«Жизнь» 3-й тур 1-я группа 1-й поединок (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Без раздела
Тематика: Без раздела
Конкурс: Конкурс «Жизнь»
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 140
Внесено на сайт:
Действия:
Произведение ««Жизнь» 3-й тур 1-я группа 1-й поединок» самая комментируемая работа за сутки 
 14.10.2020 (22)

«Жизнь» 3-й тур 1-я группа 1-й поединок



Сегодня у нас очередной поединок в конкурсе «Жизнь».
Тема – «Жизнь». О жизни – реалистический рассказ о взаимоотношении людей. Можно и о любви, но лишь, как о составляющей.
Объём от 5000 до 20000 знаков.

Оценивать поединки может любой автор Фабулы, независимо писатель он или поэт. То есть любой автор Фабулы, независимо от того, участвует он в конкурсах или нет, может проголосовать за понравившийся рассказ. И его мнение будет учтёно.
Каждый голосующий сам решает, насколько рассказ соответствует данной теме, соответствует ли по объёму и так далее и тому подобное. На основании этого может, но не обязательно, снижать оценку.
Каждый голосующий имеет права каждому автору поставить 0, 1 или 2 балла, по принципу:
0 баллов – рассказ не очень;
1 балл – нормальный рассказ;
2 балла – рассказ хороший.
То есть, все возможные оценки: 2:2,  2:1,  1:2,  2:0,  0:2  1:1,  1:0,  0:1,  0:0.
Не забудьте указать в пользу какого рассказа.

Гости, клоны, анонимы комментарии писать могут, но оценки ставить не имеют право.
Спорить, хвалить или критиковать произведение, можно всем, кроме участников.
Участники поединка вы не должны открывать анонимность до объявления результата поединка. Потерпите 3 дня. Как будут объявлены результаты поединка, благодарите, смело отвечайте на критику.

Итак, сегодня встречаются рассказы «Пела вечером гитара» и «Хозяин».



Пела вечером гитара

Славное место для поселения выбрали предки нынешних жителей посёлка. Место ровное, сухое. А чуть вниз – речка небольшая змеится, прохладой к себе манит в жаркий летний зной. Вокруг леса осиновые да буковые. Ну, и, конечно, акации. Как без неё в наших южных широтах. Как зацветёт она по весне, так ароматом весь воздух насытится, сладким становится – дыши, не надышишься. В густых лесных зарослях то тут, то там, небольшие озёра, сверкающие зеркальной гладью. Богато рыбы в них, и редко у кого в сарае не найдётся рыбацкого снаряжения.
Долгое время посёлок называли Кудреватый. Вроде бы, такой была фамилия первого поселенца. Может и так, а может из-за кудрявистых крон деревьев, что вдоль дороги почётным караулом вытянулись. Только сейчас новое название у посёлка – Первомайский. Вроде бы как посовременнее и с нужной политической окраской.
Немало молодёжи в посёлке. Семьи-то крепкие, многодетные. Так уж исстари повелось. А уезжают в города единицы. А зачем искать чего-то, коли дома и работа, и жильё, да и подруг-друзей предостаточно. Ну, разве что, на учёбу съездят, а потом домой. Вот и растёт посёлок, строится.
Первомайские хлопцы и девчата не жалуются на скуку. Каждому найдётся дело по душе. Кто в полях, кто на ферме, кто в ремонтных мастерских трудится. Да и в хлопотном домашнем хозяйстве у каждого немало обязанностей. И всё же, только начнут сгущаться сумерки, как непонятное томление наваливается на каждого хлопца и выталкивает его на деревенскую улицу, полную пряных запахов парного молока, навоза и вызревающих садов.
– Вовка! Чтоб к десяти дома был!
– Смотри, Стёпка! Поздно придёшь – дверь не открою, – то тут, то там раздаются озабоченные окрики матерей.
Место сбора всем известно. Рядом с почерневшими от времени амбарами на окраине села, на самом высоком месте стоит деревянная геодезическая вышка. Именно сюда стекаются со всего посёлка парни и девчата в час, когда замрёт деловой дневной гул над посёлком, и лишь редкий лай собак, да грохот запоздалого грузовика нет-нет, да и нарушит умиротворённую тишину.
На этой, вкопанной у бревенчатой стены амбара сиживали ещё отцы и матери, а то и деды нынешней молодой поросли первомайцев. И звучали здесь самые модные для своего времени песни, частушки, прибаутки. Большинство деревенских свадеб вели свои истоки от этой скамеечки.
Нынче здесь главенствует Валерка Старыкин со своей гитарой. Надрывным голосом, с подвыванием выводит он сентиментальные строчки песен, которые в недалёком будущем получат уничижительное название дворовых. Тогда же транзисторные радиоприёмники, магнитофоны сильно потеснят гитару на таких вот стихийных скоплениях молодёжи, но, всё-таки, никогда не смогут вытеснить её совсем.
У Валерки главный инструмент – голос. Гитара лишь создаёт шумовое оформление, помогает удерживать нужный ритм. Тем более, что знает наш гитарист всего три аккорда, которые и использует в неисчислимом чередовании, но чаще всего, как уж получится. Несмотря на это, собравшиеся вокруг, воспринимают это дребезжание гитары почти как верх исполнительского искусства и от всей души подхватывают припев наиболее популярной песни:
«То взлёт, то посадка,
То снег, то дожди.
Сырая палатка,
И писем не жди…»
Эту песню Юрия Кукина любят все. Она, пожалуй, самая изысканная в валеркином репертуаре. Не всё в ней понятно, но именно эта туманность, какая-то многозначительность делает песню такой популярной среди неизбалованной ещё телевиденьем и, тем более, интернетом, первомайской молодёжи.
Наиболее рьяные поклонники этого пения сгрудились вокруг скамейки, а кто-то расположился чуть поодаль. Парни подстелили свои пиджаки, куртки и на них восседали сельские красавицы, кокетливо поглядывая и на подруг, и на кавалеров.
«Самолёт летит, мотор работает,
А мой миленький сидит, картошку лопает…»
И такую старину включает Валерка в свой репертуар, и гитара в его руках захлёбывается в громких аккордах, мало имеющих отношения к мелодии.
– За что же вы, ребята, так гитару мучаете?
Увлечённые пением общепризнанного солиста и своим подпеванием, вечёрка не сразу заметила подошедших двух мужчин. Обоим чуть за тридцать. В рабочих спецовках. От обоих несёт толи бензином, толи соляркой. Тот что повыше, задавший вопрос, улыбался так приветливо, что вместо того, чтобы дать ему достойный отпор, Валерка всего лишь пробурчал:
– Не нравится, так и не слушай.
– Пошли, Сань, – потянул спутника за рука тот, что пониже.
– Подожди. Гитара ведь… Я её всякую люблю. А здесь, слышишь, плачет она.
Валерка хмыкнул и, ударив по струнам, заголосил:
«В королевстве, где всё тихо и складно,
Где народ весельчак, балагур…»
Старательно, натужно хрипя, стараясь перекричать друг друга особенно там, где король «на народ кашлем страх наводил», пацаны подхватили песню.
– Слышь, друг, дай я попробую. – Всё с той же обезоруживающей улыбкой попросил Саня.
Какое-то время Валерка размышлял, потом. С явной неохотой, отдал гитару.
– Попробуй. Послушаем.
Потеснись-ка, – Саня присел на краешек скамейки.
Осторожно, ласково погладил он корпус гитары, мягко провёл пальцами по струнам. И гитара расслаблено и облегчённо вздохнула, отозвалась нестройным пением.
– Ну-у, ребята!  – укоризненно протянул Саня, – Разве можно на таком расстроенном инструменте играть!
Постоянно проверяя созвучие струн, почти прильнув к ним ухом, он то подтягивал, то отпускал колки гитары.
– Ну, вот. Теперь совсем другое дело, – удовлетворённо произнёс он наконец. – Это называется русский строй.
После короткой паузы Саня вновь тронул струны, и гитара, вдруг, отозвалась пронзительной чистоты и грусти аккордом. Зазвенел перебор струн, и к вершинам окрестных деревьев, к фиолетово-сумеречному небу понеслась знакомая с детства мелодия.
«Однозвучно звенит колокольчик…»
И собравшиеся в кружок ребята действительно услышали этот далёкий, то замирающий, то вновь доносящийся серебристый перезвон. И каждый ощутил в полной мере «сколько грусти в той песне унылой» и сочувствовал от всей души герою песни, грустил о его молодецких днях. Казалось, что гитара сама рассказывала обо всём, а голос гитариста только сопровождал её рассказ басовитым, бархатным подголоском.
Песня кончилась, и добрая тишина повисла над слушателями. Всё ещё чудился удаляющийся перезвон колокольчиков под дугой разудалой русской тройки.
– Сань, а Сань, сыграй ещё чего-нибудь. – Каким-то осевшим голосом попросил Валера.
А тот уже опять колдовал с колками и поглаживал большим пальцем правой руки струны. К скамейке подошли те, кто поодаль находился.
– А теперь другой строй – цыганский.
И тут же лихой цыганский перебор стряхнул со слушателей печальную задумчивость, навеянную предыдущей песней.
«…Очи чёрные, очи жгучие…» - выводила гитара, пока ещё сдержано, но уже нетерпеливо подрагивая струнами и отдаваясь в сердце каждого слушателя в предвкушении взрыва страстей.
Всё быстрее, быстрее темп цыганской мелодии. И ноги уже сами рвутся в пляс, чтобы разогнать тоску по погубленному этими «страстными» очами счастью.
«…Очи чёрные и… прекрасные…» – закончила гитара и, в наступившей тишине явственно стало слышно учащённое, шумное дыхание слушателей. Словно воочию увидели они того цыгана, который изливает душу своей верной спутнице – семиструнной гитаре.
– Ну, Саня, ты даёшь!  – восхищённо протянул кто-то из парней, а Валерка лишь шумно сглотнул слюну и вздохнул, словно всхлипнул.
– А вот эта песня хлопцы для вас. Ваша песня.  – Сказал гитарист, закончив очередную подстройку гитары.
И вновь задумчивый перебор струн, но звучание их иное, вроде бы, ближе ребятам, современнее, что ли. Теплотой доброго, умного человека повеяло, когда будто сама гитара выдохнула:
«Виноградную косточку в тёплую землю зарою
И лозу поцелую, и тёплую гроздь я сорву…»
И, тесно обступившие гитариста, парни и девчата,  действительно настроили свои души на любовь к ближнему, к родному дому, ко всему прекрасному, доброму.  И ощутили они солнечную теплоту тяжёлой виноградной грозди и всем существом своим согласились со словами:
«…А иначе, зачем на земле этой вечной живу?».
На всю будущую жизнь запали эти слова в сердца молодых слушателей и для многих стали жизненным девизом.
«…И заслушаюсь я, и умру от любви и печали…», – пела гитара, и это было правдой, под которой готов был подписаться любой, кто слушал гитариста Саню в этот тёплый июльский вечер на окраине посёлка Первомайский, возле старой деревянной геодезической вышки.

Отзвучали последние аккорды, а тишина всё ещё хранила отзвуки песни, всё ещё держала слушателей в напряжённом внимании.
– Ну, спасибо, ребята. – Встал Саня, – Хорошая у вас гитара.
А все молчали.
Потом, кто-то попросил:
– Может, ещё споёшь? А, Сань?
Саня подумал.
– Поздно уже хлопцы. Лучше я завтра вечером опять сюда приду.
И он ушёл со своим спутником в чернильную темноту уже наступившей ночи, унося с собой любовь и признательность оставшихся.
А в эту ночь гитара больше не играла.



Хозяин

Вечерело.  Машина  свернула  с  трассы на  проселочную  дорогу. Не  пройдя  километра, водитель, со  знанием дела,  повернул  в лес  по  едва  заметной  просеке. Вскоре  остановились. Крепкие  руки  подхватили  Павла  и  вытянули  с  заднего  сидения на  свежий  воздух.  От  толчка  в  спину  он  упал  на  колени. Рядом  воткнулась  в  дерн  короткая  пехотная  лопата.
- Копай, - в  голосе  слышались  участие  и  легкое  сожаление.
Тело  сжал  невыносимый  ужас  и  охватила  дрожь. Нет. Это  уже было.  Давно. В  прошлой жизни.  Внезапно  тело  стало  распухать. Руки, ноги, грудь, лицо. Стало  трудно  дышать.  Вывалился  огромный живот.  Словно  плеснули  в  лицо  холодной  водой, прогоняя  кошмар.

Он  проснулся.  В  поту от  страха, но в своем времени, доме и


Оценка произведения:
Разное:
Обсуждение
     17:39 17.10.2020
Итоговая таблица

1 Иван Морозов                       60-55    6
2 Николай Ананьченко          77-70    3
3 Борис                                      61-59    3
4 Евгений                                  40-54    0

Поздравляем Ивана Морозова и Николая Ананьченко с выходом в полуфинал конкурса «Жизнь»!
Жду ваши рассказы на полуфинал.
     17:12 14.10.2020
Первый рассказ лирически сентиментален, несколько затянуто начало, но читается легко да еще с такими песями. песнями. Жизнь одним словом.
Второй рассказ написан тяжелым языком о тяжелом человеке, который создав бизнесс, не смог побороть себя и постепенно умирает. Это не жизнь!
Счет 2 : 0
     12:24 10.10.2020 (2)
Первый рассказ написан красиво. Только в начале - ощущение, что написан он давно, при советской власти. ставлю 2.Второй рассказ - неплохо. Но лично я не понял концовку. Прошу меня простить, но я с подозрением отношусь к таким сюжетам о мультимиллионерам, которые склонны к доброте и размышлениям. Если взять тупых губеров, то они явно не склонны к сантиментам. Одна извилина  в мозгу. Ставлю 2.
итого-2:2
     23:22 13.10.2020 (1)
А ведь вы правы, Пётр. Это один из первых моих рассказов, и написан он в середине семидесятых годов прошлого века. Случайно нашёл в архивах, немного поправил, подумал: а почему бы и не вывесить?
     10:01 14.10.2020
Сейчас всего этого нет, село умерло:"Немало молодёжи в посёлке. Семьи-то крепкие, многодетные. Так уж исстари повелось. А уезжают в города единицы. А зачем искать чего-то, коли дома и работа"
Ни работы, ни молодежи, ничего нет сейчас в селе. Моя станица на Дону вымерла! А тогда, в 70-е, все было так, как Вы написали. Тоскливо вспоминать! Где люди, кто их убил?!
     20:53 13.10.2020 (1)
Он  не  мульти-миллионер,  просто  благополучный  коммерсант,  который ни  от  кого  не  зависит.  Но  цена  успеха  оказалась  высока.
     10:12 14.10.2020
Согласен, всякое бывает. Но лично мой опыт - многих и многих разговоров с мультимиллионерами и замами губеров - отрицательный. Такие мурло и мурлища! Без совести, ума. Я вынужден был ходить по ним (и в приемные "ЕдРо" в том числе, где тутупеты Госдумы принимают) по простой причине - чтобы они помогли всем детям-инвалидам России, у которых власть (они же, депутаты ГД) отобрали спецавтотранспорт, отобрали право на хорошую реабилитацию и лечение.
Одно мурло из "ЕР" мне прямо заявило, нагло ухмыляясь  - "Я, что ль, помогать буду? Не буду!"
посмотрели мы в и-нете, и ахнули - это мурло - мультимиллионер! Сволочь! Его и не просили личные деньги давать. Всего-то надо было внести поправки в закон и вернуть туда изъятое право! Понимаете? Право отбирать нельзя - по Конституции. Но право это отобрали!
     18:53 12.10.2020 (2)
Начало рассказа очень затянуто. Но в целом хорошая добрая история. Вторая история непонятно завершилась, но сохранить в бизнесе, особенно в большом бизнесе человеческое лицо очень трудно. Герою видимо это удалось ценой своего здоровья.
1:1
     23:30 13.10.2020
Спасибо Ирина.
     20:47 13.10.2020
История  завершилась  вполне  понятно.  Человек  все  же  решил жить.  Но  все  тот  же  сон  преследует  его.
     17:43 11.10.2020 (3)
2:1
Песня Юрия Визбора "Серега Санин", не понял, кто такой Кукин. 
     23:29 13.10.2020
Ох, с этой песней такая история. Первоначально я написал о песне Ю.Кукина "Гостиница". Потом подумал, что далеко не все могут знать эту песню и заменил на "Серёгу Санина". А вот автора изменить забыл. Так уж получилось. Спасибо вам.
     20:47 13.10.2020
Имеете  право
     01:59 12.10.2020 (1)
"не понял [причём здесь] Кукин" ?
По ошибке, которую поправит любой технический редактор. Безо всяких проблем для текста.
     12:44 12.10.2020 (1)
Стало еще непонятнее. Кукин это и есть технический редактор? 
     15:25 12.10.2020
Кукин - бард, известен прежде всего по супер-популярной песне "за туманом" (что видно по ссылке "Кукин" в моем комменте выше). Упомянут автором по незначительной ошибке, которую легко исправить корректурой или техническим редактированием 
     09:18 12.10.2020 (2)
Песню "За туманами" написал Юрий Кукин, он же её и исполнял. Пел её также и Юрий Визбор.
Это отлично можно послушать, если пойти по ссылке Трэвелер.
А почему бы, просто так  не собраться послушать песни, для души
и  "без питья портвейна и лапанья девчат"? 
Может быть, они и выпили немного, но это осталось "за кадром", как и многое другое, не досказанное в рассказе "Хозяин". У меня такое впечатление, что я где-то читала об этом. 
Начинается рассказ интригующее: ЛГ копает саперной лопатой могилу. И это оказывается тяжким сном.
Кажется, в конце рассказа автор должен раскрыть тайну ЛГ. Но, увы. Хотя, как говорят многие сейчас - никто, никому, ничего не должен.
Остается включать свои догадки. ЛГ серьезно болен и ему предстоит операция, которой он очень боится.
Но боишься или нет, а если жить хочешь, то надо.

"- Карим  Мустаевич, я  согласен, - выслушал  одобрение. – Только  поскорее, - выслушал  утверждение." Обратите, автор внимание на это предложение, как -то два раза в небольшом промежутке "выслушал" не особо звучит.
2:2
     23:26 13.10.2020
Спасибо Анна. Согласен с вашим мнением о моём рассказе.
     20:51 13.10.2020
Да  не  операция  предстоит  а  пол  года  монастыря  в  Тибете.  Жить  будет,  но  мозги  так  промоются,  что  интерес  к  бизнесу  пропадет.   Все  прошлое  цену  потеряет.   А  повторяемое  слово  для  того,  что  мысли  прыгают  и  нужно  за  что-то  зацепиться.
     18:42 10.10.2020 (2)
2:2. Но в Хозяине искала продолжения. Почему свернул на проселочную дорогу? Непонятно.
     23:24 13.10.2020
Спасибо.
     20:51 13.10.2020
Это  дорога  из  постоянно  повторяющегося  сна.
     13:19 10.10.2020 (2)
«Пела вечером гитара»
Симпатичный рассказ о симпатичных людях.
Хотя заметна лакировка: что же, вот просто собирались парни посидеть под музыку — без питья портвейна, лапанья девок, мата, разборок, чей кулак круче?
Так славно живётся в посёлке, что даже никому в город не хочется — отучились да назад на свои фермы и в мастерские… соцреализм.

«Хозяин»
Иронией звучит название — рассказ-то не о хозяине, о а рабе своего бизнеса.
Чем он занимается, правда, совершенно не ясно, да и с цифрами непонятка: всего два миллиона рублей месячного дохода при десятках тысяч работников?
Подаёт робкую надежду финал, может быть, смерть друга-попугая человека наконец образумила?
И отлично, на мой взгляд, оборвано всё на полуслове — только пережить бы эту ночь…

1:2
     23:23 13.10.2020
Спасибо Мария. 
     20:52 13.10.2020
Спасибо
     10:31 10.10.2020 (2)
2:1 Оба рассказа хорошие, но первый понравился чуть больше.
     23:20 13.10.2020
Спасибо Анатолий.
     20:53 13.10.2020
Имеете  право
     09:12 10.10.2020 (2)
2:2
"Пела вечером гитара" красиво подводит к последней строчке.
Второй рассказ чуть менее гладок, в отдельных местах, но содержание все-равно зачетное.
     23:20 13.10.2020
Спасибо.
     20:54 13.10.2020
Спасибо
Реклама