Стихотворение «Вновь с собою один на один...»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Без раздела
Автор:
Баллы: 107
Читатели: 899 +2
Дата:
«Вновь с собою один на один...» выбрано стихотворением недели
11.02.2019

Вновь с собою один на один...

* * *
Вновь с собою один на один
И ничто в диалоге не радует.
Даже снег, словно белый стрихнин,
Мне на плечи всё падает, падает.

Прежде жаждал я этих порош,
Что же ныне на сердце оставлено?
Неужели под скрипом подошв,
Как и снег, всё былое раздавлено?

Мне бы выразить снегу протест,
Мне б на чудо природы оскалиться,
Только белые мушки с небес
Мне на плечи всё валятся, валятся…

Нет, на снег обижаться нельзя,
Мы под ним ходим белыми цаплями.
Пусть снежинки по лицам скользят
И становятся тёплыми каплями.

В снегопад я охотно войду.
От себя не уйти и не спрятаться,
Просто можно у всех на виду,
Не таясь, без причины расплакаться.

                      2002 г.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     05:07 07.02.2023
1
Великолепно!
     09:33 23.05.2022 (1)
1
Букет, или концентрат эмоциональности!!!
Ефим, очень и очень здорово!!!
Очень красивая тоска, грусть, печаль!!!
Очень и очень понравилось!!!
     20:14 24.05.2022
Спасибо, Сергей! Рад, что оценил.
Дружески обнимаю
     16:14 18.10.2019 (1)
1
Замечательное стихотворение Ефим и ты такой талантище ...
     17:01 24.10.2019
Саш, спасибо тебе! 
Жму пять!
Гость      20:27 06.08.2019 (1)
Комментарий удален
     11:01 07.08.2019
Благодарю! Счастлив.
С теплом.
     09:07 22.07.2019 (1)
1
Даже снег, словно белый стрихнин,
Мне на плечи всё падает, падает.
Просто блеск! Так оно и есть. Концовка тоже бесподобная!
     09:33 25.07.2019 (1)
Жень, ты прочти ниже отзывы "мнящихсебя". Большей тупости я, кажется, ещё не встречал. Спасибо тебе за понимание!
Жму верную руку.
     15:53 25.07.2019
1
Дружище, я никогда не ориентируюсь на чужое мнение, стих меня реально зацепил. Бывает иногда такое настроение, которое трудно описать, у тебя это получилось ярко, образно, как и подобает мастеру. Ну и,  на счёт метания бисера перед свиньями, ты абсолютно прав: не стоит этого делать. И ещё, кажется Михаил Веллер сказал, что в спорах не рождается истина, в спорах рождается злоба. Я обычно придерживаюсь такой позиции.
     13:45 26.02.2019 (1)
1
Ах, какая концовка!

В снегопад я охотно войду.
От себя не уйти и не спрятаться,
Просто можно у всех на виду,
Не таясь, без причины расплакаться.

Браво!!!
     08:26 27.02.2019
Спасибо, Саша! Я рад, что вы то, что под стихом этим не читали (или просто проигнорировали). Честь вам и хвала за это!
Обнимаю.
     16:30 17.02.2019 (1)
1
Ефим! Браво! Прочел на одном дыхании. Как всегда замечательно и образы и техника! Стихотворение выстраданное и зрелое! Почитал отзывы. ( половину))) Ну .. у каждого может быть свое мнение. Кто то кроме стрихнина и не увидел ничего больше. Ну это их дело. Жму руку. 
     07:16 22.02.2019
Друг мой Мазай! Спасибо, что заглянул именно на этот, с точки зрения некоторых, противоречивый стих. Если ты обратил внимание, я даже не удаляю этих "цензоров". Пусть умный народ заходит и любуется на их глупости.
Взаимно жму руку.
     13:59 11.02.2019 (4)
Эти стихи мне представляются очень искусственными, слабыми.
Хотя цапли - это удачно. Но стрихнин - нет.

У Вас были лучше.
     22:39 12.02.2019 (1)
2
Почему бы и нет, Александр?-" Даже снег, словно белый стрихнин"
"Отравлен снег и воздух выпит, так трудно раны врачевать"
Как я понимаю, написано в такой тональности.
Даже неплохо. Можно сказать хорошо.
     22:45 12.02.2019 (1)
Пусть будет хорошо.
Даже превосходно.
В конце концов, какая (мне) разница...
     23:02 12.02.2019 (1)
1
Эти строки из Мандельштама вполне подойдут
в качестве эпиграфа.
Не то чтобы прибавят выразительности,
но укажут на некоторую преемственность.
     23:06 12.02.2019 (1)
-1
Борис... Предлагаю завершить это мало кому нужное обсуждение. Хорошо?
Сами видите: наговорено и без того слишком много.
     23:17 12.02.2019
1
Теперь, вижу. Но у Мандельштама очень точно.
Почему-то и я сразу его вспомнил.
Гость      17:05 12.02.2019 (1)
Комментарий удален
     20:22 12.02.2019

Неважно что его еще до создания сайта создали

Это никакой роли не играет, если говорить о качестве конкретного стихотворения.
     19:31 11.02.2019 (2)
2
Саша, для Вас копирую мой комментарий данный Н.Н. под его заметкой.
Снег-стрихнин - шикарная находка, Н.Н.
Давайте начнем со справочки:

Нитрат стрихнина представляет собой 
бесцветные блестящие игольчатые кристаллы или белый кристаллический порошок. 
Прекрасная ассоциация по внешнему виду.
Имеет чрезвычайно горький вкус. Прекрасно передано настроение ЛГ, которому снег добавляет минуты горестных раздумий.
Стрихнин возбуждает ЦНС. Вот и наш герой под снегопадом оживает. Лекарство подействовало. Зима правильный рецепт подобрала.
В терапевтических дозах стрихнин оказывает стимулирующее действие на органы чувств (обостряет зрение, вкус, слух, тактильное чувство), возбуждает сосудодвигательный и дыхательный центры, тонизирует скелетную мускулатуру, а также мышцу сердца, стимулирует процессы обмена, повышает чувствительность сетчатки глаза. - Нет никакого противоречия. Горький порошок полезен!)

Применяют стрихнин как тонизирующее средство при общем понижении процессов обмена, быстрой утомляемости, гипотонической болезни, ослаблении сердечной деятельности на почве интоксикаций и инфекций, при некоторых функциональных нарушениях зрительного аппарата (амблиопия, амавроз и др.); при парезах и параличах ... Именно снегопад приносит ЛГ если не исцеление, то явное облегчение - слезы, которые скрывать не надо.

Не понимаю, почему Вы так спешите с выводами? А подумать? Задавали ли Вы себе вопрос, почему именно этот образ использует автор? Узнали ли что-то о стрихнине? Где же Ваша вдумчивая работа со словом? На этом образе и держится все стихотворение!

PS. Не спешите делать выводы. Вас никто не торопит. Стихотворение будет размещено на Главной неделю, а на страничке автора ...


Никто никогда еще не писал так!!! про снегопад.
Тут и автобиографическое закралось. Болел Ефим. Справился с недугом. Вот снова к нам вернулся. Думаю, образ лекарства закономерен, оправдан.

Я Вас не убедила?
     08:46 14.02.2019
1
Лана, милая, спасибо! Во всей этой разгоревшейся полемике меня кольнуло и удивило одно: стих этот прост, как дырка от бублика, а его возвели в ранг научной диссертации. Посыпались надуманные, за уши притянутые доводы, совершенно глупые бессмыслицы - лишь бы уколоть побольнее автора, через стих уколоть. И кто? Мастера слова? Кабы так - я бы стерпел, задумался, огорчился бы донельзя... Так ведь нет - стайкой налетели обычные бумагомараки. Уж чего стоит замечание: "гАвённый". После этого остаётся сделать вывод: это мог написать не пОэт, а пАэт. Этим, кстати, и всё сказано по поводу их словоблудия. Конечно же я их забанил. Просто провёл ассоциацию: моя страница и рисовое поле, которое от стада слонов усердно охраняют сагибы. Они не хотят, чтобы слоны истоптали их будущий урожай - я не хочу, чтобы такие же "слоны" топтались на моей странице. Как мать защищает своих детей, так и я буду защищать своих новорожденных "деток". Стихи мои рождались в муках, они, как высказалась Ахматова, "случались", а не писались по принципу "дай-ка, напишу!". Пусть это делают акыны, у них это здоровски получается. Ну, вот... Кажется, высказался. За сим и прощаюсь.
Обнимаю вас, Лана!
Гость      17:08 12.02.2019 (1)
Комментарий удален
     22:45 12.02.2019
1
Я не ред)) спасибо, что повысили в звании)))
     16:57 11.02.2019 (1)
2
 Мы и  детей  рожаем разными, что уж говорить о стихах?
 А мне стрихнин показался очень забавным. Это слово встряхивает внимание,  как неожиданный удар.
  И все зацепились за это слово.
 Значит сработало стихотворение, выстрелило.
     18:32 11.02.2019 (2)
3
Встряхивать может не только удачная острота, но и неловкость.
Я вообще-то на образы обращаю мало внимания, если нарушается грамматический строй.


Употреблённая автором грамматическая структура:
Даже снег, словно белый стрихнин,
Мне на плечи всё падает, падает.

сообщает, что снег падает на плечи, подобно тому, как на эти же плечи сыплется стрихнин. И событие осыпания плечей по воле автора стрихнином столь обыкновенно для каждого землянина, что представляется совершенно странным со стороны читателя недоумевать по поводу того, каким образом и из каких таких вышележащих сфер частенько запорашивает нас названным алкалоидом. Однако я именно недоумеваю. А почему?
Потому что:
автор хотел создать другой образ.
Применить обычное сравнение:
Даже снег, белый, словно стрихнин,
Мне на плечи всё падает, падает.


То есть не снег падает, как падает стрихнин, а снег белый, как бел стрихнин.

Вспоминаем Кольриджа: "Поэзия - это наилучшие слова в наилучшем порядке".

В принципе, на этом можно и завершить.

Но если пойти дальше.
Снег бел, как бел стрихнин...
Вы когда в последний раз имели дело со стрихнином? Я - ни разу. Спецкурс химии алкалоидов нам не читали. Фармакологии у нас тем паче не было. Вообще зададимся вопросом: когда рядовой человек и сколько из таковых (допустим, фабулян) вообще видели стрихнин, знают, что такое стрихнин?
Боюсь, что количество обладающих подобным опытом стремится к нулю. Наиболее продвинутые знают, пожалуй, что он горек. (Обычно в паре вспоминается ещё и хинин). Знают, что применяется там при каких-то болезнях сердцах, а в больших дозах это вроде какой-то яд... Вот и всё, пожалуй... То есть основные качества его - горечь и ядовитость. Так вот это и нужно использовать для метафоры. Основные признаки, которые традиционно связываются с предметом. А это, в данном случае, не его цвет. Как химик могу сообщить, что белы (вернее, в кристаллической форме - бесцветны) практически все алкалоиды (многие из них закачиваются на -ин, это если говорить о необходимости рифмы). И не только они. Поэтому упоминание о стрихнине производит ещё раз впечатление: отчего непременно стрихнин?
Метафора должна быть прямой. А не такой, чтоб читатель какой-то длинной цепью умозаключений приходил к тому выводу, что, вот, ага, снег бел как стрихнин, а стрихнин - это горькое вещество, да ещё и ядовитое, значит, автор хочет сказать, что горький опыт прожитой жизни давит ему на плечи и т.п.

Это я только о стрихнине сказал.
А стихотворение дли-и-инное...
     22:09 11.02.2019 (1)

Метафора должна быть прямой. А не такой, чтоб читатель какой-то длинной цепью умозаключений приходил к тому выводу, что, вот, ага, снег бел как стрихнин, а стрихнин - это горькое вещество, да ещё и ядовитое, значит, автор хочет сказать, что горький опыт прожитой жизни давит ему на плечи и т.п.

Александр, тут, по-моему, следовало бы уточнить, что прямые метафоры гармоничней для такого несложного текста, как этот. Что же касается, например, модернизма (а про постмодернизм я вообще молчу, потому что там в структуру метафоры вообще аллюзию могут вплести, которая сама по себе метафорой может быть) , то именно на такой цепи ассоциаций там многие метафоры и строятся... 
     22:17 11.02.2019 (2)
Грамматика предшествует метафоре.
В первой части моего отзыва я написал о грамматической ошибке (см. выше). Ошибки потому, что такое построение, как у автора, допускает амфиболию. (Со сравнительными оборотами всегда нужно быть внимательным). 
С исправления этой ошибки надо начинать редактуру.

А потом уже дело дойдёт до метафор.
     22:53 11.02.2019 (2)
1
с тем, что "белый" в такой синтаксической конструкции смотрится скорее как заполнение 
строки, я и не спорю... 
у меня, например, и эта строфа вызывает вопрос...

Мне бы выразить снегу протест,
Мне б на чудо природы оскалиться,
Только белые мушки с небес
Мне на плечи всё валятся, валятся…


здесь "только" явно употреблен в качестве противительного союза "но"... то есть за ним должна
следовать причина, которая мешает лг  выразить протест... но падание снега вряд ли можно
считать такой причиной... это как - я хотел крикнуть на жену (за то, что она молчит), только она продолжала молчать... -)
     08:56 14.02.2019 (1)
Совершенно за уши притянутая рецка. И к чему она? Ради того, чтобы приобщиться к стайке?
     14:41 14.02.2019 (1)

Совершенно за уши притянутая рецка

и этим она Вам понравилась?.. -))
я, по-моему,  все ясно обосновал, а вот ваш ответ похож на обидчивое - сам дурак...-)
     14:58 14.02.2019 (1)
Действительно. Что это я! И кому? Больше не бу-у-уду...
     15:22 14.02.2019
действительно, если по существу нечего сказать, больше не надо... -)
     23:11 11.02.2019 (1)
-1
Я тоже обратил на это внимание. Избитая фраза " белые мухи" - крупные хлопья снега, которые отнюдь не валятся, а летают - парят в воздухе. Но потом подумал, что таким образом создаётся картинка погибших мух, которые именно валятся с неба на плечи, создаётся образ апокалипсиса - снег - это манна небесная, а тут вместо неё мертвые мухи.
Скорее всего, эти стихи надо видеть образами - картинками.
     23:53 11.02.2019 (1)
1
и каким образом мертвые мухи (они черные или серые, кстати) 
мешаю выразить протест снегу?..
     16:57 12.02.2019
-1
Белые мухи - это снег
А вот таким образом и мешают высказать протест Хотел бы ЛГ выразить протест, да не может - белые снежные мухи сдохли и валятся трупами на плечи.
А, если серьёзно, то я с Вами, Виктор, согласен - эта строфа не поддаётся логике.
     22:37 11.02.2019 (1)
-1
Александр, здесь я полностью с Вами согласен. При таком построении, как у автора получается снег, как стрихнин, а не наоборот, а понимать предлагается именно наоборот - вместо снега - стрихнин. Логики нет.

Может быть, следует заменить всю строчку.
Даже снег, словно белый стрихнин - горький, токсичный...падает, падает...
     23:02 11.02.2019 (1)
-1
Снег не может падать, как стрихнин.
Потому как стрихнин не падает. Нам на плечи.
До тех пор, пока словно будет находиться одновременно и перед сравниваемым признаком и перед глаголом, будет создаваться ощущение наложения сравнительной и подчинительной связи (та самая амфиболия, о которой я сказал). Только переставив сравниваемый признак (слово белый) перед союзом словно, можно будет усилить сравнительное значение признака, а не действия.
     17:02 12.02.2019
-1
Или так
Даже снег, словно белый стрихнин - горький, токсичный...больше не радует...
     19:01 11.02.2019 (3)
2
 Что такое стрихнин лично я знаю, неважно почему, я не фармацевт и не химик.
 Понятно, что здесь стрихнин - это как оксюморон.
  Понятно, что  строгий логический разбор заклеймит этот образ, а мне  больше по сердцу такие  остроумные неожиданности.
 Вы правильно додумали в последней фразе, что  при чтении в голове пролетает и горечь, и ядовитость стрихнина,  это и есть  смысловая метафора.
 Ориентироваться на рядовых фабулян никто не обязан. Если это входит в мою задачу, я пользуюсь терминологией, с которой 80% фабулян не знакомы. Это не мое дело. Кому надо - узнают значение, а кому не интересно - флаг в обе руки.
 Я не утверждаю, что обсуждаемое стихотворение на уровне шедевра, но оно вполне оригинальное, в нем есть мысль, в нем есть этажность, т.е. читаешь - один смысл. Перечитываешь - находишь второй.
 Для нашей Главной, с учетом того, что на ней висит, как правило, это вполне достойное стихотворение.
 
 Я так считаю. А истины в искусстве нет, общеизвестно.


 
     08:24 14.02.2019
Спасибо вам, Галина и мой поклон!
     19:35 11.02.2019
1
Галя, образ логичен!!!
Посмотри мой комментарий!)
     19:07 11.02.2019 (1)
Ефим Хазанов - хороший поэт.
Мыслящий.
Это ценное качество.
     19:22 11.02.2019 (2)
2
 Потому и защищаю. Умных затоптать легко.
     22:50 11.02.2019 (1)
-1
Защищаете, это хорошо!
А вас эти строки не смущают?
"Неужели под скрипом подошв,
Как и снег, всё былое раздавлено"
     23:10 11.02.2019 (1)
1
 Абсолютно ничего меня в этих строчках не смущает. Ну есть какие-то переживания у автора или лит. героя, тут я путаюсь, вот так они выражены!
 И весьма нестандартно, я бы сказала.
 Можно домыслить: героя оставила любимая женщина  и он такой метафорой передает свое непонимание ее поступка, свою душевную боль.
 Что тут непонятного?
     23:23 11.02.2019 (2)
-1
Если бы было написано ( со скрипом) я бы тоже не возражал.
Но под скрипом, это что-то нечто!!!
     08:57 14.02.2019
Ах, какая красивая глупость! Ну просто на заглядение.
Удалять не буду - пусть и другие полюбуются.
     23:37 11.02.2019 (1)
1
Ну, а что тут неправильно? Подошва сверху, снег снизу, ПОД подошвами и скрипит. Именно ПОД!  Раздавливается под подошвами, а не с подошвами, логика следующего глагола.
     23:42 11.02.2019 (3)
-1
А вас не смущает что скрип это звук?
Или у вас, цель оправдать любой ценой написанную глупость?
     09:01 14.02.2019
Боже мой! Ещё глупее... Умница, Галина. Даже отвечать не стала. А ведь верно: бывают такие ситуёвины, когда неумный человек вдруг задаёт глупый, совершенно тупиковый вопрос на, казалось бы, привычное и всем понятное. Как тут быть? Остаётся просто пожать плечами, повертеть пальцем у виска, махнуть рукой и просто отмолчаться.
     23:47 11.02.2019
-1
В данном случае Вы не совсем правы.
Как средство выразительности такой приём может использоваться. 
     23:43 11.02.2019 (1)
2
 Коля, мы говорим не о научном труде, а о поэзии. И в ней слова часто несут совершенно другую смысловую нагрузку в отличие от буквального смысла.
 Если этого не учитывать, то не стоит и читать стихи.
 Написана не глупость, а стихотворение. У каждого есть свобода выразить свое мнение, но и только. Я не могу навязать всем свое восхищение, но и мне никто не докажет, что это глупость.
     09:12 14.02.2019 (1)
Надо же! Сколько копий изломано... Галина, ну зачем верблюду доказывать, что он верблюд? Пусть уж утверждает обратное, пусть и далее живёт и читает Маршака, Агнию Барто, Чуковского... Там всё просто и понятно:

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу... - и т. д.

              или:  

Наша Таня громко плачет -
Уронила в речку мячик...

Хотя... Мне кажется, если эта стайка задастся целью изгадить классику, они это сделают.
За сим обнимаю вас.
     09:39 14.02.2019 (1)
1
 Тут немножко другая мотивация, как мне кажется.
 Очень многие люди к концу жизни обнаружили, что прожили пусто, глупо и бесполезно даже для самого себя.
 Обязательным условием таких людей является высокое, ничем не оправданное самомнение. Все свои неудачи они яростно списывают на несовершенство мира и то, что их, гениальных мозгами и прекрасных душой, не оценили, затоптали, загнобили.
Виновных они находят легко: от собственных стерв-жен  и неблагодарных детей, которые      выросли без отца и даже алиментов от него, до  главного злодея России - Чубайса. Потом по ранжиру идет Горбачев и далее продажные чиновники,  жиды, пендосы, черножопые и...... всех не перечислишь.
 Путина, как правило, стараются не трогать, поротая задница не велит.
 В любом обществе, где находятся эти люди, они начинают  травить тех, кто успешней их, ЕСЛИ это безопасно! Т.е. соседу менту, который даст в зубы ни за что, кланяются издалека!
А вот на сайте можно полностью сняться со всех якорей! И тут объектами  выделения яда становятся самые успешные, популярные авторы.
Противопоставить им из своего - нечего. Зато непаханное поле "критики"!
 Вот и понеслась кобыла по оврагам!
 Ничего не сделаешь: такова природа  стадного хомо: не можешь победить - подкрадись сзади и ударь!
     10:27 14.02.2019
Согласен. Я, кстати, это понимал изначально. Просто долго воду в ступе толочь не хотелось. Спасибо, Галина!
С теплом.
     19:49 11.02.2019 (1)

По-моему, умных затоптать невозможно.
Ум - он же сверху.
А ноги - снизу.
Ну если только не ходить вверх ногами...
     21:30 11.02.2019
1
 А вот тут  Вы точно ошибаетесь! Ум - он не сверху! Ум у человека ВЕЗДЕ!! Или нигде.
 Помните у Пушкина: "Ни ступить, ни молвить не умеешь!" То есть даже ступить правильно - нужно уметь ум!
     23:08 12.02.2019 (1)
2
Завидую и не скрываю: мне бы написать такое стихотворение, которое бы столько времени обсуждал весь сайт!
     09:26 14.02.2019
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
     09:51 12.02.2019 (1)
2
Супер. Браво. "Веленью божьему, о, Муза, будь послушна...". И далее по тексту.
     09:21 14.02.2019
Саш, спасибо!
Жму дружескую руку.
Реклама