадей и Героя. 

лошади курят.
лошади курят возбуждая натуру. 
лошади курят. 
лошади курят с *нунциатурой. 


Герой из "прямой" - архитектуры, 
Но лошади злятся, лошади - дуры! 
Им бы забыть про Героя *обскура, 
Стрела и круги - не одной *партитуры. 

лошади курят.
лошади курят возбуждая натуру. 
лошади курят. 
лошади курят с *нунциатурой. 

Но лошади злятся, лошади - дуры! 
Но лошади злятся, лошади - дуры! 
Но лошади злятся, лошади - курят!

© 2016
Послесловие:
Выдержки из рецензии к треку «Лошади курят» в версии «Industrial»:
Своим новым релизом «Лошади курят» (Superhero & Horses smoking) в версии «Industrial» создатели передают тяжкую атмосферу социальной напряженности...


...текст песни поднимает непростые и насущные темы. Среди них и социальное предубеждение, и осуждение инакомыслящих, и назойливое, лицемерное в своем оппортунизме культуртрегерство. Общество пронизано противоречиями на всех уровнях. Культура учит, что достойно быть умным, смелым, благородным и великодушным. Но стоит только ребенку войти в мир, следуя этим нехитрым принципам – и на него немедля обрушится шквал непонимания и осуждения. Ведь если Герой остается Героем – лошади выглядят жалкими на его фоне. Они будут убеждать других в том, что ум определяется умением жить по правилам ипподрома, а не способностью относиться к ним критично. Высшим же достоинством лошади считают возможность подстроиться, прогнуться под окружающих. Не выделяться.


Им хочется, чтобы все были одинаковыми, похожими на них. Чтобы все скакали по ипподрому – бесконечно, кругами. Злоба, ненависть, агрессия – вот что ждет тех, кто не умеет и не хочет подстраиваться. «Показываешь, что ты умный и смелый? Считаешь, что ты лучше нас?» – Гогочут лошади. – «А вот мы тебя копытами за это! А ну давайте, толпой, на одного, навалимся!»

Так как они умеют и любят подстраиваться, они ловко устраиваются в обществе, обретая покровителями нунциев, чиновников и бандитов. Но, даже овладев с их помощью влиянием, они будут сталкиваться с последствиями своей недалекости и беспечности. Ведь не знать, не интересоваться, не анализировать – лошадиное кредо.

Самим своим существованием Герой показывает, что есть в мире нечто, отличное от узкого круга лошадиных интересов. Но что – ограниченным существам не дано понять, а потому их удел лишь бессильно злиться, глядя на бегущего по своим делам Героя...


Конечно же, уважаемые читатели и слушатели, оценивать в итоге лично Вам!

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
              Авторская песня - широко распространённый жанр. Особенность его в том, что создатель музыки и литературной основы, одновременно,  становится её исполнителем, и таким образом, самостоятельно реализуя изначально поставленные перед собой цели. Главное в авторской песне, по мнению многих, не музыка, а содержание текста, в котором сосредоточены мысли автора.  В рецензируемом  произведении музыке отводится не вспомогательная, а организующая роль. Поэтому, впервые прослушанное произведение,  вызывает  желание немедленно присоединиться к Герою   и вместе с другими весело выкрикивать хлёсткое  «Лошади  дуры», особенно не вслушиваясь в текст.  Музыкальный рисунок произведения  походит на движение  скакуна. Рефрен «лошади курят и лошади - дуры»- главная  тема произведения просто  вбивается слушателю в сознание.  Эффект достигается также многочисленными рифмами  на «ры» и «ра»:
курят
дуры
культуры
нунциатура
партитура
архитектура
шкуры
обскура.
Будто звучит раскатистое Уррра…! И  в атаку мчится целая армия.
 Очевидно, такие  авторские произведения  не предназначены для исполнения ни в камерной обстановке, ни у костра,  они должны
звучать в  местах большого скопления народа (молодёжи) и  функция данного произведения, прежде всего, мобилизующая, возбуждающая  толпу на решительные действия.  Можно  рассмотреть иную версию – предупреждение о надвигающейся угрозе.
В любом случае  автору в полной мере удалось осуществить  поставленную перед собой  цель.
              Теперь, выключив музыкальное сопровождение, углубимся в  сюжет произведения. Главное, на что обращает внимание читатель – это  гротеск. Персонажи произведения представлены в необычной фантастической форме. Кто-то видел когда-нибудь курящих и плюющихся культурой лошадей? Автор делает это сознательно для того, чтобы обратить наше внимание на беспокоящие его социальные явления.
               Место действия ипподром, на котором завершились бега, собрание лошадей  подводит итоги. В это время кто-то по имени Герой пробежал мимо собрания ( наверно, конюхи и сторожа не доглядели). Конечно, все образы  узнаваемы
«Табун обсуждал скаковые итоги, 
Мимо Герой пробежал по дороге. 
И лошади курят нервно в сторонке, 
Взгляды косые, - Герою вдогонку». 

Всё остальное время лошади курят  никаких решительных действий не предпринимают, равно как и Герой.
Итак,  мы обнаружили антиподов стихотворения: Герой и Лошади
О Герое известно немного
«Герой пробежал по дороге» Герой – обскур.
«прямой архитектуры
«другой партитуры»
 Никаких других  характеристик и оценок автор не даёт. Поэтому читателю приходится самому додумывать - кто этот Герой и куда побежал? Но автор даёт подсказку, что Герой – обскур, что отличается другим устройством, не похож ни на кого и может ходить только  по прямой (иноходец)
«Герой из "прямой" - архитектуры, 
Но лошади злятся, лошади - дуры! 
Им бы забыть про Героя *обскура, 
Стрела и круги - не одной *партитуры». 

 На память приходит  самый известный литературный обскур  Гарри Потер.
        Обскур – это ребёнок, наделённый мистическими способностями, которые ближайшее окружение от него старательно скрывает, но   энергия скапливается внутри этого существа и однажды, под властью  внутренних побуждений, он начинает действовать самостоятельно, вопреки мнению окружающих. Вот и наш «жеребёнок» (автор не называет его так) свершает побег из привычного круга.
             А вообще, кого мы  можем называть героем? Иногда , случается путаница    в понятиях Великий человек и Герой. Великий человек - это тот, кто вносит  значительный вклад в развитие общества, а герой - тот, кто делает первый шаг, увлекая за собой толпу (народную массу). В нашем стихотворении толпы нет, герой индивидуально принимает решение. Кстати, Гарри  Потер отличался  индивидуализмом  и любил творить волшебство в одиночку. Но он, если помните,  убежал, чтобы учиться волшебству в школе магов, потому что одной энергии недостаточно, нужно научиться пользоваться  ею. С точки зрения ситуации, описанной в стихотворении,  жеребёнок Герой – действительно герой, не согласившийся с правилами жизни, предлагаемыми обществом, он не сделал ничего особенного, просто выбежал из круга. Причину этого поступка мы находим в тексте – у него «прямая архитектура» и «другая партитура» т.е. та самая внутренняя энергия.  Партитура, вообще - то, нотная запись многоголосого музыкального произведения.  Автор, видимо, имел в виду музыкальную партию убежавшего Героя, выпадающую из слаженного звучания лошадиного хора. Именно это привлекло к нему внимание Лошадей. Никаких планов и целей у Героя нет. Он протестует против движения по кругу.  Возможно,  есть союзники за пределами ипподрома и оттуда доносится «Ура!» . Другим признаком героя является выдвижение его не роль героя толпой или массой. Тип подобного  человека  известен в социологии как «массовый человек». Для него не существует никаких авторитетов, он доволен сам собой и легко поддаётся призывам,  и привычен только к  прямым действиям (В произведении он «прямой» архитектуры) . Чем лучше движение по прямой движения по кругу? Оно ещё более скучно и однообразно.
                К примеру, Египетская цивилизация – вся движение по прямой ( там и архитектура прямая и строгая) от рождения к смерти. С обеих сторон и сверху, и снизу наблюдают  тысячи строгих  богов  и «берут на карандаш» все  неправильные поступки человека. На суде Озириса взвесят сердце и отправят «на поля вечного блаженства» или уничтожат душу.
                 Древнегреческая цивилизация, напротив , движение по кругу.    История, хотя никого и ничему не учит, но знает, что прямые действия  всегда заканчивались гильотиной, колючей проволокой, газовыми камерам и другими атрибутами  свободы и не на небе, а конкретно на земле. И в строю  ходят  все без исключения.
           Антиподы обскура  Лошади стоят в сторонке и курят.
            Почему именно лошади выбраны автором в качестве метафоры изображения негативного в сюжете? Мне не удалось найти ни одного аргумента в  истории или литературе в пользу того, что лошадь является символом зла и разрушения.  И в животном мире лошадь одно из самых умных животных.  Лошадь – благородное, основательное, сильное животное.  В образе  Лошадей скрыто многое:  тысячелетние традиции, культура, устои,   У неё правила и законы, без которых жизнь  общества превратилась бы в хаос
 Лошади  в произведении, отнюдь, не толпа, а элиты общества. Обратим внимание на коллективный портрет  группы.
 «Лошади дуры»  - доказательств этому нет .  Просто приятно, проорать кому-то , что он или они дурры, а тебе за это ничего не будет. Это по-детски весело
«Вроде не тупы», но дуры»- тупость, глупость и дурость синонимы,
Здесь речь о другом – Лошади не знают, что нужно делать.
«Лошади курят нервно в сторонке» Если курят, то точно дуры (про каплю никотина знают все),  Скорее всего, лошади «перекуривают проблему» - обсуждают её.   
«Взгляды косые бросают  вдогонку», есть  осуждение, но только косвенное.
«Курят и злятся» -   злиться – знак слабости. Можно позлить ещё и довести до состояния, когда  лошади могут выйти из себя (из собственных размышлений рецензента).
«Плюются культурой» Лошади не могут плеваться. Это  абсурд Может быт, автор утверждает что они, обладая этой самой культурой,  напоминают о нормах морали Герою. Об уважении к старшим.
«Мнут свои шкуры» Про это я не поняла, наверно трутся друг о друга (нервничая)
Пытались сравнить лошадей( себя) и героя – наверно, вспоминают, что и сами в молодости взбрыкивали, но выросли настоящими лошадьми.
«Возбуждают натуру» - что курят и чью натуру возбуждают? Непонятно.
«Курят с нунциатурой» Непонятно, почему они курят вместе с посланниками Святого папского престола. Очевидно, автор имел в виду вообще  религию и возможность влияния её на умы молодых людей.
Таков коллективный  портрет Лошадей. Из вышеперечисленного становится ясно, что это представители старшего поколения, в руках которых находится всё: власть, духовные и культурные ценности и. т. д.
 Лошади в произведении обеспокоены, они «перекуривают ситуацию» совместно обсуждая возникшую проблему. Они пытаются сравнивать, анализируют и «плюются культурой ,видимо, в ответ на наплевательское отношение к культуре своего оппонента.
Они «злятся» но не предпринимают никаких  ответных действий. Он в замешательстве.  Они  обращаются к культуре, традиции. К религии. Но в ответ только – «лошади  дуры!».  Пропасть непонимания  между Героем и Лошадьми
 Название  произведения « Лошади курят (на социальную злобу дня).  Произведение написано по мотивам современных нам событий.  Мы с вами видим множество примеров, когда подростков вовлекают в политические действия экстремистского характера во всех странах мира. Не неся  практически никакой ответственности,  дети  устраивают погромы, бьют стёкла, сжигают автомобили, а то и головы отрезают Лошадям. Что делать с этим явлением  обществу? Это не привычный  конфликт отцов и детей.
Автор не даёт ответа на этот вопрос, как и общественные элиты «курящие в сторонке» от происходящего.
           Безусловно, интересное и своевременное произведение автора, к сожалению, не безупречно в плане отношения  его к самому  стихотворному тексту. Размер не выдержан. При исполнении чёткий музыкальный строй позволяет заменить недостающие слоги  аккордами, но при чтении это  неприятно. Некоторые метафоры также вызывают сомнение в их правомерности.  Например, « визжание  роя» применительно к лошадям. Нунциатура, вероятно, понадобилась только  в качестве  сочной рифмы.  Следовало бы внимательнее относиться к  артикуляции  «иль ленишься строем». Порой неоправданно   не совпадают  временные формы глаголов.
 Недостатки устранимы. Автору творческих успехов.  
    
 
 
 
 
 
 
 
Оценка произведения: 8
Татьяна Гурская 10.10.2017
     19:40 14.06.2018 (1)
1
Здорово! 
     19:41 14.06.2018 (1)
1
спасибо!
     19:42 14.06.2018
1
     17:16 06.10.2017 (1)
1
     17:26 06.10.2017
1
Реклама