Произведение ««Для детей, о детях» 1-й тур 1-я группа 1-й поединок» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Без раздела
Тематика: Без раздела
Конкурс: Конкурс «Для детей, о детях»
Автор:
Баллы: 9
Читатели: 250 +2
Дата:

«Для детей, о детях» 1-й тур 1-я группа 1-й поединок

Сегодня, одновременно выставляю два поединка в этой группе. Кто зашёл на этот поединок, зайдите сразу на 2-й и проголосуйте за оба поединка.
Тема – для детей, о детях.
Жанр – любой.
Объём от 3000 до 20000 знаков.

Оценивать поединки может любой автор Фабулы, независимо писатель он или поэт. То есть любой автор Фабулы, независимо от того, участвует он в конкурсах или нет, может проголосовать за понравившийся рассказ. И его мнение будет учтено.

Не имеют право голосовать:
1) Гости
2) Анонимы
3) Клоны

Оценивать рассказы следует, примерно, по таким критериям.
Содержание: соответствие, сюжет, интрига, концовка. Не обращая внимания на буквы, словно вы смотрите фильм.
Повествование: стиль, герои, эмоции, ошибки. То есть, то, что зависит от автора.
Каждый голосующий имеет права каждому автору поставить 0, 1 или 2 балла, по принципу:
0 баллов – рассказ не очень;
1 балл – нормальный рассказ;
2 балла – рассказ хороший.
То есть, все возможные оценки: 2:2,  2:1,  1:2, 2:0,  0:2  1:1,  1:0,  0:1,  0:0.
Не забудьте указать в пользу какого рассказа.
За победу в поединке даётся 2 очка, за ничью – 1 очко, за проигрыш – 0 очков.

ГОЛОСОВАТЬ В СВОИХ ПОЕДИНКАХ, КОММЕНТИРОВАТЬ СВОИ ПОЕДИНКИДО ОБЪЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА – НЕЛЬЗЯ!!!
ПОЖАЛУЙСТА, СОБЛЮДАЙТЕ ЭТО УСЛОВИЕ!!!

Итак, в этом поединке встречаются рассказы «Август. Звезды. Сталинград» и «Берёзовый листочек».



Август. Звезды. Сталинград

«- А у немцев на небе тоже звезды?
- Да
- А я думал, фашистские знаки…»
(с) Из воспоминаний детей Сталинграда

Солнечная Бекетовка
- Кольк, а Кольк! Скоро в школу, август уже, а ты меня так и не взял погулять в центре города, мороженое обещал, на карусели…
Маруся цеплялась за широкие Колькины штаны и все канючила: «Кольк…»
Ну, обещал. Только тогда впереди было целое лето. Долгое, жаркое Сталинградское лето сорок второго с янтарными абрикосами, утренними туманами на рыбалке, купанием на волжской косе под палящим солнцем. Впереди  -  КАНИКУЛЫ! И никакая война не омрачала этого будоражащего предвкушения свободы. Война шла уже год, но, где-то очень далеко.
Колькина мама работала почтальоном. Жили они в Кировском районе Сталинграда, около железнодорожной станции Бекетовская. «Солнечная Бекетовка» называлось то чудесное место, где обитали двенадцатилетний Колька, его шестилетняя сестра Маша и их мама Валентина. Жили в небольшой коморке при почте. Отец воевал с фашистами.
О том, что идет война, напоминали новости из рупора почтового громкоговорителя. Да письма в большой кожаной сумке, которые мама развозила на велосипеде. Каждое утро Валя сортировала солдатские треугольники, оттягивая момент, когда нужно было ехать сообщать людям о невероятной радости, или о непоправимой утрате. Эта хрупкая женщина была вестником из той страшной жизни, которая была еще не рядом, но уже заявляла о себе военными сводками, сообщениями о боях, происходящих совсем не далеко. Немцы приближались к Сталинграду. В это верилось с трудом, потому что вокруг было яркое небо, жаркое солнце. И Волга искрилась миллионами бриллиантов, отражая обманчиво мирное небо.
Почти каждый вечер мама возвращалось с работы усталая, мрачная. Весточки, доставляемые ею, в основном, были печальные. Беда таилась на подходе к городу Сталина. 
Садик, в который ходила Маруся, тоже носил имя Сталина. Большой, трехэтажный, с высокими потолками. Обычно на лето детей вывозили на дачу, но в этом году все было иначе. В июле малышей распустили, а здание переоборудовали под военный госпиталь. Поэтому Маша, как строго наказывала мама,  оставалась с братом, под Колькину ответственность. Это значило, что кончилась мальчишеская свобода и сестра болталась под ногами, как привязанная.
На железнодорожную станцию приходили эшелоны с ранеными. Кольку с одноклассниками звали на помощь в госпиталь. Они заправляли койки постельным бельем. Помогали переносить раненых в палаты. Носилки были тяжелые, ребята тащили одного больного вчетвером.
Сестренка  крутилась тут же. Она тоже старалась помочь: поднести воды, градусник. Поговорить. Читала в палатах стихи и пела свои детские песенки. А иногда, когда мама пекла пирожки, сгребала их в узелок и бежала «к солдатикам».
Так заканчивалось долгожданное лето. Не успели оглянуться – август на дворе.

Танцующие дети
«Кольк, а Кольк… Тебе на следующей неделе в школу!», - завела Маруся. Брат посмотрел на календарь, висящий на стене. «Так, сегодня суббота, 22 августа. Решено, завтра, в воскресенье, едем гулять, готовься!» Мама отпустила.
Девочка, в волнении, долго не спала, смотрела в окно на звездное небо. Было тихо. Только их пес Дружок возился в своей будке, вздыхал и посапывал. Да на станции что-то объявлял дежурный, да гудели поезда. Завтра! Завтра они отправятся в долгожданное путешествие!
Утро выдалось солнечным и прохладным. На небе ни облачка. Колька открыл глаза. Перед ним - нарядная сестренка с идеально заплетённой косичкой, торчащей из-под панамы, в белых носочках, новых сандаликах и с медведем под мышкой.
- Коля, вставай! Утро давно! Ты так все на свете проспишь!
Пришлось подчиниться. Мама, посмеиваясь, готовила завтрак.
- А медведь зачем? Так не пойдет, с медведем не договаривались. Дорога дальняя.
Сталинград растянулся по берегу Волги на много километров. Их южный Кировский район был в двадцати от центра города. Ехать предстояло на автобусе целый час. Мама отсчитывала деньги: на проезд, на мороженое, на газировку, на карусели…
23 августа 1942 года было обычное воскресенье. Город жил своей жизнью: кто-то бежал на работу, несмотря на то, что у всех выходной. Кто-то стоял в очереди в магазин. Кто-то развешивал постиранное белье. А многие, как Колька с Марусей, просто гуляли в городском саду в центре Сталинграда.
Их путешествие удалось на славу. Покатались на яркой карусели с веселыми лошадками. Поели мороженого и посидели на набережной, болтая ногами и наблюдая за искрившейся на солнце волжской водой. Перекусили пирожками и напились газировки. 
Время близилось к обеду. Пора было возвращаться домой. И тут девочка запросилась к фонтану с танцующими детьми и крокодилом, что на Привокзальной площади. Как усталый Колька не отпирался, сестра стояла на своем: «Не уйду, не увидев детский фонтан!». Делать нечего, пошли.
На высоком постаменте застыли в танце шесть скульптур ребят: три мальчика и три девочки. Их руки были сомкнуты. Одежда развивалась в танце. Между ними – крокодил. Прямо как в стихотворении Корнея Чуковского!
Колька хотел спросить, что тут такого интересного, как резкий, оглушающий звук накрыл город. Он возник неожиданно и раздавался, казалось, отовсюду сразу. Это выли сирены, оповещая о воздушной тревоге. Первый раз в до этого мирном городе Сталинграде. Девочка в ужасе зажала уши. Брат схватил за руку: «Бежим!».
Они мчались до тех пор, пока не поняли, что вокруг неестественно тихо. Сирена молчала. Отовсюду выглядывали испуганные люди. Тысячи глаз из подвалов, щелей и подворотен. Время шло. Безмолвие тревожило и пугало. «Надо выбираться. Домой»
И тут раздался гул. В небе, на небольшой высоте, шли тяжелые немецкие самолеты. Время замедлилось. Люди наблюдали, как отделились первые бомбы. Черные, пузатые, с оперением. Раздался вой падающих снарядов, разрывы.
Колька толкнул сестру в какую-то выбоину, прижал к земле, закрыл собой. Она жалобно стонала. Брат шептал: «Ничего-ничего, не бойся. Скоро все закончится, и мы пойдем домой, к маме. Ведь нас ждет мама!».  Их оглушило, засыпало пылью, обломками. Вокруг кричали люди, рвались бомбы, складывались, падая, дома. Рушился мир детей, их родителей, стариков. Здесь не было ни военных, ни стратегических объектов. Немцы бомбили мирный город, город Сталина.  Чтобы сравнять с землей его вместе с Колькой, Марусей, их мамой, другими жителями.
Из официальной хроники: «23 августа, воскресенье. В 16 часов 18 минут началась массированная бомбардировка Сталинграда. В течение дня было произведено 2 тысячи самолетовылетов. Город был разрушен, десятки тысяч жителей ранены и погибли».
Сколько продолжался налет, дети не знали. Происходящее, казалось, не закончится никогда. Стемнело. То ли ночь подкрадывалась к разрушенному городу. То ли это были смог и пыль.
Когда рев, наконец, стих, дети выбрались из укрытия. Спрятались они в ГОРОДЕ. А сейчас стояли в РУИНАХ.
На фоне покореженных зданий железнодорожного вокзала и привокзальной площади скульптуры детей на постаменте танцевали вокруг крокодила. Фонтан был цел. Только вместо сцепленных друг с другом детских рук торчала металлическая проволока.
Маруся, не отрываясь, смотрела в одну точку. Ее дрожащие губы шептали:
«Голова! Коля, где у девочки голова? Почему у девочки нет головы?!!»
Действительно, у одной из скульптур оторвало голову.
Брат тащил Машу прочь, приговаривал:
«Пошли отсюда. Не смотри! Там голова, есть она, просто ее не видно. Пошли!»
Сестренка спотыкалась и все твердила про девочку без головы.

Звезды над Волгой
Люди бежали кто куда, в основном к Волге. Было темно. Дорога в завалах, двигаться трудно. Брат тащил Марусю тоже в сторону Волги. Сам не зная, зачем. Вместе со всеми.
На берегу собрались люди. Толпы людей. Старались занять стоящие поодаль лодки, небольшие катера. Часть из них, переполненная беженцами, отчаливала. Опоздавшие метались по суше, кричали, просили подождать.
Над рекой кружили немецкие самолеты. На глазах у брата с сестрой в катер, полный беженцев, попала бомба с низко летевшего самолета. Раздался грохот.
Горела Волга. Зарево в небе сливалось с кипящей водой. Да, такое может быть. Скорее всего, разлилось топливо с  тонущего судна. Шли на дно люди, мертвые и живые. Как на сцене адского театра. Рев и вой разносились над Волгой.  На миг поднялась окровавленная рука, взмахнула и скрылась в воде. Маруся заплакала. «Не смотри, не смотри, не смотри…», - твердил брат, увлекая ее дальше по берегу.
Они брели, утопая в мокром песке, и уже не смотрели на горящую реку. Не слушали крики и грохот. Они просто шли. На железнодорожных путях, расположенных выше, горели и взрывались цистерны.
Остановились в овраге, полном беженцев. Девочка валилась с ног. Новые сандалии порвались, ноги стерты – кровь с песком. У воды стало холодно. Люди спрашивали, чьи они и как здесь очутились одни, без взрослых. Маша отвечала, что они шли домой, к маме. Их накормили. Колька устроился на сухих ветках, взял сестренку на руки, прижал к себе, согревая. Сердобольные соседи нашли, чем их прикрыть. На реке все стихло. Самолеты улетели. Слышался только шум прибоя . Засыпая на руках брата, Маруся смотрела на ясное звездное небо сквозь ветви дерева, росшего на краю оврага. Она не могла поверить, что сегодня утром не было самолетов, страшных черных бомб, что город был цел, люди живы, а  у девочки из танцующего фонтана была на месте голова.
- Коль, а сейчас у немцев на небе тоже звезды?
- Да.
- И у Гитлера?
- И у Гитлера.
- И у товарища Сталина?
- И у него.
- Те же самые, что и у нас?
- Спи!

Домой
Утро было тихое, солнечное, холодное. Над рекой клубился туман. Дети проснулись, и, чтобы согреться, побежали в сторону дома. Путь был не близкий, приходилось пробираться сквозь завалы. Попробовали по берегу Волги, но поняли, что


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     17:10 06.10.2022
Первый рассказ зацепил.
Прочитала на одом дыхании.
Не думала о теме.
Спасибо.
     14:54 29.09.2022
Первый рассказ потряс. Все так, все правда.  Мы были в том году в Волгограде, и ту скульптуру видели. И долго слушали рассказ гида в процессе пути на Мамаев курган. Много было прочитано мною о Сталинграде. Верю автору.  Читала рассказ, и словно там была, с ними, с детьми рядом. Эффект присутствия. Браво! Написано грамотно, именно в той тональности, так сказать, которая тут уместна. Трогает до слез. А это у меня лакмус - если есть слёзы, значит , это - искусство.  Штиль в душе, значит так.... Однозначно два балла! А могда бы поставить и пять!
Второй рассказ - просто очарование. Добрая, мудрая,  красивая  сказка - с ветром, летающем в собственном плаще,  имеющем жену и деток - ветерков.  И смысл глубокий. Все в природе задумано правильно. Даже маленький листок спит под снегом не просто так.... Тоже высший  балл.
2:2
     10:38 27.09.2022
Комментарий удален автором произведения
     20:28 21.09.2022 (2)
1:1
В первом рассказе сталина гораздо больше, чем детей. Не берусь оценивать историческую достоверность, что и не требуется, но сильно удивляет легкий доступ к продовольственным товарам третичного назначения, учитывая тот факт, что в ноябре того же года по всему СССР будет введена всеобщая карточная система, так как еды на всех уже не хватает. Предлагается оценивать рассказы, как будто мы смотрим кино, так вот в кино это называется киноляп.
Второй рассказ, на мой взгляд, не соответствует теме конкурса, автор использовал аллегорию, но, на мой взгляд, не попал.
     15:15 25.09.2022
Борис! Спасибо! Насчёт темы - "для детей"... Полагаю, что соответствует.
     19:23 24.09.2022 (1)
Борис! В тексте размером 10 170 слов без пробелов, слово «Сталин» встречается 3 раза (исключила «Сталинград», как указание места событий). Это много? О детях – весь рассказ. Учитывая время и место, описанные в рассказе. По правилам русского языка «Сталин» пишется с большой буквы. Я понимаю, что у Вас авторское видение, и все же. Этот рассказ не о Сталине, он аполитичен. Рассказ о другом. Очень жаль, что не донесла(.

« к продовольственным товарам третичного назначения», извините, что это? Сначала подумала, что ошибка, что это не про мой рассказ. Потом, после внимательного рассмотрения), поняла, что, все-таки мне. Учитывая то, что в рассказе нет другой еды (рассказ совсем не про продукты!) кроме пирожков, мороженного и газировки, я поняла, что это то самое). Да, и где этот самый «ляп»? Я попыталась прояснить этот вопрос, но ничего ни «за», ни «против» не нашла.

По поводу достоверности. Я думала, вопросы будут о другом, я сама бы задала их.
Во-первых, путешествие детей по развалинам, длинной 30 км? Но, обратное никто не докажет, всякое бывает. Я, как житель Волгограда, знаю, что у нас в каждой семье свои военные истории. Меня интересовали «дети Сталинграда», у нас даже есть такая социальная категория, поддерживаемая государством. Сейчас это глубоко пожилые люди, которые часто вспоминают прошлое. Моя мама тоже «ребенок войны». Это в ее воспоминаниях переправа по горящей реке, кровавая рука из-под воды. Моя близкая приятельница в войну жила в Бекетовке, в каморке на почте. Ее мама была почтальоном. А старшего брата боготворит до сих пор. Детский садик Маруси, в который ходили многие мои знакомые, долго стоял разрушенный, недавно его снесли.
Я много изучила воспоминаний в документах детей Сталинграда перед тем, как взяться за этот рассказ.
Дальше. Скульптура девочки без головы. Наш детский фонтан с историей. Он построен еще до войны, потом разрушен, в наше время восстановлен. На некоторых фотографиях военного времени действительно, у одной из девочек нет головы. На других – все на месте. Загадка. Или разное время съемки.
     19:36 25.09.2022 (1)
-1
1. Карточки в СССР были введены с 16.07.1941г. в Московии и в Ленинградии, а с 01.11.1941г. в других крупных городах, в том числе в Сталинграде. Сомневаюсь, что при карточной системе мороженое и газировка были доступны населению, а не партийным бонзам - это и есть киноляп.
2. сталина Вы в тексте в лучших традициях нлп и учебника истории Филиппова обьективируете для читателя.
3. Про фонтан знаю по рассказам местных жителей и про мороженое тоже, что это мороженое стало стмволом мирного послевоенного времени. Не поленился посиотреть: производство мороженого в Волгограде началось после войны. Поэтому имеет место наложение воспоминаний о мирном времени и вообще мороженое и газировка - это признаки послевоенного времени.
     09:30 27.09.2022
1
Борис, Ваше мнение понятно, с фактами согласна. Что такое "нлп" не знаю, учебник истории Филиппова не читала, по каким учились в семидесятые  - не помню. Рассказ не об этом. Учтите, что все-таки это художественный вымысел автора, основанный на воспоминаниях очевидцев.
     20:56 21.09.2022 (2)
1:2
Обе работы понравились, но вторая - сказка - понравилась больше, очаровательная и поэтичная.
     15:25 25.09.2022
Алёна, благодарю за высокую оценку!
     17:45 24.09.2022
1
Спасибо, Алёна! Мне сказка тоже нравится)
     20:43 21.09.2022 (2)
1,1 без комментариев
     15:24 25.09.2022
Спасибо, Дмитрий!
     17:45 24.09.2022
Спасибо, Дмитрий!
     17:51 21.09.2022 (2)
Первое произведение хотя и про детей, но сначала показалось слишком суровым для данного конкурса. Подумал, если второе будет примерно равным, то ему и отдам предпочтение. Прочитал второе и увидел, что по сравнению с первым оно проигрывает во всём. 
2-1.
     15:23 25.09.2022
Спасибо, Виктор!
     17:53 24.09.2022
Спасибо большое, Виктор!
     16:57 21.09.2022 (2)
1
2:2

Хочу выразить отдельную благодарность автору первой работы за попытку погрузить читателей в события того страшного дня. Вы очень пощадили нас, ведя рассказ, реальные события были куда страшней и трагичнее. Но, аккуратность повествования нисколько не уменьшает тот ужас, через который пришлось пройти реальным прототипам Вашего рассказа. 

Автору второй работы говорю спасибо за глубоко философскую работу. В сказочном детском повествовании заложена простая, но мудрая мысль: «Где родился, там и пригодился»! Идея говорит о том, что человек может и должен делать все, зависящее от него, чтобы найти себе применение у себя на родине. Возвращение к корням дарит покой в душе и чувство умиротворения. 
     15:22 25.09.2022
Благодарю Вас, Сфера!
     17:54 24.09.2022
1
Спасибо большое, Сфера!
     18:29 21.09.2022 (2)
Я не могу сравнивать эти произведения. Не знаю как. Что в них может быть общего? Детская проза и рассказы о детях - это разные жанры. 
Поэтому от оценок воздержусь. 

Есть пара замечаний и мыслей по рассказу "Август. Звезды. Сталинград". Сначала по-мелочи:
* Почти каждый вечер мама возвращалось с работы…
* Старались занять стоящие поодаль лодки, небольшие катера. Часть из них, переполненная беженцами, отчаливала. - здесь явное рассогласование единственного и множественного чисел.
* Рушился мир детей, их родителей, стариков. Здесь не было ни военных, ни стратегических объектов. Немцы бомбили мирный город, город Сталина.  Чтобы сравнять с землей его вместе с Колькой, Марусей, их мамой, другими жителями.
На мой взгляд этот кусок лишний. Подобные пояснения здесь не нужны. Как и такие, тем более выделяемые КАПСОМ:
Спрятались они в ГОРОДЕ. А сейчас стояли в РУИНАХ.


     15:21 25.09.2022
Александр! Спасибо за мнение!
     17:49 24.09.2022 (1)
Александр!  Согласна с тем, что рассказы очень разные, в паре их рассматривать нельзя. Если только по отдельности.
Опечатки, опечатки((( Каюсь, исправлюсь.
Насчет рассогласования чисел, позвольте поспорить)
Часть.... Переполненая... отчаливала
     18:37 24.09.2022 (1)
Переполненная часть отчаливала? ))
Не буду спорить, Марина, но мне кажется, что здесь возможно двоякое толкование. А это некомильфо.
А история у вас хорошая. И написано очень неплохо, и очень удачные находки-акценты есть вроде оторванной головы. Но рассказ нуждается в генеральной уборке. Нельзя оставлять такие работы "неприбранными". К нему же "гости" приходить будут, все внимательно разглядывать ))

     19:10 24.09.2022
Согласна!!!!
     00:49 23.09.2022 (2)
1
Первый рассказ, в основном, "давит" на читательские эмоции. 
Лично у меня комок стоял в горле при прочтении. 
Верю каждому написанному слову. Верю ещё и потому, что моя дальняя родственница  жила в Сталинграде тоже в эти же годы. Ей было пять лет. И описание переправы через Волгу полностью соответствует её  рассказам. Про войну всегда больно читать.
Но то, что рассказ вызвал горячий отклик в душе, никак не прибавляет ему художественности. 
Характеры героев статичны, автор применил приём чистого описания, без психологизма, без внутреннего конфликта героев.
Это даже и не рассказ в художественном смысле, это повествовательный пересказ неких трагических событий.
Есть в рассказе весьма удачные находки: например, сцена, когда девочка в шоковом состоянии старалась рассмотреть, где голова у статуи. Для неё мир рухнул именно в тот момент, когда голова у девочки-статуи отвалилась.  Весь ужас войны для ребёнка воплотился в именно в безголовом изваянии. И этот кошмар она пронесла через всю жизнь. Недаром уже взрослой, она всё вспоминала и вспоминала этот момент.
Про то, что текст не вычитан, пестрит ошибками, читатели уже отметили.
============
Второй рассказ читала без интереса. И даже не могу сказать, понравился бы он детям или нет. Всё немного слащаво, всё предказуемо. 
С пафосом в детском произведении главное - не переборщить. У автора это не получилось. Смерть листочка завуалировали красивыми рассуждениями о пользе, о служении, о долге. Дети любят рассказы с действием стремительным, захватывающим, а ещё и узнаваемым. 
Трудно ребёнку представить, как можно на всю ночь остаться в тёмном холодном тамбуре и размышлять о высоком.
Понимаю стремление автора привнести в сказку элемент морали и этики. Это похвально. Сказки и должны чему-то учить, а не просто развлекать детей на сон грядущий. Автор, а что если вам обыграть знакомство листочка с детьми ветра? Их игру, грусть листка по родной берёзке, горячее желание ветрячков помочь новому друг. Вот тут и рассуждения о пользе, о служении будут уместны. Дети поймут, что настоящая дружба творит чудеса. У вашей сказки есть потенциал.
=====
оценка: 1/1
     15:18 25.09.2022
Анна! Спасибо за оценку!
     17:29 24.09.2022 (1)
Спасибо, Анна, за внимательно прочтение и развёрнутый отзыв. С замечаниями согласна. Ошибки постараюсь исправить, они никого не красят)
Вы отметили факт отбитой головы у статуи девочки. Наш детский фонтан с историей. Возведён до войны, в 1942 г разрушен. В наше время восстановлен. На военных фото в некоторых случаях голова статуи на месте, а иногда отбита. Вот загадка. Может, дело во времени съёмки?
     17:34 24.09.2022 (1)
Я знаю, что фонтан восстановили. Часто уезжаю с железнодорожного вокзала. Сидела на лавочке возле этого фонтана. И видела статуи играющих детей.
     19:16 24.09.2022
Анна)))
В 2013 году один из лидеров байкерского движения «Ночные волки» решил возродить фонтан, как один из символов военного Сталинграда. Теперь таких фонтанов два: на привокзальной площади и напротив Мельницы. Но эти не точные копии того, довоенного.
Реклама