«Философия» 1-й тур 1-я группа 2-й поединок (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Без раздела
Тематика: Без раздела
Конкурс: Конкурс «Философия»
Автор:
Баллы: 8
Читатели: 153
Внесено на сайт:
Действия:

«Философия» 1-й тур 1-я группа 2-й поединок

Сегодня у нас очередной поединок в конкурсе «Философия».
Тема – «Философия». Философская проза – в произведении должен быть философская мысль, желательно новая и интересная. Но не статья, а философский рассказ, философская сказка или философская притча.
Объём от 3000 до 20000 знаков.

Оценивать поединки может любой автор Фабулы, независимо писатель он или поэт. То есть любой автор Фабулы, независимо от того, участвует он в конкурсах или нет, может проголосовать за понравившийся рассказ. И его мнение будет учтёно.

Не имеют право голосовать:
1) Гости
2) Анонимы
3) Клоны
4) Авторы, зарегистрированные после 31 января 2021 года
5) Читатели, не получившие статус автора

Каждый голосующий сам решает, насколько рассказ соответствует данной теме, соответствует ли по объёму и так далее и тому подобное. На основании этого может, но не обязательно, снижать оценку.
Оценивать рассказы следует, примерно, по таким критериям.
Содержание: соответствие, сюжет, интрига, концовка. Не обращая внимания на буквы, словно вы смотрите фильм.
Повествование: стиль, герои, эмоции, ошибки. То есть, то, что зависит от автора.
Каждый голосующий имеет права каждому автору поставить 0, 1 или 2 балла, по принципу:
0 баллов – рассказ не очень;
1 балл – нормальный рассказ;
2 балла – рассказ хороший.
То есть, все возможные оценки: 2:2,  2:1,  1:2,  2:0,  0:2  1:1,  1:0,  0:1,  0:0.
Не забудьте указать в пользу какого рассказа.
За победу в поединке даётся 2 очка, за ничью – 1 очко, за проигрыш – 0 очков.

ГОЛОСОВАТЬ В СВОИХ ПОЕДИНКАХ, КОММЕНТИРОВАТЬ СВОИ ПОЕДИНКИ ДО ОБЪЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА – НЕЛЬЗЯ!!!
ПОЖАЛУЙСТА, СОБЛЮДАЙТЕ ЭТО УСЛОВИЕ!!!


Итак, сегодня встречаются рассказы «Инв. № 54» и «Монах или бес?».



Инв. № 54

Маялся я душой в нынешний день, да как маялся! Назначена у меня была встреча с женщиной, которую…хотел написать «любил», да не выписалось как-то. Было между нами что-то, было, да прошло. И прошло так, что не нужно оно мне, не к месту, ни к чему совсем. Ни душе, ни телу. А вот поди же ты: надо встретиться, и, как назло, я в роли просителя. И, как ни крути, не отложишь, вот никак не уйти…

Москва погодой не порадовала, после южных голубых небес и подснежников. Не май месяц, а вовсе февраль, и признаков весны нет. Асфальт на небе, асфальт под ногами. Впрочем, под ногами асфальт лишь местами, где чищено. А так — грязный, серый, местами черный уже снег. Слежался, в лед сложился. Помечен собаками, кошками и прочей живностью. Так что лучше уж тот серый «асфальт», который на небе, а смотреть приходится именно на землю, чтоб не растянуться ненароком на грязном снегу.
Выбирался из Подмосковья последней электричкой перед часовым перерывом, а потому раньше, чем надо бы. На полчаса, а то и час раньше.
Электричка, потом подземка. Вылез, наконец, из городского чрева, которое зовут москвичи «метро», оглянулся вокруг. Идти-то куда? На старое место рабочее, где каждый меня знает и о чем-то спросит? А говорить-то как лень, и все же надо, и придется, но отложить бы эту минуту дальше, как можно дальше!
В парк бы хорошо в иное время, но холодно сегодня, ветрено, и снег вот сыплет. Отвык я от зимних пейзажей, и одет не так добротно, как хотелось бы.
В храме тепло, и нынче скамьи расставлены, чтоб присесть можно было. Пойду-ка туда, но не свечи жечь, не иконы целовать. Согреться, время убить.
Я никогда не бегал от запаха церковных свечей. Активным атеистом не был. Но вот уж и батюшкам рук не целовал, не причащался и не бился лбом о камень. Дед, староста церковный, к быту церковному меня приобщал. Давно это было, конечно, но помню, как читал я ему Евангелие, потому как дед был неграмотным. Ветхий завет называл дед «порнографией», и в моем исполнении он не звучал никогда, возможно, в целях воспитательных; с Ветхим заветом я справился сам, и несколько позже. А вот Евангелия читал, и часто, так часто, как доставал дед карманную библию, с которой не расставался, и протягивал ее мне для прочтения…

Именно в те далекие годы, когда я и думать не думал, что буду писать и публиковать написанное, впервые задал я себе вопрос: «Как люди придумали Бога?». Именно так вопрос звучал раньше, теперь я иначе формулирую, но до сих пор отвечаю!
Окинул храм взглядом издалека, поежился. Не родной он какой-то, не православный. Шпиль над башней голландского какого-то типа; смотрится, ну словно кирха лютеранская. Понятное дело, что вдохновлен западноевропейскими формами, что петровское наследие. «По именному царского величества указу и по данному ему величества рукою рисунку»[1]. Но в Москве петровское не смотрится, в Москве оно чужое. И мне оно тоже не свое. Я и в Петербурге к Спасу на крови приду скорее, чем в Исаакий или Казанский. Мои предпочтения отсюда вывести не сложно; и заметьте, что все три названные мной собора недействующие, это тоже знаковое нечто, видимо…

Я вошел в храм. И впрямь тепло, не то, что на улице. Народу немного. Как обычно, группа женщин неопределенного возраста там, где свечи и ладанки. Мужчина впереди, ближе к иконостасу; на коленях и в трансе каком-то, верно, молитвенном, головой к полу прикладывается не на шутку. Болен? Потрясен душой? Дай ему бог, коли бог этот есть, а если нет, то тоже дай, потому что нельзя не дать человеку, когда он вот так просит. Я бы дал, если б мог.
Лики хотя бы свои, родные, со стен, и на том спасибо. Ах, Богоматерь, и впрямь, утоли ты мои печали…
Обошел церковь по кругу, вгляделся в лики, поздоровался со всеми.
Присел на скамью, и сидел долго. Спокойствие не приходило, было маетно, как и прежде.
У каждой церкви своя история. Большая и малая. Про большую упомянул уже, Петра творенье, считай. А малая…

Вот навскидку, попробуем порассуждать. Работал тут архитектор Мичурин. Не тот ли это Мичурин, что андреевскую церковь в Киеве строил? И если тот самый, то что за судьба у человека, достраивать за всеми. Там Растрелли задумал, строил Мичурин. Здесь Петр Первый задумал, а достраивал тот же Мичурин. Видимо, придумывал он плохо, а строил хорошо. Попробовал я представить себе человека, который жил при Петре, жил и после, и все чужие «лебединые» песни допевал. Портрет не вышел, я мысленно махнул рукою.
А, кажется, именно в этой церкви отпевали Чаадаева…
Господи ты, боже мой, вот уж, действительно, знаковость и совпадения, что за день у меня сегодня. Друг-недруг давнишний, Чаадаев, «басманный» философ! Тот самый, что поделил нас всех на западников и славянофилов (тот, кто критиковал его, оформился в славянофила, кто славил, тот становился западником!). Это Чаадаев негодовал по поводу «отлученности» нашей от «всемирного воспитания человеческого рода». Эх, Петр Яковлевич, как мало я с тобою в этом согласен! Как не хочу, чтоб объединенная Европа была страны моей воспитателем. Не бывает так, чтоб большое становилось частью малого; Россия пойдет своей дорогой, впрочем, разве и этого ты не знал, не говорил? Только тот европейский горизонт, что представлялся тебе седьмым небом, мне — московским помеченным снегом нынче. Как нет правды на земле, так нет ее и выше. Как нет мира здесь, так тем более нет его в Европах. Пусть учатся у нас тому, чего нет у них. Как мы учимся тому, чего в нас самих нет, у них, и у других тоже. Привилегий на некое «мировое слово» для всех нет, и его не будет.
Правильно отпели Чаадаева здесь, и правильно я зашел, сказать ему прощальное слово…

Я встал, и прошел в часть церкви, что не видел до сих пор, налево от входа.
Шел, все еще думал о Чаадаеве. Бедняга, первый официально объявленный сумасшедший. Никем иным, как правительством. Что за штука жизнь, и смеяться вроде грешно, и смешно же до колик.
Я чуть не задел его, большой крест, повернутый ко мне тыльной своей стороной, и задержался возле него. Так бывает иногда: бросится в глаза надпись, и пройдет поначалу краем сознания. А потом вдруг огромными знаками всплывет, пойдет молотом стучать в мозгу ее значение.
На обороте большого поминального креста была надпись: «Инв. № 54…». И цифра дальше, не помню, а может, и не было ее.
Инвентарный номер у креста. На знаке распятия, на спине у человека, который говорил нам всем свое потрясающее СЛОВО. У автора «Нагорной проповеди».
И ЕГО посчитали, инвентаризировали, значит…

Бренность всего сущего… дикое, сумасшедшее впечатление бренности и тлена пронизало меня.
Бывают же дурацкие, совершенно чокнутые мысли, полные экзистенциального бреда, когда «отдыхает» и сам Камю, сиротливо стоит в сторонке, быть может, даже нервно покуривая.
Каков мой инвентарный номер в общем ряду существующих номеров?
Тот самый, что мама хранила в серванте, как большое сокровище свое, укрепленный на кусочке бинта, выписанный чернильным пером на квадрате клеенки? Или номер моего партийного билета, один из первой сотни, чему я когда-то так смешно радовался? Или, может, ИНН, «знак дьявола», «печать сатаны». А может, мой новый номер члена Российского союза писателей, тоже какой-то каббалистически удачный, четырехтысячный…
А, вернее всего, окончательный и несменяемый номер, номер свидетельства о смерти, если их нумеруют, конечно, а если нет, то пронумеровать можно и могилу. И это уже окончательно, «мой порядковый номер на рукаве».
И скажите, пожалуйста, почему я, закоренелый атеист и насмешник, не рискнул зайти с торца, и заглянуть в лицо Христу, распятому на кресте с собственным инвентарным номером?
Я не знаю.
Я закрыл за собою двери храма, и пошел на ненужную мне встречу. Я-то знаю теперь, в моем странном возрасте, что не следует встречаться с прошлым: в нем ничего не изменилось. И я же сам из него ушел?!



Монах или бес? Слабость и вера против  силы и соблазна
(Размышления  о фильме «Монах и бес»)

— А Сатана, п-прости Господи, он как?
— Очень эффективный руководитель.
— А ведь ты его не любишь, Легион...
— Я его ненавижу! У нас так принято.

Что в этом фильме необычного
Давайте подумаем вместе, почему  вера и любовь к ближнему  побеждает силу и соблазн?
Казалось бы Иван слаб, смешон, просто  неудачник по жизни, где ему справится с Сонмом бесов - в фильме просто названых Легионом?
Почему все испытания беса Иван проходит, кажется легко. Вспомните эпизод с кляузой на Настоятеля….
И все таки бес находит брешь в обороне Ивана - увидеть Святую Землю и после этого, тот готов отдать свою душу Сатане. Мне было в этот момент не по себе, когда я смотрел фильм в первый раз. Но когда я смотрел повторно, то возникло что Ивана направляет сам Господь. Мы помним, что Отец Небесный благоволил к Ивану, когда Легион зажег огонь,  с неба сошел дождь.
Надо сказать, что этот фильм полезно смотреть не  один раз, потому что первый раз вы больше следите за сюжетом, пропуская иногда очень важные детали. Арабов  умный сценарист, виртуозно владеющий эзоповым языком и Досталь  тоже умный режиссер - они выстроили  диалоги и подтексты, которые не всегда понятны всем, кроме  верхнего слоя.
Выскажу парадоксальную мысль, что  бес занимает место в душе Ивана место Ангела-хранителя. А место, как должность, накладывает обязанности по охранению своего носителя. На самом деле он действительно оберегает и хранит Ивана - три испытания, данные Настоятелем Ивану – без его помощи никогда не были бы решены. Вычерпать колодец -


Оценка произведения:
Разное:
Обсуждение
     09:58 10.02.2021 (1)
«Инв. № 54»
Истинное удовольствие — прогулка по знакомой улице с образованным и словоохотливым собеседником: много нового узнаешь, а о давно известном — по-новому задумаешься.
А приди электричка попозже, и ничего бы этого не было, пробежал мимо, торопясь на встречу.
Но, может, тогда она бы не оказалась ненужной?

«Монах или бес? Слабость и вера против  силы и соблазна»
Прежде всего — спасибо автору за подсказку, наконец-то посмотрела этот фильм.
Замечательно поставлено и сыграно, искренне проникаешься поставленной проблемой: эффективностью сатанинского искушения и допущенными им при этом ошибками.
С секси-брюнеткой (невольно я обиженно вздохнула, блондинка) слишком уж, видно, был бы очевидный, избитый подход, отказались от него. Посещение императора, на мой взгляд, так же как ранее визит епископа/дамы — очередной дьявольский трюк, спасённый Господом от мудрости настоятель его чувствует сердцем, отказываясь и перед лицом самого государя признать очевидные, вроде бы, чудеса.
И неспроста Иван поддался в конце концов на такое ничтожное искушение (ведь в Иерусалим он мог бы попасть и без помощи чёрта, в фильме прямо об этом сказано, «как все, по морю поплывём») — это уже было, видимо, проявлением Божия промысла, такой путь избрал Он, чтобы показать безмерное Своё превосходство перед всеми кознями сатаны.
…И тут спохватываешься: да неужели я всерьёз размышляю об этом? Как будто и впрямь верю поповским сказкам!
Чур меня…

2:2
     14:46 13.02.2021
Мария, спасибо за комментарий-размышление и спасибо за высокую оценку моего произведения...
     21:10 10.02.2021 (2)
1:2
     14:44 13.02.2021
     22:04 12.02.2021
Спасибо Ирина за вашу оценку. 
     15:11 10.02.2021 (2)
мне было очень сложно определиться.. со второго прочтения определённо для себя сделала вывод  0:2  в пользу " МОНАХ и БЕС"...
После просмотра фильма.. всё встало на свои места.. Спасибо Вам, автор.  оценки других  читателей не смотрю, ибо , моёмнение может не совпадать.. обе работы  удачны.. успехов!
     14:43 13.02.2021
Спасибо...
     22:05 12.02.2021
Спасибо Вам , Надежда за понимание и поддержку.
     14:18 10.02.2021 (2)
Очень понравились оба рассказа.  2:2
Михаил Зильберман
     14:43 13.02.2021
Спасибо за участие в конкурсе и высокой оценке моего произведения...
     22:06 12.02.2021
Большое спасибо за ваше мнение.
     22:22 09.02.2021 (2)
2:1  Хороши  оба  произведения,  но  автор  второго  должен  был понять,  что  анализируя  уже  созданное,   можно  попасть  под эффект  вторичности.  
     14:42 13.02.2021
Спасибо за "хороши"... спасибо за участие в конкурсе...
     22:07 12.02.2021
Борис, все что мы пишем вторично..Спасибо за ваше мнение.
     20:31 09.02.2021 (2)
Что сказать? Интересно было читать, мозг включался. Где-то спорно  для меня, где-то согласна. К сожалению, не смотрела фильм, о котором 2-й рассказ. И хотя я думала, что будут сюжетные рассказы на тему философии, эссе тоже вполне интересны.

2:1 в пользу инв. № 54
     11:46 13.02.2021
Галина, спасибо за комментарий... сам люблю включать мозги... не всегда получается, но попытки включения я не перестаю всё-таки делать за счет (в мою пользу) тоже спасибо...
     22:08 12.02.2021
Спасибо
     17:29 09.02.2021 (2)
2:1 Оба хорошо сделаны, но первое эссе понравилось больше. По стилю напоминает роман Чивилихина "Память", в которым автор тоже  (перемещаясь играючи с темы на тему) аккуратно прошелся по разному. Здесь, в предложенном тексте - по религии и истокам западничества / русофилства. Автор оперирует знакомыми мне вещами, умело подогревая интерес.
Второе эссе отсылает к фильму, который я не видел и не имею в планах смотреть (ввиду ограниченниости времени на такие просмотры) - упоминает незнакомые мне имена. А для лучшего понимания авторской идеи, я все-таки должен это видеть и знать.
     11:40 13.02.2021
Г-н Трэвелер, спасибо за комментарий, а не за победный счет в мою пользу(хотя приятно)... и большое спасибо за информацию о новом для меня авторе - Чивилихине... в последнее время я как герой знаменитого анекдота: чукча не читатель, чукча - писатель попытаюсь "одолеть" "Память"... еще раз большое спасибо...
     22:09 12.02.2021
Спасибо вам за мнение, фильм найдите время посмотреть, тогда может быть вам будет понятна основная мысль заложенная текст о катарсисе души Легиона из беса  в человека, из человека в ангела...
     17:25 09.02.2021 (2)
Очень понравились оба рассказа.  2:2
     11:35 13.02.2021
Иван, Вы наверно апологет народной мудрости:Краткость - сестра таланта... принято Спасибо за интерес к конкурсу...
     22:10 12.02.2021
Спасибо Вам, Иван .
     17:20 12.02.2021
Таблица после 1-го тура

1 Марита Нор                       8-6      2
2-3 Андрей Ников              19-19    1
2-3 Олег Фурсин                19-19    1
4 alexrepin                            6-8        0
     17:14 12.02.2021
Закончился 2-й поединок 1-го тура в 1-й группе. В нём принимали участие рассказы «Инв. № 54» - автор Олег Фурсин и «Монах или бес?» - автор Андрей Ников.
Счёт – 19:19 – ничья.
Книга автора
Бесцельное парение над полем 
 Автор: Юрий Катаев
Реклама