Открытый ящичек Пандоры
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Читатели: 16 +3
Внесено на сайт:
Действия:

Предисловие:

*( А у ларчик просто открывался и у неё, и у него)

Открытый ящичек Пандоры



Миф о Пандоре, открывшей ларец с надеждой породил многие афоризмы и фразеологизмы, ставшие крылатыми фразами, означающими какие-то действия, приводящие к необратимым нехорошим последствиям. В древнегреческой мифологии в поэме «Труды и дни» Геосида, сочинявшего на традиционном эпическом языке с ионийским диалектом упомянут прецедент с открытием ларца Пандорой. Сюжет основан на розни между братьями, не поделившими наследство, кроме того, миф о Прометее был показан в ином виде, дать людям огонь просвещения-это не просто прецедент а что-то большее. Рассказывая о своеволии, беззаконии, несправедливости и наказании за провины автор обвинил Зевса пославшего на людей голод и язву. Весь труд пропитан пессимизмом. Пессимизм Гесиода нашел выражение в рассказе «Трудов и дней» о пяти веках – о постепенной деградации человечества и росте жизненных трудностей. Мысль об ухудшении жизни на земле поясняется мифом о Пандоре. Этот пессимизм связан с растущим в мире социальным неравенством, с делением людей на «лучших» и «худых». Гесиод живет надеждой на Бога, который должен установить справедливый миропорядок и воздать за несправедливость, беззаконие и бесправие. «Ну как же тут быть справедливым,
Если чем кто неправее, тем легче управу находит?
Верю, однако, что Зевс не всегда же терпеть это будет»

Кроме того, Гесиод попытался описать происхождение мира в своей теогонии. Геликонские музы сообщают Гесиоду, что первым возник Хаос: «Прежде всего во Вселенной Хаос зародился» (Теогония, 116). Но это не Хаос как беспорядок, а Хаос как зияние. Древнегреческое слово «хаос» происходит от глагола «хайно» – раскрываюсь, разверзаюсь. Это первичное бесформенное состояние мира, зияние между землей и небом, разделившее твердь от воды и воздуха. После возникновения мироздания, хаос в виде «великой бездны», «хасмы» лежит в основании мироздания. В этой хасме, пишет Гесиод, «и от темной земли, и от Тартара, скрытого во мраке, и от бесплодной пучины морской, и от звездного неба все залегают один за другим и концы и начала страшные, мрачные. Даже и боги пред ними трепещут» (Теогония, 736–739). Из этого видно, что Гесиод в своей трактовке первоначала вплотную подходит к идее субстанциального первоначала, т. е. к началу философии в которой обозначены четыре ступени зарождения богов, «широкогрудая Гея », «сумрачный Тартар», «прекраснейший Эрос», «черная Нюкта-ночь» и «угрюмый Эреб-мрак», Эфир-свет и Гемеру-день и прочие чудовища типа титанов, циклопов и т. д. А потом появляются и Обман, Сладострастие, Старость, Смерть, Печаль, утомительный Труд, Голод, Забвение, Скорби, жестокие Битвы, судебные Тяжбы, Беззаконие и т. п. Все эти социальные явления не мифологизированы и не олицетворены и поэтому устраивают между собой бойню титаномахию. После низвержения Урана владыкой мира стал Крон (олицетворение Времени); его правление было золотым веком.

В нашей жизни возможны случайности типа инциденты, происшествия (обычно неприятные), столкновения, недоразумения и несчастные случаи; а так же возможны продолжения типа прецеденты случаи, которые имели место ранее и сейчас служат примером или оправданием инцидентов. Инцидент легко может стать прецедентом и примеров тому масса. А вот наоборот, это уже надо посмотреть и тут без сверх естественных сил не обойтись. Эти два слова, такие близкие по звучанию, но разные по смыслу и значению, являются паронимами. При смешении паронимов возникают речевые ошибки, и происходит подмена понятий вследствие неправильного употребления однокоренных слов, которые в строгом значении термина нельзя отнести к паронимам.

Когда мы хотим интерпретировать какой-либо миф, переводя на родной язык может возникнуть паронимическая аттракция, эдакая народная этимология, сближение сходных по звучанию слов родного и неродного языков (или двух неродных языков) в речи, которая вызывает у некоторых юмористический настрой восприятия текста. Так согласно мифу Зевс, имеющий гарем жён, создал Пандору и подарил её младшему брату Прометея, чтобы отомстить ему за любовь к людям Земли. Пандора же не будь дурой, взяла и открыла оставленный на попечения мужа Эпиметея сосуд типа кувшина с болезнями, смертью и многими другими ужасными и кошмарными напастями и пороками, которые в результате этого были выпущены в мир людей, на дне сосуда оставалась лишь надежда. Тут же этот сосуд превратился в ящичек-ларец Пандоры, зародивший фразеологизм, которым обозначают источник бедствий и несчастий. «Открыть ящик Пандоры» - сделать что-то с необратимыми и опасными последствиями, своеобразный прецедент, ставший в последствии инцидентами. Синонимом этой фразы, стало выражение «выпустить джинна из бутылки».

И вот сегодня, этот феномен с сундучком, кувшином, сосудом, ящиком или бутылкой означает, что «одним неловким движением можно наделать кучу бед и наоборот». Пример употребления: казалось бы, в решении Бориса Ельцина доверить Россию молодому амбициозному и исполнительному разведчику не было ничего предосудительного, да и кто из представителей семибанкирщины мог предполагать какой прецедент их ждёт. Однако сейчас весь мир понимает, что за сосуд Пандоры был открыт в 1999 году, и народ тоже это понял. Иными словами, иносказательно используя здравомыслие можно интерпретировать смысл этого мифологизма.
Прецедент порой становится яблоком раздора и тогда возникают инциденты, способствующие возникновению в жизни разного сорта негараздов, бедствий и несчастий. И виной всему может стать простое любопытство любимой женщины, которую никто не просил открывать заповедный сундучок, и искать в нём ответы на все вопросы. Казус, недоразумение, курьёзный инцидент могут тоже превратится в ящичек или сундук, или даже в огромную ёмкость, из которой потоком хлынут локальные войны, беженство,
бактериологическое оружие вирусы, мор, финансовые кризисы и ядерная атака типа чернобыльской катастрофы или тонны ложной информации канализацию блогов. И кроме женщины, взорвать такую ёмкость или открыть ящик, или же проделать дыру в кувшине перепрограммировать гаджеты могут не только любопытные женщины, но и намеренные с умыслом действия мужчины, политика, военачальника, командующего и властелина мира.

А тогда в древности, при царе царей, генеральном секретаре всех богов на олимпе, императоре и верховном главнокомандующем, кто-то из своих приближённых открыл охраняемый ящик, выпустив беду и во всём обвинил бедную невиновную Пандору, хотя сам же и пострадал от той, выпущенной из ящика радиации. Или просто, спёр ядерный чемоданчик и нажал на ядерную кнопочку без всяких приказов, устроив прецедент на границе, чтобы как-то завуалировать зло, совершённое ради мщения или просто от недопонимания последствий. Но не всё так просто, как может показаться. Народ, гонимый любопытством и желанием понять смысл жизни, старается сорвать плоды познания с древа имеющего незрелые плоды, но попробовав их выбрасывают, выплёвывают и оставляет не съеденными огромные залежи отходов, гнилья и неиспользованных просроченных продуктов. Какому богу такое отношение к райским кущам понравится. И естественно, тут же происходит провокация змея, или козла и рогатого с копытами и коленками назад с уговором райской женщины, которая из любопытства не только сама откроет ларчик, но и попросит об этом мужа, а тот рад стараться, покажет, как просто открывается ларец, за которым последует песец или звездец наконец, это уже кому как заблагорассудится.




.
Послесловие:
На полу дворца Юпитера стоят две урны: одна наполнена злыми дарами, а другая — добрыми. А может это коробки или контейнеры, банки или чемоданы?  Это друзья мои интернет. Мы каждый раз, включая компьютер, планшет или селфон, открываем для себя ящик Пандоры со всеми вытекающими последствиями

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Корректор Желаний 
 Автор: Сергей Лысков
Реклама